ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
26 сентября 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-4658/2019 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2019 года по делу № А05-4658/2019 ,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163002, <...>; далее – УФССП, служба, заказчик) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Северо-Западному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 191028, Санкт-Петербург, улица Моховая, дом 3; далее – управление, административный орган) об отмене постановления от 05.04.2019 № 57-72-8214-839/ПС, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
УФССП с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, а также на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает на то, что служба осуществляет надлежащий строительный контроль за выполнением работ объекта капитального строительства, а также за соответствием указанных работ требованиям технических регламентов и проектной документации, что подтверждается предоставленными документами (актами освидетельствования скрытых работ), поэтому, как считает апеллянт, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для вывода о наличии вины заказчика в совершении правонарушения. Кроме того, считает неправомерным вывод суда о наличии у заявителя обязанности по составлению отдельных актов по проведению контрольных мероприятий.Также считает, что в данном случае отсутствуют нарушения требований проектной документации при применении строительных материалов. Полагает, что судом не учтено, что указанная замена строительных материалов не повлекла удорожание работ, таким образом, внесение каких либо изменений в проектную документацию не требовалось, так как отклонений от параметров объекта капитального строительства не производилось.
От управления отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Северо-Западного управления Ростехнадзора от 14.12.2018 № 57-72-8214/Рк управлением 28.12.2018 проведена выездная проверка в отношении общества с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажное управление № 1» с целью контроля деятельности юридического лица по соблюдению требований законодательства о градостроительной деятельности, в том числе технических регламентов, проектной документации, обязательных норм и правил при строительстве объекта административного здания для заказчика (УФССП), расположенного по адресу: примерно в 20 метрах на юго-восток от здания № 54 по улице Комсомольской в Октябрьском территориальном округе города Архангельска, на основании разрешения на строительство от 18.06.2018 № RU29301000-343-2018, выданного администрацией муниципального образования «Город Архангельск».
Как указано в распоряжении, задачами настоящей проверки являлись:
- осуществление контроля за соблюдением юридическим лицом требований законодательства о градостроительной деятельности, обязательных норм и правил;
- принятие мер по устранению нарушений обязательных требований законодательства о градостроительной деятельности (в случае их выявления) и по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения требований Федеральных законов и иных нормативных правовых актов.
В ходе проверки управление пришло к выводу о том, что в соответствии с требованием проектной документации (шифр 2016-013-01-ОК/16ГК), разработанной обществом с ограниченной ответственностью «Стройпроект», получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и инженерных изысканий от 24.07.2017 № 238-17/СПЭ-4195/021 и утвержденной приказом УФССП от 18.10.2017 № 178-х, в период с 12.09.2018 по 03.12.2018 строительный контроль на объекте осуществлялся УФССП самостоятельно, так как государственный контракт на оказание услуг по исполнению функций строительного контроля от 06.04.2018 № 056-01-А/18ГК с обществом с ограниченной ответственностью «Строительно-монтажный трест» расторгнут 12.09.2018 (соглашение о расторжении государственного контракта на оказание услуг по исполнению функций строительного контроля за строительством вышеуказанного объекта от 06.04.2018 № 056-01-А/18ГК ИКЗ: 181290128061429010100100110064299414 от 12.09.2018), а новый государственный контракт на оказание услуг по исполнению функций строительного контроля за строительством вышеуказанного объекта № 148-04-А/18ГК заключен 03.12.2018 с обществом с ограниченной ответственностью «Модуль-Р».
При этом при строительстве вышеуказанного объекта капитального строительства строительный контроль осуществлялся УФССП ненадлежащим образом.
По результатам проверки управлением оставлен акт от 28.12.2018 № 57-72-8214-8717/А, в котором отражены выявленные нарушения обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов, а именно:
1. Приемка законченных видов и отдельных этапов работ по строительству объекта капитального строительства со стороны заказчика до 03.12.2018 не осуществлялась (акты освидетельствования скрытых работ № 20 от 25.08.2018, № 22 от 06.09.2018, № 23 от 06.09.2018, № 25 от 28.09.2018, № 26 от 16.10.2018, № 27 от 18.10.2018, № 28 от 22.10.2018 не подписаны), что явилось нарушением требований проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-ПОС.ПЗ (листы 12, 13), части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ);
2. Не составляются акты по результатам контрольных мероприятий, проводимых лицом, осуществляющим строительство, совместно с заказчиком (застройщиком). Сведения о контрольных мероприятиях и их результаты не отражены в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов, что явилось нарушением требований проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-ПОС.ПЗ (лист 13), пункта 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее – Положение № 468);
3. В рамках строительного контроля не выявлены нарушения требований проектной документации, а именно: армирование колонн в осях 1-8/А-Г на отм.-3,960 (акт от 06.09.2018 № 22) осуществляется арматурой класса А500С. Кроме того, арматура диаметра 8 применена класса АI (сертификат качества № 8000641084 от 04.04.2018). Проектом предусмотрена арматура класса АIII (А400) с маркой стали по ГОСТ 5781-82-25Г2С, что явилось нарушением требований проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-КР1.1 (листы 1.4, 42);
4. В рамках строительного контроля не выявлены нарушения требований проектной документации, а именно: армирование диафрагм жесткости здания в осях 1/Г и 7-8/А-В (акт от 22.10.2018 № 36) осуществляется арматурой класса А500С. По проекту предусматривается арматура диам.12 класса АIII (А400) с маркой стали по ГОСТ 5781-82-25Г2С, арматура диам.8 класса АI (А240) – с маркой стали по ГОСТ 380-2005-Ст3сп, закладная деталь 3б-6, чем нарушены требования проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-КР1.1 (листы 1.4, 42, 48);
5. В рамках строительного контроля не выявлены нарушения требований проектной документации по бетонированию диафрагм жесткости здания в осях 1/Г и 7-8/А-В (акт от 22.10.2018 № 39) бетоном марки В30F100W6. По проекту предусматривается бетон марки В30F100W4. Кроме того, на выполненный объем бетонных работ (24м3) документы качества бетонной смеси представлены только на 16м3, чем нарушены требования проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-КР1.1 (листы 1.4, 42).
Апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что поскольку в протоколе об административном правонарушении и в оспариваемом постановлении нарушения указанные в пунктах 3, 4 и 5 акта проверки, также вменены службе в вину, то употребление в указанных пунктах в словосочетания «не выявлены» приставки «не» фактически является опечаткой.
По факту выявленных нарушений уполномоченным сотрудником – государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Архангельской области ФИО1 в отношении УФССП составлен протокол от 26.03.2019 № 57-72-8214-929/ПТ об административном правонарушении по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения материалов административного дела заместителем руководителя управления принято постановление от 05.04.2019 № 57-72-8214-839/ПС, которым служба привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 9.4 КоАП РФ и ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
При этом, как указано в постановлении, нарушение, отраженное в пункте 1 акта проверки и протокола об административном правонарушении, из постановления исключается, так как акты освидетельствования скрытых работ № 20 от 25.08.2018, № 22 от 06.09.2018, № 23 от 06.09.2018, № 25 от 28.09.2018, № 26 от 16.10.25018, № 27 от 18.10.2018, № 28 от 22.10.2018, подписанные со стороны заказчика, представлены, тогда как пункт 2 постановления остается в силе, так как за период с 31.08.2018 по 06.12.2018 сведения о проведении контрольных мероприятий и их результатах в общем журнале работ не отражены, пункты 3, 4, 5 постановления также остаются в силе, поскольку изменения в проектную документацию должны быть внесены надлежащим образом.
Не согласившись с названным постановлением, УФССП обжаловало его в арбитражный суд.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Согласно положениям частей 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ установлено, что нарушение требований технических регламентов, проектной документации, обязательных требований документов в области стандартизации или требований специальных технических условий либо нарушение установленных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до дня вступления в силу технических регламентов обязательных требований к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства, в том числе при применении строительных материалов (изделий), влечет за собой предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной данного административного правонарушения является нарушение в том числе требований технических регламентов, проектной документации, государственных стандартов и технических условий, строительных норм и правил, утвержденных проектов, других нормативных документов в области строительства, содержащих обязательные требования к зданиям и сооружениям при проектировании, строительстве, реконструкции или капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Объектом правонарушения является установленный законодательством порядок осуществления строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 1 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт регулируется данным Кодексом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства могут осуществляться физическими и юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим строительство.
Лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 (часть 3 статьи 52 ГрК РФ).
Следовательно, субъектами ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ, могут быть застройщик или подрядная организация, непосредственно осуществляющие работы по строительству.
В силу пункта 16 статьи 1 ГрК РФ под застройщиком понимается физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее – лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
В соответствии с частью 6 этой же статьи Кодекса лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или технического заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Как указано в части 2 статьи 48 ГрК РФ, проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Согласно части 1 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в целях проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов), требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, для проверки соответствия выполняемых работ проектной документации (часть 2 статьи 53 ГрК РФ).
Частью 4 статьи 53 ГрК РФ предусмотрено, что в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда), должен проводиться контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также за безопасностью строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, если устранение выявленных в процессе проведения строительного контроля недостатков невозможно без разборки или повреждения других строительных конструкций и участков сетей инженерно-технического обеспечения, за соответствием указанных работ, конструкций и участков сетей требованиям технических регламентов и проектной документации. До проведения контроля за безопасностью строительных конструкций должен проводиться контроль за выполнением всех работ, которые оказывают влияние на безопасность таких конструкций и в соответствии с технологией строительства, реконструкции, капитального ремонта контроль за выполнением которых не может быть проведен после выполнения других работ, а также в случаях, предусмотренных проектной документацией, требованиями технических регламентов, должны проводиться испытания таких конструкций. По результатам проведения контроля за выполнением указанных работ, безопасностью указанных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения составляются акты освидетельствования указанных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения.
Из совокупного толкования вышеназванных правовых норм и обстоятельств, связанных с расторжением государственного контракта на оказание услуг по исполнению функций строительного контроля за строительством вышеуказанного объекта, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что в данном случае в период с 12.09.2018 по 03.12.2018 УФССП являлось лицом, самостоятельно осуществлявшим строительный контроль на объекте застройки.
Частью 8 статьи 53 ГрК РФ определено, что порядок проведения строительного контроля устанавливается Правительством Российской Федерации.
Отклоняя доводы подателя жалобы о том, что служба осуществляет надлежащий строительный контроль за выполнением работ объекта капитального строительства, а также за соответствием указанных работ требованиям технических регламентов и проектной документации, что подтверждается предоставленными документами (актами освидетельствования скрытых работ), а также об отсутствии у заявителя обязанности по составлению отдельных актов по проведению контрольных мероприятий, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу пункта 2 Положения № 468 предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
При этом как указано в пункте 3 Порядка № 468, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство, застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации).
Согласно пункту 6 Порядка № 468 строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
Согласно пункту 11 Порядка № 468 в случае, если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 этого Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
В пункте 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» также подробно прописаны контрольные мероприятия, осуществляемые заказчиком при строительном контроле.
В частности, как указано в названной норме, строительный контроль заказчика выполняет в том числе:
- проверку наличия у лица, осуществляющего строительство, документов о качестве (сертификатов в установленных случаях) на применяемые им материалы, изделия конструкций и оборудование, документированных результатов входного контроля и лабораторных испытаний;
- контроль соблюдения лицом, осуществляющим строительство, правил складирования и хранения применяемых материалов, изделий конструкций и оборудования; при выявлении нарушений этих правил представитель строительного контроля застройщика (заказчика) может запретить применение неправильно складированных и хранящихся материалов;
- контроль соответствия выполняемого лицом, осуществляющим строительство, операционного контроля требованиям 7.1.6;
- контроль наличия и правильности ведения лицом, осуществляющим строительство, исполнительной документации, в том числе оценку достоверности геодезических исполнительных схем выполненных конструкций с выборочным контролем точности положения элементов;
- контроль за устранением дефектов в проектной документации, выявленных в процессе строительства, документированный возврат дефектной документации проектировщику, контроль и документированную приемку исправленной документации, передачу ее лицу, осуществляющему строительство;
- контроль исполнения лицом, осуществляющим строительство, предписаний органов государственного надзора и местного самоуправления;
- извещение органов государственного надзора обо всех случаях аварийного состояния на объекте строительства;
- оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подписание двухсторонних актов, подтверждающих соответствие; контроль за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов;
- заключительную оценку (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия законченного строительством объекта требованиям законодательства, проектной и нормативной документации.
Пунктом 12 Порядка № 468 предусмотрено, что проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ (раздел 4) с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
Как усматривается в материалах дела и установлено судом, на листе 12 проектной документации 2016-013-01-ОК/16ГК-ПОС.ПЗ определено, что контроль качества осуществляется представителями заказчика (техническим надзором над строительством); персоналом подрядных организаций, а также комиссиями внутреннего контроля, назначенными руководителем подрядной организации; представителями проектных организаций. Контроль качества строительства объектов производится в сроки: персоналом подрядных организаций и представителями заказчиков – ежедневно; представителями проектных организаций – в сроки, определенные договором на авторский надзор.
Также как зафиксировано на листе 12 проектной документации, на объекте строительства надлежит вести общий журнал работ, специальные журналы по отдельным видам работ, перечень которых устанавливается заказчиком по согласованию с генподрядчиком и субподрядными организациями, журнал авторского надзора проектных организаций (при его наличии); составлять акты освидетельствования скрытых работ, промежуточной приемки ответственных конструкций, испытаний и опробования оборудования, сетей и устройств; оформлять другую производственную документацию, предусмотренную СНиП по отдельным видам работ, и исполнительную документацию – комплекс рабочих чертежей с надписями о соответствии выполняемых в натуре работ или с внесенными в них по согласованию с проектной организацией изменениями, сделанными лицами, ответственными за производства строительных работ.
При контроле и приемке проверяются, в том числе соответствие применяемых и примененных материалов, изделий и конструкций требованиям проекта, СНиП, ТУ; соответствие состава и объема выполненных работ проекту; степень соответствия контролируемых физико-механических, геометрических и других показателей требованиям проекта (лист 13 проектной документации).
Статьей 5 названного Закона предусмотрено, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса. Безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 настоящего Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу части 4 статьи 38 упомянутого Закона оценкой соответствия здания или сооружения в процессе строительства и при его окончании должно определяться соответствие выполняемых работ в процессе строительства, результатов их выполнения и применяемых строительных материалов и изделий требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации.
С учетом изложенного является правильным вывод суда первой инстанции о том, что на УФССП возложена обязанность осуществлять строительный контроль за выполнением работ, которые оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства, за соответствием указанных работ требованиям технических регламентов и проектной документации и выявления факта отклонений от проектной документации, получившей положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.
В рассматриваемом случае управлением выявлено, что в период с 12.09.2018 по 03.12.2018 мероприятия по строительному контролю не проводились, результаты в общем журнале работ не отражены, соответствующие акты отсутствуют.
Доказательств, опровергающих названные выводы ответчика, апеллянтом в материалы дела не предъявлено.
При этом вопреки доводам жалобы, обязанность УФССП составлять не только акты освидетельствования скрытых работ, но и акты промежуточной приемки ответственных конструкций, испытаний и опробования оборудования, сетей и устройств, прямо установлена подпунктом «г» пункта 6 Порядка № 468 и проектной документацией объекта застройки, что отражено ранее в настоящем постановлении.
Ссылка подателя жалобы на то, что в силу пункта 11 Порядка № 468 у него как заказчика отсутствовала обязанность составлять отдельные акты по проведению контрольных мероприятий, правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку данное обстоятельство не исключает обязанности заявителя по осуществлению надлежащего строительного контроля в целом даже в том случае, если подрядчик по каким-то причинам не извещал заказчика о дате и времени осуществления мероприятий по проведению оценки (совместно с лицом, осуществляющим строительство) соответствия выполненных работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, а также по подписанию двухсторонних актов, подтверждающих такое соответствие.
При этом в пункте 7.3 СП 48.13330.2011 «Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004» прямо указано на то, что строительный контроль заказчика заключается в том числе в контроле за выполнением лицом, осуществляющим строительство, требования о недопустимости выполнения последующих работ до подписания указанных актов.
Частью 1 статьи 34 Закона № 384-ФЗ предусмотрено, что строительство здания или сооружения должно осуществляться с применением строительных материалов и изделий, обеспечивающих соответствие здания или сооружения требованиям настоящего Федерального закона и проектной документации. Строительные материалы и изделия должны соответствовать требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (часть 2 статьи 34 данного Закона).
Лицо, осуществляющее строительство здания или сооружения, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности должно осуществлять контроль за соответствием применяемых строительных материалов и изделий, в том числе строительных материалов, производимых на территории, на которой осуществляется строительство, требованиям проектной документации в течение всего процесса строительства (часть 3 статьи 34 Закона № 384-ФЗ).
В рассматриваемом случае управлением установлено, что в рамках строительного контроля УФССП нарушений требований проектной документации не выявлено.
При этом податель жалобы считает, что в данном случае отсутствуют нарушения требований проектной документации при применении строительных материалов, а также полагает, что указанная в пунктах 3-5 акта проверки замена строительных материалов не повлекла удорожание работ, таким образом, внесение каких либо изменений в проектную документацию не требовалось, так как отклонений от параметров объекта капитального строительства не производилось.
Между тем административный орган пришел к выводу о том, что при строительстве объекта капитального строительства, допущено осуществление строительных работ с нарушениями требований утвержденной в установленном законом порядке проектной документации, поскольку подателем жалобы документально не подтвержден тот факт, что нарушения в виде отступления от проектной документации, отраженные в пунктах 3-5 оспариваемого постановления, не могут повлиять на обеспечение конструктивной надежности и безопасности объекта капитального строительства.
При этом доказательств внесения изменений в проектную документацию в части замены арматуры, которой осуществлялось армирование колонн в осях 1-8/А-Н на отм.-3,960, армирование диафрагм жесткости здания в осях 1/Г и 7-8/А-В, марки бетона, используемого в строительстве, службой не представлено.
Ссылка апеллянта на то, что указанные в пунктах 3-5 постановления факты замены строительных материалов не повлекла удорожание работ, следовательно, внесение каких либо изменений в проектную документацию не требовалось, основана на ошибочном толковании норм права и требований проектной документации.
Таким образом, вывод административного органа о ненадлежащем осуществлении строительного контроля со стороны УФССП не опровергнут со стороны заявителя относимыми и допустимыми доказательствами.
При таких обстоятельствах административный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии УФССП события административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина заявителя в совершенном им административном правонарушении установлена и подтверждена материалами дела.
В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие принятие службой всех зависящих от неё мер по соблюдению установленного порядка осуществления строительства в целях предотвращения правонарушения, а также невозможности соблюдения указанных требований в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
На основании изложенного управление пришло к обоснованному выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
УФССП привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание назначено заявителю в виде предупреждения, что предусмотрено санкцией части 1 статьи 9.4 КоАП РФ.
Ввиду отсутствия в материалах дела доказательств, свидетельствующих о наличии исключительных обстоятельств, позволивших бы признать совершенное правонарушение малозначительным, оснований для применения по данному делу статьи 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Административным органом не допущено существенных процессуальных нарушений в ходе проведения проверки и рассмотрения дела об административном правонарушении, которые привели бы к нарушению прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности, и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 24 июня 2019 года по делу № А05-4658/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления федеральной службы судебных приставов по Архангельской области и Ненецкому автономному округу – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.Ю. Докшина