ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-13966/14 от 03.11.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

03 ноября 2015 года                                                               Дело № А05-13966/2014

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Подвального И.О., судей Асмыковича А.В.,             Самсоновой Л.А.,

рассмотрев 29.10.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015 (судья Максимова С.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 (судьи Моисеева И.Н., Рогатенко Л.Н., Тарасова О.А.) по делу № А05-13966/2014,

у с т а н о в и л:

Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (место нахождения: 163000,                г. Архангельск, Троицкий пр., 49, ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания» (место нахождения: 164600, Архангельская обл., Пинежский р-н,           с. Карпогоры, ул. Ленина, 21, ОГРН 1072903000169, ИНН 2919006309; далее - общество) о взыскании неосновательного обогащения - 3 967 662 руб. 87 коп., стоимости неиспользованного остатка каменного угля.

Определением от 20.11.2014 суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) привлек к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, муниципальное образование «Междуреченское» муниципального образования «Пинежский муниципальный район» в лице администрации муниципального образования «Междуреченское» (место нахождения: 164650, Архангельская обл., Пинежский р-н, п. Междуреченский, ул. Строителей, 14, ОГРН 1052903023150, ИНН 2919005993; далее - администрация).

Решением суда от 26.01.2015, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.06.2015, с общества в пользу министерства взыскано 3 967 662 руб. 87 коп. неосновательного обогащения.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить судебные акты, рассмотреть дело без участия своего представителя, ссылаясь на обстоятельства дела и невозможность возврата денежных средств в присужденной министерству сумме единовременно в связи с тяжелым финансовым положением общества. При этом несогласие ответчика с судебными актами не связано с указанием на нарушение либо неправильное применение судами тех или иных норм права (указано лишь на то, что «общество просило предоставить рассрочку для возврата неиспользованного остатка каменного угля в размере 3 967 662 руб.     87 коп.»).

В отзыве на жалобу министерство указывает на законность и обоснованность выводов судебных инстанций, просит рассмотреть кассационную жалобу общества в отсутствие представителя министерства.

Представители общества, министерства и администрации, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, в 2012 - 2014 годах общество являлось теплоснабжающей организацией в соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Закон № 190-ФЗ).

В 2012 году соответствующая деятельность общества (во взаимодействие с администрацией как органом местного самоуправления и получателем субсидии)  подчинялась утвержденному постановлением Правительства Архангельской области от 01.02.2012 № 23-пп Порядку предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных образований Архангельской области на закупку и доставку каменного угля, муки и лекарственных средств в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов на 2012 год (далее - Порядок № 23-пп) и базировалась на установленном постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 28.12.2011 № 99-э/74 льготном тарифе - тарифе на тепловую энергию, отпускаемую на нужды теплоснабжения муниципальных учреждений и населения с учетом субсидий из областного бюджета на закупку и доставку каменного угля в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (пункты 1, 3, 5 и 8 Порядка № 23-пп). При этом списание каменного угля производилось  теплоснабжающей организацией, муниципальным учреждением в соответствии с учетной политикой теплоснабжающей организации, муниципального учреждения на основании актов на списание угля с учетом фактической теплотворной способности поставленного каменного угля, фактического состояния котельного оборудования и тепловых сетей.

Администрация и общество подтвердили, что на 01.01.2013 неиспользованный остаток каменного угля, поставленного за счет соответствующих субсидий, составил 1438 тонн 900 кг на сумму 5 785 270 руб.    12 коп.; в 2012 году общество, получив от органа местного самоуправления каменный уголь, выставляло счета потребителям по льготному тарифу, без топливной составляющей.

С 01.01.2013 льготный тариф был отменен в связи с изданием постановления Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 12.12.2012 № 91-э/1; ответчику Агентством по тарифам и ценам Архангельской области установлен тариф с учетом топливной составляющей.

Предоставление министерством субсидий теплоснабжающим организациям осуществлялось в 2013 и 2014 годах в соответствии с Законом № 190-ФЗ, Порядком предоставления в 2013 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение № 17 к Закону Архангельской области от 17.12.2012 № 603-36-0З «Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов») (далее - Порядок предоставления субсидий в 2013 году), Порядком предоставления в 2014 году субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг (приложение № 18 к Закону Архангельской области от 19.12.2013 № 59-4-ОЗ «Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»)  (далее - Порядок предоставления субсидий в 2014 году).

По настоящему делу судами обоснованно констатирована должная реализация министерством требований пункта 3.4 Порядка предоставления субсидий в 2013 году и пунктов 3.6 и 3.7 Порядка предоставления субсидий в 2014 году: министерство осуществляло предоставление субсидий теплоснабжающим организациям с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля на основании актов сверки расчетов между органами местного самоуправления поселений и теплоснабжающими организациями по состоянию на 01.01.2013  равными долями в течение трех лет; между министерством и обществом  заключены на 2013 год - договор от 29.12.2012 № 79-т на возмещение убытков, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, отпускаемую населению на нужды теплоснабжения, на 2014 год - договор от 24.01.2014 № 29-Т на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения; в 2013 - 2014 годах субсидия предоставлялась министерством с учетом стоимости неиспользованного остатка каменного угля -   5 785 270 руб. 12 коп.

С 02.07.2013, момента вступления в силу Закона Архангельской области               от 27.06.2013 № 707-41-ОЗ, министерством при предоставлении субсидии обществу ежемесячно учитывалась стоимость неиспользованного остатка каменного угля в размере 160 701 руб. 95 коп. (5 785 270 руб. 12 коп. / 36 мес. = 160 701 руб. 95 коп.); в 2013 году по договору от 29.12.2012 № 79-т с июля по декабрь 2013 года при предоставлении министерством субсидии обществу зачтена стоимость неиспользованного остатка каменного угля в сумме               964 211 руб. 70 коп. (160 701 руб. 95 коп. x 6 мес); в 2014 году по договору от 24.01.2014 № 29-Т при предоставлении субсидии обществу зачтена стоимость неиспользованного остатка каменного угля в сумме 853 395 руб. 55 коп.

Вместе с тем в 2014 году общество утратило статус теплоснабжающей организации, передав обществу с ограниченной ответственностью «АльянсТеплоЭнерго» (далее - ООО «АльянсТеплоЭнерго») по договору субаренды от 13.08.2014 объекты теплоснабжения, предназначенные для обеспечения потребителей на территории муниципального образования «Междуреченское» теплоснабжением; постановлением Агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 03.09.2014 № 37-т/З с 09.09.2014 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую ООО «АльянсТеплоЭнерго»  потребителям, расположенным на территории муниципального образования «Междуреченское» муниципального образования «Пинежский муниципальный район», а установленные ранее постановлением того же агентства от 28.11.2013 № 71-т/16 тарифы для общества признаны утратившими силу.

Поскольку ответчик утратил статус теплоснабжающей организации, он утратил и право на получение субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую населению и потребителям, приравненным к населению, на нужды теплоснабжения.

В результате стоимость неиспользованного остатка каменного угля составила 3 967 662 руб. 87 коп.; до принятия судами обжалуемых решения и постановления указанная стоимость неиспользованного остатка каменного угля истцу не возвращена.

Оценив предмет и основание иска, материалы дела суды усмотрели правовые и фактические основания для удовлетворения иска применительно к положениям статей 8, 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 65 АПК РФ.

Суды установили, что, как указано выше, общество с октября 2014 года перестало быть теплоснабжающей организацией, вследствие чего из суммы субсидии, выделенной ответчику в 2013 - 2014 годах, удержано в общей сумме лишь 1 817 607 руб. 25 коп.; таким образом, общество, продавая тепловую энергию населению в спорный период по тарифу с топливной составляющей, и получив при этом субсидию в виде компенсации разницы в тарифах неосновательно обогатилось на сумму 3 967 662 руб. 87 коп., которая должна быть возвращена в бюджет.

Общество не согласно с выводами судебных инстанций лишь ввиду своего тяжелого финансового (материального ) положения, не более того.

В связи с этим, как правомерно указал апелляционный суд, довод общества о том, что в связи с тяжелым финансовым положением ответчика общество обращалось в министерство с ходатайством о предоставлении рассрочки уплаты задолженности, не имеет правового значения по рассматриваемому делу. В данном случае истец доказал, как того требует статья 65 АПК РФ, наличие факта приобретения (сбережения) ответчиком имущества (денежных средств) без оснований и за счет истца, а также размер такого приобретения (сбережения). Поэтому у суда нет правовых оснований для отказа в удовлетворении иска.

Апелляционный суд также (в интересах всех участников спора) особо отметил, что тяжелое финансовое положение ответчика, являющееся препятствием для возврата денежных средств, на которое ссылается общество в жалобе, при наличии соответствующих доказательств может являться основанием для предоставления отсрочки либо рассрочки исполнения судебного акта.

Доводы жалобы лишены значимого правового обоснования; суды же пришли к обоснованным выводам по существу спора.

Основания для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).

Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 10.09.2015 удовлетворено ходатайство общества о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции; отсрочка предоставлена до рассмотрения кассационной жалобы по существу.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 102, 286, 287 (пункт 1  части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.01.2015 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу № А05-13966/2014 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания» - без удовлетворения.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Карпогорская управляющая компания» (место нахождения: 164600, Архангельская обл., Пинежский р-н, с. Карпогоры, ул. Ленина, 21, ОГРН 1072903000169,                   ИНН 2919006309) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 руб.  за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции.

Председательствующий И.О. Подвальный

Судьи      А.В. Асмыкович

                                                                                                 Л.А. Самсонова