ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-1389/04-3 от 20.07.2005 АС Северо-Западного округа

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

20 июля 2005 года                                                                 Дело № А05-1389/04-3

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Власовой М.Г., судей Изотовой С.В., Кадулина А.В.,

 при участии в судебном заседании  от администрации МО «Мирный»      ФИО1 (доверенность от 05.07.2005 № 05-18-1066),  от ДГУП № 111 ФКП «УТ ЛенВО» ФИО2 (доверенность от 11.07.2005 № 489), от в/ч 13991 ФИО3 (доверенность от 28.06.2005), от ТУ МИО по Архангельской области ФИО4 (доверенность от 27.01.2005), от в/ч 15155 ФИО3 (доверенность от 08.07.2005 № 1282),

рассмотрев 14.07.2005 в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования «Мирный Архангельской области» на решение от 31.12.2004 (судья Макаревич И.А.) и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2005 (судьи Волков Н.А., Бушева Н.М., Тряпицына Е.В.) Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-1389/04-3,

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования «Мирный  Архангельской области» (далее – Администрация МО «Мирный Архангельской области») обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к войсковой части 15155  Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – в/ч 15155) об обязании ответчика передать в  муниципальную собственность муниципального образования «Мирный Архангельской области»  по актам приема-передачи встроенно-пристроенные помещения, расположенные по адресам:

-улица Ленина, дом 3 (универмаг «Юбилейный»);

-улица Ленина, дом 17 (продовольственный магазин «Рябинка»);

-улица Ленина, дом 25 (магазин «Лакомка»);

-улица Степаченко, дом 5 (продовольственный магазин № 39);

-улица Мира, дом 11 (магазин «Бакалея»);

-улица Советская, дом 8 (магазины № 40 и «Кулинария»).

Истец также просил обязать ответчика передать ему необходимую техническую документацию на указанные объекты недвижимости.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены  Комитет по управлению государственным имуществом Архангельской области (далее – КУГИ Архангельской области),  войсковая часть 13991 Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – в/ч 13991) и дочернее государственное предприятие № 11 федерального казенного предприятия «Управление торговли Ленинградского военного округа» (далее – Предприятие).

Определением суда от 03.03.2004 произведена замена третьего лица – КУГИ Архангельской области на Территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации  по Архангельской области (далее – Территориальное управление).

Решением суда от 02.04.2004 в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 31.05.2004  решение оставлено без изменения.

Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.09.2004  решение от 02.04.2004 и постановление апелляционной инстанции от 31.05.2004 отменены, дело передано на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.

Решением суда от 31.12.2004  в удовлетворении исковых требований отказано.

Постановлением  апелляционной инстанции от  05.03.2005  решение от 31.12.2004 оставлено без изменения.

 В кассационной жалобе Администрация просит решение и постановление апелляционной инстанции отменить и удовлетворить ее исковые требования, ссылаясь на нарушение судом  норм материального права.

В отзыве на кассационную жалобу в/ч 13991 не согласна с доводами кассационной жалобы и просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.

В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы жалобы, а представители Территориального управления, в/ч 13991, в/ч 15155 и Предприятия возражали против ее удовлетворения.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.09.2000 № 1380-р принято предложение муниципального собрания города Мирного и Минимущества России, согласованное с Минобороны России и администрацией Архангельской области, о передаче в муниципальную собственность города Мирного находящихся в федеральной собственности объектов социальной инфраструктуры войсковой части 15155 Вооруженных Сил Российской Федерации, расположенных в городе Мирном, согласно Приложению. Минимущества России совместно с Минобороны России и муниципалитетом города Мирного предписано обеспечить передачу объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность.

В Приложении к указанному распоряжению, где приведен перечень передаваемых в муниципальную собственность города Мирного объектов социальной инфраструктуры войсковой части, указаны в том числе жилые дома, расположенные в городе Мирном по адресам: улица Ленина, дома 3, 17, 25; улица Мира, дом 11; улица Степанченко, дом 5; улица Советская, дом 8.

Вышеназванные жилые дома переданы войсковой частью в муниципальную собственность, что подтверждается актами приема-передачи, подписанными представителями сторон, утвержденными командиром войсковой части и мэром Мирного и согласованными с Комитетом по управлению имуществом Архангельской области. Впоследствии в акты приема-передачи внесены изменения, заверенные командиром войсковой части и мэром Мирного, согласно которым жилые дома передаются в муниципальную собственность без встроенно-пристроенных помещений.

Считая, что жилые дома переданы в муниципальную собственность вместе со встроенно-пристроенными помещениями, Администрация обратилась в суд с настоящим иском.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 06.10.99 № 1131 в государственную собственность субъектов Российской Федерации и в муниципальную собственность могут передаваться находящиеся в федеральной собственности объекты социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, в частности жилищный фонд (социального использования), встроенно-пристроенные к жилым домам нежилые помещения коммунального назначения.

По смыслу данной нормы жилищный фонд и встроенно-пристроенные помещения являются самостоятельными объектами социальной инфраструктуры.

Кассационная инстанция находит правильным вывод суда о том, что в соответствии с указанным распоряжением правительства объектом передачи в муниципальную собственность являлся жилищный фонд социального использования, а не встроенно-пристроенные помещения, используемые для размещения предприятий военной торговли.

Судом полно и всесторонне исследованы обстоятельства, связанные с внесением изменений  в перечень объектов социальной  инфраструктуры, подлежащих передаче от в/ч 15155 в муниципальную собственность, касающихся спорных встроенно-пристроенных  помещений.

Судом правомерно указано, что внесение изменений только во водную часть актов приема-передачи, без внесения изменений в данные о площади и остаточной стоимости передаваемых объектов, является достаточным для установления объекта, подлежащего передаче.  Указанные обстоятельства  справедливо рассмотрены судом как выражение согласованной воли сторон на передачу (принятие) в муниципальную собственность названных жилых домов без встроенно-пристроенных к ним помещений, поскольку постановлением Правительства Российской Федерации от 06.10.99 № 1131 решение вопроса о составе передаваемого имущества  отнесено к компетенции органов военного управления.

Доводы Администрации относительно порядка составления перечня  объектов, передаваемых в муниципальную собственность, касающиеся неправильного указания их остаточной стоимости и площадей, не могут расцениваться как существенные обстоятельства, поскольку  существенным обстоятельством в данном споре является именно согласованная воля сторон на передачу объектов социальной инфраструктуры в муниципальную собственность.

Ссылка Администрации на включение спорных помещений в реестр объектов муниципальной собственности муниципального образования «Мирный Архангельской области» несостоятельна, так как отсутствуют документы, подтверждающие передачу имущества.

Распоряжением Минимущества России от 13.10.2000 № 728-р, принятым во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.09.2000      №   1380-р, КУГИ Архангельской области до 30.12.2000 предписано представить в Минимущество России копии передаточных актов и внести в установленном порядке изменения в реестр федерального имущества. Судом установлено, что согласно выпискам из названного реестра от 01.12.2004 спорные объекты из состава имущества, находящегося в федеральной собственности, не исключены и распоряжением Минимуществ России от 08.04.2004 № 1506-р закреплены за           в/ч 15155 на праве оперативного управления.

Таким образом, судом сделан правильный вывод об отсутствии у истца права на предъявление иска об истребовании спорных помещений на основании статьи 301 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку истцом не доказано, что спорное имущество передавалось в муниципальную собственность.

Учитывая изложенное, кассационная инстанция считает, что выводы суда об обстоятельствах дела соответствуют имеющимся в нем материалам; нормы материального права применены судом правильно; нарушений норм процессуального права не допущено, в связи с чем не находит оснований для отмены решения суда и постановления апелляционной инстанции.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:               

решение от 31.12.2004 и постановление апелляционной инстанции от 05.03.2005 Арбитражного суда Архангельской области по делу № А05-1389/04-3  оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Мирный Архангельской области» - без удовлетворения.

Председательствующий

М.Г. Власова

Судьи

С.В. Изотова

А.В. Кадулин