ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6652/2017 от 04.07.2018 АС Северо-Западного округа

118/2018-32987(1)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего  Афанасьева С.В., судей Кадулина А.В. и Рудницкого Г.М., 

рассмотрев 04.07.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу  Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской  области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.11.2017 (судья  Шапран Е.Б.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда  от 19.02.2018 (судьи Шадрина А.Н., Зайцева А.Я., Зорина Ю.В.) по делу 

 № А05-6652/2017,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса  Архангельской области, место нахождения: 163000, Архангельская обл., 

г. Архангельск, ул. Выучейского, д. 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111  (далее – Министерство), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с  иском к акционерному обществу «Агрофирма «Вельская», место нахождения:  165150, Архангельская обл., Вельский р-н, дер. Дюковская, д. 21А, 

ОГРН 1082907000010, ИНН 2907012650 (далее – Общество), и с учетом уточнения  требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации просило обязать ответчика в месячный срок с момента вступления в  законную силу решения возвратить Российской Федерации в лице Министерства из  незаконного владения земли лесного фонда в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44 –  47 и 54 (согласно материалам лесоустройства 2001 г.) бывшего землепользования  федерального государственного учреждения «Государственная заводская конюшня  «Архангельская» с ипподромом» (далее – Учреждение) путем подписания акта  приема-передачи, а также признать право собственности Российской Федерации на  участки площадью 3203,3 га, расположенные в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44  – 47 и 54, как на земли лесного фонда (дело № А05-6652/2017). 

Определением от 03.07.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не  заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора  привлечены Министерство имущественных отношений Архангельской области,  место нахождения: 163004, Архангельская обл., г. Архангельск, пр. Троицкий, д. 49,  ОГРН 1022900540167, ИНН 2901025815 (далее – МИО), межрегиональное  территориальное управление Федерального агентства по управлению  государственным имуществом в Архангельской области и Ненецком автономном  округе, место нахождения: 163000, Архангельская обл., г. Архангельск, ул. Карла  Либкнехта, д. 2, ОГРН 1092901006725, ИНН 2901194203 (далее – Управление),  федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая  палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и  картографии», место нахождения: 107078, Москва, Орликов пер., д. 10, стр. 1, 

ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340 (далее – Кадастровая палата).

В дело 01.08.2017 на стороне истца в порядке части 5 статьи 52 АПК РФ  вступил прокурор. 


Министерство также обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с  иском к Управлению об обязании уточнить границы и площадь земельного участка с  кадастровым номером 29:01:000000:158, исключив из него в установленном законом  порядке площади, имеющие пересечение с границами земель лесного фонда  (согласно материалам лесоустройства 2001 г.), и возвратить из незаконного  владения земли лесного фонда в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44 – 47 и 54,  признании права собственности Российской Федерации на лесные участки  площадью 3203,3 га, расположенные в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44 – 47 и 54  (дело № А05-7324/2017). 

Определением от 03.10.2017 дело № А05-6652/2017 и требование об обязании  Управления возвратить из незаконного владения земли лесного фонда в границах  кварталов, признании права собственности Российской Федерации на лесные  участки площадью 3203,3 га, расположенные в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44  – 47 и 54, выделенное из дела № А05-7324/2017, объедены в одно производство с  присвоением объединенному делу № А05-6652/2017; Управление привлечено к  участию в деле в качестве второго ответчика. 

Решением от 14.11.2017, оставленным без изменения постановлением  Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018, в  удовлетворении иска отказано. 

В кассационной жалобе Министерство просит решение от 14.11.2017 и  постановление от 19.02.2018 отменить, дело направить на новое рассмотрение в  суд первой инстанции, ссылаясь на следующее: 

- суды не приняли во внимание, что распоряжением главы администрации  Архангельской области от 09.06.2007 № 506р «О переводе земель  сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда» земли  сельскохозяйственного назначения, входившие в состав Вельского сельского  лесхоза, в том числе и спорный земельный участок площадью 3203,3 га, были  переведены в земли лесного фонда, а также то, что информация об этом земельном  участке как участке, отнесенном к землям лесного фонда, содержится в материалах  лесоустройства и Государственном лесном реестре; 

- суд необоснованно не привлек к участию в деле Федеральное агентство  лесного хозяйства. 

Участвующие в деле лица надлежаще извещены о месте и времени судебного  заседания, однако своих представителей в суд не направили, в связи с чем  кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие. 

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, 07.11.2005 на основании перечня ранее  учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала № 29:01:000000:3  по состоянию на 07.11.2005, утвержденного Управлением Федерального агентства  кадастра объектов недвижимости по Архангельской области, в государственный  кадастр недвижимости (далее - ГКН) внесены сведения о земельном участке с  кадастровым № 29:01:000000:3 площадью 59 460 000 кв.м (разрешенное  использование - для сельхозпроизводства), принадлежащим на праве оперативного  управления Учреждению; дата регистрации права - 25.09.1992, основание -  государственный акт от 03.05.1981 № 329503. 

Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по  управлению федеральным имуществом по Архангельской области (далее – ТУ  Росимущества) от 23.08.2007 № 946-р утверждены проекты границ четырех  земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка площадью  5945,8668 га с кадастровым № 29:01:000000:0144, относящегося к землям  сельскохозяйственного назначения, и принято решение о предоставлении  Учреждению в постоянное пользование земельных участков площадью 5944,9453 га, 


0,3745 га и 0,5242 га для сельскохозяйственных нужд. 

Земельный участок площадью 59 449 453 кв.м (категория земель - земли  сельскохозяйственного назначения) поставлен на кадастровый учет за 

 № 29:01:000000:158.

Право собственности Российской Федерации на земельный участок с  кадастровым № 29:01:000000:158 (категория земель - земли сельскохозяйственного  назначения) зарегистрировано 26.06.2008. 

Распоряжением ТУ Росимущества от 20.09.2012 № 476-р (в редакции  распоряжения от 14.11.2012 № 555-р) утверждены границы земельного участка  площадью 41 963 074 кв.м (категория земель - земли сельскохозяйственного  назначения), образованного в результате раздела земельного участка с  кадастровым № 29:01:000000:158 с сохранением последнего в измененных границах  площадью 17 450 075 кв.м. 

Земельный участок площадью 41 963 074 кв.м (категория земель - земли  сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для  сельскохозяйственных нужд) поставлен на кадастровый учет за 

 № 29:01:000000:3424, право собственности Российской Федерации на него  зарегистрировано 30.11.2012 в установленном порядке. 

На основании распоряжения ТУ Росимущества от 28.02.2013 № 82-р  Учреждение как имущественный комплекс и закрепленное за ним на праве  оперативного управления федеральное имущество, в том числе земельный участок  с кадастровым № 29:01:000000:3424 площадью 41 963 074 кв.м по акту приема- передачи от 28.02.2013 безвозмездно переданы в собственность Архангельской  области. 

Право собственности на земельный участок с кадастровым   № 29:01:000000:3424 зарегистрировано за Архангельской областью 26.07.2013. 

Общество (продавец) и МИО (покупатель) 11.03.2014 заключили договор  купли-продажи ценных бумаг, по условиям которого Архангельская область  приобрела в собственность 70 530 дополнительных обыкновенных акций Общества  номинальной стоимостью 1000 руб. каждая, а покупатель в счет оплаты стоимости  акций передал продавцу в собственность недвижимое и движимое имущество, в том  числе земельный участок с кадастровым № 29:01:000000:3424 площадью 

Переход к Обществу права собственности на земельный участок с  кадастровым № 29:01:000000:3424 (категория земель - земли  сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для  сельскохозяйственных нужд) 21.07.2014 зарегистрирован в установленном порядке. 

Общество произвело раздел земельного участка с кадастровым 

 № 29:01:000000:3424, из которого 09.12.2014 был выделен земельный участок с  кадастровым № 29:01:000000:3901 площадью 41 265 046 кв.м. В дальнейшем из  земельного участка с кадастровым № 29:01:000000:3901 был 04.03.2015 образован  земельный участок с кадастровым № 29:01:000000:3983 площадью 41 090 320 кв.м,  из которого 15.06.2015 выделен земельный участок площадью 40 553 225 кв.м с  кадастровым № 29:01:000000:4044. Из этого земельного участка 09.02.2016 уже  выделен земельный участок с кадастровым № 29:01:000000:4233. Земельный  участок с кадастровым № 29:01:000000:4271 площадью 39 974 497 кв.м (категория  земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование -  для сельскохозяйственных нужд) 19.09.2016 был образован путем раздела  земельного участка с кадастровым № 29:01:000000:4233. 

Право собственности Общества на земельный участок с кадастровым
 № 29:01:000000:4271 зарегистрировано 19.09.2016.

Названный земельный участок 01.06.2017 снят с кадастрового учета в связи с 


его разделом на 3 земельных участка площадью 31 327 кв.м, 10 000 кв.м и 

Право собственности на вновь образованные земельные участки 31.05.2017  зарегистрировано за Обществом. 

Согласно кадастровому паспорту от 31.05.2017 земельный участок  29:01:000000:4319 площадью 39 933 170 кв.м относится к землям  сельскохозяйственного назначения и имеет разрешенное использование - для  сельскохозяйственных нужд. 

Министерство ссылаясь на то, что земельный участок с кадастровым номером  29:01:000000:3 площадью 59 460 000 кв.м, располагавшийся на территории бывшего  Вельского сельского лесхоза и закрепленный за Учреждением на основании акта от  03.05.1981 № 329503 для сельскохозяйственных нужд, покрыт лесной  растительностью, а также то, что распоряжением Администрации Архангельской  области от 09.06.2007 № 506р «О переводе земель сельскохозяйственного  назначения в земли лесного фонда» земли Учреждения были переведены в земли  лесного фонда, а потому отчуждение Обществу земельного участка, относящегося в  силу закона к землям лесного фонда и покрытого растительностью, было  произведено незаконно, обратилось в арбитражный суд с указанным иском. 

В качестве правового основания иска Министерство сослалось на статью 302  Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ). 

Согласно статье 301 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество  из чужого незаконного владения. 

В силу пункта 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у  лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог  знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это  имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или  лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо  похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их  воли. 

Таким образом, в предмет доказывания по требованию, заявленному в  соответствии со статьей 301 ГК РФ, входит установление наличия оснований  возникновения права собственности или владения у истца на все истребуемое  имущество, обладающее индивидуально-определенными признаками; незаконность  владения ответчиком этим имуществом; наличие истребуемого имущества у  ответчика. В случае, когда ответчик является добросовестным приобретателем,  собственник должен доказать, что это имущество им утеряно, либо выбыло из его  владения помимо его воли. 

Согласно разъяснениям, приведенным в пункте 38 постановления Пленума  Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах, возникающих  в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права  собственности и других вещных прав», приобретатель не может быть признан  добросовестным, если на момент совершения сделки по приобретению имущества  право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое  имущество и сделок с ним (ЕГРП) было зарегистрировано не за отчуждателем или в  ЕГРП имелась отметка о судебном споре в отношении этого имущества; в то же  время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным  доказательством добросовестности приобретателя; ответчик может быть признан  добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой  он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной  сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным 


отчуждателем; собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его  добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был  усомниться в праве продавца на отчуждение имущества. 

В данном случае Общество земельный участок с кадастровым

 № 29:01:000000:3424 приобрело на возмездной основе у публично-правового  образования - Архангельской области. При этом назначение земельных участков с  кадастровыми № 29:01:000000:3, № 29:01:000000:158, из которых путем  последовательного выдела был образован земельный участок № 29:01:000000:3424,  определялось как земли сельскохозяйственного назначения. 

Ведение государственного лесного реестра в отношении лесов,  расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации,  осуществляется органами государственной власти этих субъектов Российской  Федерации (пункт 5 части 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации). При  этом кадастровый учет лесных участков и государственная регистрация прав на  лесные участки, ограничений прав на лесные участки, обременений лесных участков  осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О  государственной регистрации недвижимости» в ЕГРП. 

Приведенное правовое регулирование предполагает обязанности  уполномоченных государственных органов по согласованию данных  государственного лесного реестра и ЕГРП, с тем чтобы были исключены возможные  противоречия в сведениях о границах, площадях одних и тех же участков,  зарегистрированных в разных реестрах, о принадлежности земельных участков к  землям определенной категории и об их правообладателях. 

Федеральным законом от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в  отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения  противоречий в сведениях государственных реестров и установления  принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее –  Закон № 280-ФЗ) в статью 4.6 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О  введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесены изменения,  согласно которым информация о границах лесных участков и правах на них  вносится в государственный лесной реестр на основании сведений ЕГРП. 

Кроме того, согласно части 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004

 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в  другую» в редакции Закона № 280-ФЗ) в случае, если в соответствии со сведениями,  содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта  Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного  фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРП, правоустанавливающими или  правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок  отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к  определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями,  содержащимися в ЕГРП, либо в соответствии со сведениями, указанными в  правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные  участки, при отсутствии таких сведений в ЕГРП; данные правила применяются в  случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на  земельный участок возникли до 01.01.2016. 

В данном случае в ЕГРП внесены сведения о земельных участках с  кадастровыми № 29:01:000000:3, № 29:01:000000:158 и № 29:01:000000:3424 как о  землях сельскохозяйственного назначения. 

Поскольку земельные участки в границах кварталов 1 - 22, 27, 28, 44 – 47 и 54,  не могут считаться отнесенными к категории земель лесного фонда, то МИО вправе  было произвести их отчуждение в пользу Общества, которое, не имея оснований  ставить под сомнение правильность определения отчуждателем (Архангельской 


областью) категории данных земельных участков, является их добросовестным  приобретателем. 

С учетом изложенного суд первой инстанции правильно в удовлетворении иска  Министерства отказал. 

Ссылка подателя жалобы на необоснованное непривлечение судом первой  инстанции к участию в деле Федерального агентства лесного хозяйства (далее –  Агентство) судом кассационной инстанции отклоняется по следующим основаниям. 

Как следует из материалов дела, Агентство до принятия решения по делу не  заявляло ходатайство о вступлении в дело в качестве соистца или третьего лица с  самостоятельными требованиями относительно предмета спора и не обжаловало  принятые по делу судебные акты в апелляционном и кассационном порядке. 

В судебном заседании, состоявшемся 07.11.2017, Министерство заявило  ходатайство о привлечении Агентства в качестве третьего лица. Поскольку  принимаемое решение с учетом участия в деле Управления, уполномоченного  представлять интересы Российской Федерации в отношении земельных участков, не  отнесенных к категории земель лесного фонда, не могло повлиять на права и  обязанности Агентства, то суд первой инстанции правомерно названное  ходатайство протокольным определением отклонил. 

Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов  судов первой и апелляционной инстанций, а лишь выражают несогласие с оценкой  судами имеющихся в деле доказательств и установлением фактических  обстоятельств, имеющих значение для дела, в связи с чем они подлежат  отклонению судом кассационной инстанции. 

Поскольку обжалуемые судебные акты приняты в соответствии с нормами  материального и процессуального права, то оснований для их отмены не имеется. 

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 14.11.2017 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2018  по делу № А05-6652/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу  Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской  области – без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Афанасьев 

Судьи А.В. Кадулин

Г.М. Рудницкий