ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001 E-mail: 14ap.spravka@arbitr.ru, http://14aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е | |||
25 октября 2019 года | г. Вологда | Дело № А05-7370/2019 | |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Докшиной А.Ю., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 августа 2019 года по делу № А05-7370/2019,
у с т а н о в и л:
государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) (ОГРН <***>, ИНН <***>; адрес: 164522, <...>; далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>; место жительства: 164520, Архангельская область, город Северодвинск) финансовой санкции в размере 1 500 руб., предусмотренной частью третьей статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ), за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 указанного Закона, за июль 2018 года.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) заявление управления рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 07 августа 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что страхователь обоснованно привлечен к ответственности за несвоевременное представление сведений индивидуального персонифицированного учета, поскольку сведения о застрахованных лицах, предусмотренные частью 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, за июль 2018 года, по форме СЗВ-М с типом «исходная»,представлены 11.09.2018, то есть позже установленного срока (до 15 августа), следовательно сведения за июль 2018 года представлены впервые и с нарушением срока.
От предпринимателя ФИО1 отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 № 10 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве» апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, предприниматель ФИО1 является лицом, производящим выплаты физическим лицам и, соответственно, в силу статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» признается страхователем.
Во исполнение предусмотренной пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ обязанности предприниматель 15.08.2019 представил управлению отчет по форме СЗВ-М «отменяющая» за июль 2018 года в отношении трех застрахованных лиц.
В дальнейшем, 11.09.2018, предприниматель представил в управление отчет по форме СЗВ-М «исходная» за июль 2018 года в отношении этих же трех застрахованных лиц.
Поскольку ранее форма представлена в управление с неверным типом формы отчетности, управление посчитало, что страхователем допущено нарушение пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ.
В связи с этим фонд составил акт от 26.09.2018 № 039S18180009733 и принял решение от 30.10.2018 № 039S19180007403 о привлечении предпринимателя как страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере 1 500 руб. на основании положений части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
В адрес предпринимателя заявителем направлено требование от 21.11.2018 № 039S01180022344 об уплате финансовой санкции в добровольном порядке. Срок исполнения данного требования установлен до 11.12.2018.
Поскольку данное требование в добровольном порядке предпринимателем не исполнено, фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о выдаче судебного приказа.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 06.05.2019 по делу № А05-7370/2019 заявителю отказано в выдаче судебного приказа в связи с наличием в рассматриваемом случае спора о праве.
На основании пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве» управление воспользовалось своим правом и обратилось в суд с соответствующим заявлением о взыскании с ответчика финансовой санкции.
Суд первой инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства, проанализировав соответствующие нормативные правовые акты, пришел к выводу о том, что основания для привлечения предпринимателя к ответственности по статье 17 Закона № 27-ФЗ и взыскания финансовой санкции в рассматриваемом случае отсутствуют.
Апелляционная инстанция не находит оснований для отмены решения суда по следующим основаниям.
Согласно статье 1 Закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании статьи 15 Закона № 27-ФЗ работодатель обязан в установленный законом срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенных настоящим Законом.
В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:
1) страховой номер индивидуального лицевого счета;
2) фамилию, имя и отчество;
3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).
Страхователь при представлении сведений на работающих у него застрахованных лиц (включая заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) за предшествующий отчетный период представляет их по установленным Пенсионным фондом Российской Федерации формам в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, вид и порядок проверки которой устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации (пункт 2.3 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).
Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 № 83п «Сведения о застрахованных лицах».
Указанным постановлением в поле «Тип формы» предусмотрено проставление одного из нижеперечисленных кодов: «исхд», «доп» и «отмн»:
- код «исхд» (исходная форма) указывается при первичной подаче формы СЗВ-М за данный отчетный период;
- код «доп» (дополняющая форма) указывается, если страхователем направляется форма СЗВ-М в качестве дополнения ранее поданных в ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;
- код «отмн» (отменяющая форма) указывается при подаче формы СЗВ-М, которой отменяются ранее неверно поданные сведения о застрахованных лицах за указанный отчетный период.
Согласно статье 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2-2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть третья статьи 17 названного Закона).
В то же время, положениями статьи 15 Закона № 27-ФЗ и Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 21.12.2016 № 766н (далее – Инструкция № 766н) установлено, что страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
В силу абзаца третьего пункта 39 Инструкции № 766н страхователь вправе при выявлении ошибки в ранее представленных и принятых территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации самостоятельно представить в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период, в котором эти сведения уточняются, и финансовые санкции к такому страхователю не применяются.
Таким образом, на основании положений Закона № 27-ФЗ и Инструкции № 766н страхователь имеет право дополнять и уточнять (исправлять) ранее представленные в пенсионный фонд сведения в отношении застрахованных лиц.
При этом ни статьей 15 Закона № 27-ФЗ, ни Инструкцией № 766н не установлен срок, в течение которого страхователь самостоятельно может выявить ошибку или неполноту в представленных в пенсионный фонд сведениях, до их обнаружения фондом, и представить в фонд достоверные сведения (уточненные/исправленные).
Для привлечения страхователя к ответственности на основании части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ необходимо доказать, что страхователь, имея обязанность по представлению органам Пенсионного фонда сведений индивидуального (персонифицированного) учета, не исполнил данную обязанность либо исполнил ее ненадлежащим образом, представив в фонд сведения с нарушением установленного срока либо неполные (недостоверные) сведения, не позволяющие вести индивидуальный (персонифицированный) учет.
Как следует из материалов дела, первоначально сведения за июль 2018 года в отношении трех застрахованных лиц представлены предпринимателем в управление 15.08.2018, то есть своевременно в установленный Законом № 27-ФЗ срок.
Однако в этой форме СЗВ-М за указанный отчетный период допущена техническая ошибка в коде типа формы «отмн» вместо необходимого «исхд».
В дальнейшем, 11.09.2018, то есть до составления управлением акта проверки от 26.09.2018, предпринимателем предъявлена в фонд форма СЗВ-М за июль 2018 года в отношении этих же трех застрахованных лиц с кодом «исхд» (исходная).
При этом допущенная техническая ошибка при указании типа формы самостоятельно исправлена страхователем путем представления 11.09.2018 сведений о застрахованных лицах за июль 2018 года с указанием кода «исхд» вместо ошибочно указанного «отмн», в остальном представленные 15.08.2018 и 11.09.2018 сведения содержат идентичные данные о застрахованных лицах, что не отрицается подателем апелляционной жалобы не отрицается.
Из содержания части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ следует, что объективную сторону правонарушения составляют действия (бездействие) по непредставлению в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.
Соответственно, первоначально своевременно представленные страхователем сведения персонифицированного учета, содержащие недочет (ошибку в коде типа формы), впоследствии исправленный самим предпринимателем, не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку они скорректированы согласно действующему законодательству.
Кроме того, полученный фондом вовремя отчет предпринимателя по форме СЗВ-М был принят без указания на выявленные ошибки. Страхователь самостоятельно исправил выявленную ошибку до момента ее обнаружения учреждением, следовательно, у фонда отсутствовали основания для применения финансовых санкций, предусмотренных статьей 17 Закона № 27-ФЗ.
Проверка, по результатам которой управление пришло к выводу о нарушении предпринимателем требований Закона № 27-ФЗ и приняло решение о привлечении страхователя к ответственности, проведена фондом только после получения от ответчика исправленных сведений.
Между тем в случае, если допущенная страхователем техническая ошибка не позволяла достоверно установить тиф формы представленной отчетности за рассматриваемый отчетный период, за который представлены сведения 15.08.2018, контролирующий орган не был лишен возможности направить предпринимателю уведомление об устранении допущенной ошибки (носящей в данном случае явный характер).
С учетом того, что страхователем поданы сведения по форме «исходная» до момента обнаружения ошибки управлением, суд апелляционной инстанции полагает, что в рассматриваемом случае данные обстоятельства нельзя квалифицировать как представление страхователем сведений в отношении застрахованных лиц с нарушением установленного срока.
Следовательно, выявленное фондом обстоятельство не образует состав правонарушения, предусмотренного частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ, поэтому у управления отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к ответственности.
Податель апелляционной жалобы указывает, что из вышеуказанных правовых норм следует, что страхователь имеет право представить дополнительные сведения только в отношении застрахованных лиц, сведения по которым уже представлены, а не в отношении лиц, ранее не указанных в отчетности.
Апелляционный суд находит указанные доводы несостоятельными.
В определениях Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 № 303-КГ18-99 и от 05.09.2018 № 303-КГ18-5700, 303-КГ18-5702 указано на недопустимость формального подхода к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
В данном случае страхователь реализовал свое право на уточнение (исправление) представленных сведений за указанный период, откорректировав их путем подачи исправленных сведений с правильным типом формы (исходной формы) за этот период в порядке, установленном пунктом 39 Инструкции № 766н, что, в свою очередь, допускает не применять к страхователю финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
Из анализа положений абзаца третьего пункта 39 Инструкции № 766н, следует, что они направлены на стимулирование заинтересованности страхователей в самостоятельном и своевременном устранении допущенных ошибок, более оперативной обработке сведений индивидуального (персонифицированного) учета органами Пенсионного фонда, что в конечном итоге способствует соблюдению прав и интересов застрахованных лиц.
Формальный подход к вопросу привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения и наложения на него штрафа является недопустимым. Любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновности и противоправности деяния, соразмерности наказания, презумпции невиновности.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для взыскания с предпринимателя штрафа по части третьей статьи 17 Закона № 27-ФЗ.
С учетом изложенного апелляционная инстанция считает, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 07 августа 2019 года по делу № А05-7370/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья А.Ю. Докшина