АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
13 октября 2023 года
Дело №
А05-8029/2022
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Аникиной Е.А., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б.,
рассмотрев 09.10.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по делу № А05-8029/2022,
у с т а н о в и л:
Северное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Управление), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью «Группа компаний «УЛК», адрес: 165210, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее - Общество), о взыскании в бюджет Российской Федерации 6 421 459 руб. 72 коп., в том числе 5 431 208 руб. 41 коп. задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее – НВОС) в 2019 и 2020 годах, 990 251 руб. 31 коп. пеней, начисленных за период с 03.03.2020 по 24.03.2023 за нарушение сроков внесения платы.
Решением суда первой инстанции от 31.03.2023 исковые требования удовлетворены частично, с Общества взыскано 1 931 208 руб. 41 коп. платы за НВОС и 492 801 руб. 56 коп. неустойки.
Постановлением апелляционного суда от 05.07.2023 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами, обратилось в суд с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении заявления в полном объеме.
В кассационной жалобе Управление указывает, что представленный Обществом план мероприятий снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливаются лимиты на сброс на период с 20.04.2016 по 20.04.2023, не соответствует требованиям законодательства; в рассматриваемый период у Общества отсутствовало разрешение на временно разрешенные сбросы.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие в порядке части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основе представленных Обществом деклараций о плате за НВОС за 2019 и 2020 годы Управление выявило задолженность за 2019 год в сумме 3 676 952 руб. 76 коп. и за 2020 год в сумме 5 169 820 руб. 01 коп., которую предложило уплатить требованиями от 15.09.2021 № 07-02-12132 и от 31.01.2022 № 07-02-01/1167.
С учетом произведенных Обществом оплаты и зачтенной переплаты по иным платежам, по расчетам Управления, задолженность за спорный период составила 5 431 208 руб. 41 коп., в том числе 88 221 руб. 76 коп. - задолженность за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 142 003 руб. 22 коп. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2019 год, 5 200 983 руб. 43 коп. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год.
Претензией от 05.07.2022 Управление просило погасить задолженность в указанной сумме.
В связи с неуплатой сумм по требованиям и наличием у ответчика задолженности, Управление обратилось в арбитражный суд с иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, частично удовлетворяя заявленные Управлением требования, исходили из наличия у Общества обязанности по внесению платы за НВОС и оснований для ее уменьшения.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
Статьей 16 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что хозяйственная или иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В соответствии с пунктом 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками; сбросы загрязняющих веществ в водные объекты; хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Общество, являясь природопользователем, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду.
Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, а также осуществления контроля за правильностью ее исчисления, полнотой и своевременностью ее внесения установлен Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 № 255 (далее - Правила № 255).
Общество расчеты Управления в части начислений по плате за НВОС за 2019 год не оспорило, однако не согласилось с размером недоимки, определенной за 2020 год. По мнению Общества, за указанный период сумма платы за НВОС подлежит уменьшению на 3 500 000 руб. затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
В силу пункта 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ (в редакциях, действующих в спорный период) из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды, согласованный органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, или в программу повышения экологической эффективности, одобренную межведомственной комиссией в соответствии со статьей 67.1 Закона № 7-ФЗ.
В соответствии с пунктом 26 Правил № 255 затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 Закона № 7-ФЗ и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Общество является правопреемником общества с ограниченной ответственностью «Устьянская теплоэнергетическая компания» (далее - Компания), которое 28.12.2018 прекратило деятельность путем реорганизации в форме присоединения к Обществу. При этом Компания являлась лицом, владеющим объектами централизованной системы водоотведения «Производственная территория Очистные сооружения» (код объекта 1-0129-001407-П; далее - очистные сооружения, КОС пос. Октябрьский), что подтверждается схемой водоснабжения и водоотведения муниципального образования «Октябрьское» Устьянского района Архангельской области, утвержденной постановлением администрации муниципального образования «Октябрьское» от 05.05.2017 № 227.
С целью снижения негативного воздействия на окружающую среду Компанией утвержден и согласован с Управлением план мероприятий снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливаются лимиты на сброс на период с 20.04.2016 по 20.04.2023. План содержит перечень мероприятий реконструкции КОС пос. Октябрьский, по которым планируется достижение экологического эффекта, сроки проведения мероприятий с разбивкой по годам, данные о сбросах загрязняющих веществ, информацию об экологическом эффекте от проведения мероприятий, объемы расходов на мероприятие (этап мероприятия).
На основании этого плана Компании выдано разрешение на сбросы веществ в водные объекты, устанавливающее лимиты на сбросы, от 04.09.2018 № 07-01-11/22-129/18.
Общество, которому в связи с реорганизацией перешло право пользования очистными сооружениями, в соответствии с разработанным Компанией планом продолжило осуществление реконструкции.
Письмом от 17.03.2022 Общество просило Управление рассмотреть возможность корректировки платы за НВОС с учетом затрат на реализацию природоохранных мероприятий в сумме 3 500 000 руб.
Управление письмом от 28.07.2022 сообщило Обществу о невозможности зачесть затраты в заявленном размере, поскольку план мероприятий разработан Компанией, которая прекратила деятельность 28.12.2018. По мнению Управления, означенный план и разрешения на сбросы, выданные Компании, утратили силу.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь положениями статей 57 и 58 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), обоснованно указали на факт универсального правопреемства между Компанией и Обществом, из чего сделали вывод о том, что права и обязанности правопредшественника относительно принятых в концессию очистных сооружений, указанных в плане мероприятий, в полном объеме перешли к Обществу.
Довод Управления о том, что представленный Обществом план не является планом мероприятий по охране окружающей среды, правила разработки которого утверждены приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667 и который является необходимым условием зачета затрат на осуществление природоохранных мероприятий в силу положений пункта 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ, судами также отклонен со ссылкой на положения части 8.2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой до получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, комплексных экологических разрешений, представления декларации о воздействии на окружающую среду планы снижения выбросов и сбросов признаются планами мероприятий по охране окружающей среды или программами повышения экологической эффективности, указанными в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ.
Суд апелляции поддержал выводы суда первой инстанции, указав, что в рассматриваемом случае отсутствие у Общества временно разрешенных сбросов не может служить основанием для отказа в проведении зачета затрат на осуществление природоохранных мероприятий в счет платы за НВОС, поскольку право на уменьшение данной платы, предусмотренное пунктом 25 Правил № 255, установлено для организаций, осуществляющих мероприятия в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды, которым до получения комплексных экологических разрешений для целей, указанных в пункте 11 статьи 16.3 Закона № 7-ФЗ, считается имеющийся план снижения выбросов и сбросов.
При этом Управление не отрицает, что мероприятия, предусмотренные в плане, исполнены Обществом в части спорных затрат. Реконструкция КОС пос. Октябрьский завершена, очистные сооружения приняты в эксплуатацию, что подтверждается разрешением № 29-RU 29524101-06-2020 на ввод объекта в эксплуатацию, выданным 27.12.2021 администрацией МО «Октябрьское».
С учетом изложенного, ввиду доказанности Обществом несения в 2020 году расходов на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, которые отвечают критериям Закона
№ 7-ФЗ, с Общества взыскано 1 931 208 руб. 41 коп. платы за НВОС (88 221 руб. 76 коп. - за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными объектами, 142 003 руб. 22 коп. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2019 год, 1 700 983 руб. 43 коп. - за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты за 2020 год).
Расчет неустойки проверен апелляционным судом и признан арифметически и методологически верным.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают выводы судов.
Суд кассационной инстанции полагает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения данного дела, судами установлены. Их переоценка не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, не установлено.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд
Северо-Западного округа
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 31.03.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2023 по делу № А05-8029/2022 оставить без изменения, а кассационную жалобу Северного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования – без удовлетворения.
Председательствующий
Е.А. Аникина
Судьи
О.А. Алешкевич
Л.Б. Мунтян