ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-4653/2022 от 10.10.2022 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

11 октября 2022 года

г. Вологда

Дело № А05-4653/2022

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2022 года .

В полном объеме постановление изготовлено октября 2022 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зреляковой Л.В., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания
Бахориковой М.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобуобщества с ограниченной ответственностью «Эверест»на решение Арбитражного суда Архангельскойобласти от 29 июня 2022 года по делу
№ А05-4653/2022 ,

у с т а н о в и л :

Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ОГРН 1042900024562, ИНН 2901127831;
адрес: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, просп. Троицкий,
д. 14; далее – Управление) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью «Эверест» (ОГРН 1142904000073,
ИНН 2904025757; адрес: 165430, Архангельская обл., Красноборский р-н,
с. Красноборск, ул. Победы, д. 30, каб. 4; далее – Общество) о взыскании 1 659 747 руб. 39 коп., в том числе 1 450 964 руб. 23 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, 208 783 руб. 16 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 27.06.2022.

Решением Арбитражного суда Тверской области от 29 июня 2022 года требования истца удовлетворены частично: с Общества в доход бюджета соответствующего уровня взыскано 1 619 313 руб. 85 коп., в том числе 1 450 964 руб. 23 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, 168 349 руб. 62 коп. пеней за период с 02.03.2021 по 31.03.2022; в удовлетворении остальной части иска отказано; с Общества в доход федерального бюджета взыскано 28 876 руб. государственной пошлины.

Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью. В обоснование жалобы ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность обстоятельств, которые суд посчитал установленными, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, начисленные пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства, поэтому подлежат снижению на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы  извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили.

Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда оставить без изменения, полагает, что основания для снижения размера пеней отсутствуют.

Жалоба рассмотрена без участия представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество в 2020 году осуществляло деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду. В связи с этим ответчик представил в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно которой плата за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) по расчету Общества составляет 325 241 руб. 08 коп.

Управление, проверив представленную Обществом декларацию, выявило факт занижения размера платы за НВОС за 2020 год в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, а также в части платы за размещение твердых коммунальных отходов
(далее – ТКО).

Управление направило Обществу письмо от 13.08.2021, в котором потребовало предоставить пояснения и внести исправления в декларацию о плате за НВОС за 2020 год с учетом выявленных замечаний и представить документы, обязательные для приложения к декларации о плате, документы, подтверждающие платежную базу исчисления платы за 2020 год (документы учета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, формируемые при осуществлении производственного экологического контроля).

Общество указанное требование не исполнило, уточненную декларацию, документы и пояснения в Управление не представило.

Управление по результатам контроля произвело расчет платы за НВОС за 2020 год в части выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, а также в части платы за размещение ТКО.
По расчету истца плата за НВОС за 2020 год составила 1 591 227 руб. 23 коп., в том числе 1 300 964 руб. 23 коп. – плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 290 263 руб. – плата за размещения ТКО.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в части платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами произведен Управлением с учетом данных раздела 1 декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год на основании Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255), с применением коэффициента к ставке платы за сверхлимитный выброс, равного 100, в связи с отсутствием у Общества разрешительного документа за рассматриваемый период.

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год в части платы за размещение ТКО произведен Управлением на основании данных о количестве принятых Обществом от общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» ТКО в 2020 год, представленных письмом от 04.08.2021 № 17600/08-21 (масса размещенных отходов – 3 055,4 тонн), с применением ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Поскольку при проведении контроля за правильностью исчисления платы за НВОС Управлением выявлены ошибки, в адрес Общества направлены требования от 29.12.2021 № 07-02-01/17348, 07-02-01/17319, 07-02-01/17350,  07-02-01/17346 о доначислении и внесении платы за НВОС за 2020 год и пеней за несвоевременное и неполное внесение платы.

Общество внесло плату за НВОС в части размещения ТКО по платежному поручению от 03.02.2022 № 1 в сумме 140 263 руб. и погасило пени по платежному поручению от 03.02.2022 № 11 в сумме 24 919 руб. 08 коп.

Ссылаясь на то, что Общество плату за НВОС за 2020 год, а также пени в полном объеме не внесло, Управление обратилось в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании с Общества задолженности по плате за НВОС за 2020 год в сумме 1 450 964 руб. 23 коп. и пеней за период с 02.03.2021 по 27.06.2022 в сумме 208 783 руб. 16 коп.

Суд первой инстанции, оценив обстоятельства дела и представленные доказательства, признал заявленные требования обоснованными по праву, взыскал задолженность в полном объеме, а пени частично в сумме 168 349 руб. 62 коп. за период с 02.03.2021 по 31.03.2022.

Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом, поскольку выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, основанными на нормах законодательства и материалах дела.

В соответствии с приложением 1 к приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.06.2021 № 361 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» Управление наделено бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На основании пункта 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает, в частности, следующими бюджетными полномочиями: осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В силу изложенного Управление является уполномоченным органом для обращения в суд с рассматриваемыми требованиями.

Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон № 7-ФЗ) определено, что негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно статье 3 Закона № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее – выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее – сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ определено, что плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктами 1 – 3 статьи 16.2 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что платежной базой для исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду является объем или масса выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном периоде отходов производства и потребления. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно на основе данных производственного экологического контроля. Платежная база определяется лицами, обязанными вносить плату, для каждого стационарного источника, фактически использовавшегося в отчетный период, в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления.

В соответствии с положениями статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных настоящей статьей, и суммирования полученных величин (пункт 1). Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливаются за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, а также за размещение отходов производства и потребления по классу их опасности (пункт 2). Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4).

В силу приведенных норм Закона № 7-ФЗ Общество, являясь юридическим лицом, деятельность которого оказывает негативное воздействие на окружающую среду, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Правила № 255 устанавливают порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения.

Согласно пункту 2 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду является календарный год.

На основании пункта 5 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Пунктом 3 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Материалами дела подтверждается, что Общество представило в Управление декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2020 год, согласно которой сумма платы исчислена в размере 325 241 руб. 08 коп. Управление выявило, что размер платы за НВОС за 2020 год ответчиком занижен и должен составлять 1 591 227 руб. 23 коп., в том числе 1 300 964 руб. 23 коп. – плата за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами; 290 263 руб. – плата за размещение ТКО.

В соответствии с пунктом 8 Правил № 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода, по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.07.2015 № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, применяемые в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24.01.2019 № 39 «О применении в 2020 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» и постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2016 № 913 «О ставкахплаты за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от 08.11.2012 № 1148 «Об особенностях исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду при выбросах в атмосферный воздух загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Статьей 31.2 Закона № 7-ФЗ определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, представляют декларацию о воздействии на окружающую среду.

Судом первой инстанции верно установлено, что Общество осуществляет хозяйственную и (или) иную деятельность на объекте – полигон твердых бытовых отходов № 11-0129-001825-П, отнесенном к объектам II категории, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащим федеральному государственному экологическому надзору.

Согласно пункту 2 статьи 31.2 Закона № 7-ФЗ декларация о воздействии на окружающую среду представляется в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в отношении объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, в отношении иных объектов – в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельными законодательными актами Российской Федерации» предусмотрено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Законом № 7-ФЗ к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Материалами дела подтверждается, что Обществу не выдавались разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.

В силу пункта 5 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ в целях стимулирования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность, к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам такой платы применяется коэффициент 100 за объем или массу выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, превышающих установленные для объектов I категории такие объем или массу, а также превышающих указанные в декларации о воздействии на окружающую среду для объектов II категории такие объем или массу.

Пунктом 12 Правил № 255 установлено, что при непредставлении лицами, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, декларации о воздействии на окружающую среду, такие лица для расчета платы используют формулы, указанные в пунктах 20 и 21(1) настоящих Правил, а в отношении расчета платы за размещение твердых коммунальных отходов – формулу, указанную в пункте 18(2) настоящих Правил.

Пунктом 21 Правил № 255 определен порядок расчета платы за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, предусматривающий применение, помимо фактических данных, ставок платы и дополнительного/поправочного коэффициента, равного в 2020 году 1,08, коэффициентов к ставке платы, равном 100 (в разделе 1 декларации о плате за НВОС для II категории).

Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Общество при расчете платы за НВОС за 2020 год вправе не применять коэффициент к ставке платы, равном 100, в соответствующих разделах только с момента представления в Управление декларации о воздействии на окружающую среду. Обществом декларация о воздействии на окружающую среду в Управление не представлена.

Общество в декларации о плате за НВОС за 2020 год исчислило плату за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (раздел 1) без применения коэффициента к ставке платы, равного 100. В связи с этим Управление правомерно исчислило плату за НВОС за 2020 год в размере 1 300 964 руб. 23 коп.

Общество в представленной декларации за НВОС за 2020 год плату за размещение твердых коммунальных отходов не исчисляло, раздел 3.1 декларации не заполняло. Согласно письму общества с ограниченной ответственностью «ЭкоИнтегратор» от 04.08.2021 № 17600/08-21 на полигон Общества в 2020 году размещено 3 055,4 тонн ТКО.

Плата за размещения ТКО рассчитана Управлением на основании данных о количестве принятых Обществом в 2020 году на свой полигон отходов
(3 055,4 тонн) с применением ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду (95) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 № 758 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства российской Федерации».

По расчету Управления плата за НВОС за 2020 год в части размещения ТКО составляет 290 263 руб.

Поскольку ответчик указанную плату внес частично по платежному поручению от 03.02.2022 № 1 на сумму 140 263 руб., долг по плате за НВОС за 2020 год в части размещения ТКО составил 150 000 руб.

В связи с этим требование о взыскании задолженности правомерно удовлетворено судом в полном объеме в сумме 1 450 964 руб. 23 коп.

Кроме того истцом предъявлено требование о взыскании пеней в сумме 208 783 руб. 16 коп., начисленных за период с 02.03.2021 по 27.06.2022. данное требование признано судом обоснованным в части взыскания пеней в сумме 168 349 руб. 62 коп. за период с 02.03.2021 по 31.03.2022.

Пунктом 7 статьи 16.4 Закона № 7-ФЗ определено, что несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.

Суд первой инстанции признал требование о взыскании пеней обоснованным по праву, поскольку ответчиком плата в установленный срок не внесена. При этом суд произвел перерасчет пеней за период с 02.03.2021 по 31.03.2022 с учетом положений статей 9.1, 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», постановления Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами», пункта 7 постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Также суд применил ключевую ставку Банка России 9,5 %, действовавшую на дату принятия решения суда, приняв во внимание правовую позицию, сформулированную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2016), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 19.10.2016 (вопрос 3).

Указанный расчет пеней проверен судом апелляционной инстанции, признан верным, поэтому требование о взыскании пеней правомерно удовлетворено частично.

В апелляционной жалобе ответчик сослался на то, что начисленные пени явно несоразмерны последствиям нарушения обязательства, поэтому подлежат снижению на основании статьи 333 ГК РФ.

Согласно пункту 1 статьи 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

Как установлено пунктом 1 статьи 333 ГК РФ, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку.

В силу пунктов 71, 72 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств», если должником является коммерческая организация, индивидуальный предприниматель, а равно некоммерческая организация при осуществлении ею приносящей доход деятельности, снижение неустойки судом допускается только по обоснованному заявлению такого должника, которое может быть сделано в любой форме. Заявление ответчика о применении положений статьи 333 ГК РФ может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

В абзаце шестом пункта 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 12 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции» разъяснено, что согласно части 7 статьи 268 АПК РФ новые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции. Например, не могут быть приняты и рассмотрены требования о снижении размера пеней, неустойки, штрафа, которые не были заявлены в суде первой инстанции.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

Как следует из материалов дела, ответчик надлежащим образом извещен о рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции и его представитель  участвовал в судебных заседаниях, в связи с чем имел возможность воспользоваться своими процессуальными правами и заявить ходатайство о снижении неустойки на основании статьи 333 ГК РФ, а также представить доказательства ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства. Обстоятельств, препятствующих такой возможности, ответчиком в апелляционной жалобе не приведено, судом апелляционной инстанции не установлено.

Поскольку ответчик возражений относительно размера взыскиваемых пеней и ходатайства о снижении суду первой инстанции не заявил, возможность применения положений статьи 333 ГК РФ при рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом отсутствует.

Таким образом, законных оснований для снижения пеней у суда апелляционной инстанции не имеется.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают их и сводятся к несогласию с оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и установленных обстоятельств по делу, что в соответствии со статьей 270 АПК РФ не может рассматриваться в качестве основания для отмены обжалуемого судебного акта.

Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины, в соответствии со статьей 110 АПК РФ, относятся на ее подателя.

Руководствуясь статьями  268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельскойобласти от 29 июня
2022 года по делу № А05-4653/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Эверест» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Л.В. Зрелякова

Судьи

А.Я. Зайцева

О.Б. Ралько