ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-5021/18 от 13.03.2019 АС Архангельской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

13 марта 2019 года

Дело №

А05-5021/2018

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Савицкой И.Г.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Белый дом» Литвиновой О.М. (доверенность от 18.05.2017), от государственного казенного учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» ФИО1 (доверенность от 21.12.2018),

        рассмотрев 06.03.2019 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Белый дом» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2018 (судья                        Дмитревская А.А.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю.,  Осокина Н.Н.)  по делу № А05-5021/2018,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Белый дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163069, <...>; далее - ООО «Белый дом», общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее - УФАС, антимонопольный орган, управление) о признании незаконными решения от 18.04.2018 № 04-05/1955 и предписания от 18.04.2018 № 04-05/1836, вынесенных по результатам рассмотрения дела № 101оз-18, а также о возложении на ответчика обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения жалобы.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное казенное учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее - учреждение), Контрактное агентство Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163069, <...>; далее - агентство), акционерное общество «Единая электронная торговая площадка» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 115114, <...>; далее - АО «ЕЭТП»), общество с ограниченной ответственностью «РК-Инвест» (место нахождения: <...>; далее - ООО «РК-Инвест»), общество с ограниченной ответственностью «Строй Центр» (место нахождения: <...>; далее - ООО «Строй Центр»).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2018  признано недействительным, принятым в нарушением Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), пункт 1 резолютивной части решения управления от 18.04.2018 № 04-05/1955 по делу № 101оз-18 в части признания жалобы ООО «Белый Дом» необоснованной. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.

В кассационной жалобе ООО «Белый дом» просит отменить решение от 27.07.2018 и постановление от 15.11.2018 в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новый судебный акт о признании недействительными пунктов 2, 3, 4 решения УФАС 18.04.2018 № 04-05/1955, отмене предписания от 18.04.2018 и обязании антимонопольный орган повторно рассмотреть жалобу общества. По мнению подателя жалобы, выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы. Представитель учреждения возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям изложенным в отзыве.

В отзыве на кассационную жалобу УФАС просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

АО «ЕЭТП» заявило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.

Другие лица участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили. Дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки в связи с поступившей 11.01.2018 в управление из ФАС России жалобы общества на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московский в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932) в связи с признанием несоответствующей заявки ООО «Белый Дом» по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, управлением принято решение от 18.04.2018 по делу № 101оз-18 (с учетом определения от 11.05.2018 УФАС об исправлении опечатки в решении и предписании), которым:

1) жалоба общества признана необоснованной.

2) Заказчик, Уполномоченный орган признаны нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе;

3) Уполномоченному органу, единой комиссии, оператору электронной площадки - АО «Единая электронная торговая площадка» постановлено выдать предписание об устранении выявленных нарушений Закона №44-ФЗ, а именно:

        3.1. Уполномоченному органу, единой комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.03.2018, протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018. Разместить информацию об отмене указанных протоколов на сайте электронной площадки.

       Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения аукциона от 02.04.2018;

3.2. Оператору электронной площадки не позднее 1-го рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3.3. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

3.4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.2 настоящего предписания назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

4. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии исполнить пункты 3.1 и 3.3 настоящего решения в срок до 11 мая 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения в УФАС в письменном виде, по факсу (8182)21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

Во исполнение названного решения УФАС Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки выдано предписание от 18.04.2018  № 101оз-18 о прекращении нарушений Закона № 44-ФЗ, согласно которому:

       1. Уполномоченному органу, единой комиссии отменить протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.03.2018, протокол подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018. Разместить информацию об отмене указанных протоколов на сайте электронной площадки.

        Оператору электронной площадки обеспечить Уполномоченному органу, единой комиссии возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания, отменить протокол проведения аукциона от 02.04.2018;

2. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 1 настоящего предписания:

- вернуть заявки участникам закупки, подавшим заявки на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр.Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932);

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о возможности подачи заявок на участие в электронном аукционе вновь;

- прекратить блокирование операций по счетам для проведения операций по обеспечению участия в электронных аукционах, открытых участникам закупки, подавшим заявки на участие в аукционе, в отношении денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в аукционе.

3. Заказчику, Уполномоченному органу в документацию об электронном аукционе и в извещение внести изменения в соответствии с требованиями действующего законодательства РФ; продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр.Московскому в г. Архангельске (извещение № 0124200000618000932) на срок не менее 15 дней с момента размещения на официальном сайте указанных изменений; установить дату окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и дату проведения электронного аукциона в соответствии с действующим законодательством.

4. Оператору электронной площадки не позднее 1 рабочего дня со дня исполнения пункта 3.2 настоящего предписания назначить время проведения электронного аукциона и уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в аукционе, о новой дате окончания рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения аукциона.

5. Заказчику, Уполномоченному органу, единой комиссии исполнить пункты 1 и 3 настоящего предписания в срок до 11 мая 2018 года и в тот же срок сообщить об исполнении настоящего решения в УФАС в письменном виде, по факсу (8182)21-54-45, либо на адрес электронной почты to29@fas.gov.ru с приложением подтверждающих документов.

Не согласившись с принятыми антимонопольным органом 18.04.2018 по делу № 101оз-18 решением и предписанием, общество оспорило их в судебном порядке.

Суды первой и апелляционной инстанций признали недействительным пункт 1 решения УФАС  от 18.04.2018, исходя из мотивировочной части решения управления, которое фактически согласилось с доводами общества. В удовлетворении остальной части требований обществу отказано, поскольку суды пришли к выводу, что обжалуемые решение и предписание УФАС не нарушают его прав и законных интересов.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу общества  не подлежащей удовлетворению в силу следующего.

Из системного толкования части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 АПК РФ следует, что для признания недействительными ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту, и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.

Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Закона о контрактной системе).

Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены единые требования к участникам закупки.

Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации (пункт 3 части 2 статьи 31).

Соответствующие дополнительные требования установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99   «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее - постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99).

        Пунктом 2 Приложения 1 к названному постановлению установлены дополнительные требования к участникам закупок на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, в частности, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом к документам, подтверждающим соответствие участников закупки дополнительным требованиям, отнесены:

копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ;

копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ.

В силу части 6 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7, 8 части 2 статьи 62, частям 3, 5 статьи 66 данного Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частью 1.1, частью 2, 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного Федерального закона.

Согласно части 7 статьи 69 Федерального закона № 44-ФЗ принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 настоящей статьи, не допускается.

Применительно к обстоятельствам дела, поскольку начальная (максимальная) цена заключаемого государственного контракта составляет                 473 364 930,64 рублей, то во исполнение требования части 5 статьи 31 Закона                           № 44-ФЗ частью 14 раздела I «Общие положения» документации об аукционе установлено, что участник электронного аукциона должен соответствовать следующим дополнительным требованиям (указаны в приложении № 1 к постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99):

наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных жилых домов, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используется следующая группа работ строительных: работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

       Установив, что представленные обществом контракты не подтверждают строительство, реконструкцию или капитальный ремонт многоэтажных жилых домов, в соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018 единой комиссией, при рассмотрении вторых частей заявок на участие в аукционе трех участников аукциона, заявка ООО «Белый Дом» признана несоответствующей требованиям документации об аукционе.

        При этом комиссия руководствовалась пунктом 5.5 части 5                                      «СП 42.13330.2016. Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*» и пунктом 2 статьи 2 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Архангельск», утвержденными решением Архангельской городской Думы от 13.12.2012 № 516 (с изменениями и дополнениями) многоэтажные жилые дома - это дома с количеством этажей девять и более».

Фактически спор между сторонами возник относительно понятия «многоэтажных домов» и правомерности установления в документации об аукционе требования о подтверждении опыта исполнения контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту многоэтажных домов, поскольку в документации об аукционе, разработанной Заказчиком и утвержденной Уполномоченным органом, отсутствует четкое понятие «многоэтажных жилых домов».

 Учитывая, что отсутствует в документации четкого понятия «многоэтажных жилых домов» ввело в заблуждение участников закупки, управление правомерно признало Заказчика, Уполномоченного органа нарушившими пункт 1 части 1 статьи 64, пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и выдало соответствующее решение и предписание.

При указанном положении апелляционный суд правомерно указал на отсутствие доказательств нарушения прав и законных интересов общества оспариваемыми решением и предписаниями УФАС.

Кроме того, судами установлено, что вышеуказанный электронный аукцион отменен. 11.05.2018 опубликовано извещение о проведении электронного аукциона для закупки № 0124200000618002037 на право заключения государственного контракта на выполнение работ по строительству                             300-квартирного дома по пр. Московскому в г. Архангельске с размером обеспечения контракта - 10% начальной (максимальной) цены контракта.

Проведен аукцион в электронной форме 13.06.2018 (протокол подведения итогов аукциона от 15.06.2018). Государственный контракт на выполнение работ по строительству 300-квартирного дома по пр. Московский в г. Архангельске 26.06.2018 заключен с ООО «РК-Инвест» и Подрядчик приступил к выполнению работ. Общество в аукционе участия не принимало.

С учетом изложенного у судов не имелось оснований для возложения на УФАС обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем повторного рассмотрения жалобы ООО «Белый Дом» в части отмены протокола подведения итогов электронного аукциона от 04.04.2018 № 0124200000618000932-3.

Доводы кассационной жалобы, аналогичные по смыслу и содержанию аргументам, приведенным обществом судам первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и получили надлежащую правовую оценку.

        Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

        В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

        Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

        Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при подаче кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.

Поскольку при подаче таких заявлений неимущественного характера, как заявление о признании ненормативного правового акта недействительным и заявление о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 3000 руб. (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ), при обжаловании судебных актов по этим делам государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанной суммы и составляет для юридических лиц 1500 руб.

Общество при подаче кассационной жалобы уплатило государственную пошлину по платежному поручению от 08.11.2018 № 2740 за рассмотрение кассационной жалобы в размере 3000 руб., в связи с чем подателю жалобы в силу статьи 104 АПК РФ надлежит возвратить 1500 руб. излишне уплаченной государственной пошлины.

Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 часть 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

        решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.07.2018 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2018 по делу № А05-5021/2018 оставить без изменения, а кассационную жалобу  общества с ограниченной ответственностью «Белый дом» - без удовлетворения.

Возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Белый дом» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163069, <...>) их средств  федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом кассационной инстанции, излишне уплаченной по платежному поручению от  08.11.2018 № 2740.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

И.Г. Савицкая