ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-7065/20 от 26.01.2021 АС Архангельской области

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ

АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001

E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

02 февраля 2021 года

г. Вологда

Дело № А05-7065/2020

Резолютивная часть постановления объявлена января 2021 года .

В полном объёме постановление изготовлено февраля 2021 года .

Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Зориной Ю.В., судей Черединой Н.В. и Шадриной А.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Ерофеевой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2020 года по делу № А05-7065/2020,

у с т а н о в и л:

администрация муниципального образования «Вельское»                              (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165150, <...>; далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Управлению по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 165150, <...>; далее - Управление по финансам), министерству топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 163004, <...>) о взыскании денежных средств в размере 213 318 руб. 02 коп., излишне взысканных на основании приказа от 03.12.2019 № 1 о применении бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств (с учетом уточнения).

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Вельского муниципального района Архангельской области (ОГРН <***>; адрес:165150, <...>), министерство финансов Российской Федерации (ОГРН <***>; адрес: 109012, <...>), контрольно-счетная палата Архангельской области (ОГРН <***>; адрес: 163069, <...>).

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2020 года по делу № А05-7065/2020 с министерства в пользу администрации муниципального образования "Вельское" взыскано 213 318 руб. 02 коп. излишне уплаченных средств. В удовлетворении иска к Управлению по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области отказано.

Министерство не согласилось с судебным актом и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. Доводы жалобы сводятся к следующему. Оснований для повторного финансирования Бюджетным кодексом РФ не предусмотрено. Управление по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области несет ответственность за свои действия в связи с добровольным возвратом средств нецелевого использования в размере 1 197 134 руб. 52 коп., поскольку ими самостоятельно принято решение о возврате несмотря на возражения администрации МО «Вельское» и обращение ими в суд с заявлением об оспаривании представления КСП. В настоящее время приказ от 03.12.2019 № 1 недействительным не признан.

КСП в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда отменить, принято по делу новый судебный акт.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в отсутствие их представителей в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции Постановлением Правительства Архангельской области от 22.08.2017 № 330-пп утверждена государственная программа Архангельской области «Формирование современной городской среды в Архангельской области(2018-2024 годы)».

Между министерством и администрацией муниципального образования «Вельский муниципальный район» заключено соглашение от 29.03.2018                      № 11605000-1-2018-003 о предоставлении субсидии бюджету муниципального образования «Вельский муниципальный район» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды.

Между администрацией муниципального образования «Вельский муниципальный район» и администрацией муниципальное образование «Вельское» заключено соглашение № 2 о предоставлении межбюджетных трансфертов муниципальному образованию «Вельское» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды от 04.04.2018 (в редакции дополнительного соглашения № 3 от 18.10.2018).

Контрольно-счетной палатой Архангельской области в ходе контрольного мероприятия «Проверка соблюдения бюджетного и иного законодательства при расходовании средств областного бюджета, направленных на реализацию мероприятий государственных программ Архангельской области: «Устойчивое развитие сельских территорий Архангельской области (2014-2017 годы)», Формирование современной городской среды в Архангельской области (2018-20204 годы)»» проведена проверка законности, результативности (экономии и эффективности) использования средств бюджета, выделенных муниципальному образованию «Вельское» на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований.

В ходе контрольного мероприятия выявлено, что средства областного бюджета были направлены на цели, не соответствующие целям и условиям, определенным соглашением от 04.04.2018 № 2, заключенным администрацией МО «Вельский муниципальный район» и администрацией МО «Вельское» о предоставлении межбюджетных трансфертов МО «Вельское» на поддержку муниципальных программ формирования современной городской среды (на реализацию мероприятий по благоустройству территорий муниципальных образований).

В результате проведения данной проверки составлен акт от 26.06.2019.

На основании решения контрольно-счетной палаты истцу направлено представление от 07.11.2019 № 01-02/1177, финансовому управлению администрации муниципального образования «Вельский муниципальный район» - уведомление о применении бюджетных мер принуждения от 07.11.2018 № 01-02/1176 в отношении администрации «Вельское» в общей сумме 1197134 руб. 52 коп.

На основании решения комиссии Управлением по финансам 03.12.2019 №1 вынесен приказ о применении к администрации МО «Вельское» бюджетной меры принуждения в виде бесспорного взыскания средств на сумму 1197134,52 руб., данный приказ направлен в Управление Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, а также для сведения в администрацию МО «Вельское».

Управлением Федерального казначейства по Архангельской области и Ненецкому автономному округу проведено взыскание средств из бюджета муниципального образования «Вельский муниципальный район» в сумме                         1 197 134,52 руб.

Сумма нецелевого использования в размере 1 197 134,52 руб. после бесспорного взыскания с администрации МО «Вельское» была направлена главному распорядителю средств бюджета Архангельской области - в министерство ТЭК и ЖХК Архангельской области, как средства областного и федерального бюджета.

Администрация муниципального образования «Вельское» обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к контрольно-счетной палате Архангельской области о признании недействительными подпунктов 4.4.2, 4.4.3, 4.4.4 (по эпизодам монтажа металлических прогонов из прямоугольных труб на сумму 112 313,08 руб., 4 садово-парковых диванов в части суммы 148 174,96 руб., 12 стационарных урн в части суммы 75 757,46 руб., 6 опор уличных фонарей в части суммы 314 776,64 руб., устройству газона на сумму 255 441,76 руб.), 4.4.5, 4.4.6 пункта 4 описательно-мотивировочной части, подпункта 2.1 пункта 2, подпункта 3.1 (в части соблюдения положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44- ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» об исполнении контрактов, приемке результатов исполнения контрактов), 3.2 и 3.3 пункта 3 резолютивной части представления № 01-02/1177 от 07.11.2019.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2020 по делу № А05-15390/2019 заявление администрации муниципального образования «Вельское» удовлетворено частично, а именно признан недействительным подпункт 4.4.4 пункта 4 мотивировочной части представления контрольно-счетной палаты Архангельской области от 07.11.2019 № 01- 02/1177 в части вывода о нецелевом использовании бюджетных средств при оплате 148 174 руб. 96 коп. стоимости 4 садово-парковых диванов и 75 757 руб. 46 коп. стоимости 12 стационарных урн. В удовлетворении остальной части заявления было отказано.

Поскольку нецелевое расходование бюджетных средств в данной части отсутствует администрация МО «Вельское» обратилась в суд с требованием о взыскании 213 318 руб. 02 коп. (без учета местного бюджета) неосновательного обогащения.

Управление по финансам с требованием не согласилось, указав, что сумма нецелевого использования в размере 1 197 134,52 руб. после бесспорного взыскания с администрации МО «Вельское была направлена в министерство ТЭК и ЖКХ Архангельской области как средства областного и федерального бюджета.

Министерство также не согласилось с требованием истца, сослалось на то, что Управление по финансам добровольно вернуло в областной бюджет сумму средств нецелевого использования в размере 1 197 134,52 руб., министерство осуществило возврат средств федерального бюджета в размере 1 077 421,07 руб. на счет министерства строительства и ЖКХ РФ, оснований для повторного финансирования Бюджетным кодексом Российской Федерации и соглашениями не предусмотрено.

Суд первой инстанции взыскал с министерства в пользу администрации муниципального образования "Вельское" 213 318 руб. 02 коп. излишне уплаченных средств. В удовлетворении иска к Управлению по финансам и исполнению бюджета администрации Вельского муниципального района Архангельской области отказал, правомерно руководствуясь следующим.

В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Следовательно, обязательства из неосновательного обогащения возникают при одновременном наличии трех условий: факта приобретения или сбережения имущества, приобретение или сбережение имущества за счет другого лица и отсутствие правовых оснований неосновательного обогащения, а именно: приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица не основано ни на законе, ни на сделке.

Таким образом, необходимым условием для удовлетворения иска о взыскании суммы неосновательного денежного обогащения является отсутствие у ответчика законных оснований для получения от истца денежных средств.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 29.01.2013 № 11524/12, распределение бремени доказывания в споре о возврате неосновательно полученного должно строиться в соответствии с особенностями оснований заявленного истцом требования. Исходя из объективной невозможности доказывания факта отсутствия правоотношений между сторонами, суду на основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации необходимо делать вывод о возложении бремени доказывания обратного (наличие какого-либо правового основания) на ответчика.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 11.03.2020 по делу № А05-15390/2019 признан недействительным подпункт 4.4.4 пункта 4 мотивировочной части представления контрольно-счетной палаты Архангельской области от 07.11.2019 № 01- 02/1177 в части вывода о нецелевом использовании бюджетных средств при оплате 148 174 руб. 96 коп. стоимости 4 садово-парковых диванов и 75 757 руб. 46 коп. стоимости 12 стационарных урн.

В силу с части 1 статьи 16 АПК РФ вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что денежные средства, которые по решению суда были признаны как использованные истцом по целевому назначению, но которые фактически были возвращены министерству, составляют неосновательное обогащение министерства, поскольку предусмотренные законом или договором основания для получения этой суммы у него отсутствуют. Министерство не представило в материалы дела доказательства наличия правовых оснований для приобретения спорных денежных средств с учетом вступившего в законную силу решения суда по делу № А05-15390/2019.

В связи с этим является правильным вывод суда первой инстанции о наличии у министерства обязанности возместить истцу неосновательное обогащение в виде излишне перечисленных денежных средств.

Согласно пункту 3 Правил предоставления и распределения субсидий бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов Архангельской области на реализацию муниципальных программ формирования современной городской среды (Приложение № 4 к постановлению Правительства Архангельской области от 22.08.2017 N 330-пп) (далее - Правила) главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области.

Источником финансового обеспечения средств субсидии из областного бюджета являются средства федерального бюджета, предоставляемые областному бюджету в соответствии с Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета, и средства областного бюджета (пункт 5 Правил).

Таким образом, является правильной позиция суда первой инстанции, что именно министерство как распорядитель средств областного бюджета может осуществить возврат оспариваемых сумм из средств бюджетов в рамках своих полномочий.

Заявленное администрацией МО «Вельское» требование о взыскании 213 318,02 руб. неосновательного обогащения правомерно удовлетворено за счет министерства.

Доводы апеллянта об отсутствии оснований повторного финансирования не противоречат выводам суда первой инстанции о наличии на стороне министерства неосновательного обогащения, которое подлежит возврату. Выводов о повторном финансировании обжалуемое решение не содержит.

Вопреки доводам апеллянта о добровольном возврате средств Управлением по финансам правила о взыскании неосновательного обогащения в силу статьи 1102 ГК РФ применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Правовые основания для признания недействительным приказа № 1 от 03.12.2019 о применении бюджетной меры принуждения заявителем жалобы не указаны.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции правильно установлены обстоятельства дела, выводы суда им соответствуют. Нормы материального и процессуального права применены правильно. Оснований для отмены решения суда не имеется.

В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы расходы по уплате государственной пошлины относятся на подателя жалобы.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 13 ноября 2020 года по делу № А05-7065/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.

Председательствующий

Ю.В. Зорина

Судьи

Н.В. Чередина

А.Н. Шадрина