ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
30 мая 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-14154/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена мая 2019 года .
В полном объёме постановление изготовлено мая 2019 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Болдыревой Е.Н. и Докшиной А.Ю.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2019 года по делу № А05-14154/2018,
у с т а н о в и л:
индивидуальный предприниматель ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163065, Архангельская область, город Архангельск) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Архангельскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163072, <...>; далее – фонд, ФСС) о признании недействительным решения от 08.08.2018 № 2522 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового возмещения; а также о возложении на ответчика обязанности выделить денежные средства для выплаты пособия ФИО2 в размере 135 718 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2019 года по делу № А05-14154/2018 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что отсутствие у предпринимателя статуса страхователя как субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию на момент наступления страхового случая делает невозможным выделение этому лицу денежных средств на выплату пособий по социальному страхованию. Поскольку страховой случай имел место быть до даты постановки предпринимателя на регистрационный учет в качестве страхователя, то у фонда не имелось оснований для выделения ему денежных средств на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, что свидетельствует о законности отказа в выделении денежных средств, выраженного в письме от 08.08.2018 № 2522.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилась, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании заявления от 13.04.2018 предприниматель 16.04.2018 зарегистрирован в территориальном органе Фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя.
Индивидуальный предприниматель ФИО1 24.05.2018 обратилась в ФСС с заявлением о выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения в сумме 135 718 руб. (листы дела 31-32).
Указанное заявление послужило основанием для проведения ответчиком проверки на предмет правильности осуществления предпринимателем расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, по результатам которой составлен акт от 22.06.2018 № 2522.
По итогам рассмотрения материалов проверки ответчиком принято решение от 08.08.2018 № 2522 об отказе в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, в сумме 135 718 руб. в связи с тем, что согласно статье 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», отношения по обязательному социальному страхованию у страховщика возникают с момента регистрации страхователя в территориальном органе Фонда социального страхования.
Не согласившись с указанным решением, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности фактов наличия у предпринимателя трудовых правоотношений с физическим лицом и статуса страхователя в отношении этого лица в период действия трудовых отношений; наступления соответствующего страхового случая; осуществления соответствующих выплат страхового обеспечения застрахованному лицу, не опровергнутых фондом. Также суд исходил из доказанности размера произведенных выплат и размера образовавшейся у фонда задолженности перед предпринимателем.
Кроме того, суд указал на отсутствие в действующем законодательстве такого основания для отказа в выделении денежных средств на выплату страхового обеспечения, как несвоевременная постановка страхователя на регистрационный учет.
Апелляционная коллегия поддерживает выводы суда первой инстанции в связи со следующим.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Отношения в системе обязательного социального страхования регулируются Федеральным законом от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее – Закон № 165-ФЗ), который определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 названного Закона отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования - с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя.
Отказывая в выделении средств на осуществление страхователем спорных расходов, ответчик в своем решении указал на то, что отношения по обязательному социальному страхованию между страховщиком и страхователем возникли с момента регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя, то есть 16.04.2018, тогда как страховые случаи наступили в январе 2018 года.
Однако поскольку с заявлением о выделении средств на осуществление расходов по выплате застрахованному лицу страхового обеспечения предприниматель обратился 24.05.2018 при существующих между сторонами отношениях по обязательному социальному страхованию, то у страховщика отсутствовали основания для отказа в выделении таких средств.
Вопреки доводам жалобы следует также отметить, что основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая, под которым статьей 3 Закона № 165-ФЗ понимается свершившееся событие, представляющее собой реализацию социального страхового риска, с наступлением которого возникает обязанность страховщика, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, также и страхователей осуществлять обеспечение по обязательному социальному страхованию.
На основании статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
При этом виды страховых случаев, с наступлением которых законодатель связывает возникновение права застрахованных лиц на получение страхового обеспечения, перечислены в статье 7 Закона № 165-ФЗ; виды соответствующего страхового обеспечения, выплачиваемого застрахованному лицу за счет средств обязательного социального страхования в случае наступления страхового случая, - в статье 8 Закона № 165-ФЗ, в том числе к видам страхового обеспечения относятся: пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком; единовременное пособие при рождении ребенка; пособие по временной нетрудоспособности.
Порядок обращения за страховым обеспечением, размер и порядок индексации страхового обеспечения устанавливаются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (подпункт 6 пункта 6 статьи 12, статья 22 Закона № 165-ФЗ).
В частности, размер и порядок назначения, исчисления, выплаты пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а также пособия по временной нетрудоспособности регулируется Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ).
Согласно статье 2.1 указанного Закона страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом, в том числе, индивидуальные предприниматели.
Из пункта 1 части 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ следует, что обязательному социальному страхованию в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам.
Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях названного Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством (часть 5 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).
Застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения при соблюдении условий, предусмотренных названным Федеральным законом, а также Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (часть 4 статьи 2 Закона № 255-ФЗ).
При этом финансирование выплаты пособий, в соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 255-ФЗ, осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
В целях реализации прав лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию, на получение страхового возмещения страхователи обязаны зарегистрироваться в соответствующем территориальном органе Фонда социального страхования (статья 2.3, пункт 1 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), исчислять и уплачивать в бюджет Фонда социального страхования соответствующие страховые взносы (пункт 2 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ), осуществлять выплату страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев (пункт 3 части 2 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 3 Закона № 255-ФЗ при рассмотрении обращения страхователя о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика вправе провести проверку правильности и обоснованности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения в порядке, установленном статьей 4.7 названного Федерального закона, а также затребовать от страхователя дополнительные сведения и документы. В этом случае решение о выделении этих средств страхователю принимается по результатам проведенной проверки.
В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящий орган страховщика или в суд (части 5 и 6 статьи 3 Закона № 255-ФЗ).
Из изложенных правовых норм следует, что выплата застрахованным лицам социальных пособий, предусмотренных Законом № 255-ФЗ, осуществляется за счет средств Фонда социального страхования, формируемых, в свою очередь, из сумм страховых взносов, начисляемых и уплачиваемых страхователями в бюджет Фонда социального страхования.
При этом страхователи, непосредственно производящие выплату соответствующего страхового обеспечения, вправе, осуществив указанную выплату, уменьшить сумму страховых взносов, подлежащих перечислению ими в Фонд социального страхования, на сумму произведенных расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам либо при отсутствии или недостаточности начисленной суммы страховых взносов за соответствующий период обратиться к страховщику по месту своей регистрации за необходимыми средствами сверх начисленных страховых взносов (пункт 1 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ).
Страховщик в свою очередь вправе запросить и проверить у страхователя документы, связанные с расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, в том числе при выделении страхователю средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов (пункты 1 и 2 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ); не принимать к зачету расходы на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, произведенные страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не подтвержденные документами, произведенные на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов (пункт 4 части 1 статьи 4.2 Закона № 255-ФЗ).
Следовательно, в ситуации, когда страхователь, произведший выплату соответствующего страхового обеспечения за счет собственных средств, обращается к страховщику за возмещением таких расходов, страховщик вправе произвести проверку представленных страхователем документов на предмет обоснованности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения и принять решение об их принятии, а соответственно, о возмещении этих расходов, или о непринятии.
При этом, как обоснованно указал суд первой инстанции, действующее законодательство о страховом обеспечении не предусматривает такого основания отказа в возмещении страхователю уже произведенных им расходов, как несвоевременная его постановка на регистрационный учет в качестве страхователя после осуществления таких расходов.
Проанализировав нормы действующего законодательства о социальном страховании, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что статья 4.2 Закона № 255-ФЗ предусматривает лишь два основания для отказа в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов, произведенных страхователем на выплату страхового обеспечения, а именно:
- когда такие расходы не подтверждены документально;
- когда такие расходы произведены на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов.
Данный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
В свою очередь, как верно отметил в своем решении суд первой инстанции, нарушение срока регистрации в качестве страхователя имеет иные правовые последствия.
Так, в пункте 2 статьи 9 Закона № 165-ФЗ сказано, что ответственность за уклонение от регистрации устанавливается федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Непредставление отчетности, уплата либо неуплата страховых взносов также влекут для страхователя иные правовые последствия, но не являются основанием для отказа в возмещении расходов на выплату страхового обеспечения.
Иное толкование приведенных положений законодательства приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов в сфере социального обеспечения, а также нарушению прав и законных интересов страхователя.
Доводов о наличии недостатков в документах, представленных предпринимателем для обоснования размера подлежащих выделению денежных средств, фондом ни суду первой инстанции, ни апелляционной коллегии не завялено.
На указанные обстоятельства ФСС также не ссылается и в своем решении от 08.08.2018 № 2522.
Фондом не опровергнуты сами факты наступления соответствующих страховых случаев и осуществления предпринимателем выплат страхового обеспечения.
В указанной связи у фонда не имелось оснований для отказа индивидуальному предпринимателю ФИО1 в выделении денежных средств на возмещение произведенных им расходов на выплату страхового обеспечения застрахованному лицу в 2018 году.
Следовательно, решение фонда от 08.08.2018 № 2522 обоснованно признано судом незаконным.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции установил, что доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 21 февраля 2019 года по делу № А05-14154/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Архангельского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | Е.Н. Болдырева А.Ю. Докшина |