ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
05 июня 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-13630/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2019 года .
В полном объеме постановление изготовлено июня 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Черединой Н.В., судей Зайцевой А.Я. и Зориной Ю.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бахориковой М.А.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» директора ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2019 года по делу № А05-13630/2018 (судья Кашина Е.Ю.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «ВодТрансСервис» (адрес: 163012, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее – Общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к муниципальному унитарному предприятию «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163015, <...>; ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Предприятие) о возложении обязанностис момента оформления актов допуска узлов учета к эксплуатации принять в коммерческий учет для расчетов за услуги по транспортировке сточных вод:
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 121 МИ, заводской номер 1800610, установленный в здании канализационной насосной станции № 7А, расположенной по адресу: <...>, стр. 2, с 01 августа 2018 года;
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 121 МИ, заводской номер 1800948, установленный в здании канализационной насосной станции № 5, расположенной по адресу: <...>, с 15 августа 2018 года;
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 121 МИ, заводской номер 1800943, установленный в здании канализационной насосной станции № 2, расположенной по адресу: <...>, с 07 сентября 2018 года;
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 121 МИ, заводской номер 1800683, установленный в здании канализационной насосной станции № 6, расположенной по адресу: <...>, с 30 октября 2018 года;
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 100 МИ, заводской номер 1800697, установленный в здании канализационной насосной станции № 1, расположенной по адресу: <...>, с 12 ноября 2018 года;
- узел учета сточных вод Взлет ЭМ Профи 100 МИ, заводской номер 1800739, установленный в здании канализационной насосной станции № 3, расположенной по адресу: <...>, с 30 ноября 2018 года.
Решением суда от 07 февраля 2019 года исковые требования Общества удовлетворены в полном объеме, с Предприятия в пользу Общества взыскано 24 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, с ответчика в доход федерального бюджета взыскано 12 000 руб. государственной пошлины.
Предприятие с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, в иске отказать. В обоснование жалобы указывает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, а решение суда является неисполнимым, поскольку спорные приборы учета сточных вод фактически приняты в эксплуатацию.
Представитель истца в судебном заседании доводы подателя жалобы отклонил по мотивам, изложенным в отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Судебное заседание состоялось в соответствии со статьями 156, 266 АПК РФ без участия представителей ответчика, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения жалобы.
Заслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд находит решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как видно из материалов дела и установлено судом, Общество на основании договора аренды имущества от 05.05.2016 № 01А/ВКХ/2016, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Специализированный транспорт» (арендодатель), является арендатором водонасосной станции питьевой воды (далее – ВНС), локальных очистных сооружений, канализационных насосных станций № 1 - № 7 (далее – КНС), и напорных коллекторов хозфекальной канализации в Северном округе г. Архангельска. Право собственности Арендодателя на указанные объекты подтверждается представленными свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии с постановлением мэрии города Архангельска от 30.01.2015 № 72 «Об определении гарантирующих организаций для централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения на территории муниципального образования «Город Архангельск» с учетом изменений, внесенных постановлением администрации от 29.12.2016 № 1528, Предприятие определено гарантирующей организацией на территории Северного территориального округа г. Архангельска.
Потребители Предприятия (физические и юридические лица в Северном округе г. Архангельска) получают питьевую воду из водопроводных сетей Предприятия, прошедшую водоподготовку на ВНС Общества. Сточные воды от потребителей Предприятия отводятся на очистные сооружения через канализационные станции и напорные коллектора, арендуемые Обществом.
Постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 13.12.2016 № 61-в/28 Обществу утверждены производственные программы и тарифы на питьевую воду (питьевое водоснабжение) и услуги по транспортировке сточных вод, оказываемые на территории Северного территориального округа муниципального образования «Город Архангельск».
Обществом и Предприятием заключен договор на оказание услуг по водоподготовке и транспортировке сточных вод от 07.11.2017, разногласия по которому урегулированы вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 24.10.2018 по делу №А05-2139/2018.
Пунктом 1.5 договора предусмотрено, что местом исполнения обязательства по транспортировке сточных вод (точки приема и передачи) являются канализационные насосные станции: КНС № 1, ул. Ударников, д. 2, стр. 1, канализационный напорный коллектор № 1 до присоединения к КНС ОАО «СЛДК»; КНС № 2, ул. Ильича, д. 60, стр. 2, канализационный напорный коллектор № 2 до присоединения к приемному отделению очистных сооружений ОАО «СЦБК»; КНС № 3, ул. Химиков, д. 11, стр. 1, канализационный напорный коллектор № 3 до присоединения к городскому коллектору МУП «Водоканал»; КНС № 4, ул. Кировская, д. 6, стр. 1, канализационный напорный коллектор № 3 до присоединения к сетям МУП «Водоочистка»; КНС № 5, ул. Малиновского, д. 4, стр. 1, канализационный напорный коллектор № 5 до присоединения к городскому коллектору МУП «Водоканал»; КНС № 6, ул. Партизанская, д. 9, стр. 1, канализационный напорный коллектор № 6 до присоединения к городскому коллектору МУП «Водоканал»; КНС № 7А, ул. Ильича, д. 33, стр. 2, канализационный напорный коллектор № 2 до присоединения к приемному отделению очистных сооружений ОАО «СЦБК».
Сторонами подписан акт о разграничении балансовой и эксплуатационной ответственности канализационных сетей и сооружений, согласно которому на балансе Общества значатся здания КНС № 1-7А, а также напорные коллектора от зданий КНС; на балансе Предприятия – сети самотечной канализации от жилого фонда в пос. Первых пятилеток до КНС № 1-7А. При этом границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по КНС № 3 установлены решением суда по делу № А05-2139/2018, по остальным объектам границы установлены по соглашению сторон.
Пунктом 3.2.13 договора предусмотрена обязанность Общества установить приборы учета на границах эксплуатационной ответственности или в ином месте, определенном договором или соглашением сторон.
Во исполнение указанного условия договора Общество в письме от 27.06.2017 № 116, полученном Предприятием 28.06.2017, обратилось к последнему с просьбой выдать технические условия на установку приборов учета сточных вод в границах балансовой принадлежности Общества на КНС № 1-7А.
Предприятие выдало Обществу технические условия от 07.07.2017 на проектирование узла учета сточных вод № 2 (для КНС № 1), № 3 (для КНС № 2), № 4 (для КНС № 3), № 6 (для КНС № 5-103 тп), № 7 (для КНС № 5-101 тп), № 8 (для КНС № 6), № 9 (для КНС №7А), срок действия которых продлевался.
В соответствии с пунктом 2 указанных технических условий узлы учета предписывалось разместить на границе балансовой принадлежности сетей или на границе эксплуатационной ответственности абонента и Предприятия.
Проектную документацию узлов учета по заказу Общества разрабатывало общество с ограниченной ответственностью «Производственно-коммерческая фирма «РОСТ».
В письме от 09.04.2018 № 850/18В Предприятие уведомило проектную организацию о соответствии проектной документации узлов учета сточных вод, расположенных в КНС № 1-7А, техническим условиям от 07.07.2017.
На основании согласованной проектной документации Общество в период с августа по ноябрь 2018 года установило приборы учета сточных вод в зданиях КНС, которые впоследствии введены в эксплуатацию.
Указывая на то, что Предприятие отказывается производить расчет объемов передаваемых стоков на основании узлов учета, установленных в КНС № 1-7А, Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования Общества, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 26 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.
Согласно части 1 статьи 17 Закона № 416-ФЗ по договору по транспортировке сточных вод организация, эксплуатирующая канализационные сети, обязуется осуществлять организационно и технологически связанные действия, обеспечивающие поддержание канализационных сетей и сооружений на них в состоянии, соответствующем установленным законодательством Российской Федерации требованиям, контроль за составом принимаемых в канализационную сеть сточных вод и транспортировку сточных вод в соответствии с режимом приема (отведения) сточных вод от точки приема сточных вод до точки отведения сточных вод, расположенных на границе эксплуатационной ответственности организации, а гарантирующая организация (иная организация, осуществляющая водоотведение) обязуется принимать сточные воды в соответствии с режимом приема сточных вод и требованиями настоящего Федерального закона и оплачивать услуги по транспортировке сточных вод.
В пункте 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее – Правила № 644), предусмотрено, что определение количества принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее – Правила № 776).
В силу пункта 11 статьи 2 Закона № 146-ФЗ под коммерческим учетом воды и сточных вод понимается определение количества поданной (полученной) за определенный период воды, принятых (отведенных) сточных вод с помощью средств измерений или расчетным способом.
Согласно части 1 статьи 20 Закона № 416-ФЗ коммерческому учету подлежит в том числе количество сточных вод, транспортируемых организацией, осуществляющей транспортировку сточных вод, по договору по транспортировке сточных вод.
Коммерческий учет осуществляется в узлах учета путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод или в случаях, предусмотренных настоящей статьей, расчетным способом (часть 4 статьи 20 Закона № 416-ФЗ).
Как верно указал суд первой инстанции, действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению и водоотведению признает определение фактического объема ресурсов по приборам учета приоритетным способом учета.
В соответствии с частью 5 статьи 20 Закона № 416-ФЗ приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
В силу пунктов 28, 29 Правил № 776 проектирование узла учета осуществляется на основании технических условий. Результатом проектирования узла учета является проектная документация.
Согласно пункту 96 Правил № 644 в технических условиях на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения должны быть, в том числе указаны: требования к устройствам, предназначенным для отбора проб и учета объема и свойств сточных вод (требования к приборам учета объема сточных вод не должны содержать указания на определенные марки приборов и методики измерения); границы эксплуатационной ответственности по сетям водоотведения организации водопроводно-канализационного хозяйства и заявителя.
Технические условия на проектирование узла учета выдаются организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в течение 10 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на выдачу технических условий, содержащей сведения, необходимые для выдачи технических условий (объем потребляемой воды, отводимых сточных вод, схема размещения объектов абонента, схема прокладки сетей).
В пункте 30 Правил № 776 указано, что технические условия на проектирование узла учета должны содержать: требования к месту размещения узла учета; требования к схеме установки прибора учета и иных компонентов узла учета; требования к техническим характеристикам прибора учета, в том числе точности, диапазону измерений и уровню погрешности.
Из изложенного следует, что место размещения узла учета, технические характеристики прибора учета определяются на стадии получения технических условий.
При рассмотрении настоящего спора установлено, что технические условия на размещение приборов учета выданы самим Предприятием, более того, ответчиком проведена проверка соответствия разработанной проектной документации требованиям техусловий. В письме от 09.04.2018 № 850/18В Предприятие известило о соответствии проектной документации на установку приборов учета в канализационных насосных станциях требованиям выданных технических условий.
Согласно пункту 34 Правил № 776 допуск смонтированного узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, не позднее 15 рабочих дней со дня получения от абонента или транзитной организации заявки на допуск узла учета к эксплуатации.
Пунктами 36, 39, 40 Правил № 776 установлено, что допуск узла учета к эксплуатации осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации. При проведении допуска узла учета к эксплуатации подлежит проверке в том числе соответствие узла учета проектной и технической документации, а также соответствие проектной и технической документации техническим условиям. При выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 настоящих Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации.
В данном случае в целях допуска в эксплуатацию смонтированных узлов учета сточных вод комиссией в составе представителей истца и ответчика по всем спорным узлам учета составлены акты допуска узлов учета воды в эксплуатацию от 01.08.2018 (КНС № 7А), от 15.08.2018 (КНС № 5), от 07.09.2018 (КНС № 2), от 30.10.2018 (КНС № 6), от 12.11.2018 (КНС № 1), от 30.11.2018 (КНС № 3). При составлении данных актов комиссией не выявлено оснований, предусмотренных пунктом 39 Правил № 776, препятствующих принятию узлов учета к коммерческому учету.
Доводы ответчика о необходимости установки дополнительных приборов учета в точках передачи сточных вод рассматривались судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Перечень точек приема и точек передачи сточных вод определен сторонами в пункте 1.5 договора от 07.11.2017.
Как верно указал суд, точки передачи находятся в местах присоединения канализационных напорных коллекторов Общества от КНС № 1, № 2, № 4, № 5 к объектам третьих лиц – КНС ОАО «СЛДК», приемная камера БОПС СЦБК, городские напорные коллектора. Таким образом, в точках передачи по объектам КНС № 1, № 2, № 4, № 5 граница эксплуатационной ответственности между Обществом и Предприятием отсутствует.
По КНС № 3 и № 6 между Обществом и Предприятием установлены дополнительные границы, поскольку Предприятию принадлежит участок сети хозфекальной канализации (Ду-315 мм) от точки «В» до врезки в напорный коллектор Д-1200 мм. Между тем установка узла учета на указанной границе не обеспечит учет всего объема сточных вод, поскольку от точки «В» идет две параллельных ветки (истца и ответчика), по которым могут транспортироваться стоки.
В то же время, все сети самотечной канализации от жилого фонда находятся в ведении Предприятия и присоединяются к канализационным насосным станциям, находящимся в ведении Общества. Поэтому приборы учета, установленные в зданиях КНС, будут фиксировать весь объем стоков, принимаемых от конечных потребителей жилищного фонда пос. Первых пятилеток.
Суд верно отметил, что при заключении договора от 07.11.2017 у сторон не имелось разногласий относительно установления границ между Обществом и Предприятием в части точек приема сточных вод, разногласия касались исключительно определения границ по точкам передачи.
Из подготовленных Предприятием технических условий (пункты 2, 3.2) следует, что узлы учета должны быть размещены на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности абонента (Общества) и Предприятия, а техническое решение должно быть разработано с применением метода преобразования безнапорного потока сточных вод в напорный (что возможно только в зданиях КНС, где посредством насосного оборудования осуществляется преобразование безнапорного потока слаботечных сетей в напорный поток, транспортируемый в дальнейшем по напорным коллекторам).
Условия договора от 07.11.2017, а также технические условия, выданные с целью проектирования узлов учета, не предусматривают возможность установки нескольких приборов учета.
На основании выданных Предприятием технических условий Общество разработало проектную документацию на установку приборов учета, которая согласована ответчиком.
Установленные приборы учета приняты в эксплуатацию, что свидетельствует об их соответствии проектной документации, техническим условиям.
При таких фактических обстоятельствах дела суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оснований не принимать в коммерческий учет установленные Обществом приборы учета у Предприятия не имеется.
Поскольку расчет объемов воды, сточных вод производиться по приборам учета с момента ввода их в эксплуатацию, суд в резолютивной части решения применительно к требованиям статьи 174 АПК РФ правомерно определил дату, с которой ответчику надлежит принять в коммерческий учет каждый из узлов учета сточных вод.
Аргумент Предприятия об избрании Обществом ненадлежащего способа защиты права не принимается апелляционным судом.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 ГК РФ, к их числу относится присуждение к исполнению обязанности в натуре. В данном случае понятие коммерческого учета сформулировано в действующем законодательстве, уклонение Предприятия от использования установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета в коммерческом учете подтверждается материалами дела, невозможность использовать приборы учета в коммерческом учете для целей определения объемов сточных вод ответчиком не доказана. Заявленные исковые требования направлены на упорядочивание взаимоотношений сторон в рамках договора от 07.11.2017, в том числе на исключение возможных споров по объему и стоимости оказанных услуг.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный суд не установил оснований для отмены или изменения решения суда.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, основаны на иной правовой оценке апеллянтом обстоятельств спора, что не свидетельствует о неправомерности обжалуемого судебного акта.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного акта, судом при рассмотрении спора не допущено.
В свете изложенного апелляционная жалоба Предприятия удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 февраля 2019 года по делу № А05-13630/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального унитарного предприятия «Водоочистка» муниципального образования «Город Архангельск» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Чередина |
Судьи | А.Я. Зайцева Ю.В. Зорина |