АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
03 февраля 2020 года | Дело № | А05-3529/2019 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Дмитриева В.В., судей Васильевой Н.В., Малышевой Н.Н., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» ФИО1 (доверенность от 26.07.2019), рассмотрев 28.01.2020 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу № А05-3529/2019, у с т а н о в и л: Общество с ограниченной ответственностью «Транс-НАО» шиппинг компани», адрес: 166000, Ненецкий АО, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Компания), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй», адрес: 195009, Санкт-Петербург, ул. Ватутина, д. 18, лит. А, пом. 4Н, оф. № 12, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), о взыскании 3 232 725 руб. платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж). Решением суда первой инстанции от 16.05.2019 иск удовлетворен. Постановлением от 05.11.2019 апелляционный суд изменил решение от 16.05.2019, взыскал с Общества в пользу Компании 3 112 500 руб. платы за простой судна в течение контрсталийного времени, в остальной части в иске отказал, взыскал в доход федерального бюджета за рассмотрение иска с Общества 37 708 руб., с Компании - 1456 руб. государственной пошлины, взыскал с Компании в пользу Общества 111 руб. 30 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы. Не согласившись с указанными решением и постановлением, Общество обратилось в суд кассационной инстанции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и нарушение норм процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. По мнению подателя кассационной жалобы, апелляционный суд не разрешил ходатайств о привлечении к участию в деле третьего лица – федерального государственного бюджетного учреждения «Администрация морских портов Западной Арктики», права и обязанности которого затрагивают принятые по делу судебные акты, и истребовании доказательств, не установил, подлежат ли включению в сталийное время указанные в актах учета стояночного времени (таймшитах) производственные операции, безосновательно принял заявленное Компанией уточнение иска, а также привел отличную от приведенной судом первой инстанции мотивировку. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представители Компании, надлежащим образом извещенной о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба согласно статье 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие. Законность и обоснованность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке. Как следует из материалов дела, Компания (перевозчик) и Общество (заказчик) 25.07.2018 заключили договор № 9/П (далее – Договор), по условиям которого перевозчик согласно подтвержденным им заявкам заказчика выполняет морскую перевозку грузов заказчика на судах из порта Архангельск до порта Варандей. Порядок учета сталийного времени в порту погрузки (г. Архангельск) согласован в пункте 4.1.2.2 Договора, согласно которому: нотис (уведомление) о готовности судна к грузовым операциям (далее – нотис) подается в адрес заказчика, агента в порту погрузки в любое время суток, включая выходные и праздничные дни, с использованием любого вида связи; если причал погрузки в порту Архангельск готов к приему судна и подан нотис отсчет сталийного времени при погрузке идет с начала ближайшей смены следующего календарного дня после дня подачи нотиса, включая выходные и праздничные дни; если погрузка начинается до истечения вышеуказанного льготного периода, предоставленного заказчику, сталийное время начинается от момента начала фактической погрузки, при этом сталийным считается только время, фактически использованное для погрузки судна; если причал погрузки не готов к приему судна, судно считается находящимся у причала и во всех отношениях готовым к погрузке и вправе подать нотис с подходом к приемному бую или постановкой на якорь на внутреннем рейде порта погрузки к месту ожидания швартовки к причалу погрузки; отсчет сталийного времени в таком случае начинается с 17:00, если нотис подан до 12:00 часов включительно, и с 08:00 следующего календарного дня, если он подан после 12:00, включая выходные и праздничные дни; время, использованное для перехода от приемного буя, внутреннего рейда или от места ожидания швартовки к причалу погрузки, не засчитывается в сталийное, если только судно уже не находится на демередже; погрузка производится круглосуточно, включая выходные и праздничные дни; норма погрузки - 800 фрахтовых единиц в сутки с началом отсчета сталийного времени, как указано выше; периоды времени, при которых неблагоприятные метеоусловия (скорость ветра 15 м/сек и более, мороз -15°С и ниже, туман) фактически препятствовали погрузке судна, исключаются из расчета сталийного времени; время, потерянное судном в ожидании окончания крепления груза и оформления грузовых документов, если оно не превышает шести часов с момента фактического окончания погрузки и если судно уже не находится на демередже, считается сталийным, свыше шести часов с момента фактического окончания погрузки - простоем. Согласно пункту 4.2.1.2 Договора в порту выгрузки (Варандей) нотис подается в адрес заказчика после постановки судна к причалу в любое время суток, включая выходные и праздничные дни, с использованием любого вида связи; если причал выгрузки готов к приему судна, отсчет сталийного времени при выгрузке начинается по истечении 4 часов после подачи нотиса, если выгрузка начинается до истечения вышеуказанного льготного периода, предоставленного заказчику, сталийное время начинается от момента начала фактической выгрузки груза, при этом сталийным считается только время, фактически использованное для выгрузки; если причал выгрузки не готов к приему судна к его прибытию на внешний рейд пункта назначения, судно считается находящимся у причала и во всех отношениях готовым к выгрузке и вправе подать нотис с подходом к приемному бую или постановкой на якорь на внешнем рейде пункта назначения; отсчет сталийного времени в таком случае начинается через 4 часа с момента подачи нотиса; заказчик организует круглосуточную бесперебойную подачу транспортных средств на причал к борту судна для осуществления непрерывной круглосуточной, включая выходные и праздничные дни, выгрузки груза с судна; периоды времени, при которых неблагоприятные метеоусловия применительно к техническим возможностям грузового устройства судна фактически препятствовали его выгрузке, исключаются из сталийного времени. Согласно пункту 4.3 Договора общее сталийное время для погрузки и выгрузки груза - 4 последовательных календарных дня, состоящих из 24 последовательных часов, включая выходные и праздничные дни; для суммированного учета сталийного времени сторонами используются отметки в начале/окончании погрузочно-разгрузочных работ в актах учета стояночного времени (таймшитах). В соответствии с пунктом 5.4 Договора при невыполнении заказчиком оговоренных норм и условий погрузки судна в порту погрузки и его выгрузки в пункте назначения и связанных с этим задержек судна он уплачивает штраф за простой судна (демередж) по ставке 180 000 руб. в сутки; оплата производится в течение 5 рабочих дней после получения по факсу счета перевозчика, расчета сталийного времени и суммы демереджа, документов, подтверждающих факт и время простоя. Компания надлежащим образом выполнила предусмотренные Договором обязательства. По пяти рейсам, совершенным в июле - октябре 2018 года, Общество превысило сталийное время, в связи с чем Компания начислила ему 3 232 725 руб. платы за простой судна в течение контрсталийного времени (демереджа) и выставила счет от 24.12.2018 № 145 на оплату. В направленной претензии от 14.02.2019 Компания потребовала уплатить указанную сумму. Неисполнение Обществом указанного требования в добровольном порядке послужило поводом для обращения Компании в арбитражный суд с настоящим иском. Суд первой инстанции, признав требования Компании обоснованными, удовлетворил иск. Апелляционный суд, приняв во внимание представленный Компанией подробный расчет иска, изменил решение суда первой инстанции, удовлетворил иск на 3 112 500 руб., в остальной части в иске отказал. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в кассационной жалобе доводы, проверив правильность применения апелляционным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены принятого по делу постановления. В соответствии с пунктом 1 статьи 130 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (далее – КТМ РФ) срок, в течение которого перевозчик предоставляет судно для погрузки груза и держит его под погрузкой без дополнительных к фрахту платежей (сталийное время), определяется соглашением сторон, а при отсутствии такого соглашения - сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Сталийное время исчисляется в рабочих днях, часах и минутах начиная со следующего дня после подачи уведомления о готовности судна к погрузке груза (пункт 2 статьи 130 КТМ РФ). В силу пункта 1 статьи 131 КТМ РФ по окончании сталийного времени соглашением сторон может быть установлено дополнительное время ожидания (контрсталийное время); при отсутствии соглашения сторон продолжительность контрсталийного времени определяется сроками, обычно принятыми в порту погрузки. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах с момента окончания сталийного времени (пункт 2 статьи 131 КТМ РФ). В силу статьи 132 КТМ РФ размер платы, причитающейся перевозчику за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж), определяется соглашением сторон, а при отсутствии соглашения - согласно ставкам, обычно принятым в соответствующем порту. Таким образом, положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, относящиеся к сталийному и контрсталийному времени и, соответственно, расчету вознаграждения за досрочное окончание погрузки груза или возмещению убытков за задержку, носят диспозитивный характер и регулируются в первую очередь соглашением сторон. Договором предусмотрены размер демереджа, а также порядок расчета сталийного времени. Начало отсчета сталийного времени - срока, в течение которого перевозчик предоставляет судно для выгрузки груза и держит его под выгрузкой без дополнительных к фрахту платежей, определяется моментом подачи нотиса; право перевозчика на получение демереджа возникает после окончания сталийного времени. По условиям раздела 4 Договора нотис подается заказчику в любое время суток с использованием любого вида связи (пункты 4.1.2.2, 4.2.1.2 Договора). Как установлено апелляционным судом, в порту Архангельск находился представитель Общества; связь между сторонами осуществлялась также по телефону и электронной почте; принадлежность ответчику электронного адреса logist-ms@mail.ru, по которому направлялись документы, подтверждена в том числе ответными письмами Общества от 16.04.2018, от 30.07.2018, от 09.08.2018, от 23.08.2018; вся информация, подавалась заблаговременно по известному перевозчику адресу; постановка судов под погрузку в порту Архангельск осуществлялась по договоренности с заказчиком по заявкам, направляемым по электронной почте; направленные Компанией по почтовому адресу Общества документы (таймшиты, нотисы) вернулись отправителю за истечением срока хранения; указанные документы также были направлены Обществу по электронной почте и почтовым отправлением как приложение к УПД (счет-фактура). Таким образом, Компания как в процессе оказания услуг по морской перевозке, так и после совершила все действия, направленные на получение Обществом необходимых документов. При этом отправка почтовым отправлением нотиса о готовности судна к погрузке/выгрузке нецелесообразна ввиду того, что расстояние между портами Архангельск и Варандей судно проходит за 3 суток. Апелляционным судом принято во внимание, что информация о подходе судна (пункт 3.1.2 Договора), не являющаяся нотисом (пункты 4.1.2.2, 4.2.1.2 Договора), не может влиять на расчет сталийного, контрсталийного времени и готовность заказчика на проведение грузовых работ. Компания 26.09.2019 представила в апелляционный суд выполненный в строгом соответствии с условиями Договора расчет, согласно которому плата за простой судна в течение контрсталийного времени (демередж) по пяти рейсам по маршруту Архангельск - Варандей составила 3 112 500 руб., в том числе, выполненному с 29.07.2018 по 12.08.2018 - 787 500 руб., с 13.08.2018 по 30.08.2018 - 1 266 250 руб., с 07.09.2018 по 19.09.2018 - 64 375 руб., с 19.09.2018 по 29.09.2018 - 136 875 руб., с 03.10.2018 по 21.10.2018 - 857 500 руб. Указанный расчет апелляционным судом проверен и признан обоснованным. Исследовав и оценив в порядке статей 65, 71 АПК РФ представленные в дело доказательства, в том числе таймшиты, нотисы, электронную переписку, приняв во внимание условия Договора, руководствуясь статьями 130-132 КТМ РФ, апелляционный суд правомерно удовлетворил иск в части. В соответствии со статьей 286 АПК РФ кассационный суд при рассмотрении дела проверяет законность принятых по делу судебных актов, устанавливая правильность применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Доводы Общества правомерно отклонены апелляционным судом. В силу статьи 123 КТМ при явлениях стихийного характера, крушениях и авариях, вызвавших перерыв в движении, и объявлении карантина прием грузов может быть временно прекращен или ограничен распоряжением капитана морского порта с немедленным уведомлением федерального органа исполнительной власти в области транспорта, который устанавливает срок действия временного прекращения или ограничения приема грузов для перевозок. Срок действия временного прекращения или ограничения приема груза для перевозок устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. О временном прекращении или об ограничении приема груза портовые власти должны немедленно уведомить отправителей и организации других видов транспорта, участвующие в смешанных (комбинированных) перевозках. С запросом в порядке пункта 3 статьи 125 АПК РФ Общество к Компании не обращалось, также оно не обращалось в порядке статьи 66 АПК РФ к суду с просьбой запросить у капитана порта Варандей данные о возможном прекращении приема грузов по причинам стихийного характера. По окончании сталийного времени начинается контрсталийное время, т.е. время, в течение которого перевозчик соглашается держать судно в порту за определенную плату (демередж). Продолжительность контрсталийного времени определяется соглашением, а при отсутствии соглашения - обычно принятыми в данном порту сроками. Контрсталийное время исчисляется в календарных днях, часах и минутах. Особенностью перехода судна на демередж является то, что к этому периоду не применяются исключения, относящиеся к сталийному времени, о которых говорилось выше. В контрсталийное время включаются воскресные и официально установленные праздничные дни, объявленное нерабочим в порту время, а также перерывы в погрузке груза, вызванные непреодолимой силой, и т.п. Лишь время, в течение которого погрузка/выгрузка не производилась по зависящим от перевозчика причинам, не включается в контрсталийное время (статья 131 КТМ). В соответствии с Перечнем услуг в морских портах, оказываемых администрациями морских портов, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.07.2014 № 178, у суда отсутствовали основания для привлечения администрации порта Варандей к участию в деле в качестве третьего лица, поскольку ее права и обязанности данным спором не затрагиваются. Кассационная инстанция считает, что суд апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела правильно применил нормы материального и процессуального права, а выводы, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем основания для отмены указанного судебного акта и удовлетворения жалобы отсутствуют. Руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2019 по делу № А05-3529/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Монолит-Строй» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | В.В. Дмитриев | |||
Судьи | Н.В. Васильева Н.Н. Малышева | |||