ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
02 февраля 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-2993/2020 | |
Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Снигиревой К.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельэнерго» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года по делу № А05-2993/2020,
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Сельэнерго» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>, кабинет 3, 4-й этаж; далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее – управление) о признании незаконным и отмене постановления от 02.03.2020 № 39-6719-493/ПС о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года в удовлетворении требований отказано.
Общество с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на недоказанность состава административного правонарушения. Полагает, что проверка проведена управлением с грубым нарушением требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Управление в отзыве на апелляционную жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просило решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как усматривается в материалах дела, на основании распоряжения от 11.11.2019 № 58-6716/Рк управлением в период с 10 час 00 мин 14.11.2019 до 14 час 00 мин 15.11.2019 проведена внеплановая выездная проверка общества с целью проверки фактов, указанных в представлении должностного лица управления от 07.11.2019 № 58-172/ПВН, вынесенном по итогам предварительного рассмотрения обращения граждан, проживающих в <...>, с жалобой на неисправность эксплуатируемой обществом линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ, расположенной у домов № 5, 7, 9, 11 по ул. 7-го Съезда Советов в <...>. В жалобе указывалось на существенное загнивание деревянных опор этой линии электропередачи, провис неизолированных проводов, перехлест проводов с телефонным кабелем. Проведение проверки согласовано решением прокуратуры Архангельской области от 11.11.2019.
Проверка проведена в присутствии представителя общества – заместителя начальника по производственным вопросам электрических сетей южного района ФИО1
По итогам проверки составлен акт от 15.11.2019 № 58-6719-7209/А, в котором зафиксированы следующие выявленные в ходе проверки нарушения в отношении воздушной линии электропередачи ВЛ-0,4 кВ от ТП-72ф. «7-го Съезда Советов»):
1) не проведен капитальный ремонт на воздушных линиях с деревянными опорами, который должен производиться не реже 1 раза в 6 лет;
2) наблюдается отклонение опор вдоль оси сверх допустимых норм;
3) имеется перехлест неизолированных проводов воздушной линии электропередачи с кабелем линии связи на изоляторе опоры № 8, в пролетах по горизонтали между соседними промежуточными опорами № 9, 8, № 8, 7;
4) на опоры № 6 и 7 воздушной линии электропередачи не нанесены требуемые знаки: порядковый номер опоры, номер воздушной линии или ее условное обозначение, ширина охранной зоны воздушной линии и телефон владельца воздушной линии.
Обществу выдано предписание от 15.11.2019 № 58-6719-3149/ПР об устранении указанных нарушений.
Посчитав, что выявленные обстоятельства свидетельствуют о совершении обществом административного правонарушения по статье 9.11 КоАП РФ, управление направило обществу уведомление от 15.11.2019 № 58-6719-3996/У о необходимости явки представителя заявителя в управление 16.12.2019 к 10 час 00 мин для составления протокола об административном правонарушении. Копия уведомления вместе с экземплярами акта проверки и предписания направлена обществу заказным письмом с уведомлением о вручении. Письмо получено обществом 26.11.2019.
Общество представило возражения от 09.12.2019 № 433 на предписание, а также со ссылкой на невозможность присутствия законного представителя на составлении протокола заявило ходатайство от 10.12.2019 № 435 о составлении протокола в его отсутствие.
В назначенное время 16.12.2019 государственный инспектор Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности управления ФИО2, проводивший указанную проверку, составил в отношении общества протокол от 16.12.2019 № 58-6719-5094/ПТ об административном правонарушении, предусмотренном статьей 9.11 КоАП РФ.
Копии протокола, а также определения о назначении места и времени рассмотрения дела об административном правонарушении направлены обществу заказным письмом с уведомлением о вручении и получены заявителем 23.12.2019.
Определением от 17.01.2020 рассмотрение дела об административном правонарушении отложено на 02.03.2020 в 10 час 00 мин в помещении управления.
В назначенное время 02.03.2020 заместитель начальника Котласского отдела по государственному энергетическому надзору и промышленной безопасности управления ФИО3 в присутствии защитника общества, рассмотрел материалы дела об административном правонарушении и вынес постановление от 02.03.2020 № 39-6719-493/ПС, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения по статье 9.11 КоАП РФ, заявителю назначено наказание в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
В соответствии со статьей 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективной стороной правонарушения является нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Субъектом правонарушения являются лица, на которых действующим законодательством возложена обязанность соблюдать указанные выше правила.
Обществу в вину вменено нарушение положений пунктов 5.7.1, 5.7.5, 5.7.8, 5.7.12, 5.7.18 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 229 (далее – Правила № 229).
В соответствии с пунктом 5.7.1 Правил № 229 при эксплуатации воздушных линий электропередачи (ВЛ) должны производиться техническое обслуживание и ремонт, направленные на обеспечение их надежной работы.
Как указано в пункте 5.7.5 этих же Правил, при техническом обслуживании должны производиться работы по поддержанию работоспособности и исправности ВЛ и их элементов путем выполнения профилактических проверок и измерений, предохранению элементов ВЛ от преждевременного износа. При капитальном ремонте ВЛ выполняются работы по восстановлению исправности и работоспособности ВЛ и их элементов путем ремонта или замены новыми, повышающими их надежность и улучшающими эксплуатационные характеристики линии. Перечень работ, которые должны выполняться на ВЛ при техническом обслуживании, ремонте и техническом перевооружении, приведен в правилах технического обслуживания и ремонта зданий и сооружения электростанций и сетей и типовых инструкциях по эксплуатации ВЛ.
Из пункта 5.7.18 Правил № 229 следует, что капитальный ремонт ВЛ должен выполняться по решению технического руководителя организации, эксплуатирующей электрические сети, на ВЛ с железобетонными и металлическими опорами – не реже 1 раза в 12 лет, на ВЛ с деревянными опорами - не реже 1 раза в 6 лет.
Согласно пункту 5.7.8 Правил № 229 при эксплуатации ВЛ должны строго соблюдаться правила охраны электрических сетей и контролироваться их выполнение. Организация, эксплуатирующая электрические сети, должна осуществлять контроль за соблюдением правил охраны электрических сетей со стороны юридических лиц и населения, информировать предприятия, организации и граждан, находящихся в районе прохождения ВЛ, о положениях указанных правил.
В соответствии с пунктом 5.7.12 Правил № 229 организации, эксплуатирующие электрические сети, должны содержать в исправном состоянии постоянные знаки, установленные на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов.
Событие правонарушения подтверждается актом проверки от 15.11.2019 № 58-6719-7209/А, протоколом об административном правонарушении от 16.12.2019 № 58-6719-5094/ПТ.
Так, в нарушение пункта 5.7.18 Правил № 229 обществом не проведен капитальный ремонт на воздушной линии с деревянными опорами, который должен производиться не реже 1 раза в 6 лет.
Кроме этого, в нарушение пунктов 5.7.1, 5.7.5 указанных Правил наблюдается отклонение опор вдоль оси сверх допустимых норм, а в нарушение пунктов 5.7.1 и 5.7.8 этих Правил имеется перехлест неизолированных проводов воздушной линии электропередачи с кабелем линии связи на изоляторе опоры № 8, в пролетах по горизонтали между соседними промежуточными опорами № 9, 8, № 8, 7.
В нарушение пункта 5.7.12 Правил № 299, общество не обеспечило содержание в исправном состоянии постоянных знаков на опорах в соответствии с проектом ВЛ и положениями нормативных документов, поскольку на опоры № 6 и № 7 воздушной линии электропередачи не нанесены требуемые знаки: порядковый номер опоры, номер воздушной линии или ее условное обозначение, ширина охранной зоны воздушной линии и телефон владельца воздушной линии.
При этом согласно пункту 8.2.3 Типовой инструкции по техническому обслуживанию и ремонту воздушных линий электропередачи напряжением 0,38 - 20 кВ с неизолированными проводами. РД 153-34.3-20.662-98, утвержденной РАО «ЕЭС России» 19.05.1998, отклонение одностоечных опор ВЛ от вертикальной оси не должно превышать:
15 см - при приемке в эксплуатацию вновь построенной ВЛ, а также после ремонта или реконструкции;
30 см - в процессе эксплуатации.
В силу пункта 2.4.72 Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденныхПриказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, расстояние по вертикали от проводов ВЛ до проводов или подвесных кабелей ЛС и ЛПВ в пролете пересечения при наибольшей стреле провеса провода ВЛ должно быть:
от СИП и изолированных проводов - не менее 1 м;
от неизолированных проводов - не менее 1,25 м.
Пунктами 2.4.7, 2.5.23 тех же Правил устройства электроустановок (ПУЭ), утвержденныхПриказом Минэнерго России от 20.05.2003 № 187, определено, что на опорах ВЛ на высоте не менее 2 м от земли через 250 м на магистрали ВЛ должны быть установлены (нанесены): порядковый номер опоры; плакаты, на которых указаны расстояния от опоры ВЛ до кабельной линии связи (на опорах, установленных на расстоянии менее 4 м до кабелей связи), ширина охранной зоны и телефон владельца ВЛ. На опорах ВЛ на высоте 2 - 3 м должны быть нанесены следующие постоянные знаки: порядковый номер опоры, номер ВЛ или ее условное обозначение - на всех опорах.
Доводы общества о недоказанности фактов совершения нарушений правомерно отклонены судом первой инстанции как необоснованные, опровергающиеся представленными управлением доказательствами, в том числе материалами проверки, протоколом об административном правонарушении.
Доказательств, опровергающих событие установленного управлением правонарушения, в материалы дела не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о том, что правонарушение вызвано чрезвычайными обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, обществом в материалы дела не представлено. Общество имело реальную и объективную возможность для соблюдения требований Правил № 229.
Таким образом, в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.11 КоАП РФ.
Доводы общества о том, что управлением грубо нарушены положения Закона № 294-ФЗ, оценены судом первой инстанции и правомерно отклонены.
Проверка проведена при наличии законных оснований для ее проведения, согласована прокуратурой Архангельской области. Проверка проведена в отношении общества при эксплуатации именно той воздушной линии электропередачи, которая указана в распоряжении от 11.11.2019 № 58-6716/Рк.
Нарушений управлением порядка проведения проверки, влекущих в соответствии со статьей 20 Закона № 294-ФЗ недействительность ее результатов, в материалах дела не усматривается. Доводы заявителя об обратном основаны на ошибочном толковании норм права применительно к фактическим обстоятельствам настоящего дела.
Данные, полученные управлением в ходе проверки, являются достаточными для возбуждения дела об административном правонарушении на основании положений пункта 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений в ходе привлечения общества к административной ответственности не усматривается, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, не пропущен.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного правонарушения в соответствии со статьей 2.9. КоАП, не установлено.
Размер штрафа определен в пределах санкции статьи 9.11 КоАП РФ.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое постановление управления соответствует действующему законодательству и не подлежит отмене.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального и (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 12 ноября 2020 года по делу № А05-2993/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Сельэнерго» – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина