ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-5520/2021 от 28.06.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 июня 2022 года

Дело №

А05-5520/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 28 июня 2022 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 29 июня 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Михайловской Е.А., судей Боглачевой Е.В.,      Щуриновой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу      государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу № А05-5520/2021,

                                          у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью «РВК-Архангельск», адрес: 163069, <...>, пом. 13,14,15, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер», адрес: 163002, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Учреждение), о взыскании    450 015 руб. 96 коп. платы, начисленной за июль 2019 года за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций и 105 407 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 11.05.2021, с ее последующим начислением, начиная с 12.05.2021 по день фактической оплаты основной задолженности.

Решением от 15.11.2021, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.03.2022, иск удовлетворен.

В кассационной жалобе Учреждение, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда от 15.11.2021 и постановление апелляционного суда от 17.03.2022.

По мнению подателя жалобы, суд необоснованно не запросил у организации водопроводно-канализационного хозяйства «показатели качества питьевой воды» за которыми ведется контроль.

В отзыве на кассационную жалобу Общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а также просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.

Стороны извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, однако своих представителей в суд кассационной инстанции не направили, что в соответствии со статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, Общество (организация водопроводно-канализационного хозяйства, далее – организация ВКХ) и Учреждение (абонент) заключили договор холодного водоснабжения и водоотведения от 19.02.2019        № 2-52.3 (далее – Договор), по которому организация ВКХ, осуществляющая холодное водоснабжение и водоотведение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а абонент - оплачивать холодную (питьевую) воду и (или) холодную (техническую) воду установленного качества в объеме, определенном Договором.

Организация ВКХ обязалась осуществлять прием сточных вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечить их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент - соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему сточных вод и нормативы водоотведения по составу сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения.

Организация ВКХ хозяйства обязана осуществлять производственный контроль качества питьевой воды и контроль состава и свойств сточных вод; осуществлять контроль за соблюдением абонентом режима водоотведения и нормативов допустимых сбросов абонентов, нормативов по объему сточных вод и нормативов водоотведения по составу сточных вод, а также требований к составу и свойствам сточных вод, установленных в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованной системы водоотведения (подпункты «в» и «с» пункта 12 Договора).

 Сведения об узлах учета и приборах учета воды, сточных вод и местах отбора проб воды, сточных вод указываются в форме согласно приложению 4 и схеме разграничения эксплуатационной ответственности сторон по сетям водопровода и хозяйственно-бытовой канализации, приведенной в приложении 11 к Договору.

Согласно приложениям к Договору отпуск воды и прием сточных вод осуществляется на объекты абонента по адресу: пр. Новгородский, д. 28, и          ул. Шабалина, д. 28, корп. 1, в г. Архангельске.

В приложении 11 к Договору стороны определили место отбора сточных вод по объекту: пр. Новгородский, д. 28, - контрольный колодец № 1, место расположения которого обозначено на схеме.

Общество в присутствии представителя Учреждения в рамках контроля состава и свойств сточных вод 17.07.2019 произвело отбор проб сточных вод, отводимых абонентом в центральную систему водоотведения, из канализационного колодца № 1.

По результатам отбора проб составлен акт отбора от 17.07.2019                   № 169-ПДК/19, согласно которому из контрольного колодца отобраны две пробы: одна - объемом 1,5 л для проверки сточных вод по контролируемым показателям: взвешенные вещества, фосфат-ион, аммоний-ион, pH; вторая - объемом 1,0 л для проверки сточных вод по показателям: БПК5, ХПК, АПАВ.

Отобранные пробы сточных вод переданы Обществом для исследования в испытательный центр контроля качества воды муниципального унитарного предприятия «Водоочистка».

В соответствии с протоколом испытаний от 22.07.2019 № 2.362 по показателю СПАВ установлено превышение сброса загрязняющих веществ в 20 раз по сравнению с нормативно установленным.

Общество начислило Учреждению плату за залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ в систему канализации и выставило счет  от 31.07.2019 № РВ-ПДК503 на сумму 450 015 руб. 96 коп., который Учреждением не оплачен.

В рамках досудебного урегулирования спора Общество направило в адрес Учреждения претензию от 12.08.2019 № 5659/19Р с требованием внести плату за залповый сброс сточных вод. Требования претензии оставлены без удовлетворения.

Поскольку Учреждение не внесло плату за залповый сброс сточных вод  с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.

Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили иск, признав его обоснованным по праву и размеру.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон № 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 (далее - Правила № 644) и Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 в редакции, действующей в спорный период (далее - Правила  № 167).

Согласно пункту 70 Правил № 167 расчеты абонентов с организацией водопроводно-канализационного хозяйства за отпуск (получение) питьевой воды и прием (сброс) сточных вод и загрязняющих веществ в пределах и сверх установленных лимитов водопотребления и нормативов водоотведения и сброса загрязняющих веществ производятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов» (далее – Постановление    № 1310) указано, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов с предприятий и организаций, отводящих сточные воды и загрязняющие вещества в системы канализации населенных пунктов, предусматривая меры экономического воздействия за ущерб, наносимый окружающей среде, в том числе за превышение нормативов сброса сточных вод и загрязняющих веществ.

В соответствии с пунктом 61 Правил № 167 в редакции, действующей в спорный период,  нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

В спорный период нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод были установлены постановлением мэра г. Архангельска от 19.02.2010 № 87 «Об утверждении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск» (далее - Постановление № 87).

Во исполнение Постановления № 1310 издан Порядок взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в централизованные системы водоотведения на территории Архангельской области, утвержденный постановлением администрации Архангельской области от 09.07.2007 № 132-па (далее – Порядок № 132-па).

Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в рассматриваемом деле Общество взыскивает с Учреждения плату за сверхнормативный сброс сточных вод и загрязняющих веществ с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций, порядок исчисления и взимания которого в соответствии с Правилами № 167 и Постановлением № 1310 определяется нормативными правовыми актами Архангельской области -  Порядком № 132-па и Постановлением № 87.

Постановлением № 87 утверждены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод, сбрасываемых абонентами в системы городской канализации на территории муниципального образования «Город Архангельск». Согласно пункту 5 нормативов, утвержденных Постановлением № 87, нормативная допустимая концентрация СПАВ составляет 0,04 мг/л.

В соответствии с пунктом 17 Порядка № 132-па залповым сбросом считается сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод с превышением более чем в 20 раз установленных максимальных допустимых значений показателей и концентраций.

Исследовав и оценив материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в июле 2019 года Учреждение допустило залповый сброс сточных вод с превышением допустимой концентрации загрязняющих веществ по показателю «СПАВ». Данные обстоятельства подтверждаются актом отбора проб от 17.07.2019 № 169-ПДК/19, протоколом испытаний от 22.07.2019     № 2.362.

Суды проверили расчет платы, произведенный истцом, и признали его  соответствующим действующему законодательству. Ответчик контррасчет платы не представил, документально расчет истца не опроверг.

Установив, что Общество своевременно не внесло плату за залповый сброс загрязняющих веществ, и руководствуясь пунктом 30 Правил № 644, суды признали обоснованным требование Общества о взыскании с ответчика             105 407 руб. 58 коп. неустойки, начисленной с 11.09.2019 по 11.05.2021, с ее последующим начислением, начиная с 12.05.2021 по день фактической оплаты основной задолженности.

При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций обоснованно удовлетворили иск.

Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о неправильной оценке судами имеющихся в деле доказательств.

Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                       п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 15.11.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.03.2022 по делу № А05-5520/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Архангельской области «Архангельский клинический противотуберкулезный диспансер» – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.А. Михайловская

Судьи

Е.В. Боглачева

 С.Ю. Щуринова