АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 октября 2023 года
Дело №
А05-14745/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» Большакова Д.В. (доверенность от 01.09.2023),
рассмотрев 16.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу № А05-14745/2022,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат», адрес: 163045, г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), д. 8, ОГРН 1112901013147, ИНН 2901221922 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее – Министерство), о признании незаконным действия, выразившегося в изложенном в письме от 14.11.2022 отказе во включении объекта обработки Общества, расположенного по адресу: 163045, г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), д. 8, в перспективную логистическую модель Территориальной схемы (приложение Б2 и В1), и возложении обязанности совершить действия по включению данного объекта обработки в логистическую модель Территориальной схемы (приложение Б2 и В1) в соответствии с требованиями действующего законодательства и на условиях не хуже, чем для иных участников товарного рынка.
Судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено правительство Архангельской области, адрес: 164004, г. Архангельск, Троицкий пр., д. 49, ОГРН 1032900016016, ИНН 2901116205 (далее – Правительство).
Решением суда первой инстанции от 23.03.2023, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 20.06.2023, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе (с учетом дополнений) Общество просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поскольку заключение не содержит конкретной причины отказа, а неосуществление деятельности по обработке твердых коммунальных отходов (далее – ТКО) в прошлые периоды таким основанием являться не может. Отказ в допуске к осуществлению деятельности по обработке ТКО по причине наличие другого объекта обработки ТКО является дискриминационным и имеет признаки нарушения законодательства о защите конкуренции. Общество никогда не уклонялось от заключения договора с региональным оператором, а лишь не соглашалось с некоторыми заведомо экономически невыгодными и нецелесообразными условиями, предлагаемыми ООО «ЭкоИнтегратор», так как невозможно из смешанных отходов получить хоть какой то приемлемый процент отходов, пригодных для дальнейшей переработки, а сортировка ТКО без получения вторсырья нецелесообразна в принципе. Решение суда с учетом преюдициального значения навсегда лишило Общество возможности осуществлять деятельность по обработке ТКО на территории Архангельской области, поскольку никогда не станет вновь введенным объектом или объектом, осуществляющим в прошлые периоды деятельность по обращению с ТКО на основании договора с региональным оператором.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Дополнительные доказательства, приложенные к кассационной жалобе, дополнению и ходатайству от 11.10.2023, судом кассационной инстанции не приобщаются и не рассматриваются (глава 35 АПК РФ).
Правительство представило возражения на кассационную жалобу с дополнением, просило рассмотреть дело в свое отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, постановлением Правительства от 11.04.2017 № 144-пп (далее – Постановление № 144-пп) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области (далее – ТСОО, Территориальная схема).
Постановлением Правительства от 29.08.2019 № 453-пп в Постановление № 144-пп внесены изменения: объект обработки ТКО, принадлежащий Обществу и расположенный по адресу: 163045, г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), д. 8, включен в Территориальную схему.
Общество имеет лицензию от 13.04.2017 № 29-00042 на осуществление деятельности по транспортированию отходов III и IV классов опасности, обработке отходов IV класса опасности, размещению (хранению) отходов IV класса опасности (далее – лицензия от 13.04.2017).
Постановлением агентства по тарифам ценам Архангельской области от 20.12.2019 № 84-в/88 Обществу на период с 01.01.2020 по 31.12.2022 утверждены предельные тарифы на услуги по обработке ТКО, оказываемые Обществом на территории городского округа «Город Архангельск».
Министерством и ООО «Экоинтегратор» 29.10.2019 заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области (далее – Соглашение), ООО «Экоинтегратор» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2021 по делу № А05-13991/2020, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.10.2021, исковые требования ООО «Экоинтегратор» удовлетворены: суд обязал Общество заключить с ООО «Экоинтегратор» договор на оказание услуг по обработке ТКО IV - V классов опасности на условиях, предложенных ООО «Экоинтегратор» в ходатайстве об уточнении исковых требований от 31.05.2021.
Постановлением Правительства от 27.12.2021 № 769-пп внесены изменения в ТСОО, Территориальная схема изложена в новой редакции. В соответствии с внесенными изменениями Общество исключено из существующей схемы потоков ТКО, содержащейся в Приложении В1.1. «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2022 - 2031 годов)». Из таблиц данных об объектах обращения с ТКО и из перспективной логистической модели Территориальной схемы исключен объект обработки Общества, расположенный по адресу: 163045, Архангельская обл., г. Архангельск, Шестой проезд (Кузнечихинский промузел), д. 8. Транспортирование ТКО и его сортировка на вышеуказанном объекте обработки стали невозможны вследствие его исключения из Территориальной схемы, начиная с 27.12.2021.
Общество обратилось в Министерство с письмом от 16.05.2022 № 25 о рассмотрении вопроса о включении в ТСОО Общества как объекта обработки и сортировки отходов, указало, что готово заключить договор на обработку раздельно собранных отходов из синих контейнеров по тарифу, установленному постановлением агентства по тарифам и ценам Архангельской области от 06.12.2019 № 84-в/88.
Министерство, рассмотрев указанное обращение Общества, в письме от 09.06.2022 № 204-17/6026 отразило, что в настоящее время на территории Архангельска обработку ТКО осуществляет ООО «Дампстер», производственная мощность которого составляет 30 тысяч тонн/год, а также к вводу в эксплуатацию готовится мусоросортировочная линия мощностью 40 тыс. тонн/год на предприятии ООО «Спектр Плюс»; предложение Общества о направлении раздельно собранных потоков ТКО будет проработано при формировании нового проекта территориальной схемы.
В письме ответчику от 29.10.2022 Общество указало, что не согласно с внесенными изменениями в проекте схемы: с тем, что Общество исключено из таблицы 4.2 как предприятие, осуществляющее прием вторичного сырья; в Приложении Б2. «Сводная информация об объектах обращения с ТКО, эксплуатация которых предполагается на протяжении срока действия территориальной схемы» Общество отсутствует в перечне объектов по обращению с ТКО, в приложении отражена только линия сортировки; в Приложении В1. «Перспективная логистическая модель (схема потоков ТКО на период 2023-2032 годов)» Общество отсутствует в перечне объектов предварительной обработки, в приложении отражена только линия сортировки в г. Архангельске на период 2022-2032 гг.
Министерство в ответе от 14.11.2022 № 204-17/11658 указало, что замечания рассмотрены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.2018 № 1130 «О разработке, общественном обсуждении, утверждении, корректировке территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также о требованиях к составу и содержанию таких схем» (далее – Правила № 1130).
Заключение об учете поступивших замечаний и предложений и о причинах их отклонения размещено 09.11.2022 на официальном сайте Министерства.
На основании данного заключения замечание о включении Общества в вышеуказанные приложения отклонено в связи с тем, что Общество не осуществляло деятельность по обращению с ТКО.
Постановлением Правительства от 02.12.2022 № 995-пп «О внесении изменений в территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Архангельской области» утверждены изменения, которые вносятся в ТСОО, в том числе с ТКО, на территории Архангельской области, утвержденную Постановлением № 144-пп. В новый вариант схемы Общество не включено.
Ссылаясь на то, что Общество осуществляет деятельность по сбору, обработке отходов IV класса опасности и является собственником действующего мусоросортировочного объекта, имеет лицензию от 13.04.2017, им с ООО «ЭкоИнтегратор» заключен договор на обработку ТКО, но обязательства по нему не могут исполняться сторонами в результате действий ответчика, считая причины отказа Министерства во включении объекта обработки Общества в логистику ТСОО не предусмотренными действующим законодательством Российской Федерации, действия, выразившиеся в отказе, - незаконными, отражая, что отказ в допуске к осуществлению деятельности по обработке ТКО по причине наличие другого объекта обработки ТКО является дискриминационным и имеет признаки нарушения законодательства о защите конкуренции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявленными требованиями.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, считает, что жалоба не подлежит удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с подпунктом 7.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2023, и пунктом 10 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», действующего с 01.01.2023, вопросы утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с ТКО, отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Статьей 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится разработка и утверждение ТСОО.
Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
Согласно пункту 1 статьи 13.3 упомянутого Закона в целях организации и осуществления деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов утверждаются ТСОО и федеральная схема обращения с ТКО.
Пунктом 2 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ предусмотрено, что ТСОО разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования.
Согласно пункту 3 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ ТСОО должна включать в себя, в том числе:
данные о месте нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов;
схему потоков отходов, в том числе ТКО, от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, которая включает в себя графические обозначения мест, количество образующихся отходов, количество объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В соответствии с подпунктом 8 пункта 2 статьи 3 закона Архангельской области от 18.03.2013 № 634-38-ОЗ «Об обращении с отходами производства и потребления на территории Архангельской области» (далее – Областной закон № 634-38-ОЗ) утверждение ТСОО в соответствии с документами территориального планирования относится к полномочиям Правительства Архангельской области.
В силу пункта 3 статьи 3 Областного закона № 634-38-ОЗ, подпункта 99.2 пункта 8 Положения о Министерстве природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства от 04.03.2014 № 92-пп (далее – Положение о министерстве), к полномочиям Министерства отнесена разработка ТСОО в соответствии с документами территориального планирования.
В сентябре - октябре 2022 года Министерство пересматривало Территориальную схему.
В соответствии с пунктом 5 статьи 13.3 Закона № 89-ФЗ порядок разработки, рассмотрения, общественного обсуждения, утверждения, корректировки ТСОО и порядок разработки, утверждения и корректировки федеральной схемы обращения с ТКО, а также требования к составу и содержанию указанных схем устанавливаются Правительством Российской Федерации. Как указано в пункте 29 Правил № 1130, корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
В силу пункта 30 упомянутых Правил основаниями для корректировки территориальной схемы являются:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
в) ввод в эксплуатацию новых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
г) вывод из эксплуатации (ликвидация) объектов по обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;
д) заключение соглашений между субъектами Российской Федерации по вопросам обращения с отходами;
е) изменение сведений, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил.
Согласно пункту 31 вышеназванных Правил замечания и предложения по корректировке территориальной схемы представляются органами и лицами, указанными в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил, в уполномоченный орган в письменном виде.
На основании пункта 32 Правил № 1130 после поступления замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы в уполномоченный орган от органов и лиц, указанных в подпункте «в» пункта 20 настоящих Правил, уполномоченный орган рассматривает их в течение 30 дней на соответствие основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, и принимает решение о внесении изменений в территориальную схему или об отказе ее корректировки.
Как указано в пункте 33 названных Правил, в случае несоответствия замечаний и предложений по корректировке территориальной схемы основаниям, предусмотренным пунктом 30 настоящих Правил, уполномоченный орган направляет органу или лицу, представившему соответствующие предложения, мотивированный отказ в корректировке территориальной схемы.
В случае наличия в замечаниях и предложениях по корректировке территориальной схемы оснований, предусмотренных пунктом 30 настоящих Правил, корректировка территориальной схемы производится в порядке и с соблюдением сроков, установленных пунктами 20 - 28 настоящих Правил (пункт 34 Правил № 1130).
Как указали суды первой и апелляционной инстанций, право корректировать ТСОО не может быть произвольным, поскольку конкретные основания для этого исчерпывающим образом закреплены в пункте 30 Правил № 1130. Ссылка заявителя на подпункт «в» пункта 30 Правил № 1130 как на основание для корректировки схемы судами не принята.
Как установил суд первой инстанции, Общество с момента начала деятельности регионального оператора, будучи включенным в схему потоков Территориальной схемы, уклонялось от заключения и исполнения договора с региональным оператором.
Из судебных актов по делу № А05-13991/2020 следует, что Общество настаивало на заключении договора на оказание услуги по переработке раздельно накопленных отходов, так как у него отсутствует техническая возможность принимать и сортировать ТКО смешанного типа («сырые» ТКО), поскольку комплекс устройств для сортировки, установленный на объекте обработки и сортировки Общество, не предусмотрен для принятия в сортировку отходов смешанного типа; в соответствии с ТСОО оснащение пилотных городов (Архангельск, Северодвинск, Новодвинск) инфраструктурой раздельного накопления отходов должно было быть произведено в период с IV квартала 2019 года по III квартал 2020 года; в тариф на услугу по обработке ТКО не включена услуга по обработке смешанных («сырых») ТКО.
В силу пункта 10 статьи 24.6 Закона № 89-ФЗ операторы по обращению с ТКО, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с ТКО, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать ТКО, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с ТКО и не вправе отказываться от заключения таких договоров.
В данном случае Общество не подтвердило, что им предпринимались какие-либо действия во исполнение договора на оказание услуг по обработке ТКО IV - V классов опасности на условиях, указанных в решении Арбитражного суда Архангельской области от 15.06.2021 по делу № А05-13991/2020.
Напротив, из письма Общества от 16.05.2022 № 25 следует, что оно готово заключить договор на обработку раздельно собранных отходов из синих контейнеров, то есть на условиях, отличных от тех, которые утверждены вступившим в силу решением суда.
Суды учли, что фактически требования Общества в настоящем деле направлены на необоснованную ревизию (пересмотр) вступившего в законную силу решения арбитражного суда от 05.12.2022 по делу № А05-8711/2022 об отказе в заявленных требованиях Общества о признании незаконным действия Министерства по исключению объекта Общества из перспективной логистической модели ТСОО, что является недопустимым (статьи 16, 69 АПК РФ). В указанном деле суды отметили, что исключение из схемы потоков ТКО не препятствует Обществу осуществлять коммерческую деятельность по сбору и сортировке отходов, не относящихся к ТКО, и вторичных материальных ресурсов вне ТСОО. Кроме того, Общество непротиворечивым образом не обосновало видимое ему содержание и исполнимость требования о включении в схему «на условиях не хуже, чем для иных участников товарного рынка».
Таким образом, обжалуемые судебные акты с учетом указанного являются по существу правильными, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих их отмену, не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований статей 9, 65-71 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их относимости, допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции», часть 3 статьи 286, часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Основания для изменения либо отмены обжалованных судебных актов отсутствуют (статья 288 АПК РФ).
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 23.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2023 по делу № А05-14745/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Архангельский мусороперерабатывающий комбинат» – без удовлетворения.
Председательствующий
В.М. Толкунов
Судьи
О.А. Алешкевич
Л.Б. Мунтян