АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
05 июня 2018 года | Дело № | А05-7697/2017 | ||
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ломакина С.А., судей Боглачевой Е.В., Судас Н.Е., при участии от общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» ФИО1 (доверенность от 07.02.2018), рассмотрев 04.06.2018 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2017 (судья Волков И.Н.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 (судьи Моисеева И.Н., Кутузова И.В., Тарасова О.А.) по делу № А05-7679/2017, у с т а н о в и л: Федеральное казенное учреждение «Архангельская воспитательная колония Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области», место нахождения: 163530, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал», место нахождения: 163060, <...>/7, ОГРН <***>, ИНН <***>, (далее - Общество) об обязании ответчика применять к Учреждению тариф, установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению» с момента ввода в эксплуатацию приборов учета с 17.04.2014 и об обязании ответчика принять к учету и опломбировать приборы учета холодной воды, установленные на социально значимых объектах Учреждения: общежитиях № 1, 2, 3, здании ПФРСИ - приборов учета ВСКМ 90-32 № 306101240, ВСКМ 90-50 № 136008488; здании банно-прачечного комбината - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101617; здании столовой - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101616. Определением суда от 16.08.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (далее - Министерство ТЭК и ЖКХ АО) и Агентство по тарифам и ценам Архангельской области. Решением суда от 27.09.2017 исковые требования удовлетворены частично. Суд обязал Общество применять тариф, установленный для группы потребителей «потребители, приравненные к населению» в отношении коммунального ресурса, поставленного на объекты Учреждения по следующим объектам: - общежития № 1, 2, 3, здание ПФРСИ (приборы учета ВСКМ 90-32 заводской № 306101240, ВСКМ 90-50 заводской № 136008488) - с даты опломбировки приборов учета; - банно-прачечный комбинат (прибор учета ВСКМ 90-32 заводской № 506101617) - с даты опломбировки прибора учета; - столовая (прибор учета ВСКМ 90-32 заводской № 506101616) - с даты опломбировки прибора учета. Суд также обязал Общество в течение 10 календарных дней с даты вступления настоящего решения в законную силу опломбировать и принять к учету принадлежащие Учреждению приборы учета холодной воды ВСКМ 90-32 № 306101240, ВСКМ 90-50 № 136008488, ВСКМ 90-32 № 506101617, ВСКМ 90-32 № 506101616. В удовлетворении остальной части иска отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 31.01.2018 решение суда от 27.09.2017 оставлено без изменения. В кассационной жалобе ответчик просит отменить принятые по делу судебные акты и принять новое решение. Податель жалобы указывает, что судами не применены нормы материального права, подлежащие применению, пункты 8, 28, 39, 40 Правил организации коммерческого учета воды сточных вод утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776). Нарушены нормы материального права подпункт 4 пункта 1 статьи 3 Закона о водоснабжении и водоотведении Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее - Областной закон). Истец не является лицом, оказывающим коммунальные услуги населению, в связи с чем суды неправомерно отнесли истца к потребителям приравненным к населению. В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы. Истец о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако представитель в судебное заседание не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в его отсутствие согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Законность судебных актов проверена в кассационном порядке в соответствии со статьей 286 АПК РФ. Судебными инстанциями на основании материалов дела установлено, что между Обществом (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и Учреждением (заказчик, абонент) заключен контракт от 24.03.2017 № 14 холодного водоснабжения (далее - Контракт), по условиям которого организация водопроводно-канализационного хозяйства обязуется подавать к объектам абонента по своим водопроводам и перекачивающим станциям холодную питьевую воду. Заказчик обязуется оплачивать принятую воду установленного качества в объеме, определенном контрактом и соблюдать предусмотренный контрактом режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. Пунктом 13 Контракта стороны определили, что для учета объемов поданной абоненту холодной воды стороны используют приборы измерения, указанные в приложении 1. Количество поданной воды определяется по показаниям приборов учета, которые абонент обязуется сообщить телефонограммой организации водопроводно-канализационного хозяйства не позднее 1-ого числа каждого месяца. В настоящее время начисление платы за услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется организацией водопроводно-канализационного хозяйства по тарифу «для прочих потребителей». По мнению истца, поскольку осужденные в период отбытия наказания в виде лишения свободы имеют постоянную регистрацию по адресу Учреждения, постоянно проживают на территории Учреждения, компенсируют учреждению расходы на коммунальные услуги, начисление платы за коммунальный ресурс, поставляемый на объекты «жилой зоны», должно производиться по тарифу, установленному для потребителей, приравненных к населению. В связи с этим в дополнение к прибору учета, установленному на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон, истцом 17.04.2017 установлены следующие средства измерения подачи холодной воды: в здании общежитий № 1, 2, 3, а также здания ПФРСИ - приборы учета ВСКМ 90-32 № 306101240, ВСКМ 90-50 № 136008488; в здании банно-прачечного комбината - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101617; в здании столовой - прибор учета ВСКМ 90-32 N 506101616. Ответчик указанные приборы к учету и к опломбировке не принял (письмо от 03.05.2017 № 176), продолжил начислять плату коммунальный ресурс по единому прибору учета и тарифу для прочих потребителей. Изложенное в письме от 17.05.2017 предложение изменить порядок начисления платы, просьба принять и опломбировать названные выше приборы к учету, оставлены ответчиком без удовлетворения, что послужило основанием для обращения истца в суд с настоящим иском. Суд первой инстанции удовлетворил исковые требования частично. Апелляционная инстанция оставила решение суда без изменения. Кассационная инстанция, изучив материалы дела и приведенные в жалобе доводы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены судебных актов. В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Согласно пункту 1 статьи 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Статьей 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Закон о водоснабжении) установлено, что тарифы на холодную воду и на водоотведение подлежат государственному регулированию. В силу части 2 статьи 32 Закона о водоснабжении порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения с применением методов регулирования тарифов устанавливается основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами регулирования, предусмотренными Законом о водоснабжении, Правилами регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения. Частью 26 статьи 32 Закона о водоснабжении предусмотрено, что наряду со льготами, установленными федеральными законами в отношении физических лиц, льготные тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливаются при наличии соответствующего закона субъекта Российской Федерации. Законом субъекта Российской Федерации устанавливаются лица, имеющие право на льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение. В целях реализации на территории Архангельской области части 26 статьи 32 Закона о водоснабжении принят Закон Архангельской области от 26.09.2014 № 168-10-ОЗ «Об установлении лиц, имеющих право на льготы по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению, оснований для предоставления льгот и порядка компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение» (далее - Областной закон), в пункте 1 статьи 3 которого даны основные понятия, используемые в законе. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 3 названного закона под льготами по оплате услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению понимаются преимущества, предоставляемые отдельным категориям потребителей по сравнению с другими категориями потребителей, выражающиеся в предоставлении услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению и (или) водоотведению по льготным тарифам в сфере водоснабжения и водоотведения. Население - физические лица, за исключением индивидуальных предпринимателей, владеющие (пользующиеся) жилыми помещениями на законных основаниях, приобретающие питьевую и (или) техническую воду и услуги по водоотведению для собственных коммунально-бытовых нужд, питьевую и (или) техническую воду для общедомовых коммунально-бытовых нужд (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Областного закона). Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 3 Областного закона к потребителям, приравненным к населению, относятся лица, приобретающие питьевую воду, в целях предоставления коммунальных услуг по холодному водоснабжению населению. Истец является учреждением уголовно-исполнительной системы. Спор между сторонами возник по тарифу на воду и водоотведение по объектам «жилой зоны»: общежитиям № 1, 2, 3, зданию ПФРСИ, где содержится спецконтингент, а также банно-прачечному комбинату и столовой. Учреждение в период, в который в нем отбывают наказание осужденные, является для осужденных местом их пребывания (осужденные проживают в общежитиях или в запираемых помещениях). В соответствии со статьей 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации исправительное учреждение осуществляет материально-бытовое обеспечение осужденных. В данном случае Учреждение приобретало коммунальный ресурс у Общества не в целях перепродажи. С учетом специализированного характера деятельности Учреждения (обеспечение содержания осужденных) оно использует воду для питьевого и хозяйственно-бытового снабжения осужденных. Потребителями коммунальных услуг водоснабжения и водоотведения в рассматриваемый период являлись физические лица - осужденные. Эти лица, с учетом их статуса, самостоятельно не могут заключать договоры на приобретение коммунальных услуг, поэтому в их интересах такой контракт заключает Учреждение. Согласно пункту 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила № 354), исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги. С учетом изложенного, правильным является вывод судов о том, что Учреждение осуществляет деятельность по покупке коммунальных ресурсов в целях предоставления коммунальных услуг осужденным, следовательно, по сути, оно обладает статусом исполнителя коммунальных услуг в отношении объектов, в которых осужденные проживают. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.07.2014 № ВАС-9318/14. Судебные инстанции обоснованно отнесли ответчика к категории потребителей, приравненных к населению в части объектов, относящихся к жилой зоне, в которую входят общежития № 1, 2, 3, здание ПФРСИ, банно-прачечный комбинат, а также столовая. Обоснованным является вывод судов о том, что с учетом особенностей пребывания граждан в местах лишения свободы при определении объектов, в отношении которых подлежит применению тариф для потребителей, приравненных к населению, помимо определения жилого помещения, содержащегося в части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует учитывать положения Правил № 354, по смыслу которых под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или двух и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов. Судебные инстанции обоснованно признали жилыми помещениями здания общежития, здание ПФРСИ (помещение, функционирующее в режиме следственного изолятора), где осужденные фактически постоянно или длительное время проживают, пребывание в которых отличается лишь условиями содержания (режима). Пунктом 17 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений (Правила внутреннего распорядка), утвержденных Приказом Минюста России от 16.12.2016 № 295, осужденным запрещается приготавливать и употреблять пищу в не предусмотренных для этого местах. Приготовление и прием пищи осуществляется осужденными исключительно в помещении столовой. В соответствии с пунктом 16 указанных Правил внутреннего распорядка осужденные обязаны содержать в чистоте и опрятности одежду. В пункте 5.1 Инструкции по организации государственного санитарно-эпидемиологического надзора за банно-прачечным обеспечением осужденных, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 08.11.2001 №18/29-395 предусмотрено, что помывка в бане осужденных производится не реже одного раза в семь дней с одновременной сменой полного комплекта белья. Поскольку банно-прачечный комбинат и столовая предназначены для обеспечения повседневных бытовых нужд осужденных, которые лишены возможности осуществить помывку, стирку личных вещей, приготовление и прием пищи вне указанных помещений, суды обоснованно признали, что в отношении них также подлежит применению тариф, установленный для потребителей, приравненных к населению. Судебными инстанциями установлен факт наличия раздельных приборов учета, установленных для учета холодной питьевой воды, потребляемой на объектах: общежития № 1, 2, 3, здание ПФРСИ приборы учета ВСКМ 90-32 № 306101240, ВСКМ 90-50 № 136008488; здание банно-прачечного комбината - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101617; здание столовой - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101616. Раздельный учет полученного ресурса позволял отделить объем, израсходованный на бытовые нужды спецконтингента. К остальным административным объектам необходимо применять тариф, установленный для «прочих потребителей». С учетом изложенного судебные инстанции обоснованно удовлетворили требования истца в части возложения на ответчика обязанности применять тариф, установленный для группы потребителей «потребители приравненные к населению» в отношении коммунального ресурса (холодной питьевой воды), поставленного на объекты истца: общежития № 1, 2, 3, здание ПФРСИ приборы учета ВСКМ 90-32 № 306101240, ВСКМ 90-50 № 136008488; здание банно-прачечного комбината - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101617; здание столовой - прибор учета ВСКМ 90-32 № 506101616. Поскольку установленные истцом приборы учета не прошли, предусмотренную главой VI Правил организации коммерческого учета воды, сточных вод, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 № 776 (далее - Правила № 776), процедуру допуска узла учета в эксплуатацию, судебные инстанции обоснованно указали, что применение соответствующего тарифа в отношении учтенных им объемов коммунального ресурса возможно только с даты опломбирования прибора учета и его ввода в эксплуатацию и правомерно отказал истцу в требовании об обязании ответчика применять соответствующий тариф начиная с 17.04.2017 - с даты установки приборов учета. В силу пункта 82 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, определение количества поданной (полученной) холодной воды, принятых (отведенных) сточных вод осуществляется путем проведения коммерческого учета в соответствии с Правилами № 776. Согласно пункту 3 Правил № 776 коммерческий учет воды, сточных вод осуществляется путем измерения количества воды и сточных вод приборами учета воды, сточных вод в узлах учета. Допуск узла учета в эксплуатацию осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, при участии представителя абонента или транзитной организации (пункт 36 Правил № 776). По результатам проверки узла учета организация, осуществляющая водоснабжение и (или) водоотведение, оформляет акт допуска узла учета к эксплуатации (пункт 42 Правил № 776). В пункте 39 Правил № 776 установлен перечень обстоятельств, которые подлежат проверке при проведении допуска узла учета к эксплуатации: соответствие заводских номеров на приборах учета, входящих в состав узла учета, номерам, указанным в их паспортах; соответствие узла учета проектной и технической документации, в том числе комплектации и схеме монтажа приборов учета узла учета; наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); работоспособность приборов учета, входящих в состав узла учета, и узла учета; работоспособность телеметрических устройств (в случае их наличия в составе узла учета). В соответствии с пунктом 40 Правил № 776, при выявлении организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в ходе проверки несоответствий сведений, требований и условий сведениям, требованиям и условиям, предусмотренным пунктом 39 данных Правил, узел учета не может быть допущен к эксплуатации. Вышеприведенными нормами установлен исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых прибор учета не может быть допущен к эксплуатации. Ответчиком в материалы дела не представлены доказательства в качестве оснований для отказа в допуске указанных истцом приборов учета в эксплуатацию. Кроме того, у ресурсоснабжающей организации отсутствует законное основание не принять исправный прибор к учету, в целях использования его показаний в дальнейших расчетах. Кассационная инстанция считает, что при указанных обстоятельствах судебные инстанции правомерно удовлетворили требование истца о возложении на ответчика обязанности применять к учету принадлежащие истцу приборы учета холодной воды в общежитиях № 1, 2, 3, здания ПФРСИ; в здании банно-прачечного комбината, в здании столовой в целях использования их показаний в дальнейших расчетах. В силу пунктом 8, 51 Правил № 776 установка пломб на прибор учета, проводится организацией, осуществляющей водоснабжение и (или) водоотведение, в связи с чем суды также обоснованно удовлетворили требование истца о возложении на ответчика обязанности опломбировать установленные истцом приборы учета. С учетом части 1 статьи 174 АПК РФ, исходя из принципа разумности и объем необходимых работ, судебные инстанции обоснованно установили срок для совершения указанных действий в 10 календарных дней со дня вступления в законную силу настоящего решения. Доводы подателя жалобы о не применении судами пунктов 8, 28, 39, 40 Правил № 776, не могут быть учтены судом кассационной инстанции. Данные доводы не были заявлены ответчиком в суде первой инстанции в отзыве (том 2 л.д. 8-9), в апелляционной жалобе (том 2 л.д. 121-122), не были предметом рассмотрения суда первой инстанции. В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, вправе знать об аргументах друг друга до начала судебного разбирательства. Каждому лицу, участвующему в деле, гарантируется право представлять доказательства арбитражному суду и другой стороне по делу, обеспечивается право заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения дела вопросам, связанным с представлением доказательств. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами норм материального и процессуального права, а также соответствия выводов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам (части 1 и 3 статьи 286 АПК РФ). Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Суды правильно применили нормы материального и процессуального права. В связи с этим кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки доказательств (обстоятельств, выводов судов) и отмены обжалуемых судебных актов. Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа п о с т а н о в и л: решение Арбитражного суда Архангельской области от 27.09.2017 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 по делу № А05-7679/2017 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Беломорканал» - без удовлетворения. | ||||
Председательствующий | С.А. Ломакин | |||
Судьи | Е.В. Боглачева Н.Е. Судас | |||