ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-15820/18 от 10.09.2019 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 сентября 2019 года

г. Вологда

Дело № А05-15820/2018

Резолютивная часть постановления объявлена сентября 2019 года .

В полном объёме постановление изготовлено сентября 2019 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующегоЗориной Ю.В., судей Романовой А.В. и Черединой Н.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.

при участии от Управления экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» ФИО1, по доверенности от 15.02.2019, от садоводческого некоммерческого товарищества «Васюки» ФИО2, по доверенности                  от 28.01.2019

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Васюки» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2019 года по делу                    № А05-15820/2018,

                                                 у с т а н о в и л:

Управление экономики и прогнозирования администрации муниципального образования «Приморский муниципальный район» (адрес: 163069, <...>;                            ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к садоводческому некоммерческому товариществу «Васюки» (адрес: 163523, Архангельская область, Приморский район, деревня Рикасиха                                 ОГРН <***>, ИНН <***>; далее - Товарищество) о взыскании                 3 756 319 руб. 26 коп. субвенций, переданных на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в 2016 году, из них: 3 535 359 руб. 30 коп. субвенций из областного бюджета и 220 959 руб. 96 коп. субвенций из местного бюджета муниципального образования «Приморский муниципальный район».

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены контрольно-счётная палата Архангельской области (далее - Контрольно-счётная палата, КСП АО), министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ) и общество с ограниченной ответственностью «Архэнергострой» (далее - ООО «Архэнергострой» Общество).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая                     2019 года по делу № А05-15820/2018 исковые требования удовлетворены.

Товарищество не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает, что товарищество при расходовании денежных средств, полученных в виде субсидий, достигло цели, на которую они выделялись. Целью выделения субсидии и соответствующего конкурсного отбора явилась электрификация садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан. Денежные средства выделялись не на конкретный проект. Субсидия носит компенсационный характер. Для участия в конкурсе, предоставление проекта строительства не требовалось. Проект может меняться, исходя из экономической и технической целесообразности. Проект на строительство не являлся ни условием предоставления субсидии ответчику, ни условием отбора в конкурсе на ее предоставление. Предоставленная смета, в рамках которой были потрачены денежные средства на строительство указанной линии электропередач, имеет положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости, которое содержится в материалах дела. В настоящее время линия электропередачи функционирует.

В судебном заседании апелляционного суда Товарищество и его представитель поддержали доводы жалобы.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу и его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Палата в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От иных лиц отзывы на апелляционную жалобу не поступили.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Заслушав объяснения представителей явившихся лиц, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела, постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждена Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы (далее - Государственная программа).

Под порядковым номером 8.1 перечня мероприятий подпрограммы № 1 указанной Государственной программы указана электрификация территорий садоводческих и огороднических некоммерческих товариществ в Архангельской области.

Реализация мероприятия пункта 8.1 перечня мероприятий подпрограммы № 1 Государственной программы в 2016 году осуществлялась Министерством ТЭК и ЖКХ.

В рамках указанной Государственной программы в соответствии со статьёй 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп утверждён Порядок предоставления и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов архангельской области на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (далее - Порядок № 436-пп).

Порядок № 436-пп устанавливает цели и условия предоставления и расходования субсидий из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области (далее соответственно - местные бюджеты, муниципальные образования) на компенсацию части затрат на электрификацию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является Министерство ТЭК и ЖКХ.

Согласно пункту 4 Порядка № 436-пп субсидии предоставляются Министерством ТЭК и ЖКХ местным бюджетам на конкурсной основе в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета и доведёнными лимитами бюджетных обязательств на соответствующий финансовый год. Распределение средств субсидии осуществляется прямо пропорционально объёмам средств субсидии, необходимых для финансирования прошедших отбор мероприятий.

В силу пункта 5 Порядка № 436-п правом на получение субсидии обладают органы местного самоуправления муниципальных образований (далее - заявители), документально подтвердившие соответствие следующим условиям:

1) наличие муниципальной программы на текущий финансовый год, в которой предусмотрена реализация мероприятий, установленных подпунктом «д» подпункта 2 настоящего пункта;

2) наличие на территории соответствующего муниципального образования объединений, которые зарегистрированы в Архангельской области в качестве юридического лица и осуществляют свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования не менее одного года на день подачи конкурсной документации, или объединений, осуществляющих свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования менее одного года на день подачи конкурсной документации, при условии, что указанные объединения созданы в результате реорганизации объединений, ранее осуществлявших свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования не менее одного года, соответствующих следующим требованиям:

а) отсутствие на день, не ранее чем за 15 календарных дней до дня проведения конкурса, просроченной задолженности по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением пени и штрафов, сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности объединения по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетным законодательством Российской Федерации).

б) отсутствие на день подачи конкурсной документации неоконченных исполнительных производств в структурных подразделениях Федеральной службы судебных приставов, возбужденных в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в отношении заявителя физического лица или юридического лица, в том числе в отношении учредителей такого юридического лица, в общей сумме более 10 тысяч рублей;

в) объединения не находятся в стадии реорганизации, ликвидации или банкротства, а также их деятельность не приостановлена в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) отсутствие задолженности по заработной плате перед работниками на день подачи конкурсной документации;

д) объединения планируют реализацию следующих мероприятий: по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объединений к электрическим сетям в рамках договора на технологическое присоединение, заключенного с территориальной сетевой организацией, включающих в себя строительство линий электропередачи и понижающих трансформаторных подстанций; по реконструкции линий электропередачи и понижающих трансформаторных подстанций в целях увеличения пропускной способности линий электропередачи и номинальной установленной мощности понижающих трансформаторных подстанций, проводимой в рамках исполнения мероприятий по технологическому присоединению энергопринимающих устройств объединений к электрическим сетям.

Порядок и сроки реализации мероприятий определены Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861;

3) обеспечение софинансирования за счёт средств местного бюджета не менее 5 процентов части затрат на реализацию мероприятий и софинансирование за счёт объединения не менее 15 процентов части затрат на реализацию мероприятий.

Как указано в пункте 6 Порядка № 436-пп, для участия в конкурсе заявители до 30.06.2016 представляют в Министерство ТЭК и ЖКХ следующие документы в печатном и электронном виде (далее - конкурсная документация):

1) заявку на предоставление субсидии бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на электрификацию садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан по форме согласно приложению № 1 к данному Порядку;

2) выписку из решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете или гарантийное письмо заявителя (с последующим предоставлением выписки из решения представительного органа муниципального образования о местном бюджете до дня подписания соглашения между министерством и заявителем), подтверждающие софинансирование за счёт средств местного бюджета реализации мероприятий;

3) документы, подтверждающие готовность и возможность объединения осуществить софинансирование мероприятий в размере не менее 15 процентов части затрат на реализацию указанных мероприятий (копия протокола общего собрания членов объединения о выделении денежных средств на софинансирование указанных мероприятий, выписка с расчетного счета объединения о наличии требуемого объёма денежных средств). В случае, предусмотренном абзацем третьим подпункта 3 пункта 5 данного Порядка, заявителем предоставляются копии договоров на выполнение соответствующих работ, стоимость которых учитывается при определении объёма софинансирования мероприятий со стороны объединений, а также копии лицензий, подтверждающих право организаций на выполнение соответствующего вида работ;

4) копию свидетельства о постановке юридического лица (объединения) на учёт в налоговом органе;

5) выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (в отношении объединения), выданную не ранее чем за три месяца до дня подачи конкурсной документации;

6) копию устава и свидетельства о государственной регистрации юридического лица (объединения);

7) сведения о количестве членов объединения;

8) копию подписанного со стороны территориальной сетевой организации проекта договора на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств объединений к электрическим сетям в случае реализации мероприятий, предусмотренных абзацем вторым подпункта «д» подпункта 2 пункта 5 данного Порядка;

9) копию подписанного со стороны территориальной сетевой организации проекта договора на увеличение объёма присоединённой мощности по существующей точке присоединения в случае реализации мероприятий, предусмотренных абзацем третьим подпункта 2 пункта 5 данного Порядка;

10) копию актуальной на день подачи конкурсной документации сметной документации по мероприятиям, выполнение которых возложено на объединение в соответствии с техническими условиями, выданными территориальной сетевой организацией и являющимися неотъемлемой частью договора технологического присоединения энергопринимающих устройств объединений к электрическим сетям территориальной сетевой организации (договора на увеличение объёма присоединённой мощности по существующей точке присоединения);

11) положительное заключение о проверке достоверности определения сметной стоимости мероприятий, выполнение которых возложено на объединение в соответствии с техническими условиями, выданными территориальной сетевой организацией и являющимися неотъемлемой частью договора технологического присоединения энергопринимающих устройств объединений к электрическим сетям территориальной сетевой организации (договора на увеличение объёма присоединённой мощности по существующей точке присоединения);

12) документы, подтверждающие реорганизацию объединения, в случае если заявителем является объединение, осуществляющее свою деятельность на территории соответствующего муниципального образования менее одного года.

В силу пункта 10 Порядка № 436-пп заявители вправе внести изменения в свою конкурсную документацию при условии, что Министерство ТЭК и ЖКХ получит официальное письменное уведомление о внесении изменений в конкурсную документацию до истечения срока, установленного абзацем первым пункта 6 данного Порядка (то есть до 30.06.2016).

Согласно пункту 11 Порядка № 436-пп изменения к конкурсной документации являются неотъемлемой частью основной конкурсной документации.

Пунктом 20.1 Порядка № 436-пп установлено, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидии, содержащего следующие положения: 1) размер субсидии, порядок, условия и сроки её перечисления и расходования; 2) сроки и порядок представления отчётности об осуществлении расходов средств субсидии, а также о достижении значений показателей результативности использования субсидии; 3) согласие органа местного самоуправления на осуществление Министерством ТЭК и ЖКХ и органами государственного финансового контроля Архангельской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии; 4) ответственность органов местного самоуправления за нецелевое использование субсидии и (или) нарушение условий и порядка её предоставления.

Согласно пункту 27 Порядка № 436-пп в случае нецелевого использования средств субсидии министерство финансов Архангельской области осуществляет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из областного бюджета, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления субсидии в порядке, предусмотренном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Контроль за целевым использованием субсидии осуществляется Министерством ТЭК и ЖКХ и органами государственного финансового контроля Архангельской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (пункт 28 Порядка № 436-пп).

На основании Закона Архангельской области от 18.12.2015 № 375-22-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год», Порядка № 436-пп, постановления Правительства Архангельской области от 09.08.2016 № 299-пп «Об утверждении распределения субсидий бюджетам муниципальных районов Архангельской области на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан» и протокола от 15.07.2016 заседания комиссии по предоставлению субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Архангельской области на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, действующей в соответствии с положением о конкурсной комиссии, утверждённым постановлением Министерства ТЭК и ЖКХ от 17.06.2016 № 46-п, Министерство ТЭК и ЖКХ и муниципальное образование «Приморский муниципальный район» (заказчик по соглашению) заключили соглашение о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Приморский муниципальный район» на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан от 17.08.2016 № 203-СНТ-01               (т. 1, л. 37-43; далее - Соглашение № 203-СНТ-01).

Данное соглашение регулирует взаимоотношения его сторон при предоставлении субсидий бюджету муниципального образования «Приморский муниципальный район» на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствии с приложением к этому соглашению.

Как указано в пункте 1.3 Соглашения № 203-СНТ-01, средства субсидий предназначены для проведения мероприятий, указанных в приложении к данному соглашению, по электрификации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

Согласно пункту 2.1 Соглашения № 203-СНТ-01 Министерство ТЭК и ЖКХ на основании заявки заказчика, после проверки документов, перечисленных в пункте 23 Порядка № 436-пп, а также в соответствии с документами, указанными в пункте 1.2 данного соглашения, и приложением к этому соглашению перечисляет субсидии в порядке межбюджетных отношений на счёт заказчика, открытый в Управлении Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу для учёта поступления и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты

Как указано в пункте 2.2 Соглашения № 203-СНТ-01, перечисление средств областного бюджета осуществляется Министерством ТЭК и ЖКХ после предоставления заказчиком копий актов о приёмке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счетов-фактур, актов технологического присоединения, платёжных поручений на бумажном носителе, подписанных уполномоченными должностными лицами и заверенных печатью, подтверждающих осуществление 100 процентов объёма предусмотренного софинансирования за счёт средств местного бюджета и объединений, указанных в приложении к данному соглашению.

В пункте 3.2.1 Соглашения № 203-СНТ-01 предусмотрено, что заказчик осуществляет перечисление субсидии объединениям в течение 5 рабочих дней со дня получения средств субсидии от Министерства ТЭК и ЖКХ.

Согласно пункту 3.2.2 Соглашения № 203-СНТ-01 заказчик осуществляет контроль и проверки в части обеспечения объединениями целевого использования субсидии, достижения объединениями показателей в части объёмов и сроков выполнения работ, освоения субсидии, предоставляет в Министерство ТЭК и ЖКХ отчётность в соответствии с Порядком № 436-пп и принимает в пределах, установленных законодательством Российской Федерации, меры, необходимые для недопущения нецелевого использования субсидии.

В обязанности заказчика в соответствии с пунктами 3.2.4, 3.2.5, 3.2.11 Соглашения № 203-СНТ-01 входит обеспечение софинансирования расходного обязательства из бюджета муниципального образования в размере, указанном в приложении к соглашению, а также осуществление контроля за исполнением объединениями расходных обязательств за счёт средств объединений в размере, указанном в приложении к данному соглашению, обеспечение реализации мероприятий в срок до 01.12.2016.

В пункте 5.1 Соглашения № 203-СНТ-01 указано, что заказчик несёт ответственность за нецелевое использование средств субсидии их областного бюджета.

В приведённом в приложении к Соглашению № 203-СНТ-01 перечне мероприятий по электрификации садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, финансирование которых осуществляется за счёт средств субсидии из областного бюджета, под порядковым номером 3 указано мероприятие - строительство воздушной линии ВЛ-0,4 кВ в СТ «Васюки». Общая стоимость этого мероприятия составляет                 10 300 000 руб. и складывается за счёт 515 000 руб. объёма софинансирования мероприятия со стороны муниципального образования, 1 545 000 руб. объема софинансирования мероприятия со стороны Товарищества и 8 240 000 руб. средств из областного бюджета (т. 1, л. 42).

Под порядковым номером 5 в этом же перечне мероприятий указано мероприятие в СТ «Васюки» - технологическое присоединение к электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Архангельское специализированное энергетическое предприятие»                           (далее - ООО «АСЭП»). Общая стоимость этого мероприятия составляет 2 916 500 руб. и складывается за счёт 145 800 руб. объёма софинансирования мероприятия со стороны муниципального образования, 437 600 руб. объема софинансирования мероприятия со стороны Товарищества и 2 333 100 руб. средств из областного бюджета (т. 1, л. 43).

Управление экономики и СТ «Васюки» в соответствии с названными нормативными выше нормативными правовыми актами, а также в соответствии с Порядком предоставления и расходования субсидий на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в 2016 году, утверждённым постановлением Главы муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 13.10.2016 № 841, заключили соглашение от 21.10.2016 № 07-20/90 о предоставлении субсидий из областного и средств местного бюджета на поддержку садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в 2016 году (т. 1, л. 44-47; далее - Соглашение № 07-20/90).

Как указано в пункте 1.1 Соглашения № 07-20/90, оно регулирует взаимоотношения его сторон при предоставлении субсидии Товариществу на строительство воздушной линии ВЛ-04 кВ для электроснабжения электроустановок членов Товарищества.

В пункте 1.3 Соглашения № 07-20/90 указано, что средства субсидии предназначены на строительство ВЛ-04 кВ для электроснабжения электроустановок членов Товарищества.

Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2 Соглашения № 07-20/90 Управление экономики обеспечивает своевременное прохождение бюджетных средств на мероприятия, предусмотренных в объёме 8 755 000 руб., в том числе: за счёт средств областного бюджета 8 240 000 руб., за счёт средств местного бюджета 515 000 руб., осуществляет перечисление субсидии после предоставления Товариществом копий актов о приёмке выполненных работ (КС-2), справок о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3), счетов-фактур, актов технологического присоединения, платёжных поручений на бумажном носителе, подписанных уполномоченными должностными лицами и заверенных печатью, подтверждающих осуществление 100 процентов объёма предусмотренного софинансирования за счёт средств Товарищества в сумме 1 545 000 руб.

Пунктами 2.1.3, 2.1.4 Соглашения № 07-20/90 предусмотрено, что Управление экономики осуществляет контроль за исполнением Товариществом условий данного соглашения, а также за целевым использованием средств субсидии, вправе инициировать возврат указанных средств в случае нарушения Товариществом условий данного соглашения, а также в иных случаях, предусмотренных Соглашением № 203-СНТ-01. В силу пунктов 2.1.8, 4.1 Соглашения № 07-20/90 в случае выявления нецелевого использования Товариществом выделенных из областного и местного бюджетов средств Управление экономики вправе отказаться от исполнения соглашения в одностороннем порядке либо уменьшить объём средств на сумму использованных не по целевому назначению средств областного и местного бюджетов.

В пунктах 2.2.1, 2.2.6, 2.2. 7 Соглашения № 07-20/90 Товарищество обязалось осуществлять целевое использование субсидии в соответствии с целями и условиями её предоставления, обеспечить реализацию мероприятия в срок до 10.11.2016, предоставить в Управление экономики в срок до 20.11.2016 сводный отчёт об использовании субсидии, к которому должны быть приложены документы, подтверждающие целевое использование средств субсидии на реализацию мероприятия.

Как указано в пункте 4.1 Соглашения № 07-90/90, Товарищество несёт ответственность за нецелевое использование средств субсидии из областного и районного бюджетов.

Во исполнение условий Соглашения № 07-20/90 Управление экономики перечислило Товариществу средства субсидии в сумме 515 000 руб. по платёжному от 13.12.2016 № 354056 и в сумме 8 240 000 руб. по платёжному поручению от 27.12.2018 № 554939 (т. 1, л. 48, 49).

Контрольно-счётная палата на основании плана экспертно-аналитической и контрольной деятельности на 2018 год и распоряжения от КСП АО от 17.01.2018 № 2-р провела проверку исполнения бюджетного и иного законодательства Российской Федерации в части целевого и эффективного расходования средств областного бюджета, выделенных муниципальному образованию «Приморский муниципальный район» в 2016 году на электрификацию территорий садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в Архангельской области в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области на 2013 - 2021 годы.

По итогам этого контрольного мероприятия составлены акт осмотра объекта от 22.01.2018, акт от 07.02.2018, составлены расчёты, в том числе расчёт стоимости невыполненных работ (т. 2, л. 7-57; т. 3, л. 4-15, 32-55).

В ходе проверки установлено, что работы по монтажу воздушной линии 0,4 кВ выполнены с отступлением от рабочей документации, представленной Управлением экономики на конкурс в Министерство ТЭК и ЖКХ, а именно:

1) не смонтированы разрядники на опорах воздушной линии;

2) не смонтированы заземляющие устройства;

3) отсутствует нумерация опор;

4) вместо 198 опор, указанных в исполнительной документации и в акте по форме КС-2 от 01.11.2016, фактически установлено 197 опор различных марок, вместо промежуточных опор № 16 и № 17 смонтирована одна промежуточная опора;

5) установлены 3 опоры марки УА 23, которые выполняются согласно проекту из двух параллельных вертикальных стоек длиной 11 м (СВ110-5), другие опоры различных марок в количестве 194 штук, которые выполняются из стоек длиной 9,5 м (СВ 95-3), однако фактически в акте по форме КС-2 предъявлены стойки СВ1100-5 в количестве 122 штук и стойки СВ-95 в количестве 140 штук;

6) из 61 позиции работ на сумму 10 298 541 руб., предусмотренных первоначальным локальным сметным расчётом, прошедшим экспертизу и представленным на конкурс, работы по 28 позициям на сумму 4 419 199 руб.                  12 коп. фактически не выполнены.

При таких обстоятельствах Контрольно-счётная палата и Управление экономики пришли к выводу, что в нарушение подпункта 3 пункта 1 статьи 162 БК РФ денежные средства в сумме 4 419 199 руб. 12 коп., в том числе средства областного бюджета (80%) в сумме 3 535 359 руб. 30 коп. и денежные средства местного бюджета (5%) в сумме 220 959 руб. 96 коп. израсходованы Товариществом при строительстве ВЛ-04 кВ не в соответствии с проектом и заключением общества с ограниченной ответственностью «Архангельский региональный центр по ценообразованию в строительстве» от 28.06.2016 к договору от 23.06.2016 № 80/16 по результатам проверки сметной стоимости объекта, входящими в состав конкурсной документации, на основании которой были выделены бюджетные средства на электрификацию СТ «Васюки».

Как указала Контрольно-счётная палата и с этим согласились Министерство ТЭК и ЖКХ и Управление экономики, названные обстоятельства свидетельствуют о нецелевом использовании бюджетных средств.

Министерство ТЭК и ЖКХ направило главе муниципального образования «Приморский муниципальный район» требование от 05.04.2018 № 203/04-21/2189 о возврате на счёт Министерства ТЭК и ЖКХ 3 535 359 руб. 30 коп.               (т. 1, л. 64, 65).

В свою очередь, Управление экономики направило председателю СТ «Васюки» претензию от 12.04.2018 № 02-11/36, в которой указало на обязанность Товарищества в течение 30 дней с момента получения претензии вернуть средства в сумме 3 756 319 руб. 26 коп. в бюджет муниципального образования «Приморский муниципальный район», в том числе для последующего перечисления в областной бюджет 3 535 359 руб. 30 коп. (т. 1, л. 66-68).

Поскольку требования названной претензии оставлены без исполнения, Управление экономики обратилось в арбитражный суд с иском о взыскании с ответчика 3 756 319 руб. 26 коп. в возврате средств субсидии, использованной не по целевому назначению.

Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ установлено, что в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.

Поскольку Товарищество приняло и оплатило работы на сумму                            10 300 000 руб. стоимости работ, которая была определена на основании первоначального локального сметного расчёта, прошедшего экспертизу и представленного в составе конкурсной документации в соответствии с подпунктами 10, 11 пункта 6 Порядка № 436-пп, при этом из 61 позиции работ на сумму 10 298 541 руб., работы по 28 позициям на сумму 4 419 199 руб.                       12 коп. (из них: 3 756 319 руб. 26 коп. за счёт средств субсидии из областного и местного бюджета) фактически не выполнены, суд первой инстанции сделал правильный вывод о нецелевом использовании Товариществом средств субсидии в сумме 3 756 319 руб. 26 коп., предоставленной ему на основании соглашения от 21.10.2016 № 07-20/90.

Иск удовлетворен правомерно.

Позиция ответчика о том, что цель мероприятия достигнута, не является основанием для отказа в иске, поскольку на конкурс могла быть представлена сметная документация, соответствующая тому объему работ, который фактически выполнен, в связи с чем и размер субсидии был бы предоставлен в меньшем объеме.

Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.

Оснований для приостановления производства по настоящему делу до рассмотрения иска ответчика к ООО «Архэнергострой» о взыскании переплаты у суда не имелось, поскольку в рамках настоящего дела взыскивается разница между стоимостью работ, заложенной в сметной документации, предоставленной на конкурс для предоставления субсидии и стоимостью фактически выполненных работ, при этом в рамках дела № А05-10559/2018 взыскивается разница между стоимостью фактически выполненных работ и стоимостью работ, заложенной в договоре с подрядной организацией.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном акте, нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права при рассмотрении спора судом не допущено, решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба Товарищества - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 29 мая 2019 года по делу № А05-15820/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу садоводческого некоммерческого товарищества «Васюки» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

А.В. Романова

Н.В. Чередина