ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
24 июня 2021 года | г. Вологда | Дело № А05-408/2021 | |
Резолютивная часть постановления объявлена июня 2021 года .
В полном объеме постановление изготовлено июня 2021 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зайцевой А.Я., судей Ралько О.Б. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
при участии от Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области представителя ФИО1 по доверенности от 11.01.2021 № 1/9,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе на решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 марта 2021 года по делу № А05-408/2021,
установил:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области (адрес: Россия 163069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе (адрес: 163069, <...>; ИНН <***>, ОГРН <***>; далее – Теруправление) с исковыми требованиями: возложить на ответчика обязанность изъять из оперативного управления истца и принять в состав казны Российской Федерации в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу следующее имущество: здание Центра временно содержания несовершеннолетних правонарушителей МОМВД России «Котласский» (здание ЦВСНП), расположенное по адресу: <...>, площадью 463,7 кв.м, кадастровый номер 29:07:041701:168, РНФИ П12310004040; возложить на ответчика обязанность прекратить право постоянного (бессрочного) пользования и принять в состав казны Российской Федерации в течение 30 дней с даты вступления решения суда в законную силу следующий земельный участок: земельный участок, расположенный по адресу: <...>, площадью 1 740 кв.м, кадастровый номер 29:07:041701:332, РНФИ П11310004334.
Решением суда от 16.03.2021 иск удовлетворен.
Теруправление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В силу пункта 2 статьи 296, статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) изъятие излишнего, используемого или неиспользуемого не по назначению имущества является правом, а не обязанностью собственника. В порядке статьи 53 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) Управление не обращалось к Теруправлению с заявлением об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, расположенным по адресу: <...>, площадью 1 740 кв.м, кадастровый номер 29:07:041701:332.
Управление в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании апелляционной инстанции просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Теруправление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).
Выслушав представителя Управления, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с выписками из реестра федерального имущества от 07.02.2020 № 45/3, 45/4, выписками из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРП) от 17.06.2020 и 18.06.2020 Управлению на праве оперативного управления принадлежит здание Центра временного содержания несовершеннолетних правонарушителей Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Котласский», кадастровым номером 29:07:041701:168, расположенное по адресу: <...>, площадью 463,7 кв.м, а также на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок, площадью 1 740 кв.м, кадастровый номер 29:07:041701:332, на котором расположено указанное здание Центра.
Из выписок следует, что право оперативного управления на здание зарегистрировано 08.09.2008, право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок – 16.02.2015. Указанные здание и земельный участок принадлежат на праве собственности Российской Федерации (дата регистрации прав – 29.08.2014 и 08.02.2016 соответственно).
Согласно инвентарным карточкам нефинансовых активов от 06.10.2008 и 04.06.2015 здание и земельный участок поставлены на бухгалтерский учет Управления.
Как указано в исковом заявлении, Управление не использует закрепленное за ним на праве оперативного управления здание и предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования земельный участок. При этом закрепление за ним названных объектов возлагает на Управление дополнительное бремя по их содержанию, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Управление 07.02.2020 направило Министерству внутренних дел Российской Федерации документы, необходимые для согласования отказа от права оперативного управления в отношении здания Центра и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, на котором размещено здание.
Суд установил, что Министерство внутренних дел Российской Федерации 10.06.2020 согласовало Управлению отказ от права оперативного управления в отношении здания и прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком. Данное обстоятельство не оспаривается.
Ссылаясь на принадлежность Управлению неиспользуемого имущества (здание и земельный участок под ним) и на отсутствие потребности в здании, Управление 04.08.2020 направило Теруправлению заявление о прекращении права оперативного управления на здание Центра и пакет документов для принятия этого решения.
Теруправление 21.08.2020 известило Управление о том, что решение о перераспределении объектов будет принято после получения ответов от федеральных организаций, 14.10.2020 сообщило об отказе в принятии в казну Российской Федерации здания Центра в связи с отсутствием потребности федеральных структур в указанном объекте.
Управление 03.11.2020 сообщило Теруправлению, что реализовало свое право на отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования в отношении закрепленных за ним здания и земельного участка, в связи с этим данное имущество подлежит принятию в казну Российской Федерации.
В ответ за указанное письмо Теруправление вновь указало на отсутствие потребности федеральных структур в здании; пояснило, что при отсутствии потребности федеральных структур в имуществе, Росимуществом рассматривается вопрос о включении этих объектов недвижимости в прогнозный план приватизации федерального имущества; а также предложило проработать вопрос о передаче объекта на иной уровень публичной собственности.
На заявление от 11.11.2020 о принятии здания и земельного участка в собственность Архангельской области Управление получило ответ от правительства Архангельской области об отсутствии вариантов использования здания Центра государственными учреждениями, государственными унитарными предприятиями или исполнительными органами государственной власти.
Считая, что Управление реализовало свое право на отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования в отношении закрепленных за ним здания и земельного участка, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 1 статьи 120 ГК РФ права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со статьями 296, 298 ГК РФ.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии со статьей 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
В пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 21 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется, распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника данного имущества и назначением этого имущества. Собственник имущества учреждения может распорядиться по своему усмотрению только изъятым, излишним, неиспользуемым либо используемым не по назначению имуществом.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Как правомерно указал суд первой инстанции, на основании пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ Управление имеет право на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и праве постоянного (бессрочного) пользования.
Из материалов дела видно, что Управление обращалось с соответствующими заявлениями в Теруправление об отказе от права оперативного управления и прекращении права постоянного (бессрочного) пользования в отношении здания и земельного участка под ним.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что, поскольку факт неиспользования истцом имущества для осуществления его деятельности и согласования отказа от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования с Министерством внутренних дел Российской Федерации, подтверждается материалами дела, в данном случае, Управление реализовало свое право на отказ от права оперативного управления и права постоянного (бессрочного) пользования указанными объектами. При прекращении прав Управления на спорное имущество данные объекты остаются в собственности Российской Федерации, что согласуется с положениями статьи 236 ГК РФ.
В силу пункта 5.22 положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Положение № 432) Росимущество осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций(долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
В силу пункта 4 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 01.11.2008 № 374 (далее – Типовое положение), территориальный орган осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, иного федерального имущества, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, в котором территориальный орган осуществляет свою деятельность, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, в порядке, установленном настоящим Положением, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества в соответствии с настоящим Положением.
Из пункта 4.1.9 Типового положения следует, что территориальный орган самостоятельно закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Как правильно указал суд первой инстанции, Теруправление обладает необходимой компетенцией по распоряжению спорным имуществом, в том числе правом его изъятия из оперативного управления и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что право оперативного управления и право постоянного (бессрочного) пользования на спорные объекты недвижимости, может быть прекращено по иску Управления, а Теруправление как уполномоченный орган собственника принимает решение об изъятии спорных объектов в казну Российской Федерации и осуществляет фактические действия по принятию этого имущества.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
В соответствии с частью 1 статьи 174 АПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с взысканием денежных средств или с передачей имущества, арбитражный суд в резолютивной части решения указывает лицо, обязанное совершить эти действия, а также место и срок их совершения.
Разумным и реальным для исполнения суд посчитал предложенный истцом срок для добровольного исполнения ответчиком судебного акта (30 дней с даты вступления решения суда в законную силу).
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.
Фактически все доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционной инстанции отсутствуют.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 16 марта 2021 года по делу № А05-408/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном округе – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Я. Зайцева |
Судьи | О.Б. Ралько А.В. Романова |