ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-280/16 от 13.07.2016 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

18 июля 2016 года

г. Вологда

Дело № А05-280/2016

Резолютивная часть постановления объявлена июля 2016 года .

В полном объёме постановление изготовлено июля 2016 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Мурахиной Н.В. и Смирнова В.И.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,

при участии от Управления ФИО1 по доверенности от 27.05.2016, от общества ФИО2 по доверенности от 21.09.2015,             ФИО3 по доверенности от 21.09.2015,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 мая 2016 года по делу № А05-280/2016 (судья Меньшикова И.А.),

у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «НК-флот» (ОГРН <***>, ИНН<***>; <...>; далее – общество, ООО «НК-флот»,) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северному управлению государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее - Управление) о признании недействительным уведомления о принятии решения об отказе в переоформлении лицензии от 11.01.2016 № СУГМРН-04-03/23 и о возложении обязанности переоформить приложение № 1 к лицензии от 30.05.2013 серии МР-4 № 000783, дополнительно указав в нём нефтеналивное судно «Луга» и нефтеучасток причала № 78 по адресу: г. Архангельск, ФИО4 остров, 20,  корп. 9.

Решением суда от 10 мая 2016 года заявленные требования удовлетворены.

Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права и на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, считает его законным и обоснованным.

Заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы управления.

Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия от 30.05.2013 серии МР-4 № 000783 на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах. В приложении № 1 к данной лицензии содержится перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, - нефтеналивное судно «Кама», место осуществления лицензируемого вида деятельности - акватория морского порта Архангельск для объектов, указанных в приложении к лицензии.

Общество 23.10.2015 обратилось в Управление с заявлением о переоформлении приложения к лицензии, а именно добавлении в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, причала № 78.

Управление письмом от 27.10.2015 направило в адрес заявителя уведомление о несоответствиях, выявленных при проверке представленных с заявлением документов, и необходимости устранения выявленных несоответствий в тридцатидневный срок.

Общество 11.11.2015 вновь направило в Управление заявление о переоформлении приложения к лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и недостающие документы с устранением замечаний, указанных в уведомлении от 27.10.2015.

При этом согласно данному заявлению общество просило добавить в перечень объектов, используемых при осуществлении лицензируемого вида деятельности, причал № 78, ФИО4 остров, морской порт Архангельск; нефтеналивное судно «Луга» - акватория портов: Архангельск, Нарьян-Мар, Онега.

Управление письмом от 19.11.2015 направило в адрес заявителя уведомление о несоответствиях, выявленных при проверке представленных с заявлением документов, и необходимости устранить выявленные несоответствия.

Общество 25.11.2015 вновь направило в адрес Управления заявление о переоформлении приложения к лицензии на осуществление погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах и недостающие документы с устранением замечаний, указанных в уведомлении от 19.11.2015. В качестве основания для переоформления лицензии (приложения к лицензии), как указано в заявлении ООО «НК-флот», названы дополнительные объекты: нефтеучасток причала               № 78, ФИО4 остров, морской порт Архангельск; нефтеналивное судно «Луга» - акватория портов: Архангельск, Нарьян-Мар, Онега. Заявленный вид работ - работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним их которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

Управлением на основании приказа от 30.11.2015 № 542/П проведена внеплановая предлицензионная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 29.12.2015 № 29/12/2015.

При проверке Управление направило запрос в адрес Росприроднадзора запрос о предоставлении сведений о государственной экологической экспертизе «Плана по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ООО «НК-флот» для портов Архангельск, Онега и Нарьян-Мар, Архангельск - 2015», утверждённого генеральным директором                               ООО «НК-флот». Также Управлением в адрес Росморречфлот направлен запрос о предоставлении сведений об утверждении в установленном порядке данного плана.

Согласно сообщению Росприроднадзора государственная экологическая экспертиза названного плана не проводилась. Росморречфлот сообщил о непоступлении уведомления об утверждении плана.

По результатам проверки Управление сделало вывод о соответствии заявленных обществом объектов лицензионным требованиям. При этом Управление на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.03.2012 № 193 (далее – Положение № 193), сделало вывод о несоответствии лицензиата возможности выполнения лицензионной деятельности, поскольку план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов        ООО «НК-флот» для портов Архангельск, Онега и Нарьян-Мар, Архангельск – 2015, не утвержден в установленном порядке – отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы.

В связи с этим Управление 11.01.2016 направило в адрес общества уведомление о принятии решения об отказе в переоформлении лицензии

Общество, не согласившись с указанным отказом, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, посчитав оспариваемый отказ незаконным.

Суд апелляционной инстанции при рассмотрении дела исходит из следующего.

В соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Закон № 99-ФЗ) погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах подлежит лицензированию.

Статьей 13 Закона № 99-ФЗ предусмотрено, что для получения лицензии соискатель представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии. К заявлению прилагаются: копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами, за исключением документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»; опись прилагаемых документов.

Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных частью 3 статьи 13 указанного закона.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 99-ФЗ лицензия подлежит переоформлению, в частности, в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.

Одним из оснований отказа в предоставлении лицензии является установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям (пункт 2 части 7 статьи 14 Закона № 99-ФЗ).

Пунктом 3 Положения № 193 предусмотрено, что погрузочно-разгрузочная деятельность включает следующие работы: работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу; работы по перегрузке опасных грузов в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, нефтебазу, бункеровочную базу.

В пункте 5 названного Положения приведены лицензионные требования, предъявляемые к соискателю лицензии (лицензиату) при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах, в том числе, наличие плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (при осуществлении работ, связанных с погрузкой (разгрузкой) нефти и нефтепродуктов).

Согласно пункту 7 Положения № 193 для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 и пунктах 1, 3 и 4 части 3 статьи 13 Закона № 99-ФЗ, в том числе копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

В соответствии с подпунктом 18.9 пункта 18 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по лицензированию погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах, утверждённого приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30.04.2013 № 160 (далее - Административный регламент), для получения лицензии заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением № 3, с приложением, в том числе, копию плана действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (с указанием района и срока действия).

Согласно пункту 21 Административного регламента для переоформления лицензии при намерении лицензиата осуществлять лицензируемый вид деятельности по адресу места его осуществления, перечню работ, составляющих лицензируемый вид деятельности, не указанному в лицензии, а также изменении в перечне используемых производственных объектов (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъёмно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, заявитель направляет или представляет в Ространснадзор или в территориальный орган заявление по форме, предусмотренной приложением  № 4 к Административному регламенту, с приложением следующих документов: оригинал действующей лицензии; сведения о производственных объектах (гидротехнических сооружений, причала (причалов), крытых и открытых грузовых складов, нефтебаз, бункеровочных баз, подъёмно-транспортного оборудования, плавучих кранов, судов-бункеровщиков и иных плавучих объектов), сведения о судах, предназначенных для осуществления лицензируемого вида деятельности, с указанием оснований, дающих право на их использование, с приложением копий правоустанавливающих документов на каждый производственный объект или судно (зарегистрированный договор аренды недвижимого имущества, договора бербоут-чартера, договора аренды судна без экипажа, договора субаренды); сведения о страховании жизни и здоровья членов экипажей судов при исполнении ими служебных обязанностей с приложением копий соответствующих договоров.

Пунктом 27 Административного регламента установлено, что  Ространснадзор и территориальный орган не вправе требовать от соискателя лицензии предоставления документов и информации или осуществления действий, предоставление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной услуги.

В связи с этим суд первой инстанции правомерно указал, что положительное заключение государственной экологической экспертизы плана действий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее - план ЛРН) для получения лицензии на погрузочно-разгрузочную деятельность и при ее переоформлении не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения при лицензировании этой деятельности. Экологическая экспертиза плана ЛРН не является лицензионным требованием при выполнении работ по перегрузке опасных грузов в морских портах.

Суд первой инстанции правомерно не принял во внимание ссылку Управления на положения Федерального закона от 31.07.1998 № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации» (далее – Закон № 155-ФЗ).

Согласно пункту 2 статьи 16.1 Закона № 155-ФЗ, план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также при транспортировке и хранении нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море, при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы плана с последующим уведомлением в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации.

При этом, исходя из положений статьи 4.1 данного закона, для его целей под искусственными островами понимаются стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации объекты (искусственно сооружённые конструкции), имеющие намывное, насыпное, свайное и (или) иные неплавучие опорные основания, выступающие над поверхностью воды при максимальном приливе. Под установками, сооружениями понимаются гибко или стационарно закреплённые в соответствии с проектной документацией на их создание по месту расположения во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации стационарные и плавучие (подвижные) буровые установки (платформы), морские плавучие (передвижные) платформы, морские стационарные платформы и другие объекты, а также подводные сооружения (включая скважины).

Согласно статье 34 Закона № 155-ФЗ государственной экологической экспертизе подлежат все виды документов и (или) документации, обосновывающих планируемую хозяйственную и иную деятельность во внутренних морских водах и в территориальном море. Все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, проводимой за счёт пользователя природными ресурсами внутренних морских вод и территориального моря.

Как установлено пунктом 4 статьи 34 данного Закона, объектом государственной экологической экспертизы также является план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, предусмотренный статьей 16.1 Федерального закона.

Следовательно погрузочно-разгрузочная деятельность, включающая работы по перегрузке опасных грузов на внутреннем водном транспорте, в морских портах с одного транспортного средства на другое транспортное средство (одним из которых является судно) непосредственно и (или) через склад, бункеровочную базу не подпадает под действие статьи 16.1 названного Федерального закона.

Субъектами деятельности, предусмотренной статьей 16.1 Закона              № 155-ФЗ, являются организации, осуществляющие эксплуатацию, использование искусственных островов, установок, сооружений, подводных трубопроводов, проведение буровых работ при региональном геологическом изучении, геологическом изучении, разведке и добыче углеводородного сырья, а также транспортировку и хранение нефти и нефтепродуктов во внутренних морских водах и в территориальном море.

Организации (хозяйствующие субъекты), осуществляющие или имеющие намерение осуществлять погрузочно-разгрузочную деятельность (бункеровочную деятельность, деятельность по перегрузке с одного транспортного средства на другое транспортное средство, одним из которых является судно) опасных грузов (нефтепродуктов) в морском порту, не являются субъектами деятельности, перечисленной в статье 16.1.

Бункеровка представляет собой погрузку на судно запасов топлива, заправку судна топливом и моторными маслами, а транспортировка - процесс перемещения груза/объекта в место назначения транспортными средствами.

Суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание ссылку Управления  на пункт 2 статьи 34 Закона № 155-ФЗ, согласно которому все виды хозяйственной и иной деятельности во внутренних морских водах и в территориальном море могут осуществляться только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, поскольку ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов не является хозяйственной деятельностью. В планах ЛРН организация определяет имеющиеся силы и средства для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также организационные мероприятия по выявлению возможного разлива нефти, информированию заинтересованных лиц, локализации и ликвидации загрязнения.

При этом общество направляло план ЛРН в Росприроднадзор на государственную экологическую экспертизу. В письмах от 17.09.2015 (листы 55-56), от 27.11.2015 (листы 57-59) Росприроднадзор указал на то, что данный план не является объектом государственной экологической экспертизы.

При этом Росприроднадзор является единственным государственным органом, уполномоченным на проведение государственной экологической экспертизы плана ЛРН.

С учетом изложенного суда первой инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы управления.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 мая 2016 года по делу № А05-280/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу Северного управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.Н. Осокина

Судьи

Н.В. Мурахина

В.И. Смирнов