ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
05 июля 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-13551/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено июля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Помор Сифуд» ФИО1 по доверенности от 31.03.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании с применением системы веб-конференции апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года по делу № А05-13551/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Помор Сифуд» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163045, <...>, кабинет 14; далее – общество, ООО «Помор Сифуд») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 185031, Республика Карелия, город Петрозаводск (Октябрьский р-н) улица Мурманская, дом 22; далее – управление, Россельхознадзор, административный орган) об отмене постановления от 19.11.2020 № 10/А-48/553 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 8 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), о привлечении к административной ответственности, в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года заявленные требования удовлетворены.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Общество в отзыве считает решение суда законным и обоснованным.
Россельхознадзор надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направил, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.
Как следует из материалов дела, 25.05.2020 сотрудниками управления в рамках государственного мониторинга от партии филе трески мороженое без кожи без костей (ГОСТ Р 51494-99), предназначенной на экспорт, отобраны и направлены в ФГБУ «Ленинградская МВЛ» по акту отбора проб (образцов) от 25.05.2020 № 1746169 проба весом 1,1 кг, по акту отбора проб (образцов) от 25.05.2020 № 1746147 проба весом 1,2 кг.
Поскольку в ходе исследования пробы, отобранной по акту отбора проб от 25.05.2020 № 1746169 (протокол испытаний № 19639), выявлен мышьяк в количестве 10,23 мг/кг, при норме 5,0 мг/кг, то 03.07.2020 в отношении ООО «Помор Сифуд» введен режим усиленного лабораторного контроля (далее – УЛК).
Письмом управления от 13.07.2020 № 10/А-4459 ООО «Помор Сифуд» проинформировано об изменении статуса предприятия в Реестре Таможенного союза.
В рамках проведения усиленного лабораторного контроля управлением обществу выставлено требование от 18.09.2020 о необходимости в срок до 25.09.2020:
- обеспечить доступ должностного лица Управления Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу для отбора проб в режиме УЛК;
- обеспечить направление проб (не менее 10) разных партий (при наличии) филе трески без кожи без костей мороженого, изготовитель судно АК-0328 «Архангельск». Оформление актов отбора проб осуществляется сотрудниками Управления Россельхознадзора через ФГИС «Меркурий», лабораторные исследования провести в ФГБУ «Ленинградская МВЛ» по показателю: мышьяк.
Этим требованием также предписано в течение 7-ми рабочих дней после получения результатов из ФГБУ «ЛМВЛ» предоставить копии протоколов исследований продукции, направленной в режиме УЛК, в Управление Россельхознадзора по Республике Карелия, Архангельской области и Ненецкому автономному округу по электронной почте с последующим досылом почтой.
Указанное требование получено обществом 18.09.2020.
Поскольку ООО «Помор Сифуд» обозначенное требование управления от 18.09.2020 не исполнено, им не обеспечен доступ должностного лица управления для отбора проб в режиме УЛК и не предоставлены пробы для направления (не менее 10) разных партий (при наличии) филе трески без кожи без костей мороженого, изготовитель судно АК-0328 «Архангельск» для проведения лабораторных исследований в ФГБУ «Ленинградская МВЛ» по показателю «мышьяк», то в отношении общества Россельхознадзором составлен протокол от 06.11.2020 № ЮА-48/553 об административном правонарушении, а также 19.11.2020 вынесено постановление по делу об административном правонарушении № Ю/А-48/553, которым ООО «Помор Сифуд» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
Не согласившись с привлечением к административной ответственности, ООО «Помор Сифуд» оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции отметил, что поскольку требование от 18.09.2020 не содержит в себе указаний именно об устранении нарушений и ссылки на конкретные нарушения ветеринарных и санитарных требований и правил отсутствуют, то в деянии общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда в связи со следующим
В соответствии со статьей 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ определена ответственность за невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление федерального государственного ветеринарного надзора, об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
Объективной стороной данного правонарушения является неисполнение в установленный срок законного требования лица, уполномоченного на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил, ветеринарных правил.
При этом из диспозиции названной статьи не следует, что ответственность наступает только за неисполненное в установленный срок требования, направленного на устранение выявленного нарушения.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 № 4979-1 «О ветеринарии» (далее – Закон о ветеринарии) должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный ветеринарный надзор, являющиеся государственными ветеринарными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в частности, предъявлять организациям требования о проведении противоэпизоотических и других мероприятий, об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о ветеринарии, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований.
Пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 327, на данную службу возложены полномочия по осуществлению государственного надзора в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Согласно пункту 6.1 Положения Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право организовывать проведение необходимых расследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам осуществления надзора в установленной сфере деятельности.
Статьей 14 Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» предусмотрено проведение мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов в целях определения приоритетных направлений государственной политики в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, охраны здоровья населения, а также в целях разработки мер по предотвращению поступления на потребительский рынок некачественных и опасных пищевых продуктов, материалов и изделий.
Пунктом 1 статьи 53 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее – Договор) определено, что продукция, выпускаемая в обращение на территории Союза, должна быть безопасной. Частью 4 данной статьи установлено, что государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов Союза проводится в порядке, установленном законодательством государств-членов.
Применение санитарных, ветеринарно-санитарных, карантинных фитосанитарных мер и взаимодействие уполномоченных органов государств-членов в области санитарных, ветеринарно-санитарных и карантинных фитосанитарных мер осуществляются согласно приложению № 12 к Договору.
Пунктом 9 Приложения № 12 установлено, что ветеринарный контроль (надзор) на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза проводится в соответствии с положением о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Союза и на таможенной территории Союза, утверждаемом Комиссией.
На основании подпункта 2 пункта 11 приложения 12 к Договору уполномоченные органы в области ветеринарии в случае обнаружения товаров (продукции) животного происхождения, опасных в ветеринарно-санитарном отношении, незамедлительно после официального подтверждения небезопасности товаров (продукции) направляют информацию в Комиссию о них, а также о принятых ветеринарно-санитарных мерах в интегрированную информационную систему Союза, а также для уведомления уполномоченных органов других государств-членов.
При этом, как предусмотрено статьей 58 Договора ЕАЭС, ветеринарно-санитарные меры применяются в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза и перемещаемых по таможенной территории Союза товаров (в том числе товаров для личного пользования), включенных в Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утверждаемый Комиссией, а также в отношении объектов, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).
Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), утвержден Решением Комиссии таможенного союза от 18.06.2010 № 317, согласно которому подконтрольным товаром являются, в том числе рыба мороженая.
Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 09.10.2014 № 94 утверждено Положение о едином порядке проведения совместных проверок объектов и отбора проб товаров (продукции), подлежащих ветеринарному контролю (надзору) (далее – Положение № 94).
Мониторинг качества и безопасности пищевых продуктов проводится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.11.2000 № 883 «Об организации и проведении мониторинга качества, безопасности пищевых продуктов и здоровья населения», Положением № 94.
Согласно пункту 169 раздела XIII Положения № 94 – Реестр предприятий Таможенного союза представляет собой базу данных с доступом по сети Интернет. Содержимое реестра предприятий Таможенного союза отражается на официальных сайтах уполномоченных органов и Комиссии. Согласно пункту 1.1 Методических указаний по обеспечению функционирования Федеральной государственной информационной системы в области ветеринарии (далее – МУ), утвержденных приказом Россельхознадзора от 30.01.2018 № 53 (далее – Приказ № 53) – Федеральная государственная информационная система в области ветеринарии (далее – ФГИС «ВетИС») предназначена для обеспечения записи (внесения), хранения, обработки и представления информации, указанной в статье 4.1 Закона о ветеринарии.
В силу пункта 2 Технических условий по формату и регламенту передачи данных форм реестров организаций и лиц, осуществляющих производство, переработку и (или) хранение подконтрольных товаров, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 17.08.2010 № 342, Россельхознадзор является уполномоченным лицом по ведению реестра предприятий Таможенного союза и изменению статусов включенных в данный реестр предприятий.
В соответствии с пунктом 172 Решения № 94 предприятия могут иметь в Реестре предприятий Таможенного союза следующий статус: а) «без ограничений»; б) «временно ограничено»; в) «усиленный лабораторный контроль»; г) «предупреждение»; д) «специальные требования».
Причины изменения статуса предприятия в реестре предприятий Таможенного союза установлены пунктом 175 Решения № 94, одной из которых является выявление на территории одного из государств-членов нарушений, связанных с подконтрольными товарами, произведенными предприятием (подпункт «г»).
В соответствии с пунктом 115 Положения № 94 после включения предприятия в реестр предприятий Таможенного союза, уполномоченный орган может осуществлять мониторинг подконтрольных товаров (продукции) этого предприятия. Мониторинг проводится в соответствии с нормативными актами Таможенного союза и законодательством государства-члена и должен включать в себя, в том числе лабораторный мониторинг.
Согласно подпункту «в» пункта 116 Положения № 94 отбор проб подконтрольных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Таможенного союза, может осуществляться по запросу производителя или владельца данного товара или по решению государственного ветеринарного инспектора в ходе осуществления усиленного лабораторного контроля безопасности подконтрольных товаров (продукции), произведенных предприятием, в случае обнаружения нарушения соответствующих требований Таможенного союза (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для обращения на таможенной территории Таможенного союза) или третьей страны (в отношении подконтрольных товаров (продукции), предназначенных для экспорта).
Целью отбора проб является получение образцов для последующего лабораторного исследования (пункт 117 Положения № 94).
В силу пункта 129 Положения № 94 в случае, указанном в подпункте «в» пункта 116 настоящего Положения, отбор проб должен осуществляться от 10 партий производимых товаров (продукции) и в течение не более чем 3 месяцев. Отбор проб должен осуществляться только от товаров (продукции) того же типа, в котором было выявлено нарушение. Лабораторные исследования должны проводиться только по тому показателю (показателям), по которому ранее было выявлено несоответствие.
Согласно информации, размещенной в компоненте «Цербер» ФГИС «ВетИС», судно АК-0738 «Архангельск», принадлежащие обществу, включено в Реестр предприятий Таможенного союза. В связи с обнаружением в продукции (треска, филе мороженое) превышения показателя по мышьяку изменен статус предприятия в Реестре предприятий Таможенного союза в соответствии с Указанием Россельхознадзора от 07.07.2020 ФС-НВ-2/19215 на усиленный лабораторный контроль по показателю: мышьяк.
Таким образом, изменение статуса на УЛК произведено Россельхознадзором в отношении поднадзорного объекта, включенного в Реестр предприятий Таможенного союза.
Оспариваемое требование, вопреки выводам суда первой инстанции мотивировано установленными нарушениями ветеринарно-санитарных норм и требований к продукции общества, пунктами 118, 122, 129 Положения № 94 и статьей 9 Закона о ветеринарии, выдано обществу в рамках предоставленных органам Россельхознадзора полномочий, является законным и обоснованным.
Правомерность выставленного обществу требования от 19.11.2020 № 10/А-48/553 установлена вступившим 16.06.2021 в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-10680/2020.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения обществом требований законодательства в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить, равно как и доказывающих принятие обществом необходимых и своевременных мер, направленных на недопущение правонарушения при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, не представлено.
Оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 71 АПК РФ, апелляционная коллегия считает, что в действиях общества содержится состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 8 статьи 19.5 КоАП РФ.
Постановление вынесено административным органом в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ, процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
В связи с этим у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным и отмены постановления Россельхознадзор от 19.11.2020 № 10/А-48/553.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 января 2021 года по делу № А05-13551/2020 отменить.
В удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью «Помор Сифуд» отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |