ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-4171/2021 от 16.11.2021 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

22 ноября 2021 года

Дело №

А05-4171/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 16 ноября 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2021 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В.,         Сапоткиной Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу № А05-4171/2021,

у с т а н о в и л:

Министерство имущественных отношений Архангельской области, адрес: 163004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление Росреестра), о признании незаконным выраженного в уведомлении от 13.01.2021                      № КУВД-001/2020-15621601/4 отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107.

К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено государственное казенное учреждение Архангельской области «Дорожное агентство «Архангельскавтодор», адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение).

Решением от 25.06.2021 заявленные требования удовлетворены.

Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 данное решение оставлено без изменения.

Управление Росреестра в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь нанеправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателя жалобы, в результате проведенных кадастровых работ в отношении ранее учтенного земельного участка фактически образован новый объект недвижимости; регистрирующий орган, установив, что границы данного земельного участка пересекают границы муниципальных образований, правомерно отказал в осуществлении кадастрового учета данного участка.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, за Учреждением на праве оперативного управления закреплена автомобильная дорога Исакогорка - Новодвинск – Холмогоры, расположенная на земельном участке площадью 96,44 га с кадастровым номером 29:19:000000:107 по адресу: Архангельская обл., Холмогорский р-н, северо-западная часть Холмогорского кадастрового района.

Постановлением главы местного самоуправления муниципального образования «Холмогорский район» от 07.06.2004 № 148 (в редакции постановления от 25.04.2005 № 90) указанный выше участок предоставлен Учреждению на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Как установлено судами, земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:107 поставлен на кадастровый учет в 1997 году как единое землепользование, состоящее из сорока земельных участков, с разрешенным использованием «автомобильные дороги областного значения». Согласно кадастровому плану земельного участка от 07.05.2004 площадь участка определена ориентировочно и подлежит уточнению при межевании; в государственном земельном кадастре отсутствуют сведения, позволяющие однозначно определить земельный участок как объект недвижимого имущества, подлежащий передаче при сделке.  

В целях уточнения местоположения границ и площади земельного участка для внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений о координатах его границ по заданию Учреждения кадастровым инженером общества с ограниченной ответственностью «Архземкадастр» ФИО1 были проведены кадастровые работы в отношении земельного участка в границах полосы отвода упомянутой выше автомобильной дороги.

По результатам выполнения кадастровых работ в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107 кадастровым инженером подготовлен межевой план от 14.09.2020, согласно которому земельный участок преобразован в многоконтурный земельный участок, состоящий из семи контуров, входящие в единое землепользование земельные участки вошли в состав контуров многоконтурного земельного участка.

Министерство 18.09.2020 обратилось в Управление Росреестра с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 29:19:000000:107 на основании межевого плана от 14.09.2020.

Уведомлением от 08.10.2020 Управление Росреестра сообщило Министерству о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета земельного участка в соответствии с пунктами 7, 25, 43 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон № 218-ФЗ) ввиду того, что отсутствует согласование местоположения границ уточняемого участка с заинтересованными лицами земельного участка с кадастровым номером 29:19:161801:204; границы контуров уточняемого участка пересекают границы муниципальных образований; выявлены пересечения границ спорного участка с земельными участками с кадастровыми номерами 29:19:050401:18 и 29:19:051101:88.

Уведомлением от 13.01.2021 Управление Росреестра сообщило об отказе в осуществлении кадастрового учета указанного земельного участка на основании статьи 27 Закона № 218-ФЗ в связи с истечением срока приостановления кадастрового учета и неустранением обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, в частности, обстоятельства, предусмотренного пунктом 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, относительно пересечения границ земельного участка с границами муниципальных образований.

Министерство, ссылаясь на то, что уточняемый участок является ранее учтенным и внесение сведений о нем в ЕГРН связано с уточнением местоположения его границ и площади, в отношении спорного участка не применимы положения пункта 43 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Отношения, связанные с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастрового учета недвижимого имущества, а также ведением ЕГРН, регулируются Законом         № 218-ФЗ.

Согласно пункту 7 части 2 статьи 14 данного Закона (в редакции, действовавшей на момент обращения Министерства в Управление Росреестра) одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план.

Частью 1 статьи 26 того же Закона установлены основания для приостановления  осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. Соответствующие процедуры приостанавливаются, в частности, если границы участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в ЕГРН ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в ЕГРН (пункт 43 в той же редакции).

Статьей 43 Закона № 218-ФЗ установлены особенности осуществления государственного кадастрового учета при уточнении границ земельных участков.

Суды, установив, что земельный участок с кадастровым номером 29:19:000000:107 является ранее учтенным, занят автомобильной дорогой и полосой ее отвода, а кадастровые работы выполнялись в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, правомерно посчитали, что в данном случае преобразование в процессе уточнения местоположения границ и площади участка единого землепользования, состоявшего из сорока земельных участков, в многоконтурный участок, состоящий из семи контуров и включающий ранее входившие в состав единого землепользования участки, не свидетельствует об образовании нового участка.

Судебные инстанции, исходя из установленных ими конкретных обстоятельств дела, с учетом нахождения на земельном участке линейного объекта правомерно пришли к выводу о допустимости осуществления кадастрового учета изменений земельного участка применительно к положениям статьи 43 Закона № 218-ФЗ в порядке уточнения описания местоположения его границ и площади и удовлетворили требования Министерства.

Доводы подателя жалобы подлежат отклонению, поскольку эти доводы аналогичны приводившимся в судах первой и апелляционной инстанции, получили надлежащую оценку судов.     

Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены данных судебных актов.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.06.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.08.2021 по делу № А05-4171/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.

Председательствующий

И.В. Сергеева

Судьи

М. В. Захарова

 Т.И. Сапоткина