ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
03 августа 2017 года | г. Вологда | Дело № А05-1568/2017 | |
Резолютивная часть постановления объявлена августа 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено августа 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихомировым Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2017 года по делу № А05-1568/2017 (судья Быстров И.В.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Птицефабрика «Уемская» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164900, <...>; далее – ООО «Птицефабрика «Уемская», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163061, <...>; далее – министерство) о признании незаконным изложенного в письме от 20.12.2016 № 205-02/5456 отказа в выплате субсидий за 2014 год на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в Архангельским филиалом открытого акционерного общества КБ «Севергазбанк» (далее – ОАО КБ «Севергазбанк») по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11, а также о возложении на ответчика обязанности выплатить часть субсидии в размере 50 000 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (далее – Минсельхоз), Управление экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (далее – управление).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2017 года по делу № А05-1568/2017 заявленные требования удовлетворены.
Министерство с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает правомерность отказа обществу в выплате субсидии, поскольку заключенный обществом кредитный договор от 19.11.2011 № 15/300-11 не выносился на рассмотрение комиссии по координации вопросов кредитования агропромышленного комплекса. Помимо того, ссылается на то, что на дату направления обществом заявления (18.12.2016) о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов за 2014 год соответствующий лимит, установленный на 2014 год, был исчерпан, что является самостоятельным основанием для отказа в предоставлении субсидии.
ООО «Птицефабрика «Уемская» в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица отзыв на апелляционную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество, являясь сельхозпроизводителем, 19.12.2011 заключило с Архангельским филиалом ОАО КБ «Севергазбанк» договор № 15/300-11 об открытии кредитной линии в сумме 78 700 000 руб. на 5 лет для приобретения оборудования (пункт 1.3 договора). Окончательный срок возврата кредита – 18.12.2016.
Факт оплаты и передачи в собственность общества оборудования на общую сумму 96 094 803 руб. 76 коп. установлен вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 17.12.2015 по делу № А05-10839/2015, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2016 по тому же делу.
В силу пункта 4.1 названного кредитного договора за пользование денежными средствами заемщик уплачивает кредитору проценты в размере действующей на дату начисления процентов ставки рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, увеличенной на 2,75 процента годовых, но не менее 11 процентов годовых.
Из пунктов 4.2 и 4.3 кредитного договора следует, что начиная со следующего месяца пользования кредитом начисление процентов осуществляется кредитором ежемесячно на остаток кредитной задолженности в период с 1-го по последнее число (включительно) текущего месяца. Проценты за пользование кредитом уплачиваются заемщиком либо списываются безакцептно кредитором в следующие сроки: ежемесячно до 10-го числа (включительно) следующего месяца; в окончательный расчёт одновременно с погашением кредита; 30.12.2011 – за период со дня выдачи кредита и по 31.12.2011.
В материалах дела также усматривается, что обществом, министерством и управлением заключено соглашение от 31.03.2014 № 01-33/130 об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства в 2014 году ООО «Птицефабрика «Уемская», согласно которому министерство предоставляет обществу средства федерального и областного бюджетов, направляемые на поддержку сельскохозяйственного производства, в соответствии с порядками, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, административным регламентом и прочими нормативными правовыми актами, утверждаемыми правительством Архангельской области и Минагропромторгом в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств на 2014 год.
В силу пункта 2.1.1 этого соглашения министерство осуществляет государственную помощь обществу на поддержку сельскохозяйственного производства в текущем финансовом году с учетом пункта 1.1 соглашения после предоставления обществом прогнозируемых объемов государственной поддержки. В приложении 4.2 к соглашению определены прогнозируемые объемы государственной поддержки из федерального и областного бюджета на 2014 год по субсидиям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, а именно: 5188 тыс. руб. – из федерального бюджета, 1297 тыс. руб. – из областного бюджета.
В связи с этим в течение 2014 года и в 2015 году общество обращалось к министерству с заявлениями и необходимыми документами о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11 за 2014 год.
Вместе с тем испрашиваемая субсидия обществу не предоставлена.
Общество 19.12.2016 вновь обратилось к ответчику с соответствующим заявлением о предоставлении субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, рассмотрев которое, а также изучив приложенные к нему документы, министерство в письме от 20.12.2016 № 205-02/5456 отказало в выплате субсидии, при этом отказ мотивирован тем, что в нарушение пункта 12 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в российских кредитных потребительских кооперативах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 1460 (далее – Правила предоставления субсидий, Правила № 1460), кредитный договор от 19.12.2011 № 15/300-11 не одобрен Комиссией по координации вопросов кредитования АПК Минсельхоза России.
Не согласившись с указанным отказом, общество оспорило его судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо, которые приняли такие акты и решения.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов); из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять: 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ) для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Государственная поддержка производства сельскохозяйственной продукции, устойчивого развития сельских территорий осуществляется, в частности, путём обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей, производящих сельскохозяйственную продукцию, осуществляющих ее переработку и оказывающих соответствующие услуги, граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских) хозяйств, а также сельскохозяйственных потребительских кооперативов (пункт 1 части 1 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).
Финансирование указанных мероприятий осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Средства федерального бюджета, предусмотренные федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, на поддержку сельскохозяйственного производства предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации в виде субсидий в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Закона № 264-ФЗ).
На момент заключения названного выше соглашения и на момент обращения общества к ответчику с заявлением о предоставлении субсидии действовали Правила предоставления субсидий.
Согласно подпункту «в» пункта 2 Правил № 1460 субсидии предоставляются в целях оказания финансовой поддержки при исполнении расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с возмещением части затрат по инвестиционным кредитам (займам), полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 01 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет (за исключением организаций агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, занимающихся мясным скотоводством и (или) производством молока), - на приобретение оборудования, специализированного транспорта, специальной техники в соответствии с перечнем, утверждаемым Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Аналогичные условия предусмотрены подпунктом «в» пункта 2 административного регламента предоставления государственной услуги по предоставлению государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Архангельской области, утвержденного постановлением правительства Архангельской области от 05.03.20113 № 87-пп (далее – Административный регламент).
Приказом Минсельхоза России от 11.02.2013 № 53 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 года № 1460» утвержден соответственно перечень направлений использования кредитов (займов), по кредитным договорам, заключенным сельскохозяйственными товаропроизводителями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, организациями потребительской кооперации, гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, и сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, в период по 31 декабря 2012 года.
В соответствии с пунктом 5 этого Перечня сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), организации агропромышленного комплекса независимо от их организационно-правовой формы, крестьянские (фермерские) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы вправе использовать кредиты (займы) по кредитным договорам (договорам займа), заключенным с 01 января 2004 года по 31 декабря 2012 года включительно на срок от 2 до 8 лет на приобретение машин для животноводства, птицеводства и кормопроизводства, оборудования технологического и запасных частей к нему для пищевой, мясомолочной и рыбной промышленности, изделий автомобильной промышленности.
В соответствии с пунктом 4 Административного регламента заявителями при предоставлении государственной услуги являются сельскохозяйственные товаропроизводители (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство), зарегистрированные и осуществляющие деятельность на территории Архангельской области.
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, был определен в пункте 14 Административного регламента.
Тот факт, что общество является сельскохозяйственным товаропроизводителем, министерством не отрицается.
В рассматриваемом случае отказ ответчика в предоставлении субсидии мотивирован исключительно только неодобрением Комиссией по координации вопросов кредитования АПК Минсельхоза России кредитного договора от 19.12.2011 № 15/300-11.
Вместе с тем, как верно отметил суд первой инстанции, такое основание для отказа в предоставлении субсидии не было предусмотрено ни федеральным, ни региональным законодательством.
Пункт 12 Правил № 1460 (в редакции, действовавшей на момент заключения обществом соглашения с министерством и управлением) также не предусматривал условия о том, что субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам), предусмотренным подпунктами «в» - «д(1)» пункта 2 этих Правил, предоставляются только при условии прохождения процедуры отбора инвестиционных проектов.
Ссылка ответчика на указанный пункт (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 28.07.2015 № 766) правомерно не принята судом, поскольку, как правильно указал в решении суд, установленное новой редакцией пункта 12 Правил № 1460 ограничение не имеет обратной силы.
Соглашение об участии в реализации государственных программ в сфере развития сельского хозяйства ООО «Птицефабрика «Уемская» от 31.03.2014 № 01-33/130 заключено в 2014 году в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных БК РФ и иными нормативными правовыми актами бюджетного законодательства Российской Федерации.
При этом следует отметить, что наличие у общества права на получение субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11 установлено и судебными актами по делам № А05-16923/2012, А05-8288/2014, А05-10839/2015, А05-11411/2015.
Довод министерства о том, что указанный кредитный договор не выносился на рассмотрение Комиссии по координации вопросов кредитования АПК Минсельхоза России, был предметом оценки и рамках дела № А05-10839/2015.
Согласно положениям статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечёт прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определённого в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
Апелляционная инстанция поддерживает вывод о том, что бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования. Кроме того, отсутствие денежных средств не являлось основанием для отказа в выплате субсидии.
В связи с изложенным суд первой инстанции правомерно признал незаконным содержащийся в письме от 20.12.2016 № 205-02/5456 отказ ответчика в выплате обществу субсидии за 2014 год на возмещение части затрат на уплату процентов по кредиту, полученному в Архангельском филиале ОАО КБ «Севергазбанк» по кредитному договору от 19.12.2011 № 15/300-11.
Ссылка министерства на определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2016 № 308-КГ16-11741 не может быть принята, поскольку в рамках дела № А63-9491/2015 оценке подлежали обстоятельства, отличные от рассматриваемых в настоящем деле.
Обязанность по устранению нарушения прав и законных интересов общества на министерство также возложена в соответствии с требованиями пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ.
Апелляционная жалоба министерства доводов несогласия с решением суда не содержит.
Выводы суда, изложенные в решении от 06.06.2017, соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства. Имеющие значение для дела обстоятельства выяснены полно и доказаны в судебном заседании.
Подателем апелляционной жалобы не приведены доводы, опровергающие решение суда, которое является законным и обоснованным.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 июня 2017 года по делу № А05-1568/2017оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.Н. Осокина |