АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
10 августа 2022 года
Дело №
А05-5357/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Соколовой С.В., судей Лущаева С.В., Савицкой И.Г.,
рассмотрев 09.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А05-5357/2021,
у с т а н о в и л:
Индивидуальный предприниматель ФИО1, ОГРНИП <***>, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным распоряжения Министерства транспорта Архангельской области, адрес: 163004, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), от 16.02.2021 № 26-р об отказе в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Архангельской области, адрес: 163069, <...> д . 3, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Управление).
Решением от 06.02.2022 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Постановлением от 19.04.2022 суд апелляционной инстанции решение от 06.02.2022 оставил без изменения.
В кассационной жалобе предприниматель, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить решение от 06.02.2022 и постановление от 19.04.2022, принять по делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований.
Министерство, по мнению подателя кассационной жалобы, отказало ему в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси незаконно, посчитав, что он представил недостоверные сведения о категории транспортного средства, поскольку предприниматель представил действующее свидетельство о регистрации транспортного средства, где указана его категория.
Предприниматель ФИО1, Министерство, Управление, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей для участия в нем не направили, поэтому кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, предприниматель обратился в Министерство с заявлением от 20.01.2021 о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области на транспортное средство
«MERCEDES-BENZ VITO 111» (государственный регистрационный номер <***>).
К заявлению предприниматель приложил документы, удостоверяющие его личность, копию свидетельства о государственной регистрации и договор аренды в отношении названного транспортного средства с актом приема-передачи транспортного средства без экипажа, чек на уплату государственной пошлины.
Распоряжением Министерства от 16.02.2021 № 26-р предпринимателю отказано в выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории Архангельской области на автомобиль марки «MERCEDES-BENZ VITO 111» (государственный регистрационный знак <***>) по причине представления заявителем недостоверных сведений, поскольку указанное транспортное средство к категории «М1» не относится, при этом в соответствии с пунктом 2 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 № 1586 (далее – Правила № 1586), легковое такси – транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования
Не согласившись с распоряжением Министерства, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
В отзыве на заявление Министерство указывало на следующие обстоятельства.
Определение категории транспортного средства осуществляется исключительно в соответствии с требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 (далее – ТР ТС 018/2011). В строке 17 («Шасси (рама) №») паспорта транспортного средства – автомобиля марки «MERCEDES-BENZ VITO 111» (государственный регистрационный знак <***>) указано: «Отсутствует».
В соответствии с ТР ТС 018/2011, ранее действовавшим государственным стандартом Российской Федерации «ГОСТ Р 52051-2003. Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определения», принятым и введенным в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 07.05.2003 № 139-ст, к категории «М1» относятся легковые автомобили с типами кузова «седан», «хэтчбек», «универсал», «купе», «кабриолет» (пункт 9.1 ГОСТ Р 52051-2003). Спорное транспортное средство марки «MERCEDES-BENZ VITO 111» не соответствует категории транспортного средств «М1», так как имеет тип кузова «грузовой фургон» и исходя из модели и марки не может иметь кузов типа «седан», «хэтчбек», «универсал», «купе», «кабриолет». Министерство указывает, что буквенные обозначения и цифры VIN-номера данного автомобиля указывают на наличие у транспортного средств кузова типа «грузовой фургон», что соответствует категории транспортного средства «N1» - грузовой автомобиль.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали в удовлетворении требований предпринимателя.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие их выводов фактическим обстоятельствам дела, не нашла оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона от 21.04.2011 № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 69-ФЗ) деятельность по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории субъекта Российской Федерации осуществляется при условии получения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, выдаваемого уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси выдается на срок не менее пяти лет на основании заявления юридического лица или индивидуального предпринимателя, поданного в форме электронного документа с использованием регионального портала государственных и муниципальных услуг или документа на бумажном носителе.
Разрешение выдается при наличии у юридического лица или индивидуального предпринимателя на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на основании договора лизинга или договора аренды транспортных средств, предназначенных для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, а также в случае использования индивидуальным предпринимателем транспортного средства на основании выданной физическим лицом нотариально заверенной доверенности на право распоряжения транспортным средством, если указанные транспортные средства соответствуют требованиям, установленным данным Законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 9 Закона № 69-ФЗ).
Основанием для отказа в выдаче разрешения является предоставление заявителем недостоверных сведений (часть 2.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ).
Согласно пункту 2 Правил № 1586 легковое такси – это транспортное средство категории «M1», используемое для перевозок пассажиров и багажа в соответствии с публичным договором фрахтования.
ТР ТС 018/2011 установлены требования к безопасности транспортных средств перед выпуском их в обращение предприятием-изготовителем, требования к узлам и агрегатам, а также технические характеристики транспортных средств в зависимости от категории транспортных средств.
При этом требования безопасности для транспортных средств каждой категорий различны, для категории «M1» устанавливаются более высокие требования к уровню безопасности, что связано с возможностью использования транспортных средств данной категории для осуществления деятельности по перевозке пассажиров и багажа.
На основании пункта 8 ТР ТС 018/2011 документами, удостоверяющими соответствие требованиям данного Технического регламента при выпуске в обращение, для транспортных средств, оценка соответствия которых проводилась в форме одобрения типа, является одобрение типа транспортного средства (далее – ОТТС).
Согласно пункту 5.4.26, 5.4.29 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 294, рассмотрение, утверждение и регистрация ОТТС относится исключительно к компетенции названного Федерального агентства.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации спорного транспортного средства само по себе не является доказательством одобрения типа транспортного средства.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2021 по делу № А05-642/2021, оставленным в силе постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.12.2021, при рассмотрении заявления предпринимателя об оспаривании распоряжения Министерства от 15.01.2021 № 2-р установлено, что представленное ФИО1 свидетельство о государственной регистрации спорного транспортного средства сведений об ОТТС не содержит.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу предприниматель не представил судам первой и апелляционной инстанций надлежащих доказательств отнесения спорного транспортного средства к категории «М1» применительно к требованиям ТР ТС 018/2011.
Доводы предпринимателя сводятся к признанию незаконными действий Министерства по оценке достоверности свидетельства о государственной регистрации транспортного средства в отсутствие ОТТС с учетом исчерпывающего перечня документов, установленного частью 1.2статьи 9 Закона № 69-ФЗ, представляемых с заявлением о выдаче разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси
Вместе с тем с учетом приоритета обеспечения безопасности перевозок пассажиров и багажа перед экономическими результатами хозяйственной деятельности Министерство при проверке заявления на получение соответствующего разрешения вправе использовать весь объем доступных уполномоченному органу документов с целью установления соответствия транспортного средства, которое предполагается использовать для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, нормативно установленным требованиям. Частью 2.1 статьи 9 Закона № 69-ФЗ предусмотрено полномочие Министерства отказать в выдаче разрешения на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в случае выявления недостоверных сведений в представленных заявителем документах.
Всем доводам подателя кассационной жалобы судами первой и апелляционной инстанций дана полная и объективная оценка на основании имеющихся в материалах дела доказательств.
Сама по себе переоценка доказательств и допущение на ее основе иных выводов относительно того, какие обстоятельства следует считать установленными, не входят в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 № 13 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции»).
Кассационная инстанция не усмотрела нарушения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении спора, в связи с чем оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
постановил:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06.02.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2022 по делу № А05-5357/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу индивидуального предпринимателя ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий
С.В. Соколова
Судьи
С.В. Лущаев
И.Г. Савицкая