ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
04 декабря 2023 года | г. Вологда | Дело № А05-5743/2023 | |
Резолютивная часть постановления объявлена ноября 2023 года .
В полном объёме постановление изготовлено декабря 2023 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Докшиной А.Ю., судей Алимовой Е.А. и Болдыревой Е.Н. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ригиной Е.Г.,
при участии от главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 его представителя ФИО2 по доверенности от 25.05.2023, от Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области ФИО3 по доверенности от 25.11.2023 № 9,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы веб-конференции апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2023 года по делу № А05-5743/2023,
у с т а н о в и л:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО4 (ОГРН <***>, ИНН <***>; место жительства: 164900, Архангельская область, Приморский район, деревня Заозерье; далее – глава КФХ) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным отказа Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163000, <...>; далее – министерство) в заключении соглашения о предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, в целях финансового обеспечения затрат на 1 килограмм реализованного коровьего молока, за 4-й квартал 2022 года, в размере 580 753 руб. 32 коп., об обязании ответчика заключить с заявителем соглашение о предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, в целях финансового обеспечения затрат на 1 килограмм реализованного коровьего молока, за 4-й квартал 2022 года, и предоставить субсидию в размере 580 753 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2023 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Глава КФХ с решением суда не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неверном толковании подлежащих применению норм материального права. Настаивает на том, что датой обращения заявителя за получением субсидии является дата представления такого заявления в орган местного самоуправления, выполняющий функции агента по соглашению о предоставлении субсидии (в администрацию Шенкурского муниципального района), то есть 27.01.2023, следовательно, как считает апеллянт, на первое число месяца обращения за получением субсидии у заявителя имелось поголовье скота. Кроме того, ссылается на то, что предоставление запрашиваемой субсидии носит компенсационную функцию, направлено на возмещение части затрат, реально понесенных заявителем при производстве молока, а «отчетным годом» для целей предоставления субсидии в рассматриваемом случае является 2022 год. Как указывает заявитель, реализация скота не может препятствовать предоставлению субсидии за IV квартал завершенного отчетного года. Министерство не учитывает, что целью заключения данного соглашения является предоставление субсидии только за IV квартал 2022 года. Заявитель не претендует на осуществление в 2023 году деятельности, дающей право на получение субсидии в отношении I-III кварталов 2023 года. Основываясь на ранее действующем правовом регулировании и сложившейся многолетней практике, при осуществлении производственной деятельности в 2022 году глава КФХ исходит из того, что целевым показателем эффективности, дающим право на использование субсидии, в том числе в отношении IV квартала 2022 года, является объем производства молока в тоннах, а не обеспечение сохранности поголовья коров. Считает, что довод министерства о том, что для получения субсидии за IV квартал 2022 года глава КФХ обязан в течение 2023 года выполнять новый целевой показатель эффективности, введенный для 2023 года, означает, что соответствующему постановлению правительства придается обратная сила. Настаивает на том, что подход, занятый министерством, означает, что у предпринимателя, добросовестно выполнившего свои обязательства в отчетном году, отсутствует возможность получить субсидию за последний квартал этого года.
Представитель главы КФХ в судебном заседании поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Министерство в отзыве и его представитель в судебном заседании с доводами жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в 2022 году сторонами заключены соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии на возмещение затрат (недополученных доходов) в связи с производством (реализацией) товаров от 22.02.2022 № 01-41/51 о выплате субсидии в размере 215 899 руб. 73 коп. и соглашение от 23.03.2022 № 04-41/106 о выплате субсидии в размере 941 595 руб. 91 коп.
Как указал глава КФХ в своем заявлении, он полностью выполнил свои обязательства по соглашению 2022 года, достиг в 2022 году показателя результативности – производство молока в объеме 640 тонн, о чем представил отчетность. Из указанного объема 144,466 тонн были отгружены в IV квартале 2022 года.
Письмом от 29.12.2022 глава КФХ ФИО1 известил министерство, что в связи с реструктуризацией производственной и хозяйственной деятельности КФХ ФИО1 прекратит производство и отгрузку сырого товарного молока в январе 2023 года; при этом отчетная документация за IV квартал 2022 года может быть представлена только после окончания отчетного квартала в январе 2023 года. В связи с этим заявитель просил министерство подписать дополнительное соглашение к соглашению от 23.03.2022 № 04-41/106 о продлении срока его действия до полного исполнения сторонами обязательств в 2023 году путем выплаты субсидии за IV квартал 2022 года.
Письмом от 09.01.2023 № 205-01/15 министерство сообщило, что по соглашению от 23.03.2022 № 04-41/106 субсидия предоставлена за период с I по III квартал 2022 года, лимиты бюджетных обязательств на 2022 год исчерпаны. Получение субсидии за IV квартал 2022 года возможно только по итогам отбора на предоставление из областного бюджета субсидий в 2023 году, объявленного распоряжением министерства от 23.12.2022 № 524-р.
Глава КФХ ФИО1 обратился с заявлением 16.01.2023 на участие в отборе на предоставление из областного бюджета субсидии в 2023 году, которое зарегистрировано в министерстве 19.01.2023, что подтверждается штампом входящей корреспонденции ответчика (том 1, листы 119-121).
Распоряжением министерства от 25.01.2023 № 22-р глава КФХ ФИО1 включен в перечень победителей отбора (том 1, листы 114-118).
Заявление главы КФХ ФИО1 от 27.01.2023 о предоставлении субсидии и заявление от 27.01.2023 на заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве на 2023 год поступили в министерство 22.02.2023, что подтверждается штампом входящей корреспонденции ответчика на указанных документах (том 1, листы 90-91).
Министерство, рассмотрев данное заявление, письмом от 01.03.2023 № 205-01/935 (том 1, листы 88-89) отказало в заключении соглашения по причине несоответствия заявителя требованиям, установленным подпунктом 6 пункта 5 Правил предоставления субсидий и грантов в форме субсидий на государственную поддержку агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 09.10.2012 № 436-пп «Об утверждении государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Архангельской области» (далее – Правила предоставления субсидии, Правила № 436-пп).
Заявитель 02.03.2023 повторно обратился в министерство с письмом от 02.03.2023 о заключении соглашения, дополнительно представив в министерство приложение 2 к соглашению с заполненным целевым показателем сохранности поголовья коров в количестве 134 со сроком достижения показателей 01.01.2023 (том 1, лист 86).
Министерство, повторно рассмотрев заявление по вопросу заключения соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве за 4-й квартал 2022 года, письмом от 14.03.2023 № 205-01/1150 отказало в заключении соглашения по причине несоответствия заявителя требованиям, установленным подпунктом 6 пункта 5 Правил предоставления субсидий (том 1, листы 84-85).
Не согласившись с отказом министерства в заключении соглашения о предоставлении субсидии, выраженных в обоих письмах, глава КФХ обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная коллегия не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» для реализации государственной аграрной политики может применяться, в частности, такая мера, как предоставление бюджетных средств сельскохозяйственным товаропроизводителям в соответствии с законодательством Российской Федерации. Такие средства предоставляются в форме субсидий.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
Таким образом субсидия представляет собой форму предоставления юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг бюджетных средств на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Из положений пункта 2 статьи 78 БК РФ следует, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В пункте 3 статьи 78 БК РФ определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц – производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым этого пункта (пункт 7 статьи 78 БК РФ).
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В статье 38 БК РФ закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно пункту 2 Правил № 436-пп главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий и грантов, является Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области.
Предоставление субсидий и грантов осуществляется министерством в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, в соответствии со сводной бюджетной росписью областного бюджета, доведенными лимитами бюджетных обязательств и предельными объемами финансирования.
Субсидии и гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления субсидии в соответствии с настоящими Правилами за счет средств областного бюджета, в том числе за счет средств, поступивших в порядке софинансирования из федерального бюджета, предоставляются, в том числе субсидии на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования: субсидии на поддержку собственного производства молока – по ставке на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного сельскохозяйственными товаропроизводителями на собственную переработку коровьего и (или) козьего молока
Пунктом 6 Правил № 436-пп предоставление субсидий и грантов осуществляется министерством на основании заключенных с заявителем и органами местного самоуправления городского округа, муниципального района, муниципального округа Архангельской области, на территории которого сельскохозяйственный товаропроизводитель осуществляет деятельность, соглашений о предоставлении субсидий в соответствии с формой соглашения, утверждаемой постановлением министерства в соответствии с типовой формой соглашения о предоставлении субсидии, утверждаемой постановлением министерства финансов Архангельской области.
Согласно подпункту 4 пункта 9 Правил предоставления субсидий министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документации, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, рассматривает ее и принимает решение об отказе в заключении соглашения в случае несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
При этом, как следует из содержания пунктов
В соответствии с пунктом 5 Правил № 436-пп (в редакции, действовавшей на дату обращения главы КФХ с заявлением о предоставлении субсидии) субсидии предоставляются сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса (за исключением личных подсобных хозяйств), а также центру компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров, соответствующим следующим условиям (на дату представления заявления о заключении соглашения и дату представления заявления о предоставлении субсидии):
1) не являющимся иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц, местом регистрации которых является государство или территория, включенные в утверждаемый Министерством финансов Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении такого юридического лица, в совокупности превышает 50 процентов;
2) не получающим средства субсидии на аналогичные цели, установленные соответствующими разделами настоящих Правил, из областного бюджета в соответствии с иными нормативными правовыми актами Архангельской области;
3) отсутствие в году, предшествующем году получения субсидии, случаев привлечения к ответственности за несоблюдение запрета на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков (за исключением рисовой соломы) на землях сельскохозяйственного назначения, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации», - по направлениям субсидирования, указанным в подпунктах 1 и 2 пункта 3 настоящих Правил;
6) иным условиям, определенным разделами II–VIII и XII–XXIII.12 настоящих Правил, для предоставления соответствующих субсидий.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в заключении соглашения, предусмотренных пунктом 9 настоящих Правил, министерство направляет заявителю (далее в настоящем разделе – получатель субсидии) для рассмотрения и подписания проект соглашения (пункт 10 Правил предоставления субсидий).
Разделом III указанных Правил предусмотрен Порядок предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (далее – Порядок).
Пунктом 28 названого Порядка установлено, что субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производства молока, предоставляются по ставкам, утверждаемым постановлением министерства исходя из следующих критериев:
а) наличие у заявителя поголовья коров и (или) коз на первое число месяца обращения в министерство за получением субсидии;
б) обеспечение заявителем сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, за исключением заявителей, которые начали хозяйственную деятельность по производству молока в отчетном финансовом году, и заявителей, предоставивших документы, подтверждающие наступление обстоятельств непреодолимой силы и (или) проведение мероприятий по оздоровлению стада от лейкоза крупного рогатого скота в отчетном финансовом году.
Таким образом, в силу положений подпункта 6 пункта 5 Правил № 436-пп заявитель, претендующий на получение спорной субсидии, должен соответствовать на дату представления заявления о заключении соглашения и дату представления заявления о предоставлении субсидии в том числе требованиям пункта 28 Порядка, который включен в раздел III Правил предоставления субсидий.
В подпункте 4 пункта 9 Правил № 436-пп предусмотрено, что министерство в течение 10 рабочих дней со дня поступления документации, предусмотренной пунктом 7 настоящих Правил, рассматривает ее и принимает решение об отказе в заключении соглашения в случае несоответствие заявителя требованиям, установленным пунктом 5 настоящих Правил.
В пункте 31 Порядка установлено, что для предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве заявитель представляет в органы местного самоуправления до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом (при заключении соглашения после 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, - в течение 15 календарных дней со дня заключения соглашения), документы, предусмотренные пунктом 12 настоящих Правил, а также сведения о наличии у заявителя поголовья коров и (или) коз на 1 января текущего финансового года, на 1 января года, предшествующего текущему финансовому году, и на первое число месяца, в котором заявитель обратился за предоставлением средств.
Согласно пункту 38 Порядка субсидии из федерального бюджета предоставляются ежеквартально получателям субсидий на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию начиная с I квартала текущего года.
Субсидии из областного бюджета предоставляются ежеквартально на основании реестра документов, подтверждающих факт реализации и (или) отгрузки на собственную переработку молока за квартал, заявленный к субсидированию, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году по III квартал текущего года включительно (абзац третий пункта 38 Порядка).
Таким образом, в силу вышеизложенных норм субсидии на возмещение части затрат за 4-й квартал 2022 года предоставляются по соглашению заключенному в 2023 году.
Типовая форма соглашения утверждена постановлением министерства финансов Архангельской области от 02.12.2022 № 42-пф «Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из областного бюджета субсидий, в том числе грантов в форме субсидий, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам».
Согласно подпункту 4.1.4.1 соглашения министерство обязуется устанавливать значения результатов использования субсидии (сохранность поголовья коров в отчетном финансовом году) в приложении 2 к соглашению, являющемся неотъемлемой частью соглашения.
Подпунктом 4 пункта 29 Порядка определено, что субсидия не предоставляется в случае не обеспечения сохранности поголовья коров в отчетном финансовом году к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей, начавших хозяйственную деятельность по направлению предоставления субсидий в отчетном финансовом году).
На основании изложенного в силу обязательными условиями для предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве являются:
1) наличие на первое число месяца обращения в министерство за получением субсидии поголовья;
2) обеспечение заявителем сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
В этой связи одним из условий предоставления субсидии в 2023 году, начиная с IV квартала года, предшествующего текущему году, по III квартал текущего года включительно, является обеспечение заявителем сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году.
Доводы подателя жалобы сводятся к тому, что вывод министерства и суда первой инстанции об отсутствии у заявителя поголовья коров на первое число месяца обращения в министерство за получением субсидии не соответствует обстоятельствам дела.
При этом данные доводы мотивированы тем, что в соответствии с пунктами 5, 7, 12, 31 Правил № 436-пп для заключения соглашения на предоставление субсидии и ее непосредственного предоставления заявитель обращается с соответствующими заявлениями и прилагаемыми пакетами документов в орган местного самоуправления по месту осуществления сельскохозяйственной деятельности, который направляет указанную документацию в министерство (пункты 9, 32 Правил предоставления субсидии).
Как настаивает апеллянт, глава КФХ предоставил в администрацию Шенкурского муниципального района заявление на заключение соглашения и заявление о предоставлении субсидии от 27 января 2023 года именно в январе 2023 года, а не позднее. Следовательно, по мнению апеллянта, им соблюдены требования подпункта «а» пункта 28 Порядка, устанавливающего, что субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, предусматривающие поддержку собственного производства молока, предоставляются при наличии у заявителя поголовья коров и (или) коз на первое число месяца обращения в министерство за получением субсидии.
Вместе с тем данные доводы заявителем документально не подтверждены.
На имеющихся в деле заявлении главы КФХ ФИО1 от 27.01.2023 о предоставлении субсидии и заявлении от 27.01.2023 на заключение соглашения о предоставлении из областного бюджета субсидии на повышение в молочном скотоводстве на 2023 год проставлен только штамп входящей корреспонденции самого министерство от 22.02.2023, а также регистрационный номер «205-752» (том 1, листы 90-91).
Каких-либо отметок получения названных заявлений администрацией Шенкурского муниципального района в январе 2023 года указанные документы не содержат.
Доказательств иного апеллянтом в материалы дела не предъявлено.
В свою очередь, требования подпункта «а» пункта 28 Порядка прямо предусматривают обязанность соискателя субсидии иметь поголовье коров и (или) коз на первое число месяца обращения именно в министерство за получением субсидии, а не в орган местного самоуправления по месту осуществления заявителем сельскохозяйственной деятельности.
Вместе с тем, как установлено судом, следует из материалов дела и не отрицается подателем жалобы, согласно информационному письму ООО «КФХ Никифоровское молоко» от 02.01.2023, скот главы КФХ ФИО1 по договору аренды крупного рогатого скота передан ООО «КФХ Никифоровское молоко», что подтверждается актом приема-передачи от 02.01.2023 (том 2, листы 19-21).
В свою очередь, заявление главы КФХ ФИО1 на заключение соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета в целях повышения продуктивности в молочном скотоводстве (стимулирующая субсидия) на 2023 год поступило в министерство только 22.02.2023.
Таким образом, вопреки доводам подателя жалобы, материалами дела достоверно подтверждается тот факт, что у заявителя отсутствовало поголовье коров и (или) коз на первое число месяца обращения в министерство за получением субсидии – 01.02.2023.
Более того, как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в связи с реализацией поголовья коров условие об обеспечении заявителем сохранности поголовья коров и (или) коз в отчетном финансовом году по отношению к уровню года, предшествующего отчетному финансовому году, также не могло быть выполнено.
В приложении 2 «Значения результатов использования субсидии» к соглашению глава КФХ ФИО1, которое было дополнительно представлено 02.03.2023, срок на который запланировано достижение показателя не может быть 01.01.2023, так как показатели достигаются в течение текущего года.
В данном случае применительно к периоду испрашиваемой заявителем субсидии с учетом положений абзаца третьего пункта 38 Порядка сроком достижения показателей будет являться 31.12.2023.
Таким образом, условия предоставления субсидии не могли быть соблюдены заявителем.
При таких обстоятельствах является верным вывод министерства, с чем обоснованно согласился суд первой инстанции, о том, что заявитель не отвечал условиям (на дату представления заявления о заключении соглашения), определенным пунктом 28 Порядка предоставления субсидий на повышение продуктивности в молочном скотоводстве (раздел III Правил), что в силу подпункта 6 пункта 5 и пункта 9 Правил № 436-пп является основанием для отказа в заключении соглашения.
Довод заявителя о том, что реализация скота в текущем году не может препятствовать предоставлению субсидии за 4-й квартал завершенного года, оценен и правомерно отклонен судом как не соответствующий положениям Правил предоставления субсидии.
Как верно отмечено судом в обжалуемом решении, в рассматриваемом случае целью предоставления запрашиваемой субсидии является стимулирование получателей к развитию приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развития малых форм хозяйствования.
Предоставление запрашиваемой субсидии, вопреки доводам заявителя, носит стимулирующую, а не компенсационную функцию, о чем прямо указано в пункте 27 Порядка.
Принимая во внимание цели и принципы предоставления субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, суд приходит к выводу, что отчуждение животных на момент обращения с заявлением о получении субсидий противоречит смыслу и направленности соглашения о предоставлении субсидии.
Ссылка заявителя на то, что в соглашении о предоставлении субсидии от 22.02.2022 № 01-41/21 (приложение 2) срок, на который запланировано достижение показателей, указан 2021 год, правомерно не принята судом во внимание как не соответствующая действующему в 2023 году правовому регулированию и не исключающая выводы министерства.
При таких обстоятельствах суд пришел к верному выводу о том, что отказ министерства в заключении соглашения о предоставлении субсидии на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса и развитие малых форм хозяйствования, в целях финансового обеспечения затрат на 1 килограмм реализованного коровьего молока, за 4-й квартал 2022 года, в размере 580 753 руб. 32 коп., является законным и обоснованным.
На основании изложенного суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Следует отметить, что все заявленные апеллянтом доводы являлись предметом исследования Арбитражного суда Архангельской области и получили надлежащую правовую оценку.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с этим изложенные в жалобе аргументы не могут быть приняты.
Материалы дела исследованы судом первой инстанции полно и всесторонне, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, согласно статьям 104, 110 АПК РФ, подпункту 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ апеллянту из федерального бюджета подлежит возврату только излишне уплаченная по чеку-ордеру от 19.09.2023 № 4965 государственная пошлина в сумме 2 850 руб.
Руководствуясь статьями 104, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л :
решение Арбитражного суда Архангельской области от 22 августа 2023 года по делу № А05-5743/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 – без удовлетворения.
Возвратить главе крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>; место жительства: 164900, Архангельская область, Приморский район, деревня Заозерье) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 850 руб., излишне уплаченную по чеку-ордеру от 19.09.2023 № 4965.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | А.Ю. Докшина |
Судьи | Е.А. Алимова Е.Н. Болдырева |