ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-15538/2017 от 24.05.2018 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

31 мая 2018 года

г. Вологда

Дело № А05-15538/2017

Резолютивная часть постановления объявлена мая 2018 года .

В полном объёме постановление изготовлено мая 2018 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Алимовой Е.А., судей Докшиной А.Ю. и                        Мурахиной Н.В.

при ведении протокола секретарем судебного заседания                     Миловкиной А.В.,

при участии от акционерного общества «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» Картавченко Н.А. по доверенности от 15.01.2018 № ОЛДК/0001, Кряккиевой А.Я. по доверенности от 01.01.2018        № ОЛДК/0038, от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Винокуровой Е.Б. по доверенности от 16.01.2018                № 02-10/00136, Сапроновой И.Г. по доверенности от 16.01.2018 № 02-10/00134, Добряковой Ю.Н. по доверенности от 18.12.2017 № 02-10/04111, Дроздова М.А. по доверенности от 09.01.2018 № 02-10/00009,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 февраля 2018 года по делу № А05-15538/2017 (судья Болотов Б.В.),

у с т а н о в и л:

акционерное общество «Онежский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» (ОГРН 1022901174394, ИНН 2906000194; место нахождения: 164840, Архангельская область, город Онега, улица Гутина, дом 2; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН 1072901006463, ИНН 2901163565; место нахождения: 163013, город Архангельск, улица Адмирала Кузнецова, дом 15, корпус 1;                 далее – инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения от 03.07.2017 № 06-16/7101 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 09 февраля  2018 года по делу № А05-15538/2017 заявленные требования удовлетворены, расходы на уплату государственной пошлины суд возложил на общество.

Инспекция с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции отменить решение и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд обоснованно указал на неправильное исчисление обществом суммы НДС, подлежащей возмещению из бюджета, однако неправомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности, поскольку в силу пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) спорная сумма вычета, возмещенного из бюджета в заявительном порядке, считается недоимкой; считает, что оспариваемое решение в части уменьшения суммы налога с учетом действий инспекции по его возврату по уточненной налоговой декларации не нарушает прав и законных интересов общества, поэтому не может быть признано недействительным.

Представители инспекции в судебном заседании апелляционную жалобу поддержали.

Общество в отзыве и ее представители в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав объяснения представителей инспекции, общества, исследовав доказательства по делу, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, общество представило в инспекцию декларацию по налогу на добавленную стоимость (далее – НДС) за 4-й квартал 2016 года, в которой заявило к возмещению из бюджета 125 900 709 руб., отразило общую сумму НДС, подлежащую вычету по внутреннему рынку, -  36 422 686 руб., и общую сумму НДС, подлежащую вычету по экспортным операциям, - 122 792 038 руб.

Одновременно с подачей вышеназванной декларации общество в соответствии с пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ обратилось в инспекцию с заявлением о возврате излишне уплаченного налога в размере                         125 900 709 руб., представив банковскую гарантию от 20.01.2017№ 30857.

Инспекция, установив обоснованность права на применение заявительного порядка возмещения НДС, решением от 31.01.2017 № 98 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, решила возместить обществу НДС в размере 125 900 709 руб.

Платежным поручением от 03.02.2017 № 777275 сумма 125 900 709 руб. перечислена на счет общества.

По результатам камеральной проверки декларации по НДС за 4-й квартал 2016 года инспекция составила акт от 12.05.2017 № 06-16/861 и вынесла решение от 03.07.2017 № 06-16/7101 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Указанным решением инспекция привлекла общество к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в сумме 100 000 руб. Кроме того, названным решением заявителю уменьшен заявленный к возмещению в заявительном порядке НДС                    за 4-й квартал 2016 года и предложено уплатить данный налог в размере             54 267 848 руб.

С учетом выводов инспекции, изложенных в оспариваемом решении, общество 09.07.2017 представило в инспекцию уточненную декларацию по НДС за 4-й квартал 2017 года, где увеличило сумму НДС к вычету по экспортным операциям до 130 914 419 руб., отразило НДС к возмещению из бюджета – 134 023 090 руб.

Также общество обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее - управление) с апелляционной жалобой на решение инспекции от 03.07.2017     № 06-16/7101.

По итогам рассмотрения апелляционной жалобы управление решением от 02.10.2017 № 07-10/1/15149 оставило решение инспекции без изменения, а апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.

Общество с решением инспекции о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 03.07.2017 № 06-16/7101  не согласилось и обратилось с заявлением в суд.

Суд первой инстанции пришел к выводу о неверном исчислении обществом налога, однако установил, что  указанное нарушение не привело к возникновению задолженности перед бюджетом с учетом результатов камеральной проверки уточненной декларации; не усмотрел в деянии общества состава налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 122 НК РФ.

Апелляционная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.

По смыслу статей 65, 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).

Исходя из части 2 статьи 201 АПК РФ обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативного акта недействительным (решения, действий, бездействия незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: во-первых, несоответствия таких актов (решения, действий, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а во-вторых, нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

На основании статьи 65 названного Кодекса лицо, обратившееся в суд с соответствующим заявлением, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Статьей 163 НК РФ налоговый период по НДС установлен как квартал.

На основании пункта 1 статьи 166 НК РФ сумма НДС при определении налоговой базы в соответствии со статьями 154 - 159 и 162 Кодекса исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со               статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 указанной статьи 171 вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ определено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав.

Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации, либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей и при наличии соответствующих первичных документов.

В силу пункта 1 статьи 169 указанного Кодекса счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению, в связи с чем в пунктах 5 - 6 названной статьи установлены требования к ее оформлению, соблюдение которых, в силу пункта 2 этой же статьи, обязательно для применения налоговых вычетов.

Общество в спорный период реализовывало товары на территории Российской Федерации, а также вывозило их в таможенной процедуре экспорта.

Согласно пункту 10 статьи 165 НК РФ порядок определения суммы налога, относящейся к товарам (работам, услугам), имущественным правам, приобретенным для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых облагаются по налоговой ставке 0 процентов, устанавливается принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения. Положения настоящего абзаца не распространяются на операции по реализации товаров, указанных в подпункте 1 (за исключением сырьевых товаров) и подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса.

Подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 НК РФ предусмотрено налогообложение по ставке 0 процентов, в том числе товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта, при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 названного Кодекса.

Согласно пункту 3 статьи 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 настоящего Кодекса, производятся в порядке, установленном настоящей статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 настоящего Кодекса.

Пунктом 9 статьи 167 НК РФ определено, что при реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1, 2.1 - 2.8, 2.10, 3, 3.1, 8, 9, 9.1 и 12 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 1 статьи 173 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода, как уменьшенная на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьей 171 настоящего Кодекса (в том числе налоговых вычетов, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса), общая сумма налога, исчисляемая в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенная на суммы налога, восстановленного в соответствии с главой 21 Кодекса.

В силу пункта 2 статьи 173 НК РФ, если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса и увеличенную на суммы налога, восстановленного в соответствии с пунктом 3 статьи 170 настоящего Кодекса, положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, подлежит возмещению налогоплательщику в порядке и на условиях, которые предусмотрены статьями 176 и 176.1 настоящего Кодекса.

В рассматриваемом случае сумма налоговых вычетов превысила исчисленную сумму налога.

Согласно пункту 1 статьи 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.

В силу пункта 12 статьи 176 НК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены статьей 176.1 настоящего Кодекса, налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

Заявительный порядок возмещения налога представляет собой осуществление в порядке, предусмотренном настоящей статьей, зачета (возврата) суммы налога, заявленной к возмещению в налоговой декларации, до завершения проводимой в соответствии со статьей 88 настоящего Кодекса на основе этой налоговой декларации камеральной налоговой проверки (пункт 1 статьи 176.1 НК РФ).

Общество в порядке, установленном подпунктом 2 пункта 2, пунктом 7 статьи 176.1 НК РФ, представило в инспекцию заявление о применении заявительного порядка возмещения НДС за 4-й квартал 2016 года от 24.01.2017 № 12-5834 (зарегистрировано 25.01.2017 № 8465373, том 1, лист 40).

Исполнение обязанности налогоплательщика обеспечено банковской гарантией от 20.01.2017 № 30857 акционерного коммерческого банка «РОССИЙСКИЙ КАПИТАЛ» (публичного акционерного общества), отвечающей требованиям, установленным статьей 74.1, пунктом 4               статьи 176.1 НК РФ (том 1, лист 41).

Инспекцией в порядке пункта 9 статьи 176.1 НК РФ принято решение от 31.01.2017 № 06-16/98 о возмещении обществу из бюджета 125 900 709 руб. НДС, а также составлено заключение от 31.01.2017 № 2788 о возврате              125 900 709 руб. налога на расчетный счет общества (том 1, лист 42).                  О принятых решениях общество извещено путем направления соответствующих решений в адрес общества по телекоммуникационным каналам связи.

На расчетный счет общества 03.02.2017 произведено зачисление              125 900 709 руб. возмещенного из бюджета НДС по платежному поручению от 03.02.2017 № 777275 (том 1, лист 43).

При возмещении налога из бюджета в заявительном порядке проверка обоснованности вычетов на стадии принятия решения о возмещении налога не осуществлялась.

Согласно пункту 11 статьи 176.1 НК РФ обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, проверяется налоговым органом при проведении в порядке и сроки, которые установлены статьей 88 настоящего Кодекса, камеральной налоговой проверки на основе представленной налогоплательщиком налоговой декларации, в которой заявлена сумма налога к возмещению.

В силу пункта 13 указанной статьи в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.

Акт и другие материалы камеральной налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные налогоплательщиком (его представителем) возражения должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в соответствии со статьей 101 вышеназванного Кодекса.

По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения (пункт 14           статьи 176.1 НК РФ).

В случае, если сумма налога, возмещенная налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей, превышает сумму налога, подлежащую возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, налоговый орган одновременно с принятием соответствующего решения, предусмотренного пунктом 14 настоящей статьи, принимает решение об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, а также решения о возврате (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке и (или) решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки (пункт 15 статьи 176.1 Кодекса).

Одновременно с сообщением о принятии решения, указанного в пункте 15 настоящей статьи, налогоплательщику направляется требование о возврате в бюджет излишне полученных им (зачтенных ему) в заявительном порядке сумм (включая проценты, предусмотренные пунктом 10 настоящей статьи (в случае их уплаты), в размере, пропорциональном доле излишне возмещенной суммы налога в общей сумме налога, возмещенной в заявительном порядке). На подлежащие возврату налогоплательщиком суммы начисляются проценты исходя из процентной ставки, равной двукратной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период пользования бюджетными средствами. Указанные проценты начисляются начиная со дня: 1) фактического получения налогоплательщиком средств - в случае возврата суммы налога в заявительном порядке; 2) принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке - в случае зачета суммы налога в заявительном порядке (пункт 17 статьи 176.1 Кодекса).

Из материалов дела следует, что общество в декларации по НДС за 4-й квартал 2016 года заявило к возмещению из бюджета 125 900 709 руб., отразило общую сумму НДС, подлежащую вычету по внутреннему рынку,   - 36 422 686 руб. и общую сумму НДС, подлежащую вычету по экспортным операциям, - 122 792 038 руб., то есть заявило вычет в размере             159 214 724 руб., тогда как в разделе 8 декларации отразило право на вычет по счетам-фактурам на сумму 144 165 123 руб.

В ходе камеральной налоговой проверки первичной налоговой декларации по НДС за 4-й квартал 2016 года инспекцией установлено, что обществом допущена неправомерная в нарушение пункта 1 статьи 23, пункта 1 статьи 174 НК РФ неуплата 54 267 848 руб. НДС за 4-й квартал 2016 года в результате неправомерного в нарушение пункта 1 статьи 169, пункта 1         статьи 171, статьи 172 НК РФ, Правил ведения книги покупок, применяемой при расчетах по НДС, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 (далее – Правила № 1137), Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденного приказом ФНС России № ММВ-7-3/558@ (далее – Приказ № ММВ-7-3/558@), завышения налоговых вычетов на 54 267 848 руб. (15 049 601 + 39 218 247).

В связи с этим оспариваемым решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ и ему предложено перечислить в бюджет НДС в сумме  54 267 848 руб.

Одновременно 03.07.2017 инспекция на основании пункта 15              статьи 176.1 НК РФ вынесла решение № 14 об отмене решения о возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, в заявительном порядке от 31.01.2017 № 98 в части суммы налога, не подлежащей возмещению по результатам камеральной налоговой проверки, – 54 267 848 руб. (том 4, листы 41, 42).

Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой.

В силу пункта 5.1 статьи 174 НК РФ в налоговую декларацию подлежат включению сведения, указанные в книге покупок и книге продаж налогоплательщика. Состав сведений, указанных в книге покупок и книге продаж, в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, в выставленных счетах-фактурах, включаемых в налоговую декларацию, определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Приказом № ММВ-7-3/558@ утверждена форма налоговой декларации по НДС, порядок ее заполнения (далее – Порядок), а также форматы представления налоговой декларации в электронной форме.

В соответствии с пунктами 45, 45.4, 45.5, 46, 46.6 Порядка раздел 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5                         статьи 161 Кодекса) в случаях возникновения права на налоговые вычеты за истекший налоговый период в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.

В графе 3 по строкам 010 - 180 отражаются данные, указанные соответственно в графах 2 - 8, 10 - 16 книги покупок. Показатели по строкам 010 - 180 заполняются в порядке, аналогичном порядку заполнения показателей граф 2 - 8, 10 - 16 книги покупок, установленному разделом II Правил № 1137.

В графе 3 по строке 190 отражается сумма НДС всего по книге покупок, указываемая по строке «Всего» книги покупок. Строка 190 заполняется на последней странице раздела 8 декларации, на остальных страницах раздела 8 по строке 190 ставится прочерк.

Приложение 1 к разделу 8 декларации заполняется налогоплательщиками (налоговыми агентами, за исключением налоговых агентов, указанных в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации) в случаях внесения изменений в книгу покупок по истечении налогового периода, за который представляется декларация.

В графе 3 по строке 190 отражается сумма налога всего по приложению 1 к разделу 8 декларации, указываемая по строке "Всего" дополнительного листа книги покупок. Строка 190 заполняется на последней странице приложения 1 к разделу 8 декларации, на остальных страницах приложения 1 к                   разделу 8 декларации по строке 190 ставится прочерк.

Также Порядком предусмотрен порядок отражения налоговых вычетов:

в графе 3 по строкам 120 - 180 раздела 3 («внутренний рынок») отражаются суммы налога, подлежащие вычету в соответствии со статьями 171 и 172 НК РФ, при этом по строке 190 отражается общая сумма налога, подлежащая вычету, определяемая как сумма величин, указанных в строках 120 - 180 (пункты 38.8, 38.15 Порядка);

по строкам 030 раздела 4 («экспорт») по каждому коду операции отражаются налоговые вычеты по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0 процентов по которым документально подтверждена, при этом по строке 120 отражается общая сумма налога, исчисленная к возмещению по разделу 4 (пункты 41.3, 41.4, 41.8 Порядка).

В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил № 1137 книга покупок, в которой регистрируются счета-фактуры (в том числе корректировочные, исправленные), ведется в целях определения суммы налога на добавленную стоимость, предъявляемой к вычету (возмещению) покупателем. Счета-фактуры, полученные от поставщиков (исполнителей), регистрируются в книге покупок по мере возникновения права на налоговые вычеты.

Согласно подпунктам «т», «у» пункта 6 Правил № 1137 в графе 15 книги покупок отражается  стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав, указанная в графе 9 по строке «Всего к оплате» счета-фактуры, а в случае перечисления суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав - перечисленная сумма оплаты, частичной оплаты по счету-фактуре, включая налог на добавленную стоимость; в графе 16 - сумма налога на добавленную стоимость по счету-фактуре, принимаемая к вычету в текущем налоговом периоде, исчисленная исходя из применяемых ставок, а в случае если сумма налога определяется расчетным методом, в том числе с суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, - по соответствующей ставке, определяемой согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ.

Исправления в книгу покупок вносятся путем оформления дополнительного листа книги покупок.

Таким образом, в книгу покупок включаются все счета-фактуры, вычеты по которым заявляются в текущем налоговом периоде. При этом в графе 15 отражается общая сумма по счету-фактуре, а в графе 16 – сумма НДС, принимаемая к вычету в данном налоговом периоде, определенная в том числе расчетным путем. Следовательно, в книгах покупок счета-фактуры могут отражаться повторно, однако общая сумма вычета не должна превышать сумму вычета по конкретному счету-фактуре.

В данном случае общество в разделе 8 декларации и книге покупок к ней отразило счета-фактуры за 4-й квартал 2016 года (без подтвержденных в спорном периоде вычетов по операциям 2-го и 3-го квартала 2016 года), сумма НДС по которым составила 144 165 123 руб. Однако в налоговой декларации заявило вычеты на общую сумму 159 214 724 руб., в том числе 36 422 686 руб. - по внутреннему рынку, 122 792 038 руб. - по экспортным операциям.

В связи с этим инспекция пришла к выводу о неправомерно заявлении вычета в размере 15 049 601 руб. (159 214 724 – 144 165 123) как без документального подтверждения и без указания учетов-фактур.

Поскольку из 144 040 691 руб. (без НДС, относящегося к СМР: 144 165 123 руб. – 124 432 руб.) к экспорту текущего периода относится               107 742 437 руб. (74,8 % - доля экспорта в общей выручке от реализации), а доля подтвержденного экспорта по расчету инспекции составила 63,6 % (определена инспекцией с учетом экспортной выручки, подтвержденной в текущем квартале, по товару, реализованному в текущем квартале), то сумма НДС, принятая к вычету инспекций, составила 104 822 444 руб. (36 298 254 руб. - внутренний рынок и 68 524 190 руб. - сумма НДС пропорционально доле подтвержденного экспорта 4-го квартала 2016 года; том 3, лист 51).

Также инспекцией принят вычет в сумме 124 432 руб., относящийся к строительно-монтажным работам для собственного потребления, всего принято вычетов – 104 946 8756 руб.

В связи с этим, по данным  инспекции, обществом неправомерно заявлен вычет в сумме 39 229 021 руб. (104 811 670 (с учетом доли подтвержденного экспорта 63,59 %) + 124 432 – 144 165 123) по счетам-фактурам, отраженным в разделе 8 декларации, ранее периода сбора пакета документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ, в части неподтвержденного экспорта за 4-й квартал 2016 года (страница 8 оспариваемого решения).

С учетом указанного общая сумма завышенного вычета составила           54 267 848 руб. (159 214 724 руб.- 104 822 444 руб. - 124 432 руб.). Данную сумму налога инспекция предложила обществу перечислить в бюджет.

Вместе с тем указанное несоответствие заявленных вычетов явилось следствием неверного заполнения книги покупок (как за текущий, так и за предшествующие        налоговые периоды), поскольку общество ее формировало с учетом всех поступивших в текущем квартале счетов-фактур, однако вычет по ним заявляло в части, с учетом доли, определяемой в соответствии с учетной политикой. Общая выручка определялась как оборот за период между счетами Дебет 62, Кредит 90 и 91 по отгрузке, доля – частное от деления выручки от реализации на экспорт на общую выручку (пункты 2, 3, 4 учетной политики (том 3, лист 5)). Также общество в книгу покупок не включало счета-фактуры за предыдущие периоды, по которым право на вычет возникло в 4-м квартале 2016 года по мере подтверждения применения нулевой ставки  (переходящие остатки входящего НДС по неподтвержденному экспорту прошлых периодов). Однако учитывало их при определении доли подтвержденного экспорта (в составе сальдо (остатка на начало периода) Дебета счета 19.Э, пункт 6 учетной политики). При определении доли подтвержденного экспорта общество учитывало всю сумму экспортной выручки, право на применение нулевой ставки по которой подтверждено в текущем периоде, а в составе общей суммы выручки от реализации товаров на экспорт - не только выручку от реализации товара на экспорт текущего периода, но и выручку, полученную в предыдущих периодах, не подтвержденную ранее документально (пункты 2, 8-11 учетной политики). 

Право на налоговые вычеты по НДС возникает у налогоплательщика при соблюдении им условий, предусмотренных статьями 171 и 172 НК РФ. При этом из норм главы 21 указанного Кодекса следует, что право на вычет не связано с правильностью заполнения книги покупок, поскольку она не указана в пункте 1 статьи 172 настоящего Кодекса в качестве оснований принятия налога к вычету.

Указанная глава Кодекса не содержит положений, согласно которым ведение книги покупок с нарушением установленного порядка является безусловным основанием для отказа в применении вычета.

Согласно пункту 3 статьи 169 НК РФ налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести книги покупок и книги продаж; в соответствии с пунктом 8 названной нормы форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Вместе с тем в названной норме не установлено, что неверное ведение книги покупок может служить основанием для отказа налогоплательщику в принятии к вычету НДС, предъявленного поставщиком.

Равно как и не содержится такое основание для отказа в вычете, как неверное отражение сведений из книги покупок в налоговой декларации при правильном отражении суммы вычетов.

В постановлении  Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2017 № Ф07-7152/2017 по делу № А13-14539/2016 суд пришел к выводу, что допущенные бухгалтером ошибки в оформлении книги покупок (неверное указание номеров и дат счетов-фактур, суммы предъявленного к вычету НДС) не являются безусловным основанием для отказа налогоплательщику в принятии НДС к вычету.

Из указанных правовых норм и их толкования судом следует, что при неверном составлении книги покупок и раздела 8 декларации общество должно доказать, что данные нарушения не привели к неверному определению заявленного размера вычетов.

Поскольку сумма заявленного вычета (159 214 724 руб.) превышала данные, содержащиеся в разделе 8 декларации (144 165 123 руб.), то есть не соблюдалось контрольное соотношение показателей налоговой декларации по НДС, с помощью которых можно проверить правильность ее заполнения, инспекция правомерно потребовала от общества предоставить соответствующие пояснения.

Требованием от 31.01.2017 № 1722 обществу сообщено о выявленных ошибках, противоречиях в виде завышения суммы НДС, подлежащей вычету.

Общество в ответе от 07.02.2017 сослалось на то, что инспекцией не учтена сумма НДС, относящаяся к неподтвержденному экспорту прошлых периодов в размере 65 448 024 руб. 79 коп., и сумма НДС, относящаяся к неподтвержденному экспорту на конец отчетного периода в размере                     50 398 424 руб. 45 коп., представило расчет НДС (далее – расчет), относящегося к подтвержденному экспорту за 4-й квартал  2016 года, в котором указаны счета-фактуры,  наименования продавца, ИНН/КПП, стоимость покупок с НДС, сумма НДС, сумма НДС, подтвержденная в текущем периоде, –            122 792 037 руб. 57 коп. (том 4, листы 68-111).

В требовании от 09.02.2017 № 06-16/1739 инспекция вновь указала, что без документального подтверждения и без указания счетов-фактур в разделе  8 декларации НДС в сумме 15 049 601 руб. заявлен неправомерно. На данное требование общество сообщило, что в программе 1С8 не реализован учет счетов-фактур в книге покупок по доле подтвержденного экспорта, 08.02.2017 выслан подробный расчет в разрезе счетов-фактур (том 4, листы 112-114).

Требованием от 14.04.2017 № 06-16/9870 инспекция сообщила о необходимости представить книгу покупок за период с 01.10.2016 по 31.12.2016 за 4-й квартал 2016 года.

Указанная книга представлена обществом с сопроводительным письмом от 24.04.2017 № 12-2165 (том 4, листы 117-167).

Инспекция неоднократно сообщала обществу о неправильном исчислении налога, предлагала устранить нарушения, однако общество данные 8 раздела декларации не откорректировало.

В представленной налоговому органу с сопроводительным письмом от 24.04.2017 № 12-2165 книге покупок отражена сумма НДС, заявленная к вычету, в размере 159 214 724 руб., соответствующем данным                   разделов 3 и 4 налоговой декларации (том 4, листы 117-167).

За 4-й квартал 2016 года обществом представлен регистр распределения НДС на экспорт и внутренний рынок (том 1, листы 73-123), согласно которому вычеты составили 159 214 724 руб., в том числе 36 422 686 руб. - по внутреннему рынку (графа 8), 122 792 038 руб. - по экспортным операциям (графа 11). В указанном регистре отражены все счета-фактуры, по которым заявлен вычет в данном периоде.

 Суммы НДС, относящегося к подтвержденному экспорту, отраженные в представленном обществом налоговому органу по требованию от 31.01.2017      № 1722 расчете с итоговой суммой вычета 122 792 038 руб. 57 коп. (том 4, листы 69-111), полностью совпадают по каждому счету-фактуре с данными вышеназванного регистра. По счету-фактуре от 05.04.2016 ПЛ46В-000320 на сумму 801 086 руб. 33 коп., в том числе НДС – 122 199 руб. 61 коп., принятый вычет составил 12 038 руб. 55 коп. по подтвержденному экспорту, по внутреннему рынку по указанному первичному документу вычет не заявлен (строка 1 в расчете и регистре).

Вместе с тем суд первой инстанции, проанализировав данные, отраженные в расчете, книге покупок за 4-й квартал и книге покупок за 2-й квартал, пришел к выводу о наличии противоречивой информации и о задвоении вычетов.

Данный вывод сделан в связи с тем, что по указанному выше счету-фактуре в книге покупок отражен вычет в ином размере – 47 162 руб. 70 коп. (том 4, листы 117-167), а в разделе 8 декларации счет-фактура не отражен, в книге покупок к первоначальной налоговой декларации за 2-й квартал            2016 года налог заявлен к вычету в полной сумме 122 199 руб. 61 коп.

Однако общество в ходе проверки просило учитывать данные первоначальной книги покупок и составленные расчеты в ответе от 23.05.2017 на требование инспекции от 12.05.2017 № 06-16/01645 (том 4, листы 168-170).

Коллегия судей полагает, что инспекцией не доказано, что вычеты по представленным расчету и регистру заявлены повторно в предыдущих налоговых периодах в силу следующего.

Применение налоговой ставки 0 процентов при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (пункт 1 статьи 164 НК РФ), обществом подтверждено. Экспортная выручка, документально подтвержденная в 4-м квартале 2016 года, составила 619 570 335 руб. Претензий к оформлению счетов-фактур и к контрагентам общества у инспекции не имеется.

Общество по всем счетам фактурам, включенным в книгу покупок за 4-й квартал 2016 года (144 040 691 руб. 49 коп.), имело право на получение налогового вычета в части реализации товара на внутренний рынок (25,2 % = 100 – 74,8 % - доля экспорта), что инспекцией не оспаривается.

Как указано ранее, общество распределяло входной НДС в соответствии с пунктом 10 статьи 165 НК РФ и принятой им учетной политикой, при этом отражало в книге покупок все счета-фактуры за текущий квартал, в регистрах бухгалтерского и налогового учета распределяло входной налог пропорционально доли экспорта и внутреннего рынка в общей выручке от реализации. Затем часть НДС, приходящуюся на экспорт, принимало к вычету пропорционально доле подтвержденного экспорта в текущем квартале с учетом налога, относящегося к неподтвержденному экспорту прошлых периодов, и суммы неподтвержденной ранее реализации товара на экспорт.

Учетной политикой общества предусмотрено, что сумма НДС, подлежащая возмещению из бюджета в части экспорта, подлежит возмещению из бюджета в данном налоговом периоде с учетом выручки от реализации на экспорт, подтвержденной документами, в том числе от реализации товара на экспорт в предыдущих налоговых периодах.

Общая сумма НДС по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок отчетного периода, распределялась обществом исходя из установленной пропорции между внутренним рынком (в этой части принималась к вычету в этом налоговом периоде) и экспортом (принималась к вычету по мере подтверждения права на применение ставки 0 процентов – то есть в текущем и  в последующих налоговых периодах, поскольку срок на подтверждение ставки 0 процентов составляет 180 дней, что соответствует двум налоговым периодам по НДС по 3 месяца).

Тем самым распределенные обществом в отчетном периоде в соответствии с положениями учетной политики налоговые вычеты по счетам-фактурам, отраженным в книге покупок, фактически принимались заявителем к вычету в течение нескольких (двух и трех) налоговых периодов: периода принятия товаров (работ, услуг) к учету, отражения счетов-фактур в книге покупок, их распределения между внутренним рынком и экспортом (по реализации на внутренний рынок); последующих налоговых периодов, в течение которых налогоплательщиком подтверждалось право на применение ставки 0 процентов (по реализации на экспорт). В этих периодах общество принимало к вычету НДС, распределенный в периоде отражения счетов-фактур в книге покупок, относившийся к экспортным операциям.

В связи с этим во 2-м и 3-м кварталах 2016 года сумма вычета по декларациям также не соответствовала разделу 8 декларации и книгам покупок, однако была ниже. Так, за 3-й квартал 2016 года в первоначальной декларации заявлены вычеты на сумму 131 142 168 руб. (10 658 304 +120 483 864), в раздел 8 и, как следствие, в книгу покупок включен налог на сумму                              149 456 757 руб. 98 коп., из которой только часть предъявлена к вычету, а именно та часть, которая указана в соответствующих разделах декларации в соответствии с расчетом, составленным согласно учетной политике, регистром распределения НДС на экспорт и внутренний рынок (том 2, листы 1-35, 80-109; том 3, листы 52-91).

Фактически данные о счетах-фактурах, по которым НДС заявлен к вычету в текущем периоде, содержались в регистрах распределения НДС на экспорт и внутренний рынок. При сопоставлении указанных регистров можно проверить отсутствие повторного заявления вычетов по одним и тем же счетам-фактурам.

Из регистров распределения НДС за 2, 3, 4-й кварталы 2016 года следует, что по счету-фактуре от 05.04.2016 ПЛ46В-000320 на сумму 801 086 руб.                 33 коп., в том числе НДС – 122 199 руб. 61 коп. (строки 1), во 2-м квартале заявлен вычет в сумме 8431 руб. 77 коп. на внутренний рынок, 65 530 руб.                27 коп. на экспорт, в 3-м квартале – 31 257 руб. 94 коп. на экспорт, в 4-м квартале - 12 038 руб. 55 коп. на экспорт, остаток не заявленного к возмещению налога составил 4941 руб. 07 коп. (122 199,61 – 117 258,53; том 2, листы 1-35, 36-53). Аналогично по иным счетам-фактурам. В регистрах отражены суммы налога по неподтвержденному экспорту по каждому счету-фактуре и указана общая сумма - сальдо по Дебету счета 19.Э.

Следовательно, учитывая фактические расчеты и регистры налогоплательщика, выполненные и составленные по его учетной политике, повторное заявление вычетов по тем же счетам-фактурам инспекцией не доказано.

Поскольку по счетам-фактурам за предыдущие периоды вычет ранее предоставлен в части (в доле, приходящейся на внутренний рынок, и в части доли, приходящейся на подтвержденный экспорт), доля НДС (ставшаяся сумма налога), принимаемого к вычету в последующие периоды, не могла соответствовать доле НДС по счетам-фактурам, вычет по которым заявлен в налоговой декларации впервые. Иное привело бы как раз к повторному предъявлению вычетов. В связи с этим проведенный инспекцией анализ данных графы 7 регистра – расчета НДС, относящегося к подтвержденному экспорту (том 4, листы 69-111), свидетельствует об отсутствии повторности предъявления НДС к вычету по тем же счетам-фактурам.

Общество заявило вычеты не в разделе 8 декларации, а в разделах 3 и 4, то есть на сумму 159 214 724 руб., которую подтвердило регистрами налогового и бухгалтерского учета, однако неверно заполнило книгу покупок и раздел 8 декларации в целях отражения указанной суммы вычетов и счетов-фактур, по которым вычеты заявлены.

Вместе с тем расчет доли подтвержденного экспорта выполнен инспекцией не в соответствии с учетной политикой общества. В расчете инспекция учла только документально подтвержденную экспортную выручку в текущем периоде за 4-й квартал в сумме 349 282 046 руб. 81 коп. и определила долю подтвержденного экспорта как отношение указанной суммы к выручке от реализации товаров на экспорт в 4-м квартале 2016 года (63,6%). Тогда как документально подтвержденная экспортная выручка в 4-м квартале 2016 года составила 619 570 335 руб. (выручка текущего и предыдущих периодов), ее нужно было соотносить с общей суммой реализации товара на экспорт (за текущий и предшествующий периоды), требующей подтверждения применения  ставки 0 процентов. Примененный инспекцией расчет доли подтвержденного экспорта не соответствует учетной политике общества и не позволяет учесть не распределенный ранее НДС после подтверждение права на применение ставки 0 процентов.

Следовательно, налоговым органом ошибочно не учтены особенности распределения обществом НДС между внутренним рынком и экспортом, возможность заявления вычетов по экспортным операциям после подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов, что не соответствует вышеуказанным положениям законодательства о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах коллегия судей приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае выявленное в ходе проверки неверное отражение раздела 8 налоговой декларации, основанное на книге покупок, не привело к необоснованному заявлению вычетов в сумме 54 267 848 руб.

В связи с этим решение инспекции в части исключения вычетов и предложения уплатить налог в указанном размере нарушает права общества и является незаконным.

Кроме того, из материалов дела следует, что общество 09.07.2017 представило в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за 4-й квартал 2017 года, в которой увеличило сумму НДС к вычету по экспортным операциям до 130 914 419 руб. и заявило к возмещению из бюджета 134 023 090 руб. налога (том 2, листы 110-113).

Инспекцией принято решение от 18.07.2017 № 117 о возмещении обществу из бюджета дополнительно 62 390 229 руб. НДС, а также составлены заключения от 18.07.2017 № 6808 о зачете в счет недоимки по налогу 54 267 848 руб., № 2374 о зачете в счет недоимки по пеням                  259 531 руб. 14 коп., № 2375 о зачете в счет недоимки по процентам                    2 432 935 руб. 66 коп., № 2877 о возврате налога на расчетный счет общества       5 429 914 руб. 20 коп. (том 4, листы 13, 14).

Сообщением от 19.10.2017 № 06-16/77 инспекция уведомила общество об окончании камеральной налоговой проверки уточненной декларации по НДС за 4-й квартал 2016 года и об отсутствии выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах (том 2, лист 114).

Тем самым подтверждается вывод апелляционного суда о том, что неверное отражение в книге покупок и разделе 8 суммы НДС не привело к завышению налоговых вычетов по НДС за рассматриваемый период.

Апелляционным судом не принимаются ссылки апеллянта на пункт 4 статьи 81 НК РФ, в соответствии с которым если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности в случае представления уточненной налоговой декларации до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки по данному налогу за указанный период, при условии, что до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени.

Приведенной нормой суд при рассмотрении дела не руководствовался, учел данные уточненной налоговой декларации только в целях дополнительного подтверждения оценки верности предъявления вычетов по первоначальной декларации и отсутствия факта их завышения.

Доводы подателя жалобы о том, что при сравнении показателей первичной и уточненной налоговой декларации за 4-й квартал 2016 года по итоговой сумме (графа 18 приложения 3), данных раздела 8 декларации по НДС за 4-й квартал 2016 года (том 3, листы 6-50) усматривается, что обществом исключены в уточненной декларации вычеты по счетам-фактурам, датированным 4-м кварталом 2016 года, на сумму 46 149 858,77 руб. и добавлены вычеты по счетам-фактурам, датированным 3-м кварталом         2016 года, на сумму 69 321 840,83 руб., не свидетельствуют о неверном определении (завышении) налогоплательщиком в первоначальной декларации вычетов по НДС, поскольку, как указано в постановлении ранее, из книги покупок на сумму 144 040 691 руб. не вся сумма налога заявлена к вычету, а только в доле 24,2 % в части внутреннего рынка и в доле 70,9 % подтвержденного экспорта, оставшаяся сума вычетов по подтвержденному экспорту была сформирована в той же доле (70,9 %) от суммы налога, относящейся к неподтвержденному экспорту прошлых периодов (то есть по счетам-фактурам предыдущего квартала).

Поскольку сумма налога скорректирована в уточненной декларации, обществу из бюджета не подлежит возмещению налог в размере большем, чем отражено в этой декларации.

Следовательно, общая сумма налога к возмещению, на которую общество имеет право претендовать, составляет 134 023 090 руб. по уточненной налоговой декларации. Указанное не означает право заявителя на повторное возмещение налога, поскольку выплате обществу подлежит лишь неполученная разница между первоначальной и уточненной налоговыми декларациями.

Оспариваемым решением общество привлечено к ответственности по пункту 1 статьи122 НК РФ в виде штрафа в сумме 100 000 руб.

В силу пункта 7 статьи 3 НК РФ в сфере налоговых отношений действует презумпция добросовестности налогоплательщика, поэтому обязанность доказывать недобросовестность налогоплательщиков в порядке, установленным указанным Кодексом, возложена на налоговые органы.

Как указано в пункте 8 статьи 101 вышеназванного Кодекса, в случае обнаружения в ходе налоговой проверки суммы налога, излишне возмещенной на основании решения налогового органа, в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения либо в решении об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указанная сумма признается недоимкой по налогу со дня фактического получения налогоплательщиком средств (в случае возврата суммы налога) или со дня принятия решения о зачете суммы налога, заявленной к возмещению (в случае зачета суммы налога).

В соответствии с пунктом 1 статьи 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 129.3 и 129.5 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).

В данном случае судом установлено, что правонарушение, вменяемое обществу, выразилось в нарушении установленного нормами НК РФ порядка возмещения НДС, что привело, по мнению инспекции, к необоснованному возмещению соответствующих сумм.

Излишнее возмещение налога произошло в результате завышения налоговых вычетов, с учетом которого сумма налога в уплате в бюджет не сформировалась (уменьшен заявленный к возмещению НДС).

Указанное нарушение диспозицией статьи 122 НК РФ не охватывается. Излишнее возмещение не привело к неуплате налога в бюджет в том смысле, который следует из буквального толкования указанной статьи.

Пункт 1 статьи 122 НК РФ не предусматривает налоговой ответственности за пользование бюджетными средствами, ранее возмещенными налоговым органом.

Поскольку недоимка по налогу на добавленную стоимость возникла у налогоплательщика в результате необоснованного возмещения налога на добавленную стоимость из бюджета в порядке статьи 176.1 НК РФ (возмещение налога в заявительном порядке), основания для привлечения налогоплательщика к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 НК РФ, у налогового органа отсутствовали, так как предусмотренный состав правонарушения не охватывает совершенное обществом деяние.

Данный вывод содержится в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.07.2016 № 309-КГ16-6729 по делу № А60-25949/2015.

Вопреки доводам апелляционной жалобы вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для привлечения общества к ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ является правильным, поскольку предусмотренный состав правонарушения не охватывает совершенное обществом деяние.

Кроме того, апелляционным судом установлено отсутствие завышения налоговых вычетов и факта возникновения недоимки.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно отказал в признании недействительным решения инспекции. 

Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оснований для отмены (изменения) решения суда первой инстанции в данном случае не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.  

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 09 февраля           2018 года по делу № А05-15538/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения. 

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцевсо дня его принятия.

Председательствующий

Е.А. Алимова

Судьи

А.Ю. Докшина

Н.В. Мурахина