ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-3064/2022 от 13.09.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 сентября 2023 года

Дело №

А05-3064/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Старченковой В.В., судей Боглачевой Е.В. и Кустова А.А.,

при участии от акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» Сабельниковой Л.В. (доверенность от 28.12.2022), от администрации муниципального образования «Северодвинск» Постникова А.А. (доверенность от 09.01.2023),

рассмотрев 13.09.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу № А05-3064/2022,

у с т а н о в и л:

Акционерное общество «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие», адрес: 164500, Архангельская обл., г. Северодвинск, Архангельское шоссе, д. 58, ОГРН 1082902001401, ИНН 2902059091 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к администрации муниципального образования «Северодвинск», адрес: 164501, Архангельская обл., г. Северодвинск, ул. Плюснина, д. 7, ОГРН 1032901000703, ИНН 2902018137 (далее - Администрация), о признании недействительным постановления от 13.01.2022 № 5-па «О внесении изменений в постановление администрации Северодвинска от 20.03.2013 № 92-па и о признании утратившим силу постановления администрации Северодвинска от 20.11.2013 № 470-па» (далее – Постановление № 5-па).

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено акционерное общество «Центр судоремонта «Звездочка» адрес: 164509, Архангельская обл., г. Северодвинск, проезд Машиностроителей, д. 12, ОГРН 1082902002677, ИНН 2902060361 (далее – Центр судоремонта).

Решением суда от 15.12.2022 признано недействительным Постановление № 5-па. На Администрацию возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 решение от 15.12.2022 отменено, Обществу отказано в удовлетворении заявления.

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и представленным доказательствам, просит отменить постановление, а решение суда первой инстанции оставить в силе.

По мнению подателя жалобы, вывод апелляционного суда о правомерности расширения зоны деятельности Общества как гарантирующей организации по холодному водоснабжению является ошибочным, основанным в числе прочего на обстоятельствах, возникших после принятия судом первой инстанции решения. Общество полагает неверным вывод апелляционного суда о том, что Центр судоремонта оказывает услуги по транспортировке питьевой воды, в связи с чем Общество не имеет препятствий в оформлении отношений с этой организацией.

В отзыве на кассационную жалобу Администрация просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы, приведенные в жалобе, а представитель Администрации с ними не согласился.

Центр судоремонта уведомлен о месте и времени рассмотрения дела, однако представителя в судебное заседание не направил, что не является препятствием для рассмотрения жалобы.

Законность постановления апелляционного суда проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 20.03.2013 № 92-па «Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности» (в редакции постановления от 20.11.2013 № 470-па) Общество наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения в городе Северодвинске муниципального образования «Северодвинск» (пункт 1). Общество и Центр судоремонта наделены статусом гарантирующих организаций по водоотведению в городе Северодвинске муниципального образования «Северодвинск» (пункт 2). Пунктами 3 и 5 указанного постановления установлено, что зона деятельности гарантирующей организации Общества по холодному водоснабжению и водоотведению устанавливается в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», за исключением района о. Ягры и военных городков. В силу пункта 4 зона деятельности гарантирующей организации Центр судоремонта по водоотведению устанавливается в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», район о. Ягры, за исключением военных городков.

Постановлением № 5-па Администрация внесла изменения в пункты 3, 4 и 5 постановления от 20.03.2013 № 92-па и признала утратившим силу постановление от 20.11.2013 № 470-па.

В редакции Постановления № 5-па постановление от 20.03.2013 № 92-па «Об определении гарантирующих организаций и установлении зон их деятельности» стало содержать следующее: Общество наделено статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения в городе Северодвинске муниципального образования «Северодвинск» (пункт 1). Общество и Центр судоремонта наделены статусом гарантирующих организаций по водоотведению в городе Северодвинске муниципального образования «Северодвинск» (пункт 2). Зона деятельности гарантирующей организации Общества по холодному водоснабжению устанавливается в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», за исключением военных городков (пункт 3). В силу пункта 4 зона деятельности гарантирующей организации Центр судоремонта по водоотведению устанавливается в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», район о. Ягры, за исключением военных городков. В пункте 5 определено, что зона деятельности гарантирующей организации Общества по водоотведению устанавливается в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», за исключением района о. Ягры и военных городков.

Таким образом, Постановлением № 5-па Общество дополнительно наделено статусом гарантирующей организации по водоснабжению на территории о. Ягры.

Полагая, что Постановление № 5-па не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ), Федеральному закону от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ), нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а именно необоснованно расширяет зону деятельности Общества по холодному водоснабжению при нерешенном вопросе о надлежащем правообладателе водопроводных сетей о. Ягры, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции удовлетворил заявление Общества. Суд исходил из того, что Общество не соответствует критериям, определенным частью 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ в качестве обязательных признаков для наделения лица статусом гарантирующей организации по водоснабжению и (или) водоотведению; на дату принятия Постановления № 5-па Администрация не разрешила вопрос о принятии в муниципальную собственность объектов централизованной системы водоснабжения Центра судоремонта на о. Ягры, принятое Администрацией решение приведет к ощутимому росту затрат Общества на оказание услуг, которые не учтены в действующем тарифе.

Повторно рассмотрев дело, апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и отказал Обществу в удовлетворении требований. Суд принял во внимание, что Общество является поставщиком питьевой воды, в том числе на территорию о. Ягры, для которого не была определена гарантирующая организация по водоснабжению; в соответствии со статьей 12 Закона № 416-ФЗ Общество как гарантирующая организация может урегулировать отношения с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и эксплуатирующими отдельные объекты централизованной системы водоснабжения.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, кассационная инстанция приходит к следующему.

По смыслу статей 198 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) условиями признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений, действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц являются несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушение названным актом, решением, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Правовые основы экономических отношений в сфере водоснабжения регулирует Закон № 416-ФЗ.

Согласно пунктам 1, 2, 4 части 1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится в том числе организация в границах муниципального, городского округа водоснабжения населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Постановление № 5-па принято в пределах компетенции, определенной названными выше Законами.

Централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам (пункт 29 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

Организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение (организация водопроводно-канализационного хозяйства), - юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем (пункт 15 статьи 2 Закона № 416-ФЗ).

В силу пункта 6 статьи 2 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных названным Законом), которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Согласно части 1 статьи 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления (за исключением случаев, предусмотренных названным Законом) для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

В силу части 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение и эксплуатирующая водопроводные и (или) канализационные сети, наделяется статусом гарантирующей организации, если к водопроводным и (или) канализационным сетям этой организации присоединено наибольшее количество абонентов из всех организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение.

Согласно части 4 статьи 12 Закона № 416-ФЗ гарантирующая организация обязана обеспечить холодное водоснабжение и (или) водоотведение в случае, если объекты капитального строительства абонентов присоединены в установленном порядке к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в пределах зоны деятельности такой гарантирующей организации. Гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Постановлением Администрации от 08.10.2018 № 386-па утверждена схема водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Северодвинск» на 2018-2033 годы, согласно которой объединенная система водоснабжения, обеспечивающая питьевой водой всех потребителей города Северодвинска, находится на балансе и эксплуатируется цехом № 19 Общества, микрорайон о. Ягры – Центром судоремонта, часть объектов водоснабжения находится в хозяйственном ведении и эксплуатируется Северодвинским муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства «ГОРВИК».

Согласно описанию системы и структуры водоснабжения подготовку воды питьевого качества и ее подачу в городскую распределительную сеть осуществляет Общество. На территорию о. Ягры вода подается через 3-й подъем (ВНС-3), поставщиком воды является Общество. Центр судоремонта владеет водоводами, водопроводной сетью, водопроводными насосными станциями 4-го и 5-го подъема, оказывает услуги по транспортировке питьевой воды от границы раздела с Обществом (ВНС-3) до границ раздела с потребителями островной части о. Ягры.

Согласно пункту 3.2 схемы водоснабжения и водоотведения в границах зоны действия централизованной системы водоснабжения города Северодвинска выделено две технологические зоны водоснабжения: технологическая зона Общества - территория города Северодвинска, за исключением о. Ягры; технологическая зона Центра судоремонта - территория о. Ягры.

В пункте 3.15 схемы водоснабжения и водоотведения указано, что статусом гарантирующей организации для централизованной системы холодного водоснабжения в городе Северодвинске наделено Общество, зона деятельности гарантирующей организации по холодному водоснабжению установлена в соответствии с границами населенного пункта - города Северодвинска муниципального образования «Северодвинск», за исключением района о. Ягры и военных городков.

В то же время в пункте 1.6 схемы водоснабжения и водоотведения отмечено, что Центом судоремонта подано уведомление от 06.02.2018 № 580-18/107 «О выводе из эксплуатации объектов водоснабжения и водоотведения»; Администрацией согласован вывод из эксплуатации объектов централизованной системы водоснабжения и водоотведения в жилом микрорайоне о. Ягры согласно указанному уведомлению при условии соблюдения договоренности с Обществом по закреплению за ним объектов, предназначенных к выводу (протокол совещания от 28.06.2018 № 02-01/60).

Администрация приняла постановление от 29.07.2019 № 282-па «О выкупе объектов водоснабжения и водоотведения, находящихся в собственности АО «ЦС «Звездочка», которым был утвержден план мероприятий по выкупу и перечень выкупаемых объектов.

Согласно плану мероприятий заключение договора купли-продажи объектов и подписание договора было запланировано на 10.06.2020.

Постановлением от 01.12.2021 № 415-па Администрация внесла изменения в постановление от 29.07.2019 № 282-па, изменив способ исполнения своих обязательств, предусмотренных частью 4 статьи 22 Закона № 416-ФЗ, с выкупа на заключение договора аренды спорных объектов.

Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.05.2022 по делу № А05-277/2022 по заявлению Центра судоремонта признано незаконным постановление Администрации от 01.12.2021 № 415-па.

Таким образом, на дату принятия Постановления № 5-па Администрацией не был произведен выкуп объектов централизованной системы водоснабжения, что стало одним из оснований для удовлетворения судом первой инстанции заявления Общества.

В то же время в ходе повторного рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции было установлено, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Архангельской области от 03.02.2023 по делу № А05-10041/2021 урегулированы разногласия Администрации и Центра судоремонта при заключении договора купли-продажи недвижимого имущества № 139/519, вывод из эксплуатации которого планировался, был согласован Администрацией и предусмотрен схемой водоснабжения и водоотведения.

Приняв во внимание приведенные обстоятельства, а также то, что до принятия оспариваемого Постановления № 5-па в отношении территории о. Ягры не была установлена гарантирующая организация, Общество осуществляет подготовку воды и ее поставку на о. Ягры, тогда как Центр судоремонта фактически оказывает услуги по транспортировке питьевой воды конечным потребителем, и это является непрофильной деятельностью третьего лица, в связи с чем им был инициирован вывод из эксплуатации объектов водоснабжения, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для признания Постановления № 5-па недействительным, нарушающим права и законные интересы Общества.

Суд принял во внимание, что согласно балансу подачи воды 92,2% объема питьевой воды на территории города Северодвинска обеспечивается Обществом, к централизованной системе холодного водоснабжения по состоянию на 31.03.2022 присоединено 83 875 абонентов, из которых 78 895 - абоненты Общества (84,04%).

Следовательно, Общество отвечает признакам гарантирующей организации, закрепленным в части 2 статьи 12 Закона № 416-ФЗ.

Суд апелляционной инстанции также верно указал, что выделение двух технологических зон водоснабжения в схеме водоснабжения и водоотведения с учетом согласованного предстоящего вывода из эксплуатации сетей, принадлежащих Центру судоремонта, не являлось препятствием для наделения Общества статусом гарантирующей организации на территории о. Ягры.

Суд правильно отметил, что взаимоотношения между гарантирующей организацией с организациями, осуществляющими холодное водоснабжение и (или) водоотведение, регулируются статьей 12 Закона № 416-ФЗ. В соответствии с частями 4, 5, 6 данной статьи гарантирующая организация заключает с организациями, осуществляющими эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, договоры, необходимые для обеспечения надежного и бесперебойного холодного водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Следовательно, Общество, наделенное статусом гарантирующей организации, должно будет урегулировать отношения по транспортировке питьевой воды с организацией, осуществляющей эксплуатацию объектов централизованной системы холодного водоснабжения территории о. Ягры.

Наделение Общества статусом гарантирующей организации на дополнительной территории, в пределах централизованной системы водоснабжения города Северодвинска, не может нарушать права и законные интересы заявителя, который будет и далее осуществлять основной вид экономической деятельности – распределение воды. Экономически обоснованные расходы, которые возникнут у Общества, при наличии к тому оснований будут учтены органом, уполномоченным на установление тарифов, при определении платы за услуги.

Материалы дела исследованы апелляционным судом полно, всесторонне и объективно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.

Доводы, приведенные Обществом в кассационной жалобе, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, а по сути направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств, что не входит в полномочия арбитражного суда кассационной инстанции, определенные статьями 286 и 287 АПК РФ.

Нормы материального права применены судом верно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены обжалуемого постановления, кассационной инстанцией не установлено.

Доводы подателя жалобы о принятии судом дополнительных доказательств не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления в связи со следующим.

Как указано в пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», немотивированное принятие или непринятие арбитражным судом апелляционной инстанции новых доказательств при наличии к тому оснований, предусмотренных в части 2 статьи 268 АПК РФ, может в силу части 3 статьи 288 названного Кодекса являться основанием для отмены постановления арбитражного суда апелляционной инстанции, если это привело или могло привести к принятию неправильного постановления.

В данном случае с учетом обстоятельств настоящего спора у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для вывода о том, что принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств привело к принятию незаконного судебного акта.

С учетом изложенного основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2023 по делу № А05-3064/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу акционерного общества «Производственное объединение «Северное машиностроительное предприятие» - без удовлетворения.

Председательствующий

В.В. Старченкова

Судьи

Е.В. Боглачева

А.А. Кустов