01 ноября 2004 года Дело № А05-13141/03-26
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Ветошкиной О.В., Корпусовой О.А.,
рассмотрев 01.11.04 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.04 по делу № А05-13141/03-26 (судья Ипаев С.Г.),
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Даммерс» (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску (далее – налоговая инспекция) от 10.11.03 № 17-23/23497 о дополнительном начислении земельного налога за 2000-2002 годы и об обязании налоговой инспекции зачесть 254 341 руб. излишне уплаченного в 2000-2002 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему.
Решением суда от 26.12.03 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.04.04 решение от 26.12.03 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением суда от 05.07.04 оспариваемое решение налогового органа о доначислении обществу 230 781 руб. 56 коп. земельного налога признано недействительным. Налоговая инспекция обязана возвратить заявителю указанную сумму излишне уплаченного в 2000-2002 годах земельного налога. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение от 05.07.04, ссылаясь на обоснованность применения поправочного коэффициента «2», установленного статьей 15 Федерального закона от 22.02.99 № 36-ФЗ «О федеральном бюджете на 1999 год» (далее – Закон № 36-ФЗ), при расчете ставок земельного налога, действовавших в 2000-2002 годах.
Кроме того, налоговая инспекция считает, что налоговая ставка с учетом поправочных коэффициентов должна применяться с начала 2000 и 2002 года, поскольку налоговым периодом по земельному налогу является один год.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить решение суда без изменения.
Дело рассмотрено без участия представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела видно, что при расчете подлежащего уплате земельного налога за 2000-2002 годы общество последовательно применяло каждый из ежегодно вводимых соответствующими федеральными законами повышающих коэффициентов к налоговым ставкам, предусмотренным нормативным актом местного представительного органа власти.
Полагая, что повышающие коэффициенты не изменяют налоговую ставку, а влияют лишь на порядок уплаты земельного налога в соответствующем году, общество обратилось в налоговый орган с заявлением о зачете излишне уплаченного в 2000-2002 годах земельного налога в счет предстоящих платежей по нему. Согласно уточненным декларациям земельный налог исчислен по ставке, установленной решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 № 337 «О ценовом зонировании территории муниципального образования «Город Архангельск», с применением поправочных коэффициентов «1,2» и «2» в 2000 и 2002 году соответственно. В ходе камеральной проверки представленных обществом уточненных деклараций налоговый орган сделал вывод об отсутствии оснований для зачета.
Решением от 10.11.03 № 17-23/23497 налоговая инспекция доначислила обществу 254 342,04 руб. земельного налога за 2000-2002 годы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 21 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» земельный налог устанавливается законодательными актами Российской Федерации и взимается на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе Российской Федерации или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно - территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом Российской Федерации.
В силу статьи 8 Закона Российской Федерации «О плате за землю» земельный налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок. Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов.
Ставки земельного налога в городе Архангельске установлены решением Архангельского городского Совета депутатов от 24.12.98 № 337 «О ценовом зонировании территории муниципального образования «Город Архангельск» и введены в действие с 01.01.99 (пункт 2 названного решения).
Ежегодно средние ставки земельного налога индексируются с учетом уровня инфляции. В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 31.12.99 № 227-ФЗ «О федеральном бюджете на 2000 год» ставки земельного налога, действовавшие в 1999 году, применяются для всех категорий земель с коэффициентом «1,2». В статье 1 Федерального закона от 14.12.01 № 163-ФЗ «Об индексации ставок земельного налога» и статье 14 Федерального закона от 30.12.01 № 194-ФЗ «О федеральном бюджете на 2002 год» указано, что ставки земельного налога, действовавшие в 2001 году, применяются в 2002 году для всех категорий земель с коэффициентом «2».
Отказывая в принятии к рассмотрению жалоб заинтересованных лиц на нарушение приведенными нормативными положениями их конституционных прав и свобод, Конституционный Суд Российской Федерации указал в определениях от 12.05.03 № 186-О и от 06.02.04 № 48-О, что период в один месяц может рассматриваться в качестве отчетного, а закон о бюджете должен исполняться в период, на который он принимался. В данных судебный актах изложена правовая позиция высшего судебного органа России, согласно которой порядок исчисления земельного налога в 2000 и 2002 году с учетом коэффициентов «1,2» и «2» должен применяться соответственно с 01.03.2000 и 01.02.02.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.
Таким образом, толкование приведенных правовых норм, изложенное Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 12.05.03 № 186-О и от 06.02.04 № 48-О, является обязательным как для налогоплательщиков, так и для налоговых и судебных органов.
Статьей 15 Закона № 36-ФЗ предусмотрено, что ставки земельного налога, действовавшие в 1998 году, применяются в 1999 году с коэффициентом «2».
Как правильно указал суд, предусмотренный приведенной нормой поправочный коэффициент индексирует ставки земельного налога по отношению к 1998 году, тогда как используемая налоговой инспекцией при расчете земельного налога за 2000-2002 годы ставка введена в действие только с 1999 года.
При таких обстоятельствах суд сделал правильный вывод о невозможности использования установленного Законом № 36-ФЗ коэффициента при расчете ставок земельного налога, действовавших в 2000-2002 годах.
Ссылка налоговой инспекции на методику расчета базовых ставок земельного налога, использованную представительным органом местного самоуправления, не принимается во внимание как не имеющая отношения к существу спора. Установление конкретных ставок земельного налога, а также даты введения в действие этих ставок входит в компетенцию местного законодателя. То обстоятельство, что, вводя ставки земельного налога с 01.01.99, местный законодатель не мог знать о предстоящей их индексации федеральным законодателем, не влияет на правоотношения сторон.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что основания для отмены обжалуемого решения суда отсутствуют.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.07.04 по делу № А05-13141/03-26 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Архангельску – без удовлетворения.
Председательствующий Д.В. Хохлов
Судьи О.В. Ветошкина
О.А. Корпусова
7.6.9