ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru
30 августа 2021 года
г. Вологда
Дело № А05-14342/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2021 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 августа 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Черединой Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «УК Проспект» представителя ФИО1 по доверенности от 30.12.2020,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференций апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК Проспект» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 апреля 2021 года по делу № А05-14342/2020,
установил:
администрация муниципального образования «Город Архангельск» (адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 5; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «УК Проспект» (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Общество) о возложении на ответчика обязанности организовать место (площадку) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) для домов 90 по проспекту Ломоносова и 41 по проспекту Новгородскому в городе Архангельске в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу в соответствии с Правилами благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 № 581 (далее – Правила № 581), Порядком определения (согласования) мест накопления твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Архангельск», утвержденным постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 13.02.2020 № 285 (далее – Порядок № 285), санитарным законодательством (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ)).
Решением суда от 19.04.2021 иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. Администрация Ломоносовского округа согласовала одно месторасположение контейнерной площадки для трех многоквартирных домов (далее – МКД): 90 по проспекту Ломоносова и 41 по проспекту Новгородскому, 32 по улице Серафимовича в городе Архангельске, не на земельном участке конкретного МКД, а на предоставляемой муниципальной земле предполагается размещение одной общей для всех перечисленных домов площадки. Данная площадка в таком случае не будет являться общим имуществом МКД. Предлагаемая Администрацией организация места накопления ТКО путем размещения на муниципальной земле общей контейнерной площадки для трех МКД и ее содержание не является обязанностью управляющей компании, так как она не будет являться общим имуществом какого-либо конкретного МКД, имеется противоречие пункту 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491 (далее – Правила № 491), она будет предназначена для обслуживания нескольких МКД и неопределенного круга лиц. Суд неправильно применил статью 39.9 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), пункт 18 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», часть 1 статьи 8 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ), постановление Администрации от 29.09.2018 № 1126 «Об утверждении Порядка определения мест сбора и накопления ТКО на территории МО «Город Архангельск», пункт 1.3 Порядка № 285, письма Минстроя России от 03.04.2019 № 11696-АО/06 и Минприроды России от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 «О направлении разъяснений по вопросу регулирования деятельности в области обращения с ТКО», постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 № 1300 «Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» (далее – Перечень № 1300), судебную практику.
Представитель Общества в судебном заседании апелляционной инстанции поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил ее удовлетворить.
Выслушав представителя Общества, исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, Общество на основании договоров управления от 01.09.2007 является управляющей организацией в отношении МКД по адресу: <...>
Согласно пункту 2.1 договоров управления Общество по заданию Администрации в течение срока действия договора за плату приняло на себя обязательство оказывать услуги и выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества дома, представлять коммунальные услуги собственникам помещений в доме, производить начисления и сбор платежей за оказанные услуги, осуществлять иную направленную на достижение целей управления домом деятельность.
Пунктом 3.1 договоров предусмотрено, что Общество приняло на себя обязательство оказывать и выполнять следующие работы и услуги по содержанию многоквартирного дома: проведение технических осмотров и обходов отдельных элементов и помещений жилых домов; устранение незначительных неисправностей в системах водопровода и канализации, системы центрального отопления и горячего водоснабжения, электротехнических устройств; регулировка и наладка систем центрального отопления и вентиляции, промывка и опрессовка системы центрального отопления; удаление с крыш снега и наледей; вывоз твердых бытовых отходов; сухая уборка пола лестничных площадок и маршей; уборка придомовой территории.
В результате обследования территории Администрация установила, что контейнерная площадка Общества не соответствует требованиям действующего санитарного законодательства и Правилам № 581, место для накопления ТКО в соответствии с Порядком № 285 не определено. Составлен акт от 08.10.2020.
Администрация Ломоносовского территориального округа 23.09.2020 направила Обществу требование организовать надлежащим образом место (площадку) накопления ТКО для МКД 90 по проспекту Ломоносова и 41 по Новгородскому проспекту в городе Архангельске.
Ссылаясь на то, что Общество как управляющая организация ненадлежащим образом осуществляет содержание общего имущества МКД, ответственна за оборудование надлежащим образом контейнерной площадки для сбора ТКО, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) управление МКД должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в МКД, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в МКД должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать: соблюдение требований к надежности и безопасности МКД; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в МКД; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в МКД, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в МКД, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в МКД, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
При этом состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ по договору управления МКД одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в МКД) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению МКД, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления МКД деятельность.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 № 290 утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения (далее - Перечень № 290).
Согласно пункту 26 (1) раздела III Перечня «№ 290 в перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в МКД, включены работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок.
Как правомерно указал суд первой инстанции, действующим законодательством обязанность по организации и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов для домов, находящихся в управлении, возложена на управляющую организацию.
В соответствии с частью 4 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 утверждены Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию указанного реестра, согласно пункту 3 которого места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Суд первой инстанции обоснованно указал, что в обязанности органа местного самоуправления входит создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО в тех случаях, когда такая обязанность не возложена действующим законодательством на других лиц.
Порядок № 285 устанавливает процедуру определения (согласования) мест (площадок) накопления ТКО, в том числе крупногабаритных отходов, в условиях сложившейся застройки муниципального образования «Город Архангельск», в случаях возложения действующим законодательством обязанности по организации мест накопления ТКО на юридических, физических лиц, индивидуальных предпринимателей, в том числе в соответствии с требованиями Правил благоустройства муниципального образования «Город Архангельск», требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу пунктов 1.3, 1.5 Порядка № 285 организации, управляющие жилищным фондом, обязаны организовывать место накопления ТКО путем оборудования контейнерной площадки с установкой на ней контейнеров в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством. Заявитель - физическое лицо, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подает в администрацию территориального округа по месту планируемого расположения контейнерной площадки заявку по утвержденной форме.
В соответствии с пунктами 2.2, 2.4 Порядка № 285 рассмотрение обращений заявителей (заявок) о согласовании места накопления ТКО на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО осуществляется Комиссией в течение 10 дней с момента регистрации. Место накопления ТКО определяется на земельном участке с учетом возможности подъезда и проведения маневровых работ спецтехники, осуществляющей вывоз ТКО, с учетом требований, предусмотренных санитарными правилами и нормами, Правилами благоустройства муниципального образования «Город Архангельск».
Согласно пунктам 10.11.6, 10.11.9, 10.11.10 Правил № 581 сбор твердых коммунальных отходов, образующихся при эксплуатации жилищного фонда, деятельности торговых и других организаций, осуществляется в контейнеры, размещенные в местах (площадках) накопления ТКО на оборудованных закрытых контейнерных площадках, иные места хранения отходов. Контейнеры всех типов должны устанавливаться на твердом водонепроницаемом покрытии. Контейнеры объемом до 1,1 куб. м размещаются в закрываемых мусорокамерах и (или) контейнерных площадках. Мусорокамеры и закрытые контейнерные площадки должны иметь твердое водонепроницаемое покрытие, иметь с трех сторон глухое ограждение высотой 1,8 - 2,2 м. Для выкатывания контейнеров с лицевой стороны контейнерной площадки должны быть установлены двери на всю высоту передней стенки или заниженные для сбора мусора снаружи. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям действующего экологического, санитарного и жилищного законодательства. Контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. В исключительных случаях в условиях сложившейся жилой застройки допускается изменение нормируемых разрывов.
Как правомерно указал суд первой инстанции, из вышеуказанных нормативных актов следует, что обязанность по организации места накопления ТКО не ограничивается только установкой контейнеров, для их установки необходимо определить в определенном порядке и обустроить соответствующее место, отвечающее установленным требованиям.
Из материалов дела видно, что Общество в суде первой инстанции заявило, что предлагаемая Администрацией организация места накопления ТКО путем размещения на муниципальной земле общей контейнерной площадки для трех МКД и ее содержание не является обязанностью управляющей компании, так как она не будет являться общим имуществом конкретного МКД, поскольку она предназначена для обслуживания нескольких многоквартирных домов и неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 4 Перечня № 1300 указано, что к таким объектам относятся элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории.
Постановлением администрации муниципального образования «Город Архангельск» от 22.03.2019 № 390 утвержден Порядок согласования проектов благоустройства объектов, для размещения которых на территории муниципального образования «Город Архангельск» не требуется разрешения на строительство, согласно пункту 1.4 которого к объектам благоустройства, помимо детских, спортивных площадок, площадок для выгула и дрессировки собак и др., отнесены места сбора ТКО, в том числе контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действующее земельное законодательство и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты предусматривают возможность размещения мест (площадок) накопления ТКО не только на территории земельного участка, сформированного под МКД, но и на иных территориях, в том числе территориях общего пользования без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В силу подпункта «а» пункта 1 Правил № 491 состав общего имущества определяется собственниками помещений в многоквартирном доме. В перечень имущества, которое предназначено для совместного использования собственниками помещений в нескольких многоквартирных домах может включаться общее имущество, в отношении которого принято решение, предусмотренное пунктом 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в частности, общее имущество, указанное в подпункте «ж» пункта 2 названных Правил, а именно «иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома».
Как правомерно указал суд первой инстанции, из анализа вышеприведенных положений нормативно-правовых актов следует, что размещение общего имущества, предназначенного для совместного использования собственниками помещений в нескольких МКД на земельном участке, использование которого разрешено уполномоченным органом в целях размещения общего имущества, в том числе за границами земельных участков, предназначенных для размещения МКД, не противоречит жилищному и земельному законодательству.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные со взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Предложенный Администрацией двухмесячный срок для выполнения работ по организации места (площадки) накопления ТКО для спорного МКД суд первой инстанции признал разумным и достаточным.
Оснований не согласиться с данными выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 19 апреля 2021 года по делу № А05-14342/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «УК Проспект» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий
А.Я. Зайцева
Судьи
О.Б. Ралько
Н.В. Чередина