ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
28 октября 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-3568/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2021 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Кузьминой К.С.,
при участии от Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО1 по доверенности от 01.02.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года по делу № А05-3568/2021,
у с т а н о в и л:
Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, <...>; далее – министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Контрольно-счетной палате Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163069, город Архангельск, площадь В.И.Ленина, дом 1; далее – КСП) о признании недействительным представления от 04.03.2021 № 01-02/194.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 163035, Архангельская область, Приморский район; далее – глава К(Ф)Х ФИО2), сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий кооператив «Виледь» (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165673, <...>; далее – СППК «Виледь»).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Представитель министерства в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
КСП в отзыве, дополнении к отзыву доводы жалобы отклонили, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Третьи лица в отзывах на апелляционную жалобу требования министерства поддержали.
КСП и третьи лица надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим судебное заседание проведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Заслушав объяснения представителя министерства, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в соответствии со статьями 157, 265, 268.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), областным законом от 30.05.2011 № 288-22-03 «О контрольно-счетной палате Архангельской области», планом экспертно-аналитической и контрольной деятельности КСП на 2020 год, распоряжениями КСП от 01.10.2020 № 25-р, от 07.12.2020 № 25/1-р, 14.01.2021 № 25/2-р, программой проведения контрольного мероприятия, утвержденной председателем КСП 01.06.2020, ответчиком проведена проверка правомерности использования министерством и сельскохозяйственными товаропроизводителями субсидий, выделяемых в рамках реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области, о чем составлен акт от 26.01.2021.
По результатам проверки КСП в адрес министерства внесено представление от 04.03.2021, согласно которому заявителю надлежит в срок по 28.05.2021:
1. Рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
2. Принять меры по устранению выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а именно:
2.1. принять все предусмотренные законодательством меры к возврату средств гранта на сумму 3 000 000 руб. (в том числе за счет федерального бюджета 2 700 000 руб., за счет областного бюджета – 300 000 руб.), выделенных главе К(Ф)Х ФИО2
3. Принять меры по пресечению и предупреждению нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе:
3.1. обеспечить соблюдение Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), постановлений Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 299-пп, от 09.10.2012 № 436-пп при реализации государственной программы Архангельской области.
Не согласившись с данным представлением, министерство обратилось в суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Статьей 265 БК РФ установлено, что в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний. Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
На основании части 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ КСП является органом, уполномоченным на осуществление внешнего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений.
Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в силу пункта 1 статьи 268.1 БК РФ являются:
контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее – Законом № 41-ФЗ) и Законом № 6-ФЗ.
При осуществлении указанных полномочий органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля в числе прочего проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Законом № 41-ФЗ и Законом № 6-ФЗ; направляются объектам контроля представления, предписания (пункт 2 статьи 268.1 БК РФ).
В силу пункта 2 статьи 267.1 указанного Кодекса под проверкой в целях БК РФ понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В соответствии с положениями статьи 16 Закона № 6-ФЗ контрольно-счетные органы по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений (часть 1).
Органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3).
Статьей 28 БК РФ установлено, что бюджетная система Российской Федерации основана в том числе на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Статьей 162 данного Кодекса определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Как определено статьей 2 БК РФ, бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете, федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов, муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований о местных бюджетах, иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов представительных органов муниципальных образований, регулирующих бюджетные правоотношения.
Бюджет в соответствии со статьей 6 БК РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.
Как установлено КСП в ходе проверки, в нарушение подпункта 3 пункта 35 Порядка разработки и реализации государственных программ Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 10.07.2012 № 299-пп (далее – Порядок № 299-пп), пункта 40 раздела III «Порядок предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве» Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп (далее – Правила № 436-пп), пункта 4.1.4 соглашения от 26.12.2019 № 01-38/191 при предоставлении СПК «Никольск» субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве в приложении № 1 к соглашению не установлены показатели результативности в части субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве по показателю «Производство молока».
Согласно подпункту 3 пункта 35 Порядка № 299-пп ответственный исполнитель программы организует реализацию государственной программы, принимает решение о внесении изменений в государственную программу в соответствии с установленными настоящим Порядком требованиями и несет ответственность за достижение целевых показателей государственной программы, а также конечных результатов ее реализации.
Пунктом 40 раздела III Правил № 436-пп предусмотрено, что результатом предоставления субсидии является прирост производства молока к предыдущему году, тонн (для сельскохозяйственных товаропроизводителей -получателей субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования).
В силу пункта 6 Правил № 436-пп предоставление субсидий осуществляется министерством на основании заключенных с заявителем соглашений о предоставлении субсидий по форме, утверждаемой постановлением министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, разрабатываемой и утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области.
Типовая форма соглашения утверждена постановлением Министерства финансов Архангельской области от 17.02.2017 № 12-пф, в приложении № 2 которой предусмотрено указание показателей результативности.
Соглашение от 26.12.2019 № 01-38/191 показатель прироста производства молока не содержало.
Доводы министерства о допущенной технической ошибке, отсутствии негативных последствий указанного нарушения и фактическом достижении получателем субсидии установленного показателя не опровергают обоснованность выявленного КСП нарушения при заключении указанного соглашения.
Таким образом, суд первой инстанции верно признал указанный пункт представления правомерным.
Как установлено КСП, в нарушение пункта 2 части 2 статьи 78, подпункта 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ, пункта 167 Правил 436-пп на основании распоряжения министерства от 08.06.2018 № 174-р СППК «Виледь» предоставлены бюджетные средства в размере 7 020 000 руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета на сумму 6 318 000 руб., областного бюджета – 702 000 руб.) по заявке на участие в конкурсном отборе по предоставлению гранта малым формам хозяйствования от 24.05.2018 № 5, согласно которой СППК «Виледь» до подачи заявления деятельность по заготовке, хранению, переработке и (или) сбыту сельскохозяйственной продукции не велась, выручка за предшествующий календарный год отсутствует, то есть СППК «Виледь» критериям получателя гранта не соответствовал.
Согласно указанной заявке СППК «Виледь», выручка за предшествующий календарный год отсутствует, земельные участки отсутствуют, кормовой базы нет, в аренде имеется гараж под автомобиль и офисное помещение и т.д.
Таким образом, КСП верно указало, что деятельность по заготовке, хранению, переработке и (или) сбыту сельскохозяйственной продукции СППК «Виледь» до подачи заявления не велась, установленный минимум выручки от таких видов деятельности не достигнут.
Признавая правомерным указанный пункт оспариваемого представления КСП, суд первой инстанции верно учел, что государственная программа, утвержденная постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп, реализовывается во исполнение Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон № 264-ФЗ), иных правовых актов, указанных в разделе 1 программы, в том числе за счет средств федерального бюджета.
Статьей 7 Закона № 264-ФЗ предусмотрена государственная поддержка товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку и реализацию продукции. Согласно статьям 8, 9 Закона государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - государственная программа) является документом, определяющим цели и основные направления развития сельского хозяйства и регулирования указанных рынков на среднесрочный период, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий; реализация государственной программы осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере агропромышленного комплекса, и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации посредством осуществления целевых программ, иных мероприятий в области развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
В силу пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на содействие достижению целевых показателей региональных программ развития агропромышленного комплекса (Приложение № 9 к Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717; далее – Приложение № 9 к ГП РФ № 717) субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией региональных программ, в форме предоставления средств из бюджетов субъектов Российской Федерации сельскохозяйственным товаропроизводителям, организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и сельскохозяйственным потребительским кооперативам.
Понятия, применяемые в государственной программе, содержатся в пункте 1 Приложения № 9 к ГП РФ № 717, согласно которому к сельскохозяйственным потребительским кооперативам относятся сельскохозяйственные потребительские перерабатывающие и (или) сельскохозяйственные сбытовые кооперативы, действующие не менее 12 месяцев с даты регистрации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, в том числе дикорастущих, подготовке к реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированного членства), при этом не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственных потребительских кооперативов должно формироваться за счет осуществления перерабатывающей и (или) сбытовой деятельности.
Согласно Методическим указаниям по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.09.2016 № 582, к общим требованиям к политике субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере относятся требования о реализации политики субъектов Российской Федерации в соответствующей сфере в соответствии с федеральным законодательством, актами высшей юридической силы, в том числе в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации (например, соответствие целей, задач и показателей (индикаторов) государственных программ субъектов Российской Федерации положениям указов Президента Российской Федерации).
Таким образом, цели, задачи государственной программы Архангельской области должны соответствовать положениям государственной программы Российской Федерации в той же сфере, правовой статус лица, позволяющий претендовать на получение мер государственной поддержки одновременно как за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, так и за счет средств федерального бюджета, нормативно определен на федеральном уровне, является единым для всей территории Российской Федерации.
Согласно пункту 167 Правил № 436-пп грант на развитие материально-технической базы сельскохозяйственных потребительских кооперативов – средства, перечисляемые из бюджета Архангельской области сельскохозяйственному потребительскому кооперативу (далее - СПоК), для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки в соответствии с региональной программой. Сельскохозяйственный потребительский кооператив - сельскохозяйственный потребительский перерабатывающий и (или) сбытовой кооператив или потребительское общество, действующие не менее 12 месяцев со дня их регистрации, осуществляющие деятельность по заготовке, хранению, подработке, переработке, сортировке, убою, первичной переработке, охлаждению молока, мяса сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и объектов аквакультуры, картофеля, грибов, овощей, плодов и ягод, включая дикорастущие, подготовке к реализации указанной продукции и продуктов ее переработки, объединяющие не менее 10 сельскохозяйственных товаропроизводителей на правах членов кооперативов (кроме ассоциированных членов), при этом не менее 70 процентов выручки сельскохозяйственного потребительского перерабатывающего и (или) сбытового кооператива или потребительского общества должно формироваться за счет осуществления таких видов деятельности, как заготовка, хранение, переработка и (или) сбыт указанной продукции.
Приведенная редакция пункта 167 Правил применяется с 04.01.2018.
Пунктом 8 Правил № 436-пп предусмотрено право заявителя предоставить сведения по установленной форме отчетности, подтверждающую статус сельскохозяйственного товаропроизводителя или организации, осуществляющей первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а согласно пункту 9 Правил министерство самостоятельно запрашивает сведения, содержащиеся в документах, указанных в пункте 8 настоящих Правил, в случае если заявитель не предоставил их по собственной инициативе.
Таким образом, Правила № 436-пп предусматривают механизм подтверждения сведений о статусе заявителя.
Исходя из положений пункта 10 части 1 статьи 158 БК РФ министерство как главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями субсидий, определенных кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Статьей 4 Федерального закона от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» определено, что сельскохозяйственным потребительским кооперативом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный сельскохозяйственными товаропроизводителями и (или) ведущими личное подсобное хозяйство гражданами при условии их обязательного участия в хозяйственной деятельности потребительского кооператива. К перерабатывающим кооперативам относятся потребительские кооперативы, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции (производство мясных, рыбных и молочных продуктов, хлебобулочных изделий, овощных и плодово-ягодных продуктов, изделий и полуфабрикатов изо льна, хлопка и конопли, лесо- и пиломатериалов и других). Сбытовые (торговые) кооперативы осуществляют продажу продукции, а также ее хранение, сортировку, сушку, мойку, расфасовку, упаковку и транспортировку, заключают сделки, проводят изучение рынка сбыта, организуют рекламу указанной продукции и другое. Кооперативы, занимающиеся транспортным обслуживанием, относятся к обслуживающим кооперативам.
Указание в заявлении СППК «Виледь» сведений об отсутствии выручки за предшествующий календарный год противоречит требованиям Правил № 436-пп к статусу получателя субсидии.
Согласно бизнес-плану, представленному с заявкой от 24.05.2018 № 5, СППК «Виледь» транспортирует молоко до молокозаводов, договоры на поставку молока с молокозаводами товаропроизводители будут заключать самостоятельно.
Ввиду изложенного суд первой инстанции правомерно согласился с выводом КСП о несоблюдении министерством критериев предоставления субсидии СППК «Виледь».
Доводы жалобы о соответствии названного лица требованиям к получателям гранта материалами дела не подтверждены и противоречат представленным доказательствам.
Согласно пункту 3 представления в нарушение статьи 34, 158 БК РФ, пунктов 167, 191, 200.1 Правил № 436-пп, пункта 4.3.2 соглашения от 02.08.2018 № 01-37/142 не обеспечена результативность использования бюджетных средств СППК «Виледь», который с 2017 года сельскохозяйственную продукцию не производил и не реализовывал, тем самым прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной СППК «Виледь» на 10 % к году, предшествующему году получения субсидии, не обеспечил.
Министерством и СППК «Виледь» заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии сельскохозяйственному потребительскому кооперативу на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области от 02.08.2018 № 01-37/142 (далее – соглашение), по условиям которого министерство устанавливает показатели результативности в Приложении № 2 к соглашению; осуществляет оценку достижения показателей; в случае недостижения показателей применяет штрафные санкции в отношении получателя. Получатель обеспечивает достижение показатели результативности и (или) иных показателей, установленные Правилами в соответствии с соглашением.
Пунктом 2 Приложения № 2 к соглашению установлен показатель результативности – прирост объема сельскохозяйственной продукции, реализованной сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, получившими грантовую поддержку к году, предшествующему году предоставления субсидии, 10 %, на 1 января отчетного года.
Оказание транспортных услуг регулируется главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно статье 785 которого по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.
Как справедливо отметила КСП, оказываемые СППК «Виледь» транспортные услуги под понятие реализация сельскохозяйственной продукции не подпадают.
Такая квалификация деятельности получателя гранта не противоречит совокупному толкованию положений пунктов 167, 171 Порядка № 436-пп.
Доводы министерства в данной части основаны на ошибочном толковании фактических обстоятельств дела и правовых норм и подлежат отклонению.
Согласно пункту 4 представления, в нарушение статьи 34, подпункта 2 пункта 2 статей 78,158 БК РФ, подпункта 3 пункта 102, пункта 132 Правил № 436-пп, пункта 3 Перечня документов, подтверждающих целевое использование субсидии, утвержденного Приложением № 5 к постановлению Минагропромторга Архангельской области от 30.03.2017 № 8-п, при предоставлении из областного бюджета субсидии главе К(Ф)Х ФИО2 А,Ю. на сумму 3 000 000 руб. (в том числе за счет федерального бюджета 2 700 000 руб., за счет областного бюджета – 300 000 руб.) на основании распоряжения министерства от 08.05.2019 № 165-р и соглашения от 30.05.2019 № 01-38/130 (в редакции дополнительного соглашения от 23.10.2019 № 1) необоснованно выделены средства на приобретение строительных материалов, что не предусмотрено Правилами № 436-пп, а также исключает возможность, подтвердить целевое использование субсидии, тем самым министерством не приняты меры по выполнению показателей соглашения, эффективному и целевому расходованию бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 3 Приложения № 9 к ГП РФ № 717 и пунктом 102 Правил № 436-пп гранты используются начинающими фермерами: 1) на приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения; 2) на разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции; 3) на приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей. заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на их регистрацию; 4) на подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям; 5) на приобретение сельскохозяйственных животных; 6) на приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции, срок эксплуатации которых не превышает трех лет; 7) на приобретение посадочного материала для закладки многолетних насаждений, включая виноградники.
Таким образом, перечень целей предоставления грантов единый и ограничен на уровне и федерального и законодательства субъекта Российской Федерации.
Пунктом 106 Правил № 436-пп предусмотрен перечень документов, представляемых на конкурс, в том числе: 1) заявка на участие в конкурсе по форме; 3) бизнес-план - прогнозный план по созданию и развитию К(Ф)Х, определяющий состав, содержание, производственные процессы и финансово-экономические параметры, включающий: а) общую характеристику К(Ф)Х, его роль на рынке, производственные процессы; б) сведения о наличии сельскохозяйственной техники, земель сельскохозяйственного назначения, производственных, животноводческих, о складских помещениях, сельскохозяйственных животных, о движении поголовья; в) информацию о создании новых постоянных рабочих мест (исключая главу К(Ф)Х) исходя из расчета создания не менее одного нового постоянного рабочего места на каждые 1000 тыс. рублей гранта, полученного в текущем финансовом году; г) информацию о каналах сбыта производимой сельскохозяйственной продукции; д) информацию об эффективности К(Ф)Х (рентабельность, окупаемость); 4) план расходов; 5) документы, подтверждающие наличие собственных средств в размере не менее 10 процентов от стоимости каждого наименования приобретения, указанного в плане (выписка из банковского счета заявителя по вкладу, заверенная кредитной организацией, выданная не более чем за 30 календарных дней до даты подачи конкурсной документации); 8) копию проектно-сметной или сметной документации при условии расходования средств гранта в соответствии с представленным планом на строительство и ремонт производственных и складских зданий, помещений, пристроек, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 132 Правил № 436-пп план получателя по его письменному заявлению, которое подается в министерство, может изменяться в пределах полученной суммы гранта в части изменения количества приобретений, перераспределения сумм расходов гранта и собственных средств при условии сохранения уровня софинансирования. Заявление в письменном виде об изменении плана с указанием вносимых изменений, причин необходимости внесения изменений с приложением измененного плана расходов представляется в министерство в течение срока использования гранта со дня поступления средств на расчетный счет победителя. В течение 20 рабочих дней со дня поступления заявления министерство проводит заседание конкурсной комиссии, на котором рассматривается поступившее заявление. Итоги заседания конкурсной комиссии оформляются протоколом, утверждаемым председателем конкурсной комиссии или его заместителем.
Изменение наименования цели предоставления субсидии Правилами не предусмотрено.
Как установлено КСП, главой К(Ф)Х ФИО2 подана заявка по предоставлению субсидии (грантов) малым формам хозяйствования на сумму 3 000 000 руб. от 09.04.2019, согласно которой у заявителя имеется два земельных участка на праве аренды сроком на 49 лет, площадью 3 240 кв. м (примечание: представленный договор от 16.03.2016 года заключен на 3 года) и 2 000 кв. м (29:16:203401:544 и 29:16:203801:96), для ведения личного подсобного хозяйства на праве аренды на 10 лет, площадью 1 992 кв. м (29:16:203801:58). Все земельные участки находятся на территории: Архангельская область, Приморский район, муниципальное образование «Лисестровское», дер. Малая Корзиха. В хозяйстве имеются дойные коровы в количестве 16 голов. Оформлены договоры на приобретение комбикорма и сена, договор сбыта сельскохозяйственной продукции. Имеются на праве собственности производственные и складские помещения.
Приложен бизнес - план проекта «Семейная ферма на 45 фуражных голов КРС», согласно которому: «Цель проекта: Создать на территории Приморского района фермерское хозяйство по производству 202,5 тонн молока коровьего сырого в год к концу 2023 года. Организовать цех по переработке молока и молочных продуктов: молоко различной степени жирности и пастеризации, творог, сметану, масло сливочное, топленое, йогурты различных видов, мороженное, а также производить мягкие, полутвердые и твердые сыры. Обеспечить население Архангельска и области качественными молочными продуктами. Данным проектом предусматривается строительство объекта: «семейная ферма на 45 фуражных коров, по адресу: Архангельская область, Приморский район, д. Малая Корзиха, МО «Лисестровское». Назначение объекта проектирования - получение молока при установленных показателях удоя. Проектируемое здание коровника прямоугольной формы с габаритными размерами в осях - 19,0 х 54,0 м, высота стен - 2,75 м, высота в коньке - 6,22 м, уклон кровли -16 градусов, шаг рам - 6,0 м. Здание коровника одноэтажное, трехпролетное, каркасное. Отделение молочного блока, входящего в состав коровника однопролетное, каркасное, с габаритными размерами в осях - 12,0 х 18,0 м. Здание изготовлено из сэндвич панелей пеноизоцианурат (ПИР панели) толщина стен 60 мм толщина крыши 80 мм. Предусматривается система отопления (с помощью эл. обогревателей), приточно-вытяжная система механической и естественной общеобменной вентиляции.
Финансовая структура проекта (план расходов) составлен на общую сумму 32375,107 тыс. руб., в том числе средства гранта - 3 000 тыс. руб., собственных средств – 450 тыс.руб., заемных средств - 0,00 руб.
Реализация данного проекта позволит создать новое хозяйство по производству молока и молочных продуктов. В первый год (2019) создать 3 новых рабочих места со средней заработной платой в размере 25 000 руб. в месяц.
Объем производства продукции в 2018 году составил 26 тонн в рамках ЛПХ; в 2019 году валовый объем молока составит - 56 тонн; в 2020 году валовый объем молока составит 92 тонны; в 2021 году валовый объем молока составит 126 тонн; в 2022 году валовый объем молока составит 166,5 тонн; в 2023 году валовый объем молока составит 202,5 тонн.
План производства и реализации на 2020 год: поголовье коров 23 головы, молодняка 18 голов, в том числе бычки ДД.ММ.ГГГГ г.р. - 9 голов и телочки ДД.ММ.ГГГГ г.р. 9 голов; валовое производство молока - 92,0 тонны; выручка от реализации всего 3 975,75 тыс. руб., в том числе молоко коровье сырое - 3 510,0 тыс. руб., молодняк в живом весе – 465,75 тыс. руб.; создание постоянных рабочих мест – 5.
К заявке приложен договор подряда от 19.02.2019 № 01/19 по выполнению работ по строительству фермы на 45 голов с приложением локальных сметных расчетов на сумму 29 035,107 тыс. руб.
Согласно протоколу заседания комиссии по проведению конкурсного отбора для предоставления грантов малым формам хозяйствования от 30.04.2019 и распоряжению министерства от 08.05.2019 № 165-р глава К(Ф)Х ФИО2 признан победителем конкурсного отбора. 30.05.2019 с ним заключено соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на финансовое обеспечение затрат в связи с поставкой товаров, выполнением работ, оказанием услуг на оказание государственной поддержки сельскохозяйственного производства на территории Архангельской области № 01-38/130, в приложении № 1 к которому указано наименование целей использования субсидии (гранта) – строительство фермы (каркас животноводческого помещения и здания переработки), кол-во 1 усл.ед, сумма расходов 3 340 000 руб., в том числе средства субсидии (гранта) 3 000 000руб., собственные средства заявителя 340 000 руб. Пунктом 4.3.8.7 соглашения предусмотрена обязанность заявителя зарегистрировать на себя право собственности на имущество, приобретенное за счет средств субсидии и использовать все приобретения на развитие и деятельность К(Ф)Х.
17.10.2019 глава К(Ф)Х ФИО2 обратился с заявлением о внесении изменений в план расходов гранта с указанием причины необходимости изменений, пояснил, что за счет средств гранта целесообразней осуществить поставку металлических конструкций, а монтаж осуществить позднее за счет собственных средств. В прилагаемом плане расходов уровень финансирования не был изменен. В наименовании цели плана расходов строительство фермы (каркас животноводческого помещения и здания переработки) изменен на поставку металлокаркаса животноводческого помещения и здания переработки.
Решением комиссии по проведению конкурсного отбора от 23.10.2019 внесение изменений в план расходов гранта согласовано, с главой К(Ф)Х ФИО2 заключено дополнительное соглашение от 23.10.2019 № 1 к соглашению, цель использования субсидии (гранта) указана поставка металлокаркаса животноводческого помещения и здания переработки, остальные показатели не изменены.
Таким образом, соглашением в редакции от 23.10.2019 предусмотрено не строительство фермы, а поставка товара – металлокаркаса здания, что в отсутствие работ по их монтажу является строительными материалами и указывает на изменение наименования цели предоставления гранта, которое не относятся к строительству либо приобретению нового готового объекта, следовательно не предусмотрено подпунктом 3 пункта 102, 132 Правил № 436-пп.
При этом проектно-сметная документация по строительству фермы, представленная с заявкой от 09.04.2019, содержала сведения о работах: основание под фундамент, бетонная подготовка, установка стальных конструкций в теле бетона, устройство фундаментных столбов, устройство поясов из бетона, устройство бетонных покрытий, монтаж каркаса, монтаж кровельных покрытий, установка оконных блоков и ворот и проч. работы, т.е. предусматривались работы по возведению сооружения, неразрывно связанного с землей фундаментом, что на основании части 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации является объектом капительного строительства, а значит на основании статьи 219 ГК РФ требовало регистрации права собственности.
Признаком целевого использования в силу подпункта 3 пункта 102 Правил № 436-пп является использование приобретенного (построенного) помещения (здания) в производстве, хранении и переработке сельскохозяйственной продукции. Стройматериалы в виде металлоконструкции использовать для указанной цели невозможно, следовательно цель расходования в дополнительном соглашении от 23.10.2019 № 1 не соответствует подпункту 3 пункта 102 Правил № 436-пп.
Изменение не позволяет получателю субсидии выполнить требования пункта 4.3.8.7 соглашения, постановления Минагропромторга Архангельской области от 30.03.2017 № 8-п о подтверждении целевого использования полученных средств (зарегистрировать на себя право собственности на имущество, приобретенное за счет средств субсидии и использовать все приобретения на развитие и деятельность К(Ф)Х и только с целью получения дохода от такой деятельности).
Ввиду изложенного суд первой инстанции верно согласился с выводом КСП о том, что при предоставлении из областного бюджета субсидии К(Ф)Х ФИО2 необоснованно выделены средства на приобретение строительных материалов, что не предусмотрено Правилами № 436-пп и исключает возможность подтвердить целевое использование субсидии.
Как установлено в ходе проверки, в нарушение подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ, подпункта 2 пункта 100, пунктов 103,124 Правил № 436-пп, пунктов 1.1.2.1, 4.3.7 соглашения от 30.05.2019 № 01-38/130 развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и реализация проекта по направлению «разведение КРС» в части прироста дойных коров, объемов молока, прибыли, выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, достижение заявленного в бизнес-плане размера среднемесячной заработной платы, строительство здания коровника и молочного блока с указанными в проекте параметрами и оснащением не осуществлялось, приобретенное за счет средств гранта имущество для целей его предоставления и реализации проекта по направлению «разведение КРС» не использовалось, в связи с отсутствием права использования земельных участков для строительства фермы и разрешения на строительство реализация проекта «разведение КРС» исключается. Таким образом, главой К(Ф)Х ФИО2 не обеспечено целевое использование средств гранта на сумму 3 000 000 руб. (в том числе за счет федерального бюджета 2 700 000 руб., за счет областного бюджета – 300 000 руб.), что в силу пункта 3.1 статьи 78 БК РФ, пункта 133 Правил № 436-пп, пункта 5.3 соглашения от 30.05.2019 № 01-38/130 является основанием для возврата бюджетных средств.
Пунктом 124 Правил № 436-пп предусмотрено, что обязательным условием предоставления гранта, включаемым в соглашение, является обязательство получателя использовать грант в соответствии с представленными для участия в конкурсе планом расходов, а также проектно-сметной или сметной документацией при условии расходования средств гранта в соответствии с представленным планом на строительство и ремонт производственных и складских зданий, помещений, пристроек, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
По условиям пункта 1.1.2.1 соглашения от 30.05.2019 № 01-38/130 субсидия (грант) предоставлена в целях реализации проекта (мероприятия) создание и развитие К(Ф)Х по направлению «разведение крупного рогатого скота (далее – КРС)» с требованием подтверждения использования полученных средств на цели, предусмотренные планом расходов гранта (Приложение № 1). Министерство обязуется в соответствии с пунктами осуществлять оценку достижения Получателем показателей результативности и (или) иных показателей, установленных Правилами предоставления субсидий, на основании отчета(ов) о достижении значений показателей результативности по форме, установленной в приложении № 3 к соглашению, являющейся неотъемлемой его частью (пункт 4.1.3); осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидий и настоящим Соглашением, в том числе в части достоверности представляемых Получателем в соответствии с соглашением сведений, путем проведения П-вых и (или) внеплановых проверок (пункт 4.1.4), в случае недостижения Архангельской областью показателей результативности, установленных Соглашением, заключенным между Правительством Архангельской области и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации, по данным направлениям субсидирования применяются штрафные санкции в отношении Получателя, допустившего недостижение показателей результативности, установленных в приложении № 2 настоящего Соглашения (пункт 4.1.6).
Получатель по соглашению обязуется: представлять в министерство отчет о достижении значений показателей результативности в соответствии с Правилами предоставления субсидий и условиями соглашения и иные отчеты (пункт 4.3.4.1), реализовать проект на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства по направлению «разведение КРС» и использовать субсидию в соответствии с целями, условиями и в сроки, установленными Правилами предоставления субсидии, соглашением и планом расхода гранта (пункт 4.3.7); создать 3 (три) новых постоянных рабочих места (исключая Получателя) не позднее 31 декабря года получения субсидии и сохранить созданные постоянные рабочие места в течение не менее пяти лет с даты заключения соглашения (пункт 4.3.8.5); осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 (пяти) лет с даты заключения соглашения (пункт 4.3.8.6); зарегистрировать на себя право собственности на имущество, приобретенное за счет средств субсидии и использовать все приобретения на развитие и деятельность К(Ф)Х (пункт 4.3.8.7).
Таким образом, исходя из Правил № 436-пп и соглашения целью предоставления гранта соглашения является «разведение КРС». Предоставление документов об использовании средств на цели, указанные в Приложении № 1 к соглашению, является требованием, подтверждающим их целевое использование.
По условиям пункт 4.3.8.6 соглашения получатель обязуется осуществлять свою деятельность в течение не менее 5 (пяти) лет с даты заключения соглашения.
Таким образом, как верно указал суд, окончание указанного срока является не датой достижения цели гранта, а условием соглашения.
Данный срок корреспондирует с обязанностью предоставлять в течение указанного срока отчетность, включая сведения о среднесписочной численности, сведения о количестве и стоимости произведенной продукции, сведения об основных средствах и землях К(Ф)Х, сведения о поголовье сельскохозяйственных животных, сведения о продуктивности скота (Приложение № 4 к постановлению министерства от 30.03.2017 № 8-п), что предусмотрено пунктом 4.3.4.1 соглашения и пунктом 130 Правил № 436-пп. Также пунктом 106 Правил № 436-пп установлено ограничение для получателя в течение 5-летнего срока не отчуждать любым способом имущество, приобретенное К(Ф) X за счет средств гранта, что является гарантией целевого расходования гранта.
Сроки реализации проекта установлены пунктом 4.3.7 соглашения - в сроки, установленными Правилами № 436-пп предоставления субсидии, соглашением и планом расхода гранта.
Срок использования гранта на поддержку начинающего фермера, который составляет не более 18 месяцев с даты его получения (пункт 102 Правил № 436-пп).
Бюджетные средства в размере 3 000 000 руб. перечислены 14.06.2019 в УФК по Архангельской области и НАО на лицевой счет главы К(Ф)Х ФИО2 срок использования средств гранта - 14.12.2020.
Получателю гранта поставлен металлокаркас здания (корпус животноводческого помещения - 1 компл., корпус переработки молока - 1 компл.), выполнен его монтаж на готовый фундамент (п/п и акты выполненных работ по установке отсутствуют). Копии разрешений на ввод объектов капитального строительства в эксплуатацию, документ, подтверждающего государственную регистрацию права собственности на объект отсутствуют.
Осмотр места строительства показал, что выполненная работа представляет собой установленные в бетонное основание и соединенные между собой стойки из металла. Перегородки, полы, стены, крыша у здания (сооружения) отсутствуют. Предусмотренные бизнес-проектом мероприятия: ферма с конкретными параметрами и характеристиками не построена, оборудование для содержания коров отсутствует, оборудование для переработки молока отсутствует, общестроительные работы, связанные со зданием фермы (обустройство полов, канала навозоудаления, водопроводные, электрические, канализационные вентиляционные работы) не выполнены. Крупный рогатый скот в количестве 28 (из них коров – 14) находятся в старом здании.
Как установлено КСП, отсутствует прирост дойных коров, прирост объемов молока, прирост прибыли, прирост выручки от реализации сельскохозяйственной продукции, размер среднемесячной заработной платы не достигнут. В связи с изложенным цель гранта - развитие фермы КРС не достигнута, прежде всего, в связи с отсутствием новой фермы.
Таким образом, условия соглашения от 30.05.2019 № 01-38/130 о реализации проекта по направлению «разведение КРС» не выполняются.
Доводы министерства об ином материалами дела не подтверждены.
Разрешение на строительство на дату проверки отсутствует.
В соответствии с пунктом 5.3 соглашения в случае установления фактов необоснованного получения гранта, а также представления получателем гранта недостоверных сведений, нарушения получателем гранта порядка, целей и условий предоставления гранта, установленных Правилами, и соглашением, в том числе невыполнения получателем гранта обязательств, установленных соглашением, непредставления в министерство в установленный срок получателем гранта документов, подтверждающих целевое использование гранта и собственных средств, дальнейшее расходование средств гранта не производится, министерство в письменном виде уведомляет получателя гранта об одностороннем отказе от исполнения соглашения в соответствии со статьей 450.1 ГК РФ и предъявляет требование о возврате гранта в областной бюджет в полном объеме в течение 30 рабочих дней со дня получения требования получателем гранта.
При таких обстоятельствах представление КСП обоснованно содержит требование принять все предусмотренные законодательством меры к возврату средств гранта на сумму 3 000 000 руб. (в том числе за счет федерального бюджета 2 700 000 руб., за счет областного бюджета – 300 000 руб.), выделенных главе К(Ф)Х ФИО2
При изложенных обстоятельствах вывод суда первой инстанции об отсутствии установленных статьей 201 АПК РФ оснований для удовлетворении заявленных требований соответствует обстоятельствам дела и представленным в материалы дела доказательствам.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Несогласие заявителя с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащего применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не является правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Доводов, способных опровергнуть обоснованность выводов суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02 августа 2021 года по делу № А05-3568/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающийдвух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Е.Н. Болдырева
Судьи А.Ю. Докшина
Н.В. Мурахина