АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
19 марта 2015 года
Дело №
А05-6651/2014
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А. и Подвального И.О.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес» ФИО1 (доверенность от 11.12.2014 № 08-14/130),
рассмотрев 17.03.2015 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес» и открытого акционерного общества «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2014 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 (судьи Холминов А.А., Осокина Н.Н., Пестерева О.Ю.) по делу № А05-6651/2014,
у с т а н о в и л:
Общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес», место нахождения: 163059, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ООО «УК «Соломбалалес»), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, место нахождения: 163000, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство), о признании незаконными действий по направлению заявителю предписания (письмо от 05.09.2013 № 204-02/3281), действий по направлению Министерству промышленности и торговли Российской Федерации (далее – Минпромторг) заявления об исключении инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по пункту 2 распоряжения от 24.02.2014 № 90р, а также о признании недействительным преамбулы и пунктов 1, 2 и 4 распоряжения Министерства от 24.02.2014 № 90р. Заявление принято с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее – АПК РФ).
Суд первой инстанции к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек Минпромторг и открытое акционерное общество «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат», место нахождения: 163012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – ОАО «Соломбальский ЛДК»).
Решением суда первой инстанции от 31.07.2014 заявленные ООО «УК «Соломбалалес» требования удовлетворены частично. Пункт 4 распоряжения от 24.02.2014 № 90р «Об исключении инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков», принятого Министерством признан недействительным.
В удовлетворении остальной части заявленных требований ООО «УК «Соломбалалес» отказано.
Постановлением апелляционного суда от 14.11.2014 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационных жалобах ООО «УК «Соломбалалес» и ОАО «Соломбальский ЛДК», ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований о признании незаконными действий Министерства по направлению в Минпромторг заявления от 03.03.2014 об исключении инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов по пункту 2 распоряжения от 24.02.2014 № 90р и о признании недействительным преамбулы, пунктов 1 и 2 распоряжения Министерства от 24.02.2014 № 90р.
Определением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 18.02.2015 рассмотрение дела откладывалось для совместного рассмотрения кассационных жалоб ООО «УК «Соломбалалес» и ОАО «Соломбальский ЛДК». Определением суда кассационной инстанции от 17.03.2015 находящаяся в отпуске судья Самсонова Л.А. заменена судьей Подвальным И.О. В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное производство в кассационной инстанции произведено с самого начала.
В судебном заседании представитель ООО «УК «Соломбалалес» поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 АПК РФ.
Законность принятых по делу судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами двух инстанций и подтверждается материалами дела, распоряжением Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 № 128 утверждена заявка ООО «УК «Соломбалалес» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов». Приказом Минпромторга от 04.08.2008 № 49 этот инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Распоряжением Министерства от 15.09.2011 № 218р на основании решения Минпромторга о возможности корректировки условий и показателей инвестиционных проектов в концепцию указанного приоритетного инвестиционного проекта внесены изменения.
Согласно названной концепции данный инвестиционный проект включает в себя реализацию следующих этапов (мероприятий):
- организация заготовки древесины на участках лесфонда, полученных под реализацию инвестиционного проекта, срок реализации - третий квартал 2018 года;
- модернизация древесно-биржевого производства ОАО «Соломбальский ЦБК», срок реализации - четвертый квартал 2011 года;
- модернизация вакуум-выпарной станции ТЭЦ-2 ОАО «Соломбальский ЦБК», срок реализации - третий квартал 2013 года;
- строительство нового лесопильного цеха ОАО «Соломбальский ЛДК», срок реализации - второй квартал 2012 года (том 1, лист дела 73).
Инвестиции в строительство нового лесопильного цеха ОАО «Соломбальский ЛДК» составили 149,8 млн. руб. (9%), при этом в 2013 году реализация этого этапа не осуществлялась.
Письмом от 05.09.2013 № 204-02/3281 «О нарушении срока реализации инвестпроекта» Министерство предписало ООО «УК «Соломбалалес» устранить нарушения календарного плана реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов в срок до 01.01.2014, информацию о выполнении предписания направить в установленном порядке в составе отчета о ходе реализации проекта за четвертый квартал 2013 года. Этим же письмом Министерство довело до сведения ООО «УК «Соломбалалес» об инициации процедуры исключения его инвестиционного проекта из перечня приоритетных и расторжения договоров аренды лесных участков, предоставленных для его реализации, в случае если нарушения не будут устранены в установленный срок.
В отчете ООО «УК «Соломбалалес» о реализации инвестиционного проекта за четвертый квартал 2013 года, представленном в Министерство в окончательном варианте 05.02.2014, указано, что размер инвестиций в строительство лесопильного цеха составил 0 руб.
В связи с нарушением срока реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов и неисполнением предписания от 05.09.2013 № 204-02/3281 об устранении нарушений в установленный срок, Министерством вынесено распоряжение от 24.02.2014 № 90р «Об исключении инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов» из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и расторжении договоров аренды лесных участков», содержащего следующие решения:
- осуществить в установленном законодательством порядке досрочное расторжение договоров аренды лесных участков по инициативе арендодателя на основании, предусмотренном подпунктом «д» пункта 11 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 (далее – Положение № 419), и разделом VI договоров аренды лесных участков в части нарушения арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на один год (пункт 1 распоряжения);
- направить в Минпромторг заявление об исключении инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (пункт 2 распоряжения);
- признать утратившими силу распоряжение Департамента лесного комплекса Архангельской области от 10.04.2008 № 128 «Об утверждении заявки ООО «УК «Соломбалалес» на реализацию инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга «Соломбалалес» и создание объектов лесной инфраструктуры в области освоения лесов», претендующего на включение в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» и распоряжение Министерства от 15.09.2011 № 218р «О необходимости внесения изменений в концепцию инвестиционного проекта «Модернизация перерабатывающих производств холдинга Соломбалалес», включенного приказом Минпромторга от 04.08.2008 № 49 в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов» (пункт 4 распоряжения).
Министерство письмом от 03.03.2014 обратилось в Минпромторг с заявлением об исключении рассматриваемого инвестиционного проекта из перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Не согласившись с указанными действиями Министерства, ООО «УК «Соломбалалес» обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций в части отказа в удовлетворении заявления правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 22 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» (далее – Закон № 39-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона № 39-ФЗ под инвестиционным проектом понимается, в частности, описание практических действий по осуществлению инвестиций, а под инвестиционной деятельностью - вложение инвестиций и осуществление практических действий в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта.
В силу части 3 статьи 22 ЛК РФ подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утверждение данного перечня осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 419 утверждено Положение № 419.
В соответствии с пунктом 11 Положения № 419 решение заинтересованного органа об утверждении заявки на реализацию инвестиционного проекта, представленного коммерческой организацией, желающей реализовать инвестиционный проект, должно содержать сведения о включении в проект договора аренды лесного участка оснований для его досрочного расторжения по инициативе арендодателя, к каковым отнесено нарушение арендатором срока реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год (подпункт «д»).
Согласно пункту 19 Положения № 419 в случае появления предусмотренных подпунктом «д» пункта 11 настоящего Положения оснований для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, включенного в перечень лесных участков, заинтересованный орган направляет инвестору предписание о необходимости устранения нарушений с указанием срока их устранения. Одновременно копия указанного предписания направляется заинтересованным органом в Минпромторг.
В случае если такие нарушения были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган информирует об этом Минпромторг в течение 10 дней с даты получения такой информации.
В случае если такие нарушения не были устранены в указанный в предписании срок, заинтересованный орган в течение 10 дней с момента истечения указанного в предписании срока устранения нарушений принимает решение о направлении в Минпромторг заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
В рассматриваемом случае суды установили, что заявителем срок реализации инвестиционного проекта, в части одного из его этапов – строительства нового лесопильного цеха ОАО «Соломбальский ЛДК», нарушен более чем на один год. Предписание Министерства об устранении данного нарушения ООО «УК «Соломбалалес» не исполнило.
Следовательно, суды сделали правильный вывод о том, что у Министерства имелись основания для инициации процедуры исключения рассматриваемого инвестиционного проекта из перечня, для принятия оспариваемого распоряжения от 24.02.2014 № 90р в части преамбулы, пунктов 1 и 2, а также для совершения действий по направлению в адрес Минпромторга заявления об исключении инвестиционного проекта из перечня.
Доводы ООО «УК «Соломбалалес», приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах двух инстанций, где получили надлежащую правовую оценку.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
ООО «УК «Соломбалалес» и ОАО «Соломбальский ЛДК» определениями Арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.12.2014 и 12.02.2015 была предоставлена отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрения кассационных жалоб по существу.
В связи с отказом в удовлетворении жалоб, с их подателей подлежит взысканию госпошлина в размере, установленном статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации (пункт 3, 12 указанной статьи; с 01.01.2015 – 1500 руб., до указанной даты – 1000 руб.).
Руководствуясь статьей 286 и пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.07.2014 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.11.2014 по делу № А05-6651/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес» и открытого акционерного общества «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат» – без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Соломбалалес», место нахождения: 163059, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в федеральный бюджет 1000 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Взыскать с открытого акционерного общества «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат», место нахождения: 163012, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***>, в федеральный бюджет 1500 руб. государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Председательствующий
А.Г. Кудин
Судьи
О.А. Алешкевич
И.О. Подвальный