ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-6782/03-13 от 16.01.2004 АС Северо-Западного округа

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Корпусовой О.А., Хохлова Д.В.,

            рассмотрев  13.01.04 в открытом судебном заседании  кассационную жалобу муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия «Варавино-Фактория» на  постановление  апелляционной инстанции Арбитражного суда   Архангельской    области от  03.10.03 по делу № А05-6782/03-13   (судьи  Сумарокова Т.Я.,  Шашкова А.Х.,  Тряпицына Е.В.),

                                               у с т а н о в и л:                             

Муниципальное унитарное ремонтно-эксплуатационное предприятие «Варавино-Фактория» (далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд  Архангельской области  с заявлением о признании незаконным и отмене  постановления Центра государственного  санитарно-эпидемиологического надзора  в городе  Архангельске (далее – административный орган) от 03.07.03 № 601 о  наложении 10 000 руб. штрафа, предусмотренного статьей 8.2  Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).

 Решением суда от 14.08.03, оставленным  без изменения  постановлением   апелляционной инстанции от 03.10.03, предприятию отказано в удовлетворении заявления, а размер  штрафа снижен до 5 000 руб.

В кассационной жалобе предприятие просит отменить  постановление апелляционной инстанции от  03.10.03, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава административного правонарушения.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела.

Как следует из протокола об административном правонарушении и акта от 30.06.03, административный орган выявил, что на обслуживаемых предприятием  территориях домовладений  переполнены и не очищены  емкости для бытовых отходов; не убраны отходы с прилегающих к ним участков. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении предприятием положений  пунктов 1.2 и 2.3.4 Санитарных правил содержания территории  населенных   мест, (далее – Санитарные правила),   утвержденных  Министерством здравоохранения СССР от 05.08.88 № 4690-88.

Нарушение предприятием санитарно-эпидемиологических  правил при обращении с пищевыми и иными бытовыми отходами, выраженное в уклонении от их сбора и захоронения, явилось законным  основанием для привлечения его к ответственности,  предусмотренной статьей 8.2  КоАП РФ.

Приведенные заявителем  в кассационной жалобе доводы направлены на  опровержение своей вины и правомерности применения Санитарных правил, которые, по мнению  предприятия, не имеют юридического значения.

Кассационная инстанция считает доводы заявителя об отсутствии у него достаточного финансового и технического обеспечения для санитарной уборки территорий голословными. Материальное положение предприятия  не имеет значения при определении  состава правонарушения. Работы по уборке территории и вывозу бытовых отходов являются уставной деятельностью предприятия.  Финансовое состояние заявителя принято судом во внимание и размер штрафа снижен в два раза.

 Доводы предприятия о неправомерности применения Санитарных правил со ссылкой на то, что они не опубликованы, противоречат действительному положению названного нормативного акта и обоснованно признаны арбитражным судом  ошибочными.             Существующие способы прекращения действия нормативного акта компетентным органом в отношении Санитарных правил не применены. В Санитарных правилах не указан срок, ограничивающий действие нормативного акта, они   не отменены в установленном порядке и не заменены другим актом, регулирующим те же правоотношения.  Содержание Санитарных правил не противоречит законам Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и «Об отходах производства и потребления», поэтому  в отсутствие аналогичных санитарных правил распространяют свое действие на отношения, которые возникли как до, так и после  вступления в силу  названного Закона.

Из содержания пункта 8 Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного  постановлением  Правительства Российской Федерации от  24.07.2000 № 554, согласно которому  санитарные правила, утвержденные Министерством здравоохранения Российской Федерации, подлежат опубликованию и государственной регистрации, не следует, что изложенное  в нем требование распространяется на правила,  вступившие в силу до принятия данного Положения. В этой же норме  указано, что в порядке, установленном для разработки санитарных правил осуществляется пересмотр санитарных правил, внесение в них изменений и дополнений.

При таких обстоятельствах  апелляционная инстанция арбитражного суда правомерно сослалась в своем постановлении на постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 13.11.96 № 1, которым установлено, что на территории Российской Федерации действуют санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы, утвержденные бывшим Министерством здравоохранения СССР, в части, не противоречащей санитарному законодательству Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 286 и 287 (пункт 2 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

                                               п о с т а н о в и л:

постановление  апелляционной инстанции Арбитражного суда   Архангельской области от  03.10.03 по делу № А05-6782/03-13  оставить  без изменения, а кассационную жалобу  муниципального унитарного ремонтно-эксплуатационного предприятия «Варавино-Фактория» без удовлетворения.

Председательствующий                                    О.В. Ветошкина

Судьи                                                                       О.А. Корпусова

Д.В. Хохлов

           6.9