АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
28 декабря 2021 года
Дело №
А05-4500/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2021 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Сергеевой И.В., судей Захаровой М.В., Сапоткиной Т.И.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Евро Холдинг» ФИО1 (доверенность от 01.04.2021), от администрации городского округа «Город Архангельск» ФИО2 (доверенность от 01.07.2021),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу № А05-4500/2021,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Евро Холдинг», адрес: 163001, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к администрации муниципального образования «Город Архангельск», адрес: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Администрация), об обязании заключить дополнительное соглашение к договору от 01.09.2014 № 66/14ок аренды помещения, предусматривающее снижение на период с 01.04.2020 по 15.03.2021 арендной платы до размера, установленного постановлением Правительства Архангельской области от 14.04.2020 № 199-пп, из расчета 1 руб. за 1 кв. м площади.
Решением от 02.07.2021 на Администрацию возложена обязанность заключить с Обществом дополнительное соглашение к договору аренды от 01.09.2014 № 66/14ок, предусматривающее освобождение арендатора от уплаты арендных платежей за период с апреля 2020 года по июнь 2020 года включительно, снижение размера арендной платы на период с 01.07.2020 по 31.12.2020 на 50 процентов от установленного договором размера; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 данное решение оставлено без изменения. В постановлении указано на уточнение наименования ответчика в связи с переименованием на администрацию городского округа «Город Архангельск» (далее также Администрация).
Администрация в кассационной жалобе просит отменить названные судебные акты, ссылаясь нанеправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что до 02.03.2021 от истца не поступало обращений об освобождении от арендной платы и о предоставлении отсрочки ее уплаты; снижение арендной платы за период с июля по декабрь 2020 года на 50 процентов с учетом освобождения арендатора от арендной платы на период с апреля по июнь 2020 года не соответствует балансу интересов сторон; в период с 11.08.2020 по 09.10.2020 истец не являлся субъектом малого или среднего предпринимательства; всем арендаторам муниципального имущества предоставлены равные условия аренды муниципального имущества.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал кассационную жалобу, подтвердив приведенные в ней доводы. Представитель Общества против удовлетворения жалобы возражал, соглашаясь с выводами судов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, муниципальное образование «Город Архангельск» (арендодатель) и общество с ограниченной ответственностью «Евророс Холдинг» (в настоящее время Общество; далее также Общество) (арендатор) заключили договор от 01.09.2014 № 66/14ок аренды нежилых помещений № 1-9 общей площадью 105,6 кв. м, расположенных в здании по адресу: <...>, для использования под кафе сроком в отношении помещений № 1-3, 5-9 - на 5 лет, в отношении помещения № 4 - до 01.01.2017.
На момент заключения договора размер ежемесячной арендной платы составлял 30 624 руб. (пункт 3.1).
Впоследствии письмами от 10.02.2020, 25.02.2021 Администрация уведомила Общество об установлении ежемесячной арендной платы по договору в размере с 01.04.2020 - 34 467 руб. 92 коп., с 01.04.2021 - 35 836 руб. 04 коп. соответственно.
В ответ на обращение Общества от 24.09.2020 Департамент муниципального имущества администрации муниципального образования «Город Архангельск» (далее – Департамент) в письме от 25.01.2021 со ссылкой на протокол № 100/3 заседания коллегии Департамента от 23.12.2020 сообщил об отказе в снижении размера арендной платы по договору от 01.09.2014 № 66/14ок.
В ответ на обращение Общества об освобождении от уплаты арендных платежей и о предоставлении отсрочки уплаты арендной платы письмом от 03.03.2021 Департамент направил Обществу проект дополнительного соглашения к договору, предусматривающего освобождение арендатора от уплаты арендной платы за апрель – июнь 2020 года и отсрочку по арендным платежам за периоды с 18.03.2020 по 31.03.2020, с 01.07.2020 по 30.09.2020 в размере 100-процентной месячной арендной платы.
Общество, не согласившись с предложенными Администрацией условиями, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по общему правилу, изменение договора возможно по соглашению сторон (пункт 1). Согласно пункту 2 названной статьи по требованию одной стороны договор может быть изменен по решению суда в случаях, предусмотренных этим Кодексом, другими законами или договором.
Частью 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - Закон № 98-ФЗ) установлена обязанность арендодателя в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.94 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Закона № 98-ФЗ) (далее – Закон № 68-ФЗ) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439 утверждены Требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества (далее - Требования).
Согласно пункту 1 Требований они применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы в 2020 году по договорам аренды недвижимого имущества, арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Пунктом 5 Требований предусмотрено, что Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления могут быть установлены иные условия предоставления отсрочки в отношении недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, если это не приведет к ухудшению для арендатора условий, предусмотренных данными Требованиями.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – Перечень). В указанный Перечень включена деятельность в сфере общественного питания (деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков).
Указом губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у на территории Архангельской области введен режим повышенной готовности.
Названным указом губернатора, начиная с 28.03.2020, была приостановлена деятельность организаций общественного питания на территории городского округа «Город Архангельск», за исключением обслуживания на вынос и доставки готовой еды. Указанные ограничения действовали до 14.08.2020.
В соответствии с указом губернатора Архангельской области от 15.10.2020 № 144-у с 16.10.2020 было ограничено время работы предприятий общественного питания с 6 часов до 23 часов, исключено проведение любых торжественных и массовых мероприятий.
Указом губернатора Архангельской области от 09.12.2020 № 186-у также было запрещено проведение новогодних и рождественских мероприятий.
В соответствии с указами губернатора Архангельской области от 09.12.2020 № 186-у, от 28.01.2021 № 7-у запрещались организация, проведение и обслуживание торжественных мероприятий (банкетов), поминок, в том числе по заказам, а также любых иных массовых мероприятий в объектах общественного питания.
Указом губернатора Архангельской области от 02.03.2021 № 29-у с 02.03.2021 разрешенаорганизация, проведение и обслуживание торжественных мероприятий (банкетов), поминок, в том числе по заказам, а также любых иных массовых мероприятий в объектах общественного питания при условии участия в таких мероприятиях не более 20 человек.
Решением Архангельской городской Думы от 22.04.2020 № 229 освобождены от уплаты арендных платежей по договорам аренды муниципального имущества, которые заключены до принятия в 2020 году решения о введении режима повышенной готовности в соответствии с указом губернатора Архангельской области от 17.03.2020 № 28-у, за апрель – июнь 2020 года арендаторы – субъекты малого и среднего предпринимательства, включенные в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющие виды деятельности, указанные в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434.
Как установлено судами, договор аренды был заключен до введения на территории Архангельской области режима повышенной готовности; истец является субъектом малого и среднего предпринимательства и основным видом деятельности Общества является «деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» (код ОКВЭД 56.10.1); фактически в арендуемом помещении Общество осуществляло деятельность по обслуживанию торжественных мероприятий, подпадающую под вид деятельности, который обозначен кодом ОКВЭД 56.2.
Суды, установив данные обстоятельства, пришли к правильному выводу о возможности применения к Обществу мер поддержки, предусмотренных решением Архангельской городской Думы от 22.04.2020 № 229, в виде освобождения Общества от арендной платы за период с апреля по июнь 2020 года.
Частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендаторам по договорам аренды недвижимого имущества предоставлено право потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи в невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Закона № 68-ФЗ решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Как разъяснено в ответе на вопрос 5 Обзора по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 2 (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30.04.2020), в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации. Арендная плата подлежит уменьшению с момента, когда наступила указанная невозможность использования имущества по изначально согласованному назначению независимо от даты заключения дополнительного соглашения об уменьшении размера арендной платы либо даты вступления в законную силу решения суда о понуждении арендодателя к изменению договора аренды в части уменьшения арендной платы.
Таким образом, основанием для уменьшения арендной платы по требованию арендатора является невозможность использования в связи с принятыми ограничительными мерами помещения по назначению, которое изначально было согласовано в договоре; сохранение у арендатора возможности использовать имущество, но в меньшем объеме, чем до введения соответствующих ограничений, не лишает его права на уменьшение арендной платы.
Суды, установив, что в связи с введенными указом губернатора Архангельской области ограничениями в 2020 году истец не мог осуществлять в полном объеме в арендуемых помещениях, предоставленных для использования под кафе, деятельность как предприятие общественного питания, правомерно признали за Обществом предусмотренное частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ право на уменьшение арендной платы в 2020 году и посчитали возможным за период с июля по декабрь 2020 года снизить ее размер на 50 процентов, что соответствовало бы сложившейся ситуации и балансу интересов сторон.
Довод подателя жалобы в части освобождения Общества от арендной платы за период с апреля по июнь 2020 года подлежит отклонению, так как в ходе досудебной переписки Администрация не возражала против освобождения Общества от арендной платы за указанный период, направив Обществу проект дополнительного соглашения с соответствующими условиями.
Ссылка ответчика на то, что Общество не обращалось в установленном порядке за изменением условий об арендной плате, опровергается приобщенной к делу перепиской, в частности письмом Администрации от 25.01.2021, направленным в ответ на обращение Общества от 24.09.2020, а также отзывом Администрации на исковое заявление.
Довод Администрации о том, что в период с 11.08.2020 по 09.10.2020 Общество не являлось субъектом малого и среднего предпринимательства, не принимается во внимание, поскольку уменьшение арендной платы за период с июля по декабрь 2020 года произведено судом в соответствии с частью 3 статьи 19 Закона № 98-ФЗ, не предусматривающей наличие у арендатора статуса субъекта малого и среднего предпринимательства как обязательного условия применения данной меры поддержки.
Учитывая изложенное, кассационная инстанция находит обжалуемые решение и постановление законными и не усматривает установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены данных судебных актов.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 02.07.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2021 по делу № А05-4500/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации городского округа «Город Архангельск» – без удовлетворения.
Председательствующий
И.В. Сергеева
Судьи
М. В. Захарова
Т.И. Сапоткина