ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
09 октября 2018 года | г. Вологда | Дело № А05-4310/2018 | |
Резолютивная часть постановления объявлена октября 2018 года .
В полном объёме постановление изготовлено октября 2018 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бушмановой Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2018 года по делу № А05-4310/2018 (судья Меньшикова И.А.),
у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью «Производственное жилищное ремонтно-эксплуатационное предприятие-2» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164500, <...>; далее – общество, ООО «ПЖРЭП-2») обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 164522, <...>) о признании недействительными решений от 10.01.2018 № 39S19180000002, 39S19180000003, 39S19180000004, 39S19180000006, 39S19180000007 о привлечении заявителя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2018 года по делу № А05-4310/2018 заявленные требования удовлетворены.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на то, что исходя из пункта 39 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) следует, что под исправлением сведений понимаются случаи ошибочного искажения сведений, которые уже были представлены в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, а также выявление ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки контролирующим органом. Следовательно, на основании пункта 39 Инструкции № 766н страхователь может быть освобожден от ответственности только в случае самостоятельного представления уточненных (исправленных) индивидуальных сведений относительно уже представленных ранее сведений, касающихся конкретного застрахованного лица.
Одновременно податель жалобы сообщил о том, что, что ответчик по настоящему делу, а именно государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области на основании постановления Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 16.05.2018 № 253п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Архангельской области» 14.09.2018 реорганизовано в форме присоединения к нему государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе Архангельской области и переименовано в государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области ( межрайонное).
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником, и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Таким образом, по прямому указанию закона реорганизация является основанием для замены стороны в процессе.
Указанное обстоятельство подтверждается названным выше постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации, а также сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц в отношении государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное).
Учитывая, что правопреемство подтверждается представленными документами, суд апелляционной инстанции признает ходатайство о процессуальном правопреемстве подлежащим удовлетворению и на основании статьи 48 АПК РФ производит замену ответчика на государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области ( межрайонное) (ОГРН 1022900838168, ИНН 2902042980; место нахождения: 164522, Архангельская область, город Северодвинск, улица Ломоносова, дом 105; далее - управление, УПФ).
ООО «ПЖРЭП-2» отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет выплаты физическим лицам, следовательно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» является страхователем.
Во исполнение обязанностей страхователя общество представило в управление сведения о застрахованных лицах формы СЗВ-М (исходные):
- 08.02.2017 за январь 2017 года в отношении 73 застрахованных лиц;
- 09.03.2017 за февраль 2017 года в отношении 73 застрахованных лиц;
- 07.04.2017 за март 2017 года в отношении 73 застрахованных лиц;
- 11.05.2017 за апрель 2017 года в отношении 74 застрахованных лиц;
- 08.06.2017 за май 2017 года в отношении 72 застрахованных лиц.
В дальнейшем, самостоятельно выявив ошибки в ранее представленных сведениях, общество 15.09.2017 представило в адрес фонда следующие дополняющие сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М, которые не были указаны в исходных сведениях, а именно:
- за январь 2017 года, в котором содержатся сведения еще в отношении двух застрахованных лицах;
- за февраль 2017 года, в котором содержатся сведения еще в отношении двух застрахованных лицах;
- за март 2017 года, в котором содержатся сведения еще в отношении двух застрахованных лицах;
- за апрель 2017 года, в котором содержатся сведения еще в отношении одного застрахованного лица;
- за май 2017 года, в котором содержатся сведения еще в отношении двух застрахованных лицах.
В ходе проведенной управлением проверки правильности заполнения, полноты и своевременности представления ответчиком сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) установлено, что указанные дополнительные сведения формы СЗВ-М за январь, февраль, март, апрель, май 2017 года представлены обществом после истечения предусмотренного законодательством срока.
Выявленные нарушения зафиксированы управлением соответственно в актах от 22.11.2017 № 039S18170006186, 039S18170006188, 039S18170006190, 039S18170006191, 039S18170006192.
Решением управления от 10.01.2018 № 039S19180000002 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица) за январь 2017 года.
Решением управления от 10.01.2018 № 039S19180000003 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица) за февраль 2017 года.
Решением управления от 10.01.2018 № 039S19180000004 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица) за март 2017 года.
Решением управления от 10.01.2018 № 039S19180000006 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 500 руб. (500 руб. х 1 застрахованное лицо) за апрель 2017 года.
Решением управления от 10.01.2018 № 039S19180000007 общество привлечено к ответственности по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ в виде штрафа в размере 1 000 руб. (500 руб. х 2 застрахованных лица) за май 2017 года.
Не согласившись с данными решениями управления, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что общество неправомерно привлечено к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
Закон № 27-ФЗ устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», а также сведений о детях.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ индивидуальный (персонифицированный) учет – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом – месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
На основании части третьей статьи 17 данного Закона за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 – 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.
Таким образом, общество обязано было представить перечисленные сведения за январь 2017 года не позднее 15.02.2017, за февраль 2017 года не позднее 15.03.2017, за март 2017 года не позднее 17.04.2017 (15 и 16 апреля 2017 года – выходные дни), за апрель 2017 года не позднее 15.05.2017, за май 2017 года не позднее 15.06.2017 в отношении всех застрахованных лиц.
Отчетность, представляемая по форме СЗВ-М, утверждена постановлением Правления Пенсионного фонда России от 01.02.2016 № 83п.
Этим постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
В материалах дела усматривается, что предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ сведения формы СЗВ-М за каждый спорный отчетный период 2017 года в отношении 72, 73 либо 74 застрахованных лиц представлены заявителем в установленный Законом срок.
Вместе с тем самостоятельно выявив ошибку в указанных сведениях, страхователь предъявил в УПФ сведения СЗВ-М формы «дополняющая» за каждый спорный отчетный период 2017 года еще на двух, а за апрель – на одно застрахованное лицо.
Часть третья статьи 17 Закона № 27-ФЗ предусматривает ответственность за различные правонарушения: непредставление сведений в установленный срок, представление неполных сведений, представление недостоверных сведений.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2018 года № 303-КГ18-99 по делу № А73-910/2017, а также в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24 июля 2018 года по делу № А05-12494/2017, в соответствии с положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и пункта 39 Инструкции № 766н, страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом статьей 17 Закона № 27-ФЗ не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения пенсионным фондом, и представить в пенсионный фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
В рассматриваемом случае из материалов дела следует, что, самостоятельно выявив ошибки до их обнаружения управлением, общество реализовало свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за январь, февраль, март, апрель, май 2017 года, откорректировав их путем представления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации дополнительных сведений в отношении дополнительного количества застрахованных лиц за эти периоды.
В свою очередь проверки, по результатам которых установлено нарушение обществом требований Закона № 27-ФЗ, и приняты решения о привлечении страхователя к ответственности, проведены управлением только после получения от общества дополнительно представленных сведений.
Самостоятельное выявление и устранение страхователем ошибки в ранее представленных сведениях о застрахованных лицах, в силу приведенных выше нормативных положений, допускает не применять к обществу финансовые санкции, предусмотренные статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Данный правовой подход соответствует правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которым принципы справедливости и соразмерности предполагают пропорциональность не только в санкциях, но и в условиях освобождения от ответственности в зависимости от тяжести содеянного, причиненного ущерба, степени вины и других существенных обстоятельств, не исключая поощрения к правомерному поведению в фискальных правоотношениях (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06.02.2018 № 6-П).
При таких обстоятельствах оснований для применения к обществу финансовых санкций, предусмотренных частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, у управления не имелось.
Таким образом, суд апелляционной инстанции установил, доводы жалобы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение арбитражным судом первой инстанции вынесено при полном выяснении обстоятельств дела, нарушений норм материального и процессуального права не установлено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясьстатьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 30 июля 2018 года по делу № А05-4310/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | Н.В. Мурахина |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.Н. Осокина |