ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-13890/18 от 08.07.2019 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

08 июля 2019 года

Дело №

А05-13890/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Васильевой Е.С., судей Александровой Е.Н.,
Журавлевой О.Р.,

при участии от государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская детская клиническая поликлиника»  Мошниковой А.В. (доверенность от 09.01.2019),

  рассмотрев 08.07.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2019 (судья Меньшикова И.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 (судьи Докшина А.Ю.,
Алимова Е.А., Осокина Н.Н.) по делу № А05-13890/2018,

у с т а н о в и л:

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Архангельской области «Архангельская городская детская клиническая поликлиника», место нахождения: 163071, Архангельская обл., г. Архангельск, пр-д Приорова, д. 6, ОГРН 1022900546470, ИНН 2901034030 (далее - Поликлиника), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным акта проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Чумбарова-Лучинского, д. 39, корп. 1, ОГРН 1022900520422, ИНН 2901010086 (далее - Фонд),  от 28.09.2018 № 12/60 в части признания нецелевым расходования средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 426 618 руб. 30 коп.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49,
ОГРН 1022900547207, ИНН 2901070303 (далее - Министерство).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2019, оставленным без изменения постановлениемЧетырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019, заявленные требования удовлетворены.

В кассационной жалобе Фонд, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявления отказать.

По мнению подателя жалобы, замена нескольких оконных блоков и замена входной группы (дверей) является капитальным ремонтом, в связи с этим работы по их проведению не могут быть оплачены за счет средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).

В отзыве на кассационную жалобу Поликлиника просит оставить ее без удовлетворения, считая принятые по делу судебные акты законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Поликлиники возражал против  удовлетворения кассационной жалобы.

           Другие лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 03.09.2018 №459-О Фондом проведена проверка деятельности Поликлиники по вопросу использования  средств, направленных на реализацию Территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2017.

По результатам проверки Фондом составлен акт от 28.09.2018 № 12/60, в котором  указано на нецелевое использование средств ОМС в 2017 году в размере 1 426 618 руб. 30 коп. на выполнение работ по замене входной группы (дверей) и оконных блоков на ПВХ-стеклопакет.

Фонд в ходе проверки установил, по контракту на выполнение работ по замене входной группы и оконных блоков на ПВХ-стеклопакет от 31.08.2017
№ 0124200000617004127, заключенному с обществом с ограниченной ответственностью «СК-сервис» на сумму 1 426 618 руб. 30 коп., в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом подлежали замене 36 окон (здание по проспекту Приорова, дом 6 - 34 окна, здание по улице Попова, дом 9, корпус 1 -  2 окна), двери запасного выхода и входная группа (по проспекту Приорова, дом 6).

Указанным актом Поликлинике предложено в течение 10-ти рабочих дней со дня предъявления акта перечислить на лицевой счет Фонда денежные средства, использованные на выполнение работ по замене входной группы и оконных блоков на ПВХ-стеклопакет в размере 1 426 618 руб. 30 коп., штраф в размере 10% - 142 661 руб. 83 коп.

Возражения Поликлиники на этот акт рассмотрены Фондом и отклонены.

Посчитав, что данный акт нарушает  права и законные интересы, Поликлиника обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции посчитал заявленные требования обоснованными,  в связи с чем удовлетворил заявление.

Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.

Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и в соответствии с положениями части 1 статьи 286 АПК РФ проверив законность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, считает, что обжалуемые судебные акты не подлежат отмене или изменению.

Нецелевым использованием бюджетных средств пункт 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) признает направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплату денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 29.11.2010
№ 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ), расходование средств бюджетов территориальных фондов на не предусмотренные в законе цели не предусмотрено.

Частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Пункт 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ наделяет медицинские организации правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

Пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ определяет, что указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.

Как следует из доводов Фонда, его выводы о нецелевом использовании Поликлиникой средств ОМС обусловлены  тем, что работы по замене входной группы и вышеперечисленного количества оконных блоков на
ПВХ-стеклопакет относятся к капитальному ремонту и их оплата за счет средств ОМС является нецелевым использованием средств ОМС.

Судебные инстанции с данной позицией не согласились, мотивировав свою позицию следующим.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2015
№ 1382 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год, а постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2016 № 1403 - Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.

Соответствующие территориальные программы были утверждены и  постановлением Правительства Архангельской области от 22.12.2015 № 568-пп (Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год) а также постановлением Правительства Архангельской области от 27.12.2016 № 533-пп (Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Архангельской области на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов).

Указанными территориальными программами предусмотрено, что за счет средств обязательного медицинского страхования компенсируются затраты медицинских организаций в соответствии с целевыми статьями, определяемыми тарифным соглашением.

Из содержания приложений № 2 к указанным Территориальным программам следует, что Поликлиника включена в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Правила ОМС, которые устанавливают порядок оплаты медицинской помощи по ОМС, утверждены приказом Министерства здравоохранения и социального развития России от 28.02.2011 № 158н «Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования» (далее - Правила ОМС).

Тарифы рассчитываются в соответствии с главой 11 Правил ОМС и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой, в том числе, затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления (пункты 156, 158, 158.1, 158.3 Правил ОМС).

Частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программы обязательного медицинского страхования, утверждена Тарифным соглашением в сфере обязательного медицинского страхования Архангельской области на 2016 года.

Из пункта 13 раздела III Тарифного соглашения следует, что в перечень расходов медицинского организации на оплату работ и услуг по содержанию имущества, осуществляемых за счет средств ОМС входят расходы на оплату услуг, необходимых медицинской организации для оказания медицинской помощи, по договорам на оказание услуг, связанных с содержанием (обслуживанием), ремонтом нефинансовых активов, находящихся в собственности, оперативном управлении или аренде медицинской организации, в целях обеспечения собственных нужд медицинской организации, в том числе расходы на текущий ремонт, а также ремонт и техническое обслуживание транспортных средств. Не включаются в структуру тарифа расходы на капитальный ремонт.

Судами установлено, что в настоящем случае на основании контракта от 31.08.2017 на выполнение работ по замене входной группы и оконных блоков на ПВХ-стеклопакет обществом с ограниченной ответственностью «СК-СЕРВИС» выполнены следующие работы: в здании по адресу проспект Приорова, дом 6 в городе Архангельске из имеющихся 116 оконных блоков заменено 34, из 150 дверей заменена одна входная группа, состоящая из двух дверей, и 1 дверь запасного выхода. В здании по улице Попова, дом 9, корпус 1, из 75 заменено 2 оконных блока.

Материалами дела предусмотрено, что работы приняты Поликлиникой и оплачены за счет средств ОМС как за текущий ремонт нефинансовых активов.

В соответствии с пунктом 14.2 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Пункт 24 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ определяет понятие строительной конструкции как части здания или сооружения, выполняющей определенные несущие, ограждающие и (или) эстетические функции.

Согласно приложению А к ГОСТу 23166-99 «Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия» (введен в действие постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41) окном называется элемент стеновой или кровельной конструкции, предназначенный для сообщения внутренних помещений с окружающим пространством, естественного освещения помещений, их вентиляции, защиты от атмосферных, шумовых воздействий и состоящий из оконного проема с откосами, оконного блока, системы уплотнения монтажных швов, подоконной доски, деталей слива и облицовок. При этом оконный блок - это светопрозрачная конструкция, предназначенная для естественного освещения помещения, его вентиляции и защиты от атмосферных и шумовых воздействий. Балконный дверной блок - светопрозрачная конструкция, предназначенная для обеспечения сообщения внутреннего помещения с балконом (лоджией), естественного освещения помещения и защиты от атмосферных и шумовых воздействий.

В соответствии с пунктом 3.1 ГОСТа Р 51072-20051 «Двери защитные. Общие технические требования и методы испытаний на устойчивость к взлому, пулестойкость и огнестойкость» (утвержден приказом Ростехрегулирования от 28.12.2005 № 421-ст) дверь защитная (дверь) характеризуется как устойчивое к регламентированным средствам воздействия защитное средство, состоящее из дверного полотна, дверной коробки и одного или нескольких замков (или запирающего устройства).

Таким образом, на основании указанных выше положений суды пришли к выводу о том, что сама по себе замена оконного блока, дверного блока как части элемента (окна, двери) строительной конструкции (стены) в здании не свидетельствует о проведении капитального ремонта здания.

Расшифровка понятий текущего и капитального ремонта содержится в ведомственных строительных нормах ВСН 58-88 (р) и в Положении
МДС 13-14.2000.

Так, согласно пункту 4.1 ВСН 58-88 (р) текущий ремонт должен проводиться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию). При этом должны учитываться природно-климатические условия, конструктивные решения, техническое состояние и режим эксплуатации здания или объекта. Продолжительность их эффективной эксплуатации до проведения очередного текущего ремонта приведена в рекомендуемом приложении 6, а состав основных работ по текущему ремонту - в рекомендуемом приложении 7.

Перечень основных работ по текущему ремонту зданий и объектов, в состав которых входит смена, восстановление отдельных элементов, частичная замена оконных, дверных витражных или витринных заполнений (деревянных, металлических и др.); постановка доводчиков, пружин, упоров; смена оконных и дверных приборов; замена разбитых стекол, стеклоблоков; врезка форточек определен приложением № 7 ВСН 58-88 (р).

Капитальный ремонт в соответствии с пунктом 5.1 ВСН 58-88(р) должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.

Пунктом 5.2 ВСН 58-88(р) предусмотрено, что на капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.

Пунктом 1.2 ВСН 58-88(р) определено, что данный нормативный правовой акт является обязательным для всех организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих реконструкцию, капитальный и текущий ремонт, техническое обслуживание зданий.

Ремонт производственных зданий и сооружений представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на поддержание или восстановление первоначальных эксплуатационных качеств как здания и сооружения в целом, так и их отдельных конструкций  (пункт 3.1 Положения МДС 13-14.2000)

Согласно пункту 3.4 Положения МДС 13-14.2000 к текущему ремонту производственных зданий и сооружений относятся работы по систематическому и своевременному предохранению частей зданий и сооружений и инженерного оборудования от преждевременного износа путем проведения профилактических мероприятий и устранения мелких повреждений и неисправностей.

При этом пункт 3.11 Положения МДС 13-14.2000 предусматривает, что  к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).

Согласно приложению 3 к Положению МДС 13-14.2000 к работам по текущему ремонту зданий и сооружений относятся исправление перекосов дверных полотен и ворот и укрепление их путем постановки металлических угольников и нашивки планок; укрепление переплетов с частичной заменой горбыльков переплетов; устройство новых форточек; смена разбитых стекол, промазка фальцев замазкой; оконопатка оконных и дверных коробок в деревянных рубленых стенах, а также промазка зазоров между коробкой и стеной в каменных стенах; заделка щелей под подоконниками; смена неисправных оконных и дверных приборов; утепление входных дверей и ворот; постановка пружин к наружным дверям.

Приложением 8 к Положению МДС 13-14.2000  определено, что к капитальному ремонту относится полная смена ветхих оконных и дверных блоков, а также ворот производственных корпусов.

Руководствуясь вышеприведенными нормами, суды пришли к выводу о том, что к капитальному ремонту относятся работы по замене всех оконных или дверных заполнений в целом в здании или в его части.

Применительно к обстоятельствам настоящего дела судами установлено, что Поликлиникой произведена замена не всех оконных и дверных блоков в упомянутых зданиях, а только их части. Здания на капитальный ремонт при этом не ставились.

Ссылки Фонда на пункт 3.6.9 Методического пособия по содержанию и ремонту жилищного фонда. МДК 2-04.2004, утвержденного Госстроем России 01.01.2004, согласно которому удельный вес заменяемых конструктивных элементов здания и элементов внешнего благоустройства в процессе текущего ремонта не должен превышать следующего уровня: кровельные покрытия - 50%; покрытия полов - 20%; остальные конструкции и инженерное оборудование - 15% их общего объема в жилом здании, судебные инстанции отклонили как несостоятельные, в связи с тем, что методическое пособие к нормативным правовым актам не относится.

Кроме того, суды отметили, что то обстоятельство, что в здании по адресу: город Архангельск, проспект Приорова, дом 6, из 116 оконных блоков заменено 34 (более 15%) не свидетельствует о капитальном ремонте здания.

При таких обстоятельствах,  вывод судов о неправомерности акта Фонда от 28.09.2018 № 12/60 в части довода о нецелевом использовании средств, следует признать обоснованным.

Выводы судов по настоящему делу корреспондируют позиции,
изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.07.2018 № 306-КГ18-8888.

Вопреки доводам, содержащимся в кассационной жалобе, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам.

Все выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны при правильном применении норм материального права и основаны на подробном и тщательном изучении представленных в дело доказательств.

Поскольку пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия их выводов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ), оснований для отмены или изменения принятых судебных актов не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии со статьей 288 АПК РФ основанием для отмены решения и постановления, судом кассационной инстанции не установлено.

С учетом изложенного, обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 18.01.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2019 по делу № А05-13890/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Территориального фонда обязательного медицинского страхования Архангельской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Е.С. Васильева

Судьи

Е.Н. Александрова

О.Р. Журавлева