ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8128/14 от 11.02.2015 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 февраля 2015 года                                                                Дело № А05-8128/2014

Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2015 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Гафиатуллиной Т.С., судей Захаровой М.В., Рудницкого Г.М.,

при участии от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  Шрамковой Т.Г. (доверенность от 16.12.2014 № 104),

рассмотрев 11.02.2015 в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зуева Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Архангельской области от 05.09.2014 (судья Болотов Б.В.) и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 (судьи Мурахина Н.В., Осокина Н.Н., Холминов А.А.) и кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу  на постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014 по делу № А05-8128/2014,

                                                 у с т а н о в и л:

Индивидуальный предприниматель Зуев Андрей Николаевич, ОГРНИП 304292009800048, ИНН 762400825889, обратился в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным предписания Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, место нахождения: 163000, г. Архангельск, Садовая ул., д. 5, корп. 1, ОГРН 1042900050566, ИНН 2901131228 (далее - Управление), об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности от 14.05.2014 № 05-44/17_1.

Решением от 05.09.2014 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением апелляционного суда от 19.11.2014 решение от 05.09.2014 отменено в части отказа предпринимателю Зуеву А.Н. в признании недействительным пункта 2 предписания от 14.05.2014 № 05-44/17_1; названный пункт признан недействительным; на Управление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя; в остальной части решение от 05.09.2014 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Управление, ссылаясь на нарушение апелляционным судом норм материального права, несоответствие его выводов фактическим обстоятельствам дела, просит постановление от 19.11.2014 отменить в части признания недействительным пункта 2 предписания от 14.05.2014 № 05-44/17_1 и взыскания с него в пользу Зуева А.Н. 300 руб. расходов по уплате государственной пошлины.

Как указывает податель жалобы, выводы постановления противоречат статье 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», статьям 4 и 6 Федерального закона от 26.12.1995 № 209-ФЗ «О геодезии и картографии» (далее – Закон о геодезии); являясь изготовителем продукции (геодезической и картографической), Зуев А.Н. «обязан ее передать потребителю с надлежащим качеством»; являясь субъектом правовых отношений в области геодезической и картографической деятельности в соответствии со статьей 6 Закона о геодезии, Зуев А.Н. обязан соблюдать требования нормативно-технических документов, в том числе Инструкции о порядке контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ ГКИНП (ГНТА)-17-004-99, введенной в действие приказом Роскартографии от 29.06.1999 № 86-пр (далее Инструкция о контроле); из толкования пунктов 1.2.1, 1.2.2 Инструкции о контроле следует, что государственный контроль не может быть осуществлен без проведения внутриведомственного контроля; отсутствие у Зуева А.Н. в производстве структурных подразделений  и отдела технического контроля не освобождает его от обязанности организации и осуществления внутриведомственного контроля и приемки геодезических, топографических и картографических работ (далее – ГТКР), в соответствии с пунктом 2.1.6 Инструкции о контроле Зуев А.Н. может принять ГТКР по последовательной схеме контроля ГТКР и приемки продукции на предприятии с учетом структуры предприятия и особенностей выполнения работ; обязательность осуществления внутриведомственного контроля и приемки ГТКР с учетом организационной структуры предприятия предусмотрена разделом 5 Инструкции о порядке осуществления государственного геодезического надзора в Российской Федерации (ГКИНП 17-002-93), введенной в действие приказом Роскартографии от 20.01.1994 № 10п; выполняемые предпринимателем ГТКР государственному контролю и приемке не подлежат; Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273, на которое ссылается апелляционный суд, в период рассматриваемых отношений применению не подлежало.

В кассационной жалобе Зуев А.Н., утверждая, что судами нарушены нормы материального права, а их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, просит решение от 05.09.2014 и постановление от 19.11.2014 отменить, вынести новый судебный акт.

Как указывает податель жалобы, определение координат точек поверхности земельного участка (геодезическая деятельность) и определение координат точек границ того же земельного участка (кадастровая деятельность) являются различными видами деятельности; в своей работе кадастровый инженер использует данные государственного кадастра недвижимости, которые являются общедоступными сведениями, и которые содержат в том числе сведения геодезического и картографического характера; из буквального прочтения Закона о геодезии следует, что производственная деятельность по определению координат точек земной поверхности без их изменения во времени не может быть отнесена к геодезической и картографической.

В отзыве на кассационную жалобу Управления Зуев А.Н. возражал против ее удовлетворения, считая постановление от 19.11.2014 в части признания недействительным пункта 2 предписания от 14.05.2014 № 05-44/17_1 законным и обоснованным.

В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражал против удовлетворения жалобы Зуева А.Н.

Зуев А.Н. о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, что в соответствии со статьей 284 АПК РФ не может служить препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 06.05.2014 № р/1321 в период с 13.05.2014 по 14.05.2014 Управление провело внеплановую выездную проверку деятельности предпринимателя Зуева А.Н. с целью обеспечения исполнения предписания от 19.02.2014 № 05-44/6_1, в ходе которой установило, что пункты 1, 2 и 3 названного предписания не выполнены.

Предписанием от 14.05.2014 № 05-44/17_1 об устранении выявленных нарушений в области геодезической и картографической деятельности Управление предложило заявителю в срок до 01.10.2014:

- изготовить (оформить) материалы по выполненным геодезическим работам в период с 12.08.2010 по 11.08.2013 согласно требованиям пунктов 15.14 и 16.30 Инструкции по топографической съемке в масштабах 1:5000, 1:2000, 1:1000 и 1:500 (ГКИНП-02-033-82), утвержденной Главным управлением геодезии и картографии 05.10.1979 (далее - Инструкция ГКИНП-02-033-82), и пунктов 6.5.5.5, 6.6.1 – 6.6.5, 7.4.10, 7.5.1 – 7.5.5 Инструкции по развитию съемочного обоснования и съемке ситуации и рельефа с применением глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС и GPS (ГКИНП (ОНТА)-02-262-02), утвержденной приказом Федеральной службы геодезии и картографии России от 18.01.2002 № 3-пр, а именно: на каждый объект оформить журналы тахеометрической или горизонтальной съемки, план тахеометрической или горизонтальной съемки, схему съемочного обоснования, ведомости вычисления координат и высот точек съемочного обоснования, каталоги координат и высот точек, акты контроля и приемки работ, краткий технический отчет (пункт 1);

- организовать и провести мероприятия по контролю за выполненными геодезическими работами за период с 12.08.2010 по 11.08.2013 в соответствии с Инструкцией о контроле (пункт 2);

- представить в Управление в соответствии с пунктом 5 Положения об охранных зонах и охране геодезических пунктов на территории Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.10.1996 № 1170 (далее - Положение об охранных зонах), информацию о состоянии геодезических пунктов, использованных при выполнении работ в период с 12.08.2010 по 11.08.2013 (пункт 3).

Не согласившись с данным предписанием, предприниматель Зуев А.Н. обратился в суд с настоящим заявлением.

Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявления, поскольку посчитал, что Зуев А.Н., осуществляя определение координат объектов недвижимости и в связи с этим являясь субъектом геодезической и картографической деятельности, обязан исполнять требования нормативных правовых актов в данной области.

Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда в отношении пунктов 1 и 3 предписания и оставил решение в этой части без изменения; в части отказа Зуеву А.Н. в признании недействительным пункта 2 предписания от 14.05.2014 № 05-44/17_1 решение отменил, названный пункт признал недействительным, посчитав, что возложение на Зуева А.Н. обязанности организовать и провести мероприятия по контролю за выполненными работами не соответствует Инструкции о контроле и нарушает права и законные интересы заявителя.

Кассационная инстанция считает, что жалобы не подлежат удовлетворению.

Согласно частям 4 и 5 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее - Закон № 221-ФЗ) кадастровой деятельностью является выполнение кадастровым инженером работ в отношении объектов недвижимости (земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства), в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих сведения, необходимые для осуществления кадастрового учета такого недвижимого имущества (кадастровые работы).

В соответствии с частью 1 статьи 6 Закона № 221-ФЗ геодезической основой государственного кадастра недвижимости (геодезическая основа кадастра) являются государственная геодезическая сеть и создаваемые в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке геодезические сети специального назначения (опорные межевые сети).

Министерство экономического развития Российской Федерации во исполнение части 12 статьи 38 Закона № 221-ФЗ приказом от 24.11.2008 № 412 утвердило требования к подготовке межевого плана, согласно пункту 38 которых в исходных данных межевого плана указываются сведения о государственной геодезической сети или опорной межевой сети, применявшихся при выполнении кадастровых работ.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 17.08.2012 № 518 установлены Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, в силу пунктов 2, 3, 4 которых положение на местности характерных точек описывается их плоскими прямоугольными координатами; одним из методов определения координат характерных точек является геодезический метод; исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).

Согласно статье 1 Закона о геодезии геодезическими и картографическими работами является процесс создания геодезических и картографических продукции, материалов и данных. Под геодезией понимается область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по определению, в частности, координат точек земной поверхности, а под картографией - область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.

В силу пункта 3 статьи 13 Закона о геодезии должностные лица органа государственного надзора вправе в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, выдавать субъектам геодезической и картографической деятельности предписания об устранении выявленных нарушений порядка организации и выполнения геодезических и картографических работ.

Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что индивидуальный предприниматель Зуев А.Н. зарегистрирован в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) за основным государственным регистрационным номером 304292009800048 и осуществляет предпринимательскую деятельность в качестве кадастрового инженера.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРИП по состоянию на 16.06.2014, основным видом деятельности Зуева А.Н. являлась топографо-геодезическая деятельность (код ОКВЭД 74.40.31), он имел лицензии № СЗГ-01854К и СЗГ-01853Г на осуществление геодезической деятельности, за исключением геодезической деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов строительства, сроком действия с 26.02.2007 по 26.02.2012. В спорный период Зуев А.Н осуществлял деятельность по определению координат границ земельных участков, использовал геодезические пункты, то есть осуществлял деятельность, регулируемую Законом о геодезии, и обязан был исполнять требования нормативных правовых актов в этой области.

Согласно пункту 5 Положения об охранных зонах при использовании в работе геодезических пунктов следует представлять информацию о состоянии этих геодезических пунктов в территориальные органы Федеральной службы геодезии и картографии России (Роскартография).

Установив, что Зуев А.Н. не изготовил на бумажном носителе документы, указанные в пункте 15.14 Инструкции ГКИНП-02-033-82, не представил материалы и информацию, предусмотренные пунктом 16.30 данной Инструкции, а также пунктом 5 Положения об охранных зонах, суды пришли к выводам о соответствии пунктов 1 и 3 предписания Управления упомянутым нормам.

Кассационная инстанция соглашается с выводом апелляционного суда о недействительности пункта 2 предписания.

В силу пункта 1.2.1 Инструкции о контроле контроль геодезических, топографических и картографических работ осуществляется в процессе внутриведомственного контроля и в процессе государственного надзора за исполнением геодезических, топографических и картографических работ.

Внутриведомственный контроль на всех стадиях производства организует и осуществляет руководство предприятия, руководство структурных подразделений предприятия совместно с ОТК (техническим отделом).

Государственный контроль и надзор ведет специальное подразделение органа государственной исполнительной власти по геодезии (Госгеонадзор).

Положение о государственном геодезическом надзоре за геодезической и картографической деятельностью утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2000 № 273 (подлежало применению в период рассматриваемых правоотношений).

Согласно пункту 5 этого Положения осуществление надзора за соблюдением порядка выполнения геодезических, картографических, топографических работ в составе маркшейдерских и проектно-изыскательских работ, аэрокосмосъемочных, картоиздательских и кадастровых работ отнесено к основным задачам государственного геодезического надзора.

Как верно указал апелляционный суд, в связи с тем, что внутриведомственный контроль организует руководство предприятия и его структурных подразделений совместно с техническим отделом, а государственный контроль ведет специальное подразделение Госгеонадзора, пункт 2 предписания, возлагающий на Зуева А.Н. обязанность организовать и провести мероприятия по контролю за выполненными работами, не соответствует Инструкции о контроле и нарушает права и законные интересы заявителя.

Доводы кассационных жалоб основаны на неверном толковании норм действовавшего законодательства, не опровергают выводы апелляционного суда и не свидетельствуют о неправильном применении им норм материального и процессуального права.

Поскольку апелляционный суд правомерно изменил решение от 05.09.2014 в части, оснований для отмены обжалуемого судебного акта, установленных статьей 288 АПК РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                   п о с т а н о в и л:

постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.11.2014  по делу № А05-8128/2014 оставить без изменения, а кассационные жалобы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу и индивидуального предпринимателя Зуева Андрея Николаевича– без удовлетворения.

Председательствующий                                                                        Т.С. Гафиатуллина

Судьи                                                                                                                      М.В. Захарова

                                                                                                                     Г.М. Рудницкий