902/2022-55242(2)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Резолютивная часть постановления объявлена 22 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2022 года.
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и
ФИО1,
рассмотрев 22.08.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Двина – Лифт Архангельск» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу № А05-7542/2021,
у с т а н о в и л: | |||
Общество с ограниченной ответственностью «Экоинтегратор», адрес:
ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Двина – Лифт Архангельск», адрес: 163069, <...>, офис 103Г, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Компания), о взыскании 3401 руб.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2021, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Компания, считая, что обжалуемые судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска согласно представленному Компанией контррасчету.
Податель кассационной жалобы настаивает на том, что постановление Агентства по тарифам и ценам Архангельской области (далее – Агентство) от 30.09.2020 № 44-в/3 не заменяет постановление Агентства 25.12.2019
№ 86-в/1н, не может действовать ранее 09.10.2020, следовательно, не распространяет своего действия на период с 01.01.2020 по 09.10.2020.
Кассационная жалоба и определение о ее принятии к производству
[A1] размещены 23.06.2022 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте арбитражного суда http://kad.arbitr.ru/.
Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 29.10.2019 Министерством природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Обществом заключено соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.
Компания обратилась к Обществу с заявкой на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО в отношении четырех объектов.
Общество передало Компании проект договора от 21.01.2020 № 0427/ТКО на оказание услуг по обращению с ТКО (далее – Договор), однако Компания подписанный экземпляр Договора Обществу не вернуло.
По условиям Договора Общество (региональный оператор) обязалось принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в Договоре, обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а Компания (потребитель) обязалась оплачивать оказанные услуги по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Из пункта 4.1 Договора и приложения № 1 к Договору следует условие о произведении учета объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 № 505, расчетным путем исходя из нормативов накопления ТКО.
В претензии от 02.03.2021 № 4721/03-21 Общество просило Компанию погасить 3401 руб. 98 коп. задолженности за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 за оказанную услугу по обращению с ТКО.
В связи с оставлением претензии без удовлетворения Общество обратилось в суд с настоящим иском.
Установив факты оказания Обществом в спорном периоде услуг по обращению с ТКО и их неоплаты, суд первой инстанции удовлетворил иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам,
[A2] образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Региональный оператор по обращению с ТКО – оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.
Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.
Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).
Согласно пункту 8(4) Правил № 1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.
[A3] Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) этих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) этих Правил.
В силу пункта 8(12) Правил № 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) этих Правил.
Несмотря на то, что Компания не вернула Обществу направленный ей проект Договора, в силу пункта 8(12) Правил № 1156 Договор считается заключенным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).
Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (пункт 1 статьи 310 ГК РФ).
В обоснование факта оказания услуг Общество представило в материалы дела акты выполненных работ, счета на оплату.
В соответствии с пунктом 5.1 Договора в случае нарушения региональным оператором обязательств по Договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по Договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2-х незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3-х рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.
Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным
[A4] оператором обязательств по Договору в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.5 Договора).
Доказательств неисполнения Обществом обязательств по Договору Компания не представила.
Стоимость услуг определена Обществом исходя из тарифа, утвержденного постановлением Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3 «О внесении изменений в постановление Агентства от 25.12.2019 № 86-в/1».
То обстоятельство, что постановление Агентства от 25.12.2019 № 86-в/1 признано недействующим решением Архангельского областного суда от 07.07.2021 по делу № 3а-356/2021, не влияет на законность постановления Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3, которое недействующим не признано.
Довод кассационной жалобы о том, что постановление Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3 не может действовать ранее 09.10.2020, следовательно, не распространяет своего действия на период с 01.01.2020 по 09.10.2020, кассационный суд отклоняет как несостоятельный.
В пункте 2 постановления Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3 указано, что оно вступает в силу с 01.10.2020.
Вместе с тем в пункте 1 данного постановления указаны тарифы, действующие с 01.01.2020 по 30.09.2020 и с 01.10.2020 по 31.12.2020.
Доказательств неисполнения Обществом услуг по обращению с ТКО в материалы дела не представлено, следовательно, Общество при расчете стоимости оказанных услуг обоснованно применило тарифы, установленные постановлением Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3.
Так как в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего оказания Обществом обязательств по Договору и оплаты Компанией оказанных Обществом услуг, суды обоснованно удовлетворили иск в части взыскания задолженности.
В соответствии со статьями 329, 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой; неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения
Согласно пункту 7.2 Договора в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате региональный оператор вправе потребовать от потребителя уплаты неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.
Суды признали представленный Обществом расчет верным и удовлетворили иск в части взыскания неустойки.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов, не подтверждают существенных нарушений ими норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов. По существу, эти доводы направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции. Нарушений норм процессуального права, которые являются безусловными основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
Таким образом, кассационную жалобу надлежит оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального
[A5] кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.12.2021 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2022 по делу № А05-7542/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Двина – Лифт Архангельск» - без удовлетворения.
Председательствующий О.А. Бобарыкина
Судьи В.К. Серова
ФИО1