ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6043/2023 от 16.10.2023 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

16 октября 2023 года

г. Вологда

Дело № А05-6043/2023

Резолютивная часть постановления объявлена октября 2023 года .

В полном объёме постановление изготовлено октября 2023 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Колтаковой Н.А., судей Зайцевой А.Я. и Ралько О.Б.

при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,

при участии от министерства строительства и архитектуры Архангельской области представителей ФИО1 по доверенности от 08.08.2023 и ФИО2 по доверенности от 10.07.2023, от индивидуального предпринимателя ФИО3 представителя ФИО4 по доверенности от 19.05.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи апелляционную жалобу министерства строительства и архитектуры Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2023 года по делу № А05-6043/2023 ,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель ФИО3 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; адрес - 165300, Архангельская область, город Котлас) (далее – Предприниматель) обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к министерству строительства и архитектуры Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>) (далее – Министерство) о признании незаконным бездействия министерства, выразившегося  в ненаправлении в орган регистрации прав документов (содержащихся в них сведений) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении или изменении границ населённых пунктов городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области в части включения в границу  д. Ядриха городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:090801:1113, 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122, установленных генеральным планом городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, утверждённым постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 29.12.2022  № 92-п.

Кроме того, заявитель просит обязать ответчика направить в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения о границах населённых пунктов, входящих в состав городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населённых пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости или текстовое описание местоположения границ населённых пунктов) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости об установлении или изменении границ населённых пунктов городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области в части включения в границу д. Ядриха городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:090801:1113, 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122, установленных генеральным планом городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, утверждённым постановлением министерства строительства и архитектуры Архангельской области от 29.12.2022 № 92-п.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – Росреестр), публично-правовая компания «Роскадастр» в лице филиала публично-правовой компании «Роскадастр» по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, администрация городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального округа, ФИО5 (далее – ФИО5).

Решением арбитражного суда от 17.06.2023 заявленные требования удовлетворены.

Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить.

В обоснование доводов жалобы ссылается на непринятие судом во внимание факта необходимости существенной доработки утвержденного генерального плана в части изменения категории земель, в том числе отдельных земельных участков, в соответствии с чем, основания направления сведений в регистрирующий орган отсутствуют. Доводы жалобы поддержаны представителями в судебном заседании.

Предприниматель в отзыве на апелляционную жалобу, а также его представитель в судебном заседании просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 156, 266   Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации                                (далее – АПК РФ) в отсутствие третьих лиц, не явившихся в судебное заседание и надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы.

Заслушав объяснения представителей, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует  из материалов дела и установлено судом первой инстанции, заявитель осуществляют предпринимательскую деятельность по продаже земельных участков, принадлежащих ему на праве собственности.

Постановлением Министрерства от 29.12.2022 № 92-п (далее – постановление № 92-п) утверждён генеральный план городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области (далее – генеральный план).

Картой границ населённых пунктов, входящих в состав поселения, определена, в частности, территория земельных участков, включённых в границы д. Ядриха. Данная карта является частью генерального плана.

В соответствии с текстовыми материалами по обоснованию изменений в генеральный план  в границу д. Ядриха городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области включены земельные участки 29:07:090801:1113, 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122. Существующая категория земель определена как земли населенных пунктов, земли сельскохозяйственного назначения. Категория земель, к которой планируется отнести земельные участки, обозначена как земли населенных пунктов.

По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), упомянутые земельные участки имеют вид категории земель – земли сельскохозяйственного назначения.

Предприниматель  является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122, а также земельных участков с кадастровыми номерами с 29:07:090801:1189 по 29:07:090801:1291, с 29:07:090801:1293 по 29:07:090801:1380, которые были образованы в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 29:07:090801:1113. Земельный участок с кадастровым номером 29:07:090801:1292 принадлежит ФИО5

В апреле 2023 года представитель заявителя обратился в                         Росреестр с заявлениями о внесении в ЕГРН изменений в отношении категории земель с категории «земли сельскохозяйственного назначения» на                      категорию «земли населенных пунктов» по земельным участкам с кадастровыми номерами 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122, а также по земельному участку с кадастровым номером 29:07:090801:1260, который образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 29:07:090801:1113.

В ответ на эти обращения Росреестр направил заявителю уведомления об отказе во внесении в ЕГРН сведений в порядке межведомственного информационного взаимодействия по  заявлениям заинтересованного лица от 12.05.2023, от 16.05.2023 и от 17.05.2023 по той причине, что документов, подтверждающих изменение категории указанных земельных участков, в орган регистрации прав не предоставлено.

При этом в уведомлениях Росреестр указал, что в ходе проведения правовой экспертизы по упомянутым земельным участкам им были направлены межведомственные запросы в Министерство с просьбой предоставить документы (информацию) о переводе этих земельных участков из категории «земли сельскохозяйственного назначения» в категорию «земли населенных пунктов». В поступивших ответах Министерства содержится информация о том, что согласно генеральному плану городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, утвержденному постановлением № 92-п, указанные земельные участки не включены в границы населенного пункта - дер. Ядриха Котласского муниципального округа Архангельской области.

Полагая, что ответчик допустил бездействие, заключающееся  в ненаправлении в Росреестр документов о включении в границу д. Ядриха земельных участков с кадастровыми номерами 29:07:090801:1113, 29:07:090801:105, 29:07:090801:106, 29:07:090801:1122, являющиеся согласно генеральному плану землями населенных пунктов, и это бездействие нарушает права и законные интересы заявителя как собственника спорных земельных участков, поскольку не позволяет изменить категорию земельных участков в   д. Ядриха на земли населённых пунктов и препятствует ведению законной предпринимательской деятельности, заявитель обратился в суд. 

Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), удовлетворил требования.

Апелляционный суд считает выводы суда, содержащиеся в обжалуемом судебном акте, верными.

В силу пункта 1 статьи  8  Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) перевод земель населённых пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населённых пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путём установления или изменения границ населённых пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов являются переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

Согласно пункту 1 статьи 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является: утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;  утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

Согласно статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) генеральный план содержит карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов). Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Материалы  по обоснованию генерального плана в виде карт отображают границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, муниципального округа, городского округа (части 3, 5, 7, 8 статьи 23 ГрК РФ).

В соответствии с пунктом 5.1 статьи  23 ГрК РФ обязательным приложением к генеральному плану являются сведения о границах населённых пунктов (в том числе границах образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, которые должны содержать графическое описание местоположения границ населённых пунктов, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения ЕГРН. Органы местного самоуправления поселения также вправе подготовить текстовое описание местоположения границ населенных пунктов.

Статьей 1 закона Архангельской области от 19.11.2018 № 30-3-ОЗ «О внесении изменения в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» установлено, что с 01.01.2019 к полномочиям органов государственной власти Архангельской области в сфере градостроительной деятельности относятся полномочия  органов местного самоуправления городских поселений в сфере градостроительной деятельности по подготовке, согласованию и утверждению генеральных планов городских поселений, в том числе изменений в утвержденные генеральные планы городских поселений. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти, осуществляющим соответствующие функции, является министерство.

Судом первой инстанции установлено, что постановлением № 92-п утверждён генеральный план городского поселения «Приводинское».

Как следует из текстового материала по обоснованию изменений в генеральный план городского поселения «Приводинское» Котласского муниципального района Архангельской области, в состав муниципального образования «Приводинское» входят 70 населенных пунктов, в том числе Ядриха.

В разделе 8 проекта генерального плана  отражен  перечень земельных участков, которые исключаются из границ населенных пунктов, и перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов городского поселения «Приводинское». В частности, данным разделом проекта генерального плана  предложено включить в границу д. Ядриха, помимо прочих, земельные участки  29:07:090801:1113; 29:07:090801:105; 29:07:090801:106 и  29:07:090801:1122.

Кроме того, из материалов дела следует, что территория земельных участков ранее уже была включена в границы д. Ядриха в соответствии с генеральным планом, утверждённым решением Совета депутатов муниципального образования «Приводинское» от 31.05.2018 № 91.

Также судом установлено, что решением Собрания депутатов Котласского муниципального округа Архангельской области от23.06.2023      № 120 новым улицам (вновь образованным элементам улично-дорожной сети), расположенным в границах деревни Ядриха на спорных земельных участках, присвоены наименования: улица Кедровая, улица Березовая, улица Сосновая. В пунктах 2.1, 2.2 и 2.3 данного решения указана протяженность улиц, сведения о том, от границы какого участка до границы какого участка она расположена с указанием кадастровым номеров земельных участков. Приложением № 2 к данному решению является карта-схема улиц.

В соответствии с пунктами 8 и 11 части 1 статьи 32 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны направлять в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) для внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости в случае принятия ими решений (актов) об установлении или изменении границ населённого пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Частью 18.1 статьи 32 Закона № 218-ФЗ установлено, что обязательным приложением к документам (содержащимся в них сведениям), направляемым в орган регистрации прав в соответствии с пунктами 3, 8 - 10, 18, 21 части 1, пунктами 4 и 5 части 3, частью 3.1 настоящей статьи, являются подготовленные в электронной форме графическое описание местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, зон с особыми условиями использования территории, публичных сервитутов, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, лесничеств, перечень координат характерных точек границ населенных пунктов, территориальных зон, таких населенных пунктов, зон, территорий, публичных сервитутов, лесничеств с указанием среднеквадратической погрешности определения таких координат, содержания ограничений в использовании территории.

Положениями части 20 статьи 32 Закона № 218-ФЗ  предусмотрено, что органы государственной власти, органы местного самоуправления направляют в орган регистрации прав документы (содержащиеся в них сведения) в соответствии с настоящей статьей в течение пяти рабочих дней с даты вступления в силу решений (актов), указанных в части 1 настоящей статьи.

В соответствии с пунктом 7 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15, 15(1), 15.2 статьи 32 Закона №218-ФЗ в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учёта, государственной регистрации прав, ведение единого государственного реестра недвижимости, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, в случае установления или изменения границ населенного пункта орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым установлены или изменены границы населённых пунктов, а также сведения о кадастровых номерах земельных участков, включенных в границы населённых пунктов или исключенных из границ населённых пунктов, с указанием установленной категории земель.

С учетом указанного суд верно пришел к выводу о том, что Министерство обязано было в течение 5-ти рабочих дней со дня принятия им постановления № 92-п, утвердившего проект генерального плана городского поселения «Приводинское», направить в Росреестр документы (содержащиеся в них сведения) для внесения в ЕГРН сведений об установлении или изменении границ населённого пункта и об отнесении к определенной категории земель или о переводе земельного участка из одной категории земель в другую.

Судом установлено и ответчиком не оспаривается, что данную обязанность Министерство не исполнило.

Довод ответчика о том, что данную обязанность он не исполнил в связи с тем, что Министерство агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области не согласовало проект генерального плана в части изменения категории земель по спорным земельным участкам, суд первой инстанции оценил и обоснованно отклонил по следующим основаниям.

Проектом генерального плана спорные земельные участки  включены в границы населенного пункта д. Ядриха в планируемую функциональную зону застройки индивидуальными жилыми домами. Данный проект генерального плана утвержден Министерством 29.12.2022, а заключение Министерства агропромышленного комплекса и торговли Архангельской области о несогласовании проекта генерального плана в части спорных земельных участков, как указывает ответчик, поступило в Министерство 05.12.2022. Поэтому у Министерства не было правовых оснований для уклонения от направления в Росреестр соответствующих документов (сведений) в связи с приведенными выше обстоятельствами.

Как следствие, суд пришел к верному выводу о том, что бездействие ответчика, заключающееся в ненаправлении в Росреестр сведений об установлении или изменении границ населенного пункта Ядриха в части спорных земельных участков, является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя как собственника спорных земельных участков.

 Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании бездействия должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

В заявлении в суд Предприниматель указал способ устранения его нарушенных прав и законных интересов. Ответчик не оспаривал, что именно таким способом могут быть устранены нарушения законных интересов Предпринимателя, не ссылался на иной способ восстановления его прав, поэтому в данном случае судом применена истребуемая заявителем восстановительная мера.

Апелляционная жалоба в данной части доводов не содержит.

Таким образом, суд первой инстанции, оценив представленные лицами, участвующими в деле, доказательства и приведенные ими доводы в соответствии со статьей 71 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Причин не согласиться с выводами суда первой инстанции у апелляционной инстанции не имеется.

Фактически доводы подателя жалобы направлены на переоценку установленных по делу судом первой инстанции обстоятельств, доказательств и иные выводы, правовые основания для которых у апелляционного суда отсутствуют.

Выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам, обстоятельствам дела, нормы материального права применены судом правильно.

Ввиду изложенного апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в федеральный бюджет не взыскивается.

Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17 июля 2023 года по делу № А05-6043/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства и архитектуры Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Н.А. Колтакова

Судьи

А.Я. Зайцева

О.Б. Ралько