АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
21 февраля 2019 года | Дело № | А05-1650/2018 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В., при участии от Контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО1 (доверенность от 04.06.2018 № 10), рассмотрев 21.02.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2018 (судья Быстров И.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (судьи Алимова Е.А., Докшина А.Ю., Мурахина Н.В.) по делу № А05-1650/2018, у с т а н о в и л: Администрация муниципального образования «Кулойское», место нахождения: 165100, Архангельская область, Вельский район, рабочий <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - администрация), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании недействительным представления Контрольно-счетной палаты Архангельской области, место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - контрольно-счетная палата), от 11.01.2018 № 01-02/24. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственная корпорация - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, место нахождения: 115088, Москва, Шарикоподшипниковская улица, дом 5, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Фонд); Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, место нахождения: 163004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство); Администрация муниципального образования «Вельский муниципальный район» Архангельской области, место нахождения: 165150, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Администрация Вельского района). Решением суда первой инстанции от 26.06.2018 заявленные требования удовлетворены частично: представление от 11.01.2018 № 01-02/24 признано недействительным в части нарушений и недостатков, указанных в пунктах 2, 3 описательно-мотивировочной части оспариваемого представления, а также в части возложения на заявителя в пункте 2 итоговой части представления обязанности устранить эти недостатки и нарушения. В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано. Постановлением апелляционного суда от 15.11.2018 решение от 26.06.2018 отменено в части признания недействительным представления от 11.01.2018 № 01-02/24 в части нарушений и недостатков, указанных в пункте 2 описательно-мотивировочной части данного представления, в удовлетворении заявления администрации в указанной части отказано; в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения. В кассационной жалобе контрольно-счетная палата, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 26.06.2018 и постановление от 15.11.2018 в части признания недействительным оспоренного представления и принять по данному делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, поскольку переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществлялось администрацией в рамках первого этапа адресной программы Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы», а условия расходования средств, предоставленных на эти цели, установлены данной программой, то превышение расселяемой площади над ранее занимаемой должно производится за счет средств местного бюджета. Обязанность финансирования расходов на оплату стоимости такого превышения за счет средств местного бюджета муниципального образования установлена и в договоре от 29.07.2013 № 2ФП-2-13, заключенном между муниципальным образованием и Министерством. В отзыве на кассационную жалобу администрация, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, просит оставить их без изменения. Министерство в отзыве на кассационную жалобу поддерживает позицию контрольно-счетной палаты. В судебном заседании представитель контрольно-счетной палаты настаивал на удовлетворении кассационной жалобы. Администрация, Фонд, Министерство и Администрация Вельского района надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, контрольно-счетной палатой проведена проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании администрацией в 2013 – 2016 годах средств, направленных на реализацию мероприятий, предусмотренных адресной программой Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 – 2017 годы». По результатам проверки составлен акт от 05.04.2017 и главе муниципального образования «Кулойское» Вельского района вынесено представление от 11.01.2018 № 01-02/24 для принятия мер по устранению выявленных недостатков и нарушений. Данным представлением контрольно-счетная палата обязала в срок до 15.02.2018 рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 1); принять меры по их устранению (пункт 2), в том числе обеспечить выполнение условий адресной программы Архангельской области в части финансирования из местного бюджета стоимости превышения площадей путем возврата в областной бюджет средств в размере 4 293 854 руб. 35 коп. (пункт 3 описательно-мотивировочной части представления), представить в Министерство предложения (заявки) по изменению данной программы в части изменения площади аварийного жилья с учетом выявленного завышения (пункт 1 описательно-мотивировочной части представления); принять меры по пресечению, предупреждению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации (пункт 3). Администрация оспорила в судебном порядке представление контрольно-счетной палаты от 11.01.2018 № 01-02/24. Суд первой инстанции удовлетворили заявленные требования частично. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции в части. Судом кассационной инстанции в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверена законность принятых по делу судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы контрольно-счетной палаты. Изучив материалы дела, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы. Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Закон № 185-ФЗ) в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирования реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет его средств создан Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Согласно части 1 статьи 20 Закона № 185-ФЗ получателями средств Фонда, направляемых на предоставление финансовой поддержки, являются субъекты Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, муниципальные образования. Указанные средства поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации или в случае, предусмотренном частью 3 данной статьи, в местные бюджеты. Частью 2 статьи 20 Закона № 185-ФЗ установлено, что средства бюджета субъекта Российской Федерации, полученные за счет средств Фонда и предусмотренные в бюджете субъекта Российской Федерации на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, распределяются субъектом Российской Федерации между муниципальными образованиями, претендующими в соответствии с заявкой субъекта Российской Федерации на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда и выполнившими предусмотренные статьей 14 названного Закона условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 2.1 данной статьи. В целях получения финансовой поддержки Фонда, условия предоставления которой установлены статьей 14 Закона № 185-ФЗ, постановлением правительства Архангельской области от 23.04.2013 № 173-пп утверждена Адресная программа Архангельской области по переселению граждан из аварийного жилищного фонда «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2017 годы» (после переименования - Адресная программа Архангельской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на 2013 - 2018 годы»; далее - Программа). Данная Программа разработана для достижения основной цели - переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного до 1 января 2012 года аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации жилых домов, в муниципальных образованиях Архангельской области, участвующих в Программе. Задачей Программы является строительство и приобретение жилья для переселения граждан из аварийного жилищного фонда, предоставление возмещения за жилые помещения лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Переселению в рамках выполнения Программы подлежат граждане, проживающие в многоквартирных домах, включенных в перечень многоквартирных домов и реестр аварийных многоквартирных домов по способам переселения, согласно приложению 2 к настоящей Программе. Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление установленных мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований. Источниками финансирования Программы являются средства областного бюджета, средства местных бюджетов и средства Фонда. Согласно разделу VI «Ресурсное обеспечение Программы» муниципальному образованию «Кулойское» Вельского муниципального района предусмотрено выделение средств на расселение аварийного жилищного фонда в общей сумме 42 153 020 руб., в том числе из средств Фонда 36 959 767 руб. 94 коп.; из средств областного бюджета 5 193 252 руб. 06 коп. В I этап Программы муниципальным образованием «Кулойское» Вельского муниципального района изначально было включено переселение граждан из 31 жилого помещения в 8 аварийных многоквартирных домов, с общей расселяемой площадью жилых помещений в размере 1309,1 кв. м, в том числе 47,9 кв. м (частная собственность) и 1261,2 кв. м (муниципальная собственность). В рамках выполнения мероприятий I этапа Программы администрацией приобретено 32 жилых помещения по муниципальным контрактам, фактическая общая площадь которых составила 1469,3 кв. м, т.е. на 160,2 кв. м больше, чем площадь жилых помещений расселяемых аварийных домов. В разделе V Программы отражено, что распределение средств финансовой поддержки между муниципальными образованиями Архангельской области - участниками Программы, в том числе объемы долевого финансирования за счет средств Фонда и областного бюджета, осуществляется в зависимости от суммарной площади жилых помещений многоквартирных жилых домов на территории отдельного муниципального образования, признанных до 1 января 2012 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, переселение граждан из которых запланировано в рамках Программы. В рамках реализации первого этапа Программы могут предусматриваться дополнительные источники финансирования. Средства, предусмотренные дополнительными источниками финансирования, могут направляться на оплату жилых помещений, в частности, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не больше определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека, финансирование расходов на оплату такого превышения осуществляется за счет средств местного бюджета соответствующего муниципального образования Архангельской области. В целях реализации Программы Министерство и муниципальное образование «Кулойское» Вельского муниципального района заключили договор от 29.07.2013 № 2ФП-2-13 (с учетом дополнительных соглашений), в пункте 2.3.1 которого согласовали, что муниципальное образование в пределах своей компетенции обязуется принимать меры по обеспечению финансирования мероприятий Программы за счет средств местного бюджета в объеме, предусмотренном данной Программой и указанном в приложении № 1, в случае предоставления гражданину, переселяемому из аварийного жилищного фонда, жилого помещения, общая площадь которого превышает общую площадь ранее занимаемого им жилого помещения, но не боле определяемой в соответствии с жилищным законодательством нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека. В пункте 3 описательно-мотивировочной части представления контрольно-счетной палаты указано нарушение, заключающееся в несоблюдении администрацией условия предоставления финансовой поддержки в части обязанности финансирования из средств дополнительных источников стоимости превышения площади приобретенных помещений над площадью ранее занимаемых гражданами аварийных помещений по домам в п. Кулой по адресам: Станционный пер., <...> дачная ул., д. 33. Как указала контрольно-счетная палата, превышение предоставленной площади над ранее занимаемой составило 160,2 кв. м; финансирование расходов на оплату такого превышения в сумме 4 293 854 руб. 35 коп. подлежало осуществлению за счет средств бюджета муниципального образования. Признавая указанный пункт представления незаконным, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из следующего. В соответствии с разделом III Программы (в редакции, действовавшей в спорный период) общий объем ее финансирования обоснован предельной стоимостью одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предоставляемых взамен расселяемых жилых помещений в аварийных домах и общей площадью жилых помещений, строящихся (приобретаемых) для расселения аварийных жилых домов в рамках Программы. В целях реализации первого этапа Программы предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, используемая для приобретения жилых помещений в рамках реализации Закона № 185-ФЗ, с участием финансовой поддержки за счет средств Фонда и областного бюджета Архангельской области установлена в размере 34 600 руб. для городских округов Архангельской области и муниципальных образований Архангельской области, расположенных в районах Крайнего Севера. Для иных муниципальных образований Архангельской области предельная стоимость устанавливается в размере 32 200 руб. По результатам проверки контрольно-счетной палатой не установлено превышение общей стоимости приобретенных администрацией квартирных метров жилых помещений над стоимостью квадратных метров аварийного жилья, с учетом предельной стоимости 1 кв. м в размере 32 200 руб., установленной в рамках Программы муниципальному образованию. Программа реализуется посредством выделения субсидии органам местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области на осуществление в целях проведения мероприятий для переселения граждан из аварийного жилищного фонда муниципальных образований в том числе приобретения у застройщиков жилых помещений в многоквартирных домах (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено). Материалами дела подтверждается, что администрацией приобретены взамен ранее занимаемых гражданами аварийных помещений жилые помещения в многоквартирных домах на основании муниципальных контрактов, заключенных с обществом с ограниченной ответственностью «Юридическо-консалтинговая фирма «Веста» (застройщик). Муниципальные контракты заключены по итогам проведения открытого аукциона, предметом контрактов является участие в долевом строительстве в целях реализации Закона № 185-ФЗ, все контракты аналогичны по содержанию. Цена контрактов определена протоколом проведения открытого аукциона в электронной форме, исходя из стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, равной 32 200 руб., что соответствует предельной стоимости одного квадратного метра общей площади жилых помещений, определенной в целях реализации первого этапа Программы. В пунктах 3.3 и 5.2 муниципальных контрактов предусмотрено, что фактическая площадь приобретаемого жилого помещения уточняется после получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с обмерами, осуществленными организацией технической инвентаризации и не может быть менее размера, указанной в аукционной документации. Если по результатам обмера жилых помещений, произведенного организацией технической инвентаризации, фактическая общая площадь жилых помещений будет больше площади, указанной в пункте 2.4 контракта и приложения № 1 к контракту, считает, что характеристики поставляемого застройщиком товара улучшаются самостоятельно, при этом порядок оплаты и цена контракта остаются неизменными. Таким образом, в контрактах не предусмотрено обязанности муниципального заказчика производить какие-либо дополнительные платежи в случае превышения застройщиком общей площади жилых помещений, как за счет средств администрации, так и за счет средств Фонда и областного бюджета, следовательно, застройщик при заключении контрактов взял на себя риск несения затрат при передаче в собственность администрации площадей, превышающих установленные пунктом 2.4 контрактов и приложения № 1 к контрактам. Отклоняя довод контрольно-счетной палаты о том, что спорная сумма превышения в соответствии с положениями раздела V Программы должна быть возвращена в бюджет Архангельской области и оплачена застройщику из средств местного бюджета, суды обоснованно указали, что ущерб областному бюджету не причинен, предельная стоимость одного квадратного метра общей площади жилых помещений, предусмотренная первым этапом Программы, не превышена, контракты в судебном порядке недействительными не признаны, обязательства по ним исполнены. Делая вывод об отсутствии в данном случае оснований полагать, что полученные администрацией денежные средства в общей сумме 4 293 854 руб. 35 коп. использованы администрацией с нарушением Программы и положений статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, суды также учли, что спорные жилые помещения приобретены после 01.08.2013, т.е. после того как согласно Федеральному закону от 23.07.2013 № 240-ФЗ утратил силу пункт 4 статьи 16 Закона № 185-ФЗ, положения которого воспроизведены в разделе V Программы. Все приведенные в кассационной жалобе доводы контрольно-счетной палаты были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Эти доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, повлиявшем на исход дела, направлены на иную оценку доказательств по делу, что не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов. При рассмотрении дела судами полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, правильно применены нормы материального и процессуального права, поэтому оснований для отмены обжалуемых решения и постановления и удовлетворения кассационной жалобы не имеется. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л : решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.06.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А05-1650/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | Ю.А. Родин | |||
Судьи | С.В. Лущаев С.В. Соколова | |||