ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6282/17 от 22.09.2017 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

22 сентября 2017 года

г. Вологда

Дело № А05-6282/2017

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Холминова А.А.,

рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2017 года по делу № А05-6282/2017 (судья Меньшикова И.А.), рассмотренному в порядке упрощённого производства,

у с т а н о в и л:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (ОГРН<***>, ИНН <***>; <...> а/я 45; далее – Управление) обратилось в суд с заявлением о привлечении публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» (ОГРН <***>, ИНН <***>; <...>; далее – Общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях (далее – КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13.07.2017 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 36 000 руб.

Общество с этим решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применение судом норм материального права.

Управление в отзыве просит решение суда оставить без изменений.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, Общество является держателем лицензий от 21.05.2007 № 50789, от 28.04.2013 № 141405 на оказание услуг подвижной радиотелефонной связи.

В Управление поступило обращение ФИО1 о подключении Обществом по её абонентскому номеру без её согласия платной подписки и незаконном списании денежных средств со счёта. Управление направило в Архангельское отделение Общества запрос от 12.04.2017 № 2159-06/29.

Согласно ответу Общества, в период с 28.02.2017 по 01.04.2017 на номере клиента действовала услуга «Подписка» с сайта Error! Hyperlink reference not valid.. Подписка предоставляется совместно с контент-провайдерами ООО «Стрим» и ООО «СМСКапитал». С размером стоимости услуги и порядком её списания можно ознакомиться на сайте Общества www.mts.ru в разделе «Услуги по коротким номерам», введя в строке поиска идентификатор услуги, либо позвонив по единому номеру, либо на сайте. Порядок заказа услуги описан в Правилах предоставления подписки на контент, размещённых на сайте http://herototal.ru. Контент-провайдер предоставляет абоненту возможность в течение 1 суток получить доступ к цифровому контенту, размещённому на wap‑сайте контент-провайдера, предназначенного для просмотра на мобильном телефоне. В случае неполучения от абонента отказа от подписки на контент, срок предоставления подписки автоматически продлевается каждый раз на 1 сутки до момента самостоятельного отключения абонентом подписки на контент. Способ активации подписки Wap клик. Стоимость услуги 20 руб./l день с учётом НДС. Общая сумма начислений за контентную услугу за 33 дня составила 660 руб. Порядок заказа услуги «Подписка» с сайта Error! Hyperlink reference not valid. описан в разделе 4 Правил предоставления подписки на контент. Для получения доступа к подписке на контент абоненту необходимо совершить последовательные действия. При подписке на wap-сайте herototal.ru контент-провайдера необходимо: ознакомиться с правилами; нажать кнопку «Подписаться» для перехода на wap-страницу оператора. При подписке на wap‑странице оператора: ознакомиться с правилами оказания подписки на контент и порядком предоставления контентной услуги; в случае согласия с правилами оказания подписки на контент и порядком предоставления контентной услуги нажать кнопку «Читать», «Продолжить», «Смотреть», «Открыть», «Открыть сонник», «Открыть гороскоп». Абоненту после заказа услуги направлены SMS-сообщения о факте подключения и условиях предоставления доступа к подписке, сообщение с логином и паролем.

По данному факту Управлением 17.05.2017 составлен протокол об административном правонарушении № АП-29/3/342.

Как установлено Управлением, Обществом нарушен подпункт «а» пункта 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 09.12.2014 № 1342 (далее – Правила № 1342), пункт 5 статьи 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон «О связи»), что является нарушением пункта 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензиями.

На основании изложенного, Управление обратилось в суд с настоящим заявлением о привлечении Общества к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Суд первой инстанции правомерно удовлетворил данное заявление, руководствуясь статьями 4.1, 4.3, 14.1, 23.1, 28.1 КоАП РФ, 202 – 206, 226 - 229 АПК РФ, статьями 27, 44 Закона «О связи», статьёй 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).

Согласно части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Факт совершения Обществом данного правонарушения подтверждается материалами дела.

Согласно пункту 7 Правил № 1342 оказание услуг телефонной связи может сопровождаться предоставлением оператором связи иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами телефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, при соблюдении требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами.

Частью 5 статьи 44 Закона «О связи» установлено, что оказание иных услуг, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, осуществляется с согласия абонента, выраженного посредством совершения им действий, однозначно идентифицирующих абонента и позволяющих достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг; д о получения согласия абонента об оказании иных услуг связи, технологически неразрывно связанных с услугами подвижной радиотелефонной связи и направленных на повышение их потребительской ценности, в том числе контентных услуг, оператор связи должен предоставлять абоненту информацию о тарифах на услуги и кратком содержании данных услуг, а также о лице, предоставляющем конкретную услугу, и лицевом счёте, с которого осуществляется списание денежных средств на оплату таких услуг.

Поскольку контентные услуги оказываются оператором связи – Обществом с привлечением иных лиц, согласие должно быть получено непосредственно оператором связи, а не третьим лицом. В связи с этим до осуществления расчётов за оказанные контентные услуги Общество, как оператор связи, должно было осуществить идентификацию абонента и достоверно установить его волеизъявление на получение данных услуг.

Общество подключило платную дополнительную услугу (контент-услугу) на абонентский номер, выделенный ФИО1, без её согласия, с лицевого счёта абонента списывались денежные средства за контент-услугу. Общество не представило доказательств того, что подключение услуги сделано с согласия абонента, выраженного в ответе на оферту, ясно содержащую информацию о характере и содержании услуги, её платном характере и стоимости.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что Обществом при осуществлении предпринимательской деятельности по оказанию услуг телефонной связи нарушило пункты 7, 24 Правил № 1324, пункт 5 статьи 44 Закона «О связи», что является нарушением лицензионных условий.

Довод Общества о том, что протоколу об административном правонарушении должна  предшествовать внеплановая проверка, заявлялся в суде первой инстанции и получил верную оценку.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 2 части 2 статьи 10 Закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Согласно пункту 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ, при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора) особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок и пр. могут устанавливаться другими федеральными законами.

Основания проведения проверок в области связи установлены статьёй 27 Закона «О связи». В силу подпункта 2 пункта 5 этой статьи внеплановая проверка по заявлениям граждан проводится только по перечню нарушений, установленному распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.04.2013 № 611-р. Нарушение правил оказания услуг связи в указанный перечень не входит. Оснований для проведения внеплановой проверки по обращению ФИО1 отсутствовали, проверку Управление не проводило.

Обращение ФИО1 рассмотрено административным органом в рамках Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). Согласно статье 9 данного Закона, обращение, поступившее в государственный орган, должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению, в случае необходимости – с выездом на место.

В соответствии со статьёй 10 Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственный орган (должностное лицо): обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости – с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает необходимые для рассмотрения обращения документы; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав и т.д.

Согласно статье 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в частности, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения.

В рассматриваемом случае событие административного правонарушения выявлено Управлением по итогам проверки заявления ФИО1, анализа запрошенных у Общества документов.

Таким образом, в деянии Общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ. Общество не приняло всех зависящих от него мер по соблюдению условий осуществления лицензионной деятельности.

Наказание назначено Обществу с учётом отягчающих ответственность обстоятельств, а именно повторного совершения аналогичных правонарушений, установленных решением Арбитражного суда Архангельской области от 12.09.2016 по делу № А05-8644/2016, согласно которому Общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ в виде предупреждения, а также решением от 11.10.2016 по делу № А32-27897/2016, которым Общество привлечено к ответственности по той же статье в виде административного штрафа в размере 35 400 руб.

При изложенных обстоятельствах выводы суда соответствуют материалам дела, нормы материального и процессуального права применены судом правильно, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда нет.

Руководствуясь статьями  269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 июля 2017 года по делу № А05-6282/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества «Мобильные ТелеСистемы» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья

А.А. Холминов