ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-2903/2022 от 03.10.2022 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-2903/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Селивановой Ю.В., судей Рогатенко Л.Н.  и             Фирсова А.Д.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,

при участии от автономной некоммерческой организации Архангельской области «Агентство регионального развития»  ФИО1 по доверенности от 23.05.2022, от Контрольно-счетной палаты Архангельской области ФИО2 по доверенности от 26.09.2022,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля 2022 года по делу № А05-2903/2022 ,

у с т а н о в и л:

автономная некоммерческая организация Архангельской области «Агентство регионального развития» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – заявитель, АНО АО «АРР», организация) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением  к министерству экономического развития, промышленности и науки Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>; далее  – ответчик, министерство) о признании недействительным требования, изложенного в письме от 10.01.2022 № 206-03/5.

К участию в деле в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены контрольно-счетная палата Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, площадь В.И. Ленина, дом 1; далее – КСП АО), министерство финансов Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля                     2022 года требования удовлетворены.

КСП АО с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, в связи c несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

Заявитель   в отзыве на апелляционную жалобу просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Министерство в отзыве на апелляционную жалобу поддерживает позицию подателя апелляционной жалобы.

Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены в апелляционном порядке.

Как следует из материалов дела, в соответствии со статьями 157, 265-268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», областным законом от 30.05.2011 № 288-ОЗ «О контрольно-счетной палате Архангельской области» и пунктом 2.1.3 плана работы контрольно-счетной палаты на 2021 год проведено контрольное мероприятие «Проверка исполнения бюджетных полномочий, организации исполнения областного бюджета, использования средств областного бюджета министерством экономического развития, промышленности и науки Архангельской области Архангельской области (иными объектами контроля)».

По итогам контрольного мероприятия КСП АО выявлены нарушения законодательства, в связи с чем в адрес министерства направлено представление от 10.06.2021 № 01-02/634.

Согласно пункту 15 представления КСП АО от 10.06.2021 №01-02/634 по состоянию на 01.01.2020 на счетах АНО АО «АРР» числился неиспользованный в 2019 году остаток средств субсидии, предоставленной АНО АО «АРР» по соглашения от 25.02.2019 №01; распоряжение о наличии потребности в сумме 4218475,57 руб., с учетом требований действовавшего Порядка предоставления субсидии, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области № 462-пп от 10.10.2013, не принято, в связи с чем остаток субсидии в размере 4218475,57 руб. на основании пунктов 4.1.9.1, 4.3.10., 5.2.2. соглашения от 25.02.2019 № 01, подлежит возврату в бюджет Архангельской области.

Согласно пункту 17 представления в нарушение пункта 4.3.11. соглашения от 25.01.2019 № 01 АНО АО «АРР» не обеспечена полнота и достоверность сведений, направляемых в минэкономпромнауки АО по показателям результативности предоставления субсидии проекта «Популяризация предпринимательства» («Количество физических лиц-участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в проекте, нарастающим итогом»,  «Количество обученных основам  ведения  бизнеса, финансовой грамотности и иным  навыкам предпринимательской деятельности, нарастающим итогом, тысяча человек», «Количество физических лиц-участников федерального проекта, нарастающим итогом»); в нарушение пункта 4.3.4. соглашения от 25.01.2019 № 01 на 31.12.2019 не достигнуто значение показателя «Количество физических лиц – участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом», в связи с чем средства субсидии в сумме 4762346,94 руб. подлежат возврату в бюджет Архангельской области в соответствии с пунктами 4.1.5., 4.3.8., 5.2.1 соглашения от 25.01.2019 №01.

Согласно пункту 2.1 итоговой части представления КСП АО министерству требуется в срок до 04.10.2021 принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно: принять все предусмотренные законодательством меры к возврату в бюджет Архангельской области средств в размере 9899972,9 руб. (пункты 8, 9,15, 17 представления).

Во исполнение пункта 2.1 итоговой части представления от 10.06.2021            № 01-02/634 (с учетом изменений, внесенных письмом КСП от 12.10.2021                № 01-02/1003) на основании пунктов 4.1.9.1, 4.3.10, 5.2.2 и в соответствии с пунктами 4.1.5, 4.3.8.2 соглашения о предоставлении субсидии министерство уведомило организацию о необходимости возврата неиспользованного в 2019 году остатка средств субсидии, предоставленной на основании данного соглашения, и об обеспечении возврата части средств субсидии, предоставленной на основании указанного соглашения, в общем размере 8980822,51 руб. в бюджет Архангельской области в срок не позднее 4 октября 2026 г. включительно.

Не согласившись с таким требованием, организация обратилась в суд с заявлением.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта в силу следующего.

Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ                   «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Закон № 209-ФЗ) поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность  (часть 1).

Согласно пункту 2 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ утверждается законом (решением) о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны определять: категории и критерии отбора субъектов, имеющих право на получение субсидии; цели, условия и порядок предоставления субсидии; порядок возврата субсидии.

Согласно пункту 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, в том числе в рамках исполнения государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

В соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 БК РФ в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.

Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16) утвержден Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

На территории Архангельской области в период до 1 марта 2020 года действовала государственная программа Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2024 годы)», в составе которой реализовывалась подпрограмма № 2 «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Архангельской области», и в период до 5 февраля 2020 г. действовал Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2024 годы)», утвержденные постановлением Правительства Архангельской области от 8 октября 2013 года № 462-пн (далее – Порядок предоставления субсидии).

В соответствии с пунктом 2 Порядка предоставления субсидии главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидии, является министерство экономического развития Архангельской области.

Согласно пункту 4 Порядка предоставление субсидии осуществляется министерством на основании соглашения с некоммерческой организацией.

На основании статьи 78 БК РФ, подпункта «з» пункта 3 статьи 8 областного закона от 17 декабря 2018 г. № 35-4-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», абзацев седьмого и двадцать третьего подраздела 2.6 раздела II государственной программы, в соответствии с требованиями Порядка предоставления субсидий между министерством и АНО АО «Агентство регионального развития» заключено соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета от 25.02.2019 № 01.

Согласно разделу I соглашения от 25.02.2019 № 01 (в редакции дополнительного соглашения от 26 сентября 2019 года № 04) его предметом является предоставление получателю из областного бюджета в 2019 году субсидии на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктами 1.4, 2.6 и 2.7 перечня мероприятий подпрограммы № 2 (приложение 2 к государственной программе):

- по выявлению предпринимательских способностей и вовлечению в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса, в рамках реализации федерального проекта «Популяризация предпринимательства» национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее - федеральный проект «Популяризация предпринимательства»);

- по предоставлению субсидии получателю на создание и оказание услуг центра «Мой бизнес» в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства» указанного выше национального проекта (далее - федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»);

- по предоставлению субсидии получателю с целью обеспечения доступа субъектам малого и среднего предпринимательства Архангельской области к экспортной поддержке в рамках реализации федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства».

Согласно преамбуле соглашения от 25.02.2019 № 01 субсидия предостав­ляется на основании Порядка предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в рамках государственной программы Архан­гельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области (2014 – 2024 годы)», утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 08.10.2013 № 462-пп.

Как определено в пункте 12 Порядка предоставления субсидии, некоммерческая организация (далее в настоящем подразделе - получатель субсидии) представляет в министерство отчет об использовании средств субсидии в порядке и по форме, определенным в соглашении: ежеквартально (за I - III кварталы отчетного финансового года) – до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; по окончании IV квартала отчетного финансового года – не позднее 20 января года, следующего за отчетным периодом.

В силу пункта 13 Порядка Министерством и органами государственного финансового контроля Архангельской области проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидий.

Как установлено пунктом 14 Порядка № 462-пп, в случае выявления уполномоченным органом и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области нарушения получателем субсидии условий, целей и порядка их предоставления, а также условий соглашения средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 30 календарных дней со дня направления уполномоченным органом и (или) органами государственного финансового контроля Архангельской области соответствующего требования (аналогичен пункту 4.1.5 соглашения от 25.02.2019 № 01).

Согласно пункту 15 Порядка № 462 при наличии остатков субсидий, не использованных в отчетном финан­совом году, получатель субсидии обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего уведомления уполномоченным органом возвра­тить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотрен­ных соглашением, если уполномоченным органом не принято распоряжение о наличии или об отсутствии потребности в средствах субсидии, не использован­ных в отчетном финансовом году, в порядке, предусмотренном абзацами вторым и третьим настоящего пункта

В случае образования остатка субсидии, не использованного на начало очередного финансового года, получатель субсидии до 20 января года, следую­щего за годом, в котором предоставлена субсидия, уведомляет уполномоченный орган о наличии либо отсутствии потребности направления этих средств на цели предоставления субсидии, указанные в пункте 5 настоящего Порядка, в очеред­ном финансовом году.

Уполномоченный орган до 1 февраля года, следующего за годом, в кото­ром предоставлена субсидия, по согласованию с министерством финансов Ар­хангельской области принимает распоряжение о наличии или об отсутствии по­требности в средствах субсидии, не использованных в отчетном финансовом году.

На основании пункта 4.2.2 соглашения о предоставлении субсидии министерство вправе принимать до 1 февраля 2020 года в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, Порядком предоставления субсидии и пунктом 5.2 данного соглашения решение о наличии или отсутствии потребности в направлении в 2020 году остатка субсидии, не использованного в 2019 году, на цели, указанные в разделе I такого соглашения.

Согласно пункту 5.2.2  (в редакции дополнительного соглашения от 26.09.2019 № 04) соглашения о предоставлении субсидии при наличии остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, получатель обязан в течение 30 календарных дней со дня направления соответствующего уведомления министерством возвратить средства субсидии в текущем финансовом году в случаях, предусмотренных данным соглашением, если министерством не принято решение о наличии или об отсутствии потребности в средствах субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, в порядке, предусмотренном Порядком предоставления субсидии и указанным пунктом.

Согласно пункту 4.3.10 соглашения о предоставлении субсидии получатель принял на себя обязательство по возврату неиспользованного остатка субсидии в доход областного бюджета в случае отсутствия решения министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделе I данного соглашения, в соответствии с разделом V такого соглашения.

Письмом от 20.01.2020 № 31/1 заявитель уведомил министерство о наличии потребности направления в 2020 году остатка субсидии, неиспользованного в 2019 году на цели, указанные в разделе I соглашения             № 01.

При этом согласно отчету получателя субсидии о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, на 31 января 2019 г. остаток субсидии составлял 61 699 475,57 рублей.

ФИО3  направило в министерство финансов Архангельской обла­сти письмо от 30.01.2020 № 106-03/171 о согласовании потребности направления в 2020 году остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, на цели, указанные в разделе I соглашения.

Министерство финансов Архангельской области письмом от 03.02.2020 № 08-12/32 не возражало против возможности направления неиспользованных в 2019 году остатков субсидий АНО Архангельской области по поддержке СМСП на те же цели в 2020 году в сумме 57 481,0 тыс.руб. (за исключением 4 219,0 тыс.руб. на финансирование в 2020 году расходов по созданию Центра инжиниринга в связи с тем, что на указанные цели в 2019 году средства не предусматривались и фи­нансирование центра не осуществлялось). Кроме того, предложило вопрос о возможности неиспользованных остатков субсидий 2019 года за счет средств об­ластного бюджета на создание Центра инжиниринга согласовать с первым заме­стителем Губернатора Архангельской области - председателем Правительства Архангельской области.

Таким образом, замечание министерства финансов Архангельской области касалось направления данных денежных средств в сумме 4219 тыс. руб. на создание центра инжиниринга, которое не носит какого-либо неустранимого характера. При этом судом установлено, что  остатки средств субсидии 2019 года не запрашивались на финансирование Центра инжиниринга. Как следует из пояснительной записки по остаткам средств субсидии 2019 года, на создание центра инжиниринга планировалось направить денежные средств, запланированные на 2020 год («высвобождающиеся» в 2020 году).

ФИО3 пунктом 1 распоряжения от 31 января 2020 г. № 6-р «О потребности в средствах субсидии, не использованных в 2019 году, предоставленных автономной некоммерческой организацией Архангельской области «Агентство регионального развития» (далее - распоряжение от 31 января 2020 г. № 6-р) принято решение о наличии потребности направления в 2020 году остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, на цели, указанные в разделе I соглашения в размере 57 481 000,00 рублей.

Заявителем сопроводительным письмом от 24.08.2020 № 587 в адрес Минэкономразвития АО направлен корректировочный отчет о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, согласно которому по состоянию на 31 декабря 2019 г. остаток средств субсидии, не использованных в 2019 году, составляет 60 606186,35 руб.

Пунктом 1 распоряжения министерства от 28.08.2020 № 60-р внесены изменения в пункт 1 распоряжения от 31 января 2020 г. № 6-р в части изменения размера остатков средств субсидии, не использованных в 2019 году, с 57481000 руб. на 60606186,35 руб.

Согласно пункту 4.3.10 соглашения № 01 Агентство обязано возвратить неиспользованный остаток субсидии в доход областного бюджета в случае отсутствия решения Министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделах 1 соглашений, в соответствии с разделами V соглашения.

Как следует из материалов дела, решение Министерства о наличии потребности в направлении неиспользованного в 2019 году остатка субсидии на цели, указанные в разделах 1 соглашений, в соответствии с разделами V соглашений было принято, что подтверждается распоряжениями от 31.01.2020 № 6-р и от 28.08.2020 № 60-р.

Таким образом, ответчиком было принято решение об использовании остатков субсидий, неиспользованных в 2019 году по соглашению № 01, в связи с чем оснований для вывода о несоблюдении получателем субсидии условий соглашения № 01 и  возврата субсидии не имеется.

Как указано в письме Минфина России от 13.07.2020 № 09-04-05/60828 «О субсидиях, предоставляемых некоммерческим организациям», в случае, если результат предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), определенный правовым актом, достигнут и подтвержден отчетностью о достижении значений результата предоставления субсидии (гранта в форме субсидии), соглашение о предоставлении такой субсидии (гранта в форме субсидии), заключенное с ее получателем, считается исполненным, а цели предоставления субсидии (гранта в форме субсидии) - выполненными. Указанное позволяет, если иное не определено правовыми актами, получателю субсидии (гранта в форме субсидии), предоставляемой в порядке финансового обеспечения, использовать сложившиеся остатки такой субсидии на цели, соответствующие целям создания некоммерческой организации, предусмотренные ее учредительными документами. Положениями БК РФ не установлены требования о возврате в бюджет остатков субсидий (грантов в форме субсидии), предоставленных некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 4 статьи 78.1 БК РФ.

Вопреки доводам жалобы распоряжение от 28.08.2020 № 60-р не оспорено, незаконным в установленном порядке не признано. При этом ни Порядок № 462-пп, ни действовавший в период внесения  изменений в распоряжение  от 31.01.2020 № 6-р Порядок предоставления субсидий из областного бюджета некоммерческим организациям в рамках государственной программы Архангельской области «Экономическое развитие и инвестиционная деятельность в Архангельской области» (утвержден постановлением Правительства Архангельской области от 10.10.2019 № 547-пп) не предусматривают  процедуру корректировки получателем размера остатков субсидии, не использованных в отчетном финансовом году, а также процедуру принятия уточненных решений Министерством и необходимость согласования корректировок размера остатка субсидии с финансовым органом. 

Поскольку имелось решение об использовании средств субсидии принятое, распоряжением от 28.08.2020 № 60-р, а у заявителя  существовала потребность в использовании остатка средств субсидий, требование заявителя о признании недействительным требования министерства в части возврата неиспользованного в 2019 году остатка средств субсидии в сумме 4 218 475,57 руб. правомерно  удовлетворено судом первой инстанции.

Кроме этого  КСП ссылается  на нарушение заявителем пункта 4.3.4 и пункта 4.3.11 соглашения о предоставлении субсидии (не достигнуто значение показателя «Количество физических лиц - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом»  и не обеспечена полнота и достоверность сведений), в связи с чем предъявлено требование о возврате средств субсидии в сумме 4762346,94 руб. на основании пунктов 4.1.5,  4.3.8,  5.2.1 соглашения о предоставлении субсидии.

Согласно пунктам 1.1, 2.2 соглашения от 25.01.2019 № 01, приложения № 1 к нему (в редакции доп.соглашения от 26.09.2019 № 04) субсидия в размере 4 762 346,94 руб. предоставлена на одно из мероприятий государственной программы № 462-пп: «Выявление предпринимательских способностей и вовлечение в пред­принимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса в рамках реализации феде­рального проекта «Популяризация предпринимательства».

Согласно пункту 4.1.2 соглашения в обязанности министерства входит установление показателей результативности предоставления субсидии согласно приложению № 2 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего соглашения.

Согласно пунктам 4.3.4, 4.3.5, 4.3.8.2, 4.3.11 соглашения о предоставлении субсидии получатель обязуется: обеспечивать достижение значений показателей результативности предоставления субсидии, установленных данным соглашением;  обеспечивать выполнение мероприятий национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» и (или) федеральных проектов, входящих в его состав, и (или) региональных проектов;  обеспечивать полноту и достоверность сведений, представляемых в министерство в соответствии с указанным соглашением; возвращать в областной бюджет субсидию в размере и в сроки, определенные в требовании, полученном в соответствии с пунктом 4.1.5 такого соглашения.

По результатам выборочной проверки КСП АО установлено            недо­стижение показателя «Количество физических лиц-участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства», занятых в сфере МСП, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом»: на 31.12.2019 пока­затель не достигнут на 6 человек, процент выполнения показателя составил 95,8%.

Невыполнение показателя обосновано  тем, что 6 физических лиц (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9) на момент получения ими услуги не являлись участниками федерального проекта, занятыми в сфере малого и среднего предпринимательства, в связи с чем факты получения такими лицами услуг общим количеством 6 единиц исключены из значения данного показателя.

По мнению КСП АО, в показателе федерального проекта «Популяризация предпринимательства» - «Количество физических лиц - участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом, тыс. человек» могут быть учтены лица, обученные в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» только в случае, если участник мероприятия является индивидуальным предпринимателем или работает у индивидуального предпринимателя или юридического лица, что может подтверждаться следующими документами: выпиской из ЕГРИП; и (или) приказом (распоряжением) о приеме работника на работу; и (или) трудовым договором; и (или) сведениями о застрахованных лицах (форма СЗВ-М); и (или) иным документом, подтверждающим факт занятости физического лица в сфере малого и среднего предпринимательства.

Суд перовой инстанции обоснованно не согласился с такими выводами КСП АО на основании следующего.

Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 №16) (далее - Национальный проект).

В разделе 3 Паспорта Национального проекта перечислены федеральные проекты, входящие в структуру Национального проекта. Согласно структуре Национального проекта (пункт 5 раздела 3) «Популяризация предпринимательства» выделена в отдельный федеральный проект» в целях обеспечения условий для вовлечения как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в дальнейшем будут развиваться.

Согласно разделу 4.5 федерального проекта «Популяризация предпринимательства» в задачи программы входит формирование положительного образа предпринимателя и выявление предпринимательских способностей и вовлечение в предпринимательскую деятельность лиц, имеющих предпринимательский потенциал и (или) мотивацию к созданию собственного бизнеса.

Установленные задачи решаются, в том числе посредством реализации образовательных программ, курсов, в том числе модульных, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы, в том числе для: действующих предпринимателей; школьников; лиц в возрасте до 30 лет, в том числе студентов; женщин; военнослужащих, уволенных в запас; лиц старше 45 лет; безработных; инвалидов; выпускников и воспитанников детских домов.

Согласно паспорту подпрограммы 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика», утвержденному постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 316, целевыми индикаторами и показателями подпрограммы является количество физических лиц - участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте «Популяризация предпринимательства» (нарастающим итогом) (тыс. человек).

Исходя из буквального толкования вышеизложенных положений следует, что  спорный показатель учитывает количество физических лиц  по итогам участия в федеральном проекте.

Как правильно указал суд  первой инстанции такое толкование соответствует цели Национального проекта: обеспечение условий для вовлечения как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

Приказом Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125 утверждены Требования к реализации мероприятий, осуществляемых субъектами Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации в целях достижения целей, показателей и результатов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федеральных проектов, входящих в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», и требований к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее - Приказ Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125).

Пунктом 8.1.2. Приказа Минэкономразвития России от 14.03.2019 № 125 определено, что в целях получения субсидии на реализацию комплексных программ по вовлечению в предпринимательскую деятельность и содействию созданию собственного бизнеса для каждой целевой группы, включая поддержку создания сообществ начинающих предпринимателей и развитие института наставничества, субъекты Российской Федерации обеспечивают:

а)   проведение информационной кампании, направленной на создание положительного образа предпринимателя, разработанной Министерством экономического развития Российской Федерации;

б)    проведение мероприятий, направленных на выявление у участников проекта предрасположенностей к профессиональным навыкам и компетенциям;

в) реализацию программ и проектов, направленных на вовлечение в предпринимательскую деятельность молодежи в возрасте 14-17 лет;

г)   проведение региональных этапов всероссийских мероприятий (конкурсов, премий и т.д.);

д)  реализацию программы по наставничеству для начинающих предпринимателей - участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства»;

е)   участие в межрегиональных, общероссийских и международных мероприятиях, направленных на поддержку и развитие предпринимательства, участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства»;

ж)   проведение публичных мероприятий (форумов, конференций, слетов и т.д.) для участников федерального проекта «Популяризация предпринимательства».

В рамках данного мероприятия для достижения значений показателей ре­зультативности предоставления субсидии по соглашению от 25.01.2019 № 01 за 2019 год заявителем оказывались услуги как специалистами агентства, так и заключались договоры с иными лицами на возмездной основе.

Таким образом, вопреки доводам жалобы, в рамках федерального проекта «Популяризация предпринимательства» могут проводиться не только обучающие мероприятия, но и иные, направленные на создание положительного образа предпринимателя, выявление у участников проекта предрасположенностей к профессиональным навыкам, программы по наставничеству, публичные мероприятия и т.д.

Содержащиеся в письме Минэкономразвития России от 08.07.2019 № Д13и-23009 разъяснения об учете в показателем «Количество физических лиц – участников федерального проекта, занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, по итогам участия в федеральном проекте, нарастающим итогом, тыс.человек» лиц как являющихся индивидуальными предпринимателями, так и работающих у индивидуальных предпринимателей или юридического лица – субъекта малого и среднего предпринимательства, не исключают установленного программой   критерия: «по итогам участия в федеральном проекте». Иное толкование нивелирует главную цель проекта - вовлечение как можно большего количества граждан с соответствующими компетенциями в предпринимательскую деятельность и обеспечения притока новых субъектов малого и среднего предпринимательства.

 Суд первой        инстанции, проанализировав представленные документы: договор возмездного оказания услуг № 223/ЦПП-2019/Д от 30.10.2019, заключенный между заявителем и ИП ФИО10, акт оказанных услуг № 38 от 26.12.2019, список по тестированию участников, договор № 3009-БР-68/2019 от 30.09.2019, акт №1 77 от 05.10.2019, договор № 3009-БР-68/2019 от 30.09.2019, список участников мероприятия, подтверждение от участника, пришел к выводу об обоснованности учета в показателе федерального проекта предоставление услуг шести физическим лицам (ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9).

Судом учтено, что по состоянию на 31.12.2019 6 физических лиц (ФИО4, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9), являвшихся участниками федерального проекта «Популяризация предпринимательства»,  в процессе или после получения услуг от заявителя (то есть по итогам участия в федеральном проекте) зарегистрировались в качестве ИП в декабре 2019 года (5 человек). ФИО5 зарегистрирован в качестве предпринимателя 01 ноября 2019 года.

Таким образом, по итогам участия в федеральном проекте «Популяризация предпринимательства», нарастающим итогом, по состоянию на 31.12.2019 года, указанные лица являлись субъектами малого и среднего предпринимательства и были в 2019 году заняты в сфере СМСП, в связи с чем заявителем показатели результативности предоставления субсидии, установленные соглашением о предоставлении субсидии выполнены в полном объеме, и в соответствии с целями предоставления субсидии, в связи с чем  требование министерства, изложенное в письме № 206-03/5 от 10.01.2022, в части возврата средств в сумме 4762346 руб. 94 коп. является незаконным.

Оспариваемые требования нарушают права заявителя в сфере экономической деятельности, а также незаконно возлагают на него обязанность возврата средств субсидии в бюджет Архангельской области и создают препятствия для осуществления экономической деятельности.

При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно  удовлетворил заявленные обществом требования.

Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции.

Несогласие подателя жалобы с выводами суда,  иная оценка фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем нет оснований для отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15 июля           2022 года по делу № А05-29032022  оставить без изменения, апелляционную жалобу Контрольно-счетной палаты Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд                 Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Селиванова

Судьи

Л.Н. Рогатенко

А.Д. Фирсов