ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ
АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ул. Батюшкова, д.12, г. Вологда, 160001
http://14aas.arbitr.ru
23 марта 2017 года | г. Вологда | Дело № А05-8186/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена марта 2017 года .
В полном объёме постановление изготовлено марта 2017 года .
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Смирнова В.И., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Смекаловой Е.Ю.,
при участии от учреждения ФИО1 по доверенности от 09.01.2017, ФИО2 по доверенности от 06.02.2017, от контрольно-счетной палаты ФИО3 по доверенности от 22.09.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2016 года по делу № А05-8186/2016 (судья Быстров И.В.),
у с т а н о в и л:
государственное казённое учреждение Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>; далее – учреждение) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), к контрольно-счётной палате Архангельской области (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, город Архангельск, площадь Ленина, дом 1; далее – контрольно-счётная палата, КСП) о признании представления от 05.05.2016 № 01-02/438 недействительным в части пунктов 1, 5, 7, 8 (т. 3, л. 132).
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2016 года в удовлетворении заявленных требований учреждению отказано.
Учреждение с обжалуемым решением не согласилось и обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по делу принять новый судебный акт. В обоснование жалобы указывает на то, что недвижимое имущество не отвечало признакам основных средств, поскольку непосредственно не использовалось в уставной деятельности учреждения, предназначалось для передачи иным организациям, поэтому в бухгалтерском учете было отражено не как основные средства, но как вложения в основные средства. По результатам проверки конкретное виновное лицо, ответственное за пожар в здании в судебном порядке установлено не было, поэтому на сумму ущерба была уменьшена балансовая стоимость здания, проведена операция по счету 401.10 – убыток; по счету 209 – ущерб от действий виновных лиц, операции не проводились.
Контрольно-счётная палата в отзыве опровергла доводы жалобы, просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и отзыва.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, в период с 19.01.2016 по 27.01.2016 и с 08.02.2016 по 19.02.2016 контрольно-счётной палатой проведена совместная с правоохранительными органами проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и государственного имущества учреждением за 2015 год, текущий период 2016 года и при необходимости – за более ранние периоды.
Названная проверка проведена на основании распоряжения председателя контрольно-счётной палаты от 15.01.2016 № 1-р во исполнение плана работы контрольно-счётной палаты на 2016 год и в соответствии с программой проведения этой проверки (т. 2, л. 60-61; т. 4, л. 154-157).
По результатам этой проверки контрольно-счётной палатой составлен акт от 11.03.2016 (т. 1, л. 47-70), на возражения, представленные учреждением, подготовлено и утверждено заключение (т. 2, л. 63-111), коллегией контрольно-счётной палаты 15.04.2016 утвержден отчет о результатах данного контрольного мероприятия (т. 2, л. 112-135) и руководителю заявителя было внесено представление контрольно-счётной палаты от 05.05.2016 № 01-02/438 (т. 2, л. 136-139).
В пунктах с 1 по 9 названного представления указаны выявленные в учреждении недостатки и нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Так, в пункте 1 этого представления указано, что в нарушение требований пункта 9 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174-н), объекты нефинансовых активов (здания детских садов, оснащённые оборудованием и земельный участок) общей стоимостью 415 000 000 руб. приняты учреждением к учёту и отражены на субсчёте 106.11. «Вложения в недвижимое имущество учреждения».
В пункте 5 представления указано, что в нарушение требований пункта 38 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утверждённой приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), пунктов 9, 53 Инструкции № 174н причалы № 101 - № 109 балансовой стоимостью 494 811 221 руб. 88 коп. в период с 21.04.2015 по 04.05.2015 учитывались на субсчёте 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», следовало учитывать в составе основных средств на счёте 101.11 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».
В пункте 7 представления указано, что в нарушение требований пункта 38 Инструкции № 157н, пунктов 9, 53 Инструкции № 174н по состоянию на 01.01.2016 по данным бухгалтерского учёта учреждения на субсчёте 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» учтены основные средства (фактически введённые в эксплуатацию вновь построенные здания и сооружения, а также приобретённые квартиры, на которые Управление получило свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления) общей балансовой стоимостью 250 218 297 руб. 83 коп. Данная сумма нашла своё отражение по строке 091 Баланса государственного (муниципального учреждения по состоянию на 01.01.2016, в то время как следовало отражать в составе строки 011. Таким образом, бухгалтерская отчётность учреждения по состоянию на 01.01.2016 не даёт достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, что приводит к нарушению требований, установленных статьёй 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте» (далее – Закон № 402-ФЗ, Закон о бухгалтерском учёте).
В пункте 8 представления указано, что по данным бухгалтерского учёта учреждения на субсчёте 106.11 учтено административное здание стоимостью 48 751 920 руб., которое на основании договора безвозмездного пользования недвижимым имуществом от 22.04.2014 № 3 передано в безвозмездное пользование УФМС России по Архангельской области. После произошедшего 06.10.2014 пожара указанный договор расторгнут. Обществом с ограниченной ответственностью «Архжилпроект» проведено обследование строительных конструкций объекта и дано экспертное заключение о том, что в проектной документации присутствуют решения, не отвечающие требованиям нормативной документации и действующим нормам и правилам. По мнению этой экспертной организации, восстановление объекта для эксплуатации невозможно. Сумма причинённого учреждению ущерба, определена рабочей комиссией заявителя в размере 26 787 250 руб. В нарушение требований пункта 109 Инструкции № 174н сумма установленного ущерба не отражена на субсчёте 209.71 «Расчёты по ущербу основным средствам».
В итоговой части представления на основании пункта 3.1 статьи 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ), статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее – Закон № 6-ФЗ), статьи 18 Закона Архангельской области от 30.05.2011 № 288-22-ОЗ «О контрольно-счётной палате Архангельской области» (далее – Закон № 288-22-ОЗ) учреждению предложено в срок до 17.06.2016 включительно рассмотреть информацию об указанных в представлении недостатках и нарушениях законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, принять меры по устранению причин и условий выявленных недостатков и нарушений законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, в том числе: обеспечить соблюдение Закона о бухгалтерском учёте и иных правовых актов, устанавливающих требования к ведению бухгалтерского учёта; перед составлением годовой бухгалтерской отчётности обеспечить проведение инвентаризации объектов незавершённых строительством; не допускать принятия обязательств в рамках государственных контрактов, не обеспеченных плановыми назначениями по доходам (поступлениям); рассмотреть возможность привлечения к ответственности лиц, допустивших указанные в преставлении нарушения. О результатах выполнения представления необходимо проинформировать контрольно-счётную палату Архангельской области в письменной форме не позднее 22.06.2016.
Заявитель не согласился с выводами о допущенных недостатках и нарушениях, указанных в пунктах 1, 5, 7, 8 названного представления, и обратился в арбитражный суд с заявлением.
Не оспаривая фактические обстоятельства, указанные в этих пунктах представления, заявитель не согласился с их оценкой и выводами КСП области о том, что эти обстоятельства свидетельствуют о недостатках и нарушениях законов и иных нормативных правовых актов.
Суд первой инстанции в удовлетворении требований отказал.
Апелляционная коллегия считает данный судебный акт не подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 БК РФ к бюджетным правоотношениям, регулируемым названным Кодексом, относятся:
отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учёта, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчётности.
В силу пункта 1 статьи 265 БК РФ в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, осуществляется государственный (муниципальный) финансовый контроль, который подразделяется на внешний и внутренний.
Внешний государственный (муниципальный) финансовый контроль в сфере бюджетных правоотношений является контрольной деятельностью соответственно Счётной палаты Российской Федерации, контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (пункт 2 статьи 265 БК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются в числе прочих государственные (муниципальные) учреждения.
В пункте 1 статьи 267.1 БК РФ определены методы осуществления государственного (муниципального) финансового контроля, которыми являются проверка, ревизия, обследование, санкционирование операций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях названного Кодекса понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности в отношении деятельности объекта контроля за определённый период. Результаты проверки оформляются актом.
Согласно пункту 1 статьи 268.1 БК РФ указанной статьи полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчётности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчётов об исполнении бюджета;
контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований». В силу пункта 2 статьи 268.1 БК РФ при осуществлении полномочий по внешнему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля:
проводятся проверки, ревизии, анализ, обследования, мониторинг в ходе осуществления ими в установленном порядке контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счётной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований»; направляются объектам контроля представления, предписания; направляются финансовым органам, уполномоченным в соответствии с данным Кодексом, иными актами бюджетного законодательства Российской Федерации принимать решения о применении предусмотренных этим Кодексом бюджетных мер принуждения, уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона № 6-ФЗ, статьёй 1 Закона № 288-22-ОЗ контрольно-счётная палата является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля Архангельской области, образуется Архангельским областным Собранием депутатов и ему подотчётна.
На основании статьи 16 Закона № 6-ФЗ, статьи 18 Закона № 288-22-ОЗ КСП области по результатам проведения контрольных мероприятий вправе вносить в проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба Архангельской области или возмещению причинённого вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.
Таким образом, в полномочия контрольно-счётной палаты входит контроль за использованием средств областного бюджета, проводимый в виде ревизии, проверки или обследования, в рамках которых изучаются как законность финансовых и хозяйственных операций, так и достоверность бюджетного (бухгалтерского) учёта и бюджетной (бухгалтерской) отчётности. Исходя из положений статьи 18 Закона № 288-22-ОЗ (в редакции, действовавшей на дату внесения оспариваемого представления) в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 07.02.201 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счётных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным кодексом Российской Федерации, контрольно-счётной палатой составляются представления и (или) предписания.
Оспариваемое представление от 05.05.2016 № 01-02/438 принято контрольно-счётной палатой по результатам проверки.
В силу положений статьи 1 Закона № 402-ФЗ целями этого Закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта. Бухгалтерский учёт - формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных данным Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными этим Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.
Положениями статьи 3 Закона № 402-ФЗ определено, что бухгалтерская (финансовая) отчётность - информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными данным Федеральным законом; стандарт бухгалтерского учёта - документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учёту, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учёта; план счетов бухгалтерского учёта - систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта; отчётный период - период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность; факт хозяйственной жизни - сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств.
Согласно статье 5 Закона № 402-ФЗ объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта являются: 1) факты хозяйственной жизни; 2) активы; 3) обязательства; 4) источники финансирования его деятельности; 5) доходы; 6) расходы; 7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.
В силу статьи 6 этого же Федерального закона экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с данным Федеральным законом. Бухгалтерский учёт ведётся непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.
В соответствии с частью 1 статьи 9 Закона № 402-ФЗ каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом.
Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта (часть 1 статьи 10 Закона № 402-ФЗ). Бухгалтерский учёт ведется посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, если иное не установлено федеральными стандартами. Формы регистров бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации (части 3, 5 статьи 10 Закона № 402-ФЗ).
Частью 1 статьи 13 Закона № 402-ФЗ предусмотрено, что бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.
В соответствии с частью 1 статьи 21 Закона № 402-ФЗ к документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся: 1) федеральные стандарты; 2) отраслевые стандарты; 3) рекомендации в области бухгалтерского учета; 4) стандарты экономического субъекта. Согласно части 2 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.
Согласно части 4 статьи 21 Закона № 402-ФЗ федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 402-ФЗ до утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу данного Федерального закона. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных данным Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые ими до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учёта для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (далее - Единый план счетов) и названная выше Инструкция № 157н, которая устанавливает единый порядок применения субъектами учета Единого плана счетов, обязательные общие требования к учёту нефинансовых, финансовых активов, обязательств, операций, их изменяющих, и полученных по указанным операциям финансовых результатов на соответствующих счетах Единого плана счетов, в том числе требования по их признанию, оценке, группировке, общие способы и правила организации и ведения бюджетного учета учреждениями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств, органами, осуществляющими кассовое обслуживание бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовыми органами, и бухгалтерского учета бюджетными учреждениями, автономными учреждениями, государственными академиями наук путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех операций с активами и обязательствами.
Пунктом 3 Инструкции № 157н определено, что при ведении бухгалтерского учёта учреждениям, финансовым органам, органам, осуществляющим кассовое обслуживание, необходимо учитывать, что: бухгалтерский учёт активов, обязательств, источников финансирования их деятельности, операций, их изменяющих (фактов хозяйственной жизни), финансовых результатов осуществляется методом двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов субъекта учета; бухгалтерский учёт ведётся методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций; информация в денежном выражении о состоянии активов, обязательств, иного имущества, об операциях, их изменяющих, и финансовых результатах указанных операций (доходах, расходах, источниках финансирования деятельности экономического субъекта), отражаемая на соответствующих счетах, в том числе на забалансовых, рабочего плана счетов субъекта учета, должна быть полной с учетом существенности ее влияния на экономические (финансовые) решения учредителей учреждения (заинтересованных пользователей информации) и существенности затрат на ее формирование; информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета, формируется субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики), в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации; имущество, являющееся собственностью учредителя государственного (муниципального) учреждения, учитывается учреждением обособленно от иного имущества, находящегося у данного учреждения в пользовании (управлении, на хранение).
Согласно пункту 4 Инструкции № 157н при ведении бухгалтерского учёта субъект учёта обеспечивает в числе прочего формирование полной и достоверной информации о наличии государственного (муниципального) имущества, его использовании, о принятых учреждением обязательствах, полученных учреждением финансовых результатах, и формирование бухгалтерской (финансовой) отчётности, необходимой внутренним пользователям (руководителям, наблюдательным советам автономных учреждений, органам, осуществляющим функции и полномочия учредителя, собственникам имущества, на базе которого создано учреждение, участникам бюджетного процесса, осуществляющим в соответствии с бюджетным законодательством соответствующие полномочия), а также внешним пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности (приобретателям (получателям) услуг (работ), социальных пособий, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской (финансовой) отчётности).
Пунктом 38 Инструкции № 157н определено, что для учёта операций с материальными объектами, относящимися в соответствии с положениями данной Инструкции к основным средствам, предназначен счёт 10100 «Основные средства».
Материальные объекты имущества, независимо от их стоимости, со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования на праве оперативного управления в процессе деятельности учреждения при выполнении им работ, оказании услуг, осуществления государственных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения, находящиеся в эксплуатации, запасе, на консервации, сданные в аренду, полученные в лизинг (сублизинг), принимаются к учёту в качестве основных средств.
Согласно пункту 36 Инструкции № 157н принятие к учету и выбытие из учета объектов недвижимого имущества, права на которые подлежат в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, осуществляется на основании первичных учётных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку.
В силу пункта 130 Инструкции № 157н счёт 10601 «Вложения в основные средства» предназначен для учёта учреждениями (организациями, осуществляющими полномочия получателя бюджетных средств) операций по формированию (выбытию) фактических вложений (инвестиций) в объекты нефинансовых активов, связанных с приобретением, безвозмездным поступлением, новым строительством (изготовлением) и реконструкцией, в том числе с элементами реставрации, техническим перевооружением, модернизацией, достройкой, дооборудованием зданий и сооружений, машин и оборудования, транспортных средств, производственного и хозяйственного инвентаря, библиотечного фонда, прочих основных средств, а также драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных и иных ценностей.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2010 № 174н были утверждены План счетов бухгалтерского учёта бюджетных учреждений и названная выше Инструкция № 174н.
Данная Инструкция № 174н, которая подлежала применению Управлением в 2015 году (в период, когда оно являлось бюджетным учреждением), устанавливает единый порядок отражения государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями обязательств и фактов своей хозяйственной (финансовой) деятельности на счетах Плана счетов бухгалтерского учёта бюджетного учреждения.
Согласно пункту 2 Инструкции № 174н бюджетные учреждения осуществляют ведение бухгалтерского учёта активов, обязательств, результатов финансовой деятельности учреждения, а также хозяйственных операций, их изменяющих, с учётом правил и способов организации и ведения бухгалтерского учёта, в том числе признания, оценки, группировки объектов учёта, исходя из экономического содержания хозяйственных операций, установленных Инструкцией № 157н, и Инструкции № 174н.
В силу пункта 9 Инструкции № 174н (в редакции, действовавшей в 2015 году) поступление, принятие к учёту, внутреннее перемещение объектов основных средств оформляются следующими бухгалтерскими записями: принятие к бухгалтерскому учёту вновь выстроенных зданий, сооружений отражается на основании первичных учётных документов - акта о приёме-передаче здания (сооружения) с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке, по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счета 010100000 «Основные средства» (010111310, 010112310, 010113310) и кредиту счёта 010611310 «Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения»; принятие к бухгалтерскому учёту приобретенного недвижимого имущества (воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов и иного имущества, отнесённого к недвижимым вещам законодательством Российской Федерации), на основании первичных учёных документов: акта о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счёта 010100000 «Основные средства» (010113310, 010115310, 010118310) и кредиту счёта 010611310 «Увеличение вложений в основные средства - недвижимое имущество учреждения».
Согласно пункту 51 Инструкции № 174н принятие к бухгалтерскому учёту хозяйственных операций по вложениям в объекты основных средств, нематериальных, непроизведённых активов и материальных запасов оформляется следующими бухгалтерскими записями: при приобретении (изготовлении, строительстве) объектов нефинансовых активов (в том числе в сумме затрат, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских, технологических работ) отражается на основании первичных учётных документов по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счетов 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010613310, 010621310, 010622310, 010624340, 010631310, 010632320, 010634340, 010641310, 010642320, 010644340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счёта 020800000 «Расчеты с подотчётными лицами» (020821660, 020822660, 020825660, 020826660, 020831660, 020832660, 020834660, 020891660); 030200000 «Расчёты по принятым обязательствам» (030221730, 030222730, 030225730, 030226730, 030231730, 030232730, 030234730, 030291730).
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.12.2010 № 162н утверждены План счетов бюджетного учёта и Инструкция по его применению (далее - Инструкция № 162н).
Инструкция № 162н устанавливает единый порядок ведения бюджетного учёта в органах государственной власти (государственных органах), органах местного самоуправления, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, казённых учреждениях, в том числе находящихся за пределами Российской Федерации, иных юридических лицах, осуществляющих согласно законодательству Российской Федерации бюджетные полномочия получателя бюджетных средств (далее - учреждения), финансовых органах соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, органах управления государственными внебюджетными фондами, органах управления территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющих составление и исполнение бюджетов. Данная Инструкция подлежит применению Управлением (как казённым учреждением) в 2016 году.
Согласно пункту 34 Инструкции № 162н принятие к учёту законченных вложений в объекты нефинансовых активов, в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счёта 010100000 «Основные средства» (010111310 - 010113310, 010115310, 010118310, 010131310 - 010136310, 010138310), счёта 010230320 «Увеличение стоимости нематериальных активов - иного движимого имущества учреждения», соответствующих счетов аналитического учета счёта 010300000 «Непроизведённые активы» (010311330 - 010313330), соответствующих счетов аналитического учёта счёта 010500000 «Материальные запасы» (010531340 - 010536340) и кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счёта 010600000 «Вложения в нефинансовые активы» (010611310, 010613330, 010631310, 010632320, 010634340. Редакция указанного пункта, действовавшая в 2015 году, предусматривала принятие к учёту законченных вложений в объекты нефинансовых активов, в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов на основании актов о приёме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений), актов о приёме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств, актов о приёме-передаче здания (сооружения), документов, подтверждающих государственную регистрацию объектов недвижимости в установленных законодательством случаях, актов о приёме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений), актов о приёмке материалов, требований-накладных.
Из указанных положений следует, что приобретённые (построенные) здания, сооружения, введённые в эксплуатацию, право оперативного управления на которые зарегистрировано учреждением в установленном порядке, подлежат принятию к учёту учреждением в качестве объектов основных средств на счёт 010100000 «Основные средства».
В данном случае, как установлено контрольно-счётной палатой в ходе проверки, здание детского сада на 280 мест в г. Архангельске, приобретённое по гражданско-правовому договору бюджетного учреждения от 26.12.2013 № 107 (т. 1, л. 141-158), ведено в эксплуатацию 13.04.2015, здание детского сада на 120 мест в п. Горка Муравьёвская Вельского района Архангельской области, приобретённое по гражданско-правовому договору от 26.12.2013 № 108 (т. 2, л. 12-23), ведено в эксплуатацию 03.08.2015.
Право оперативного управления заявителя на эти здания зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 20.08.2015 и 29.09.2015 (т. 4, л. 151, 152).
Из материалов дела следует и заявителем не оспаривается, что указанные здания фактически эксплуатировались в 2015 году (т. 3, л. 147-150), оба здания были переданы управлением (как ссудодателем) в безвозмездной пользование для использования под дошкольные образовательные учреждения (т. 1, л. 159-162; т. 4, л. 132-138).
Таким образом, именно сдача имущества в безвозмездное пользование является видом деятельности учреждения в осуществлении которого использовалось спорное имущество. Поэтому ссылка заявителя на то, что указанные здания не использовались в его деятельности, является ошибочной.
Также следует отметить, что субсидия на осуществление Управлением капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность предоставлена министерством строительства Архангельской области на основании статьи 78.2 БК РФ, пункт 1 которой предусматривает последующее увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у учреждения.
Во исполнение указанной нормы, Управлению следовало отразить законченные вложения по приобретению спорных зданий на счёте 101.11 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения».
Постановлением Правительства Архангельской области от 09.12.2014 № 516-пп утверждены Правила финансирования областной адресной инвестиционной программы и осуществления капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности Архангельской области или в приобретение объектов недвижимого имущества в государственную собственность Архангельской области (далее – Правила № 516-пп). Согласно абзацу второму пункта 6 Правил № 516-пп осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности Архангельской области за счёт субсидий на осуществление капитальных вложений влечёт увеличение стоимости основных средств, находящихся на праве оперативного управления у государственных учреждений Архангельской области.
Таким образом, заявителю была предоставлена субсидия на осуществление капитальных вложений путём приобретения недвижимости, после чего на приобретённые объекты заявителем было зарегистрировано право оперативного управления. Доказательства того, что осуществление капитальных вложений было обусловлено намерением в последующем произвести отчуждение указанных зданий, не представлены. Форма осуществления капитальных вложений и последующая регистрация права оперативного управления свидетельствуют об ином волеизъявлении учредителя Управления. Также отсутствуют доказательства факта предоставления Управлению бюджетных средств на основании переданных министерством строительства Архангельской области полномочий по осуществлению бюджетных инвестиций в рамках статьи 79 БК РФ.
Таким образом, доводы заявителя относительно отражения приобретённых зданий на счете 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество» в связи с планированием дальнейшей передачи этих зданий не подтверждены. То, что в последующем произошло отчуждение указанных объектов из собственности Архангельской области в собственность соответствующих муниципальных образований, не опровергает правильность выводов контрольно-счётной палаты о необходимости бухгалтерского учёта этих зданий именно в составе объектов основных средств на соответствующем счёте бухгалтерского учёта (предназначенном для отражения информации об объектах основных средств) в течение того периода, пока эти здания находились в оперативном управлении заявителя.
По тем же основаниям не могут быть приняты доводы учреждения об отсутствии оснований учёта в составе объектов основных средств причалов № 101 - 109. Указанные объекты были построены также за счёт средств субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности на основании Правил № 516-пп, введены в эксплуатацию 26.12.2014 (т. 1, л. 126-128). На указанные объекты 21.04.2015 в ЕГРП было зарегистрировано право оперативного управления заявителя (т. 4. л. 142-150).
То, что в последующем на основании распоряжения министерства имущественных отношений от 27.04.2015 № 625-р произошло выбытие указанных активов в связи с изъятием их из оперативного управления заявителя и закреплением на праве оперативного управления за государственным автономным учреждением Архангельской области «Спортивный клуб «Водник», не опровергает правильность выводов контрольно-счётной палаты о необходимости бухгалтерского учёта этих объектов именно в составе объектов основных средств на соответствующем счёте бухгалтерского учёта (предназначенном для отражения информации об объектах основных средств) в течение того периода, пока эти объекты находились в оперативном управлении заявителя.
Поскольку эти объекты учитывались на счёте 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», а не в составе объектов основных средств, контрольно счётная палата и суд первой инстанции обоснованно пришли к выводу, что заявитель нарушил требования пунктов 9, 49 Инструкции № 174н.
Кроме того, с учётом приведённых выше нормативных положений является обоснованным вывод обжалуемого решения о наличии указанного в пункте 7 представления нарушения требований пункта 38 Инструкции № 157н, пунктов 9, 53 Инструкции № 174н, которое выразилось в том, что по состоянию на 01.01.2016 по данным бухгалтерского учёта Управления на субсчёте 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения» учтены основные средства (фактически введённые в эксплуатацию вновь построенные здания и сооружения, а также приобретённые квартиры, на которые Управление получило свидетельства о государственной регистрации права оперативного управления) общей балансовой стоимостью 250 218 297,83 руб. Данная сумма нашла своё отражение по строке 091 Баланса государственного (муниципального учреждения по состоянию на 01.01.2016, в то время как следовало отражать в составе строки 011. Таким образом, бухгалтерская отчётность Управления по состоянию на 01.01.2016 не даёт достоверного представления о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, что приводит к нарушению требований, установленных статьёй 13 Закона о бухгалтерском учёте.
Управлением в рамках реализации мероприятий государственной программы Архангельской области «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области» обеспечено строительство 197-квартирного дома по адресу: <...>. Акт приёмки законченного строительством объекта подписан 09.04.2014, мэрией г. Архангельска 16.04.2014 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявителем в апреле-мае 2014 года зарегистрировано право оперативного управления на 197 квартир указанного многоквартирного дома.
В течение 2014 года с момента регистрации права заявитель заключил 149 договоров социального найма с гражданами, согласно которым квартиры передавались гражданам для проживания.
Часть 1 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) устанавливает возможность предоставления жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма. Исходя из части 1 статьи 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно части 2 статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признаётся изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.
Таким образом, квартиры, приобретённые заявителем в 2014 году, предоставлялись гражданам как готовые к проживанию жилые помещения, то есть фактически эксплуатировались.
Несмотря на государственную регистрацию права оперативного управления и передачу квартир гражданам для их фактической эксплуатации, заявитель продолжал отражать данные квартиры на счёте 106.11 «Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения», игнорируя требования пункта 38 Инструкции № 157н, пунктов 9, 53 Инструкции № 174н. Данный факт был отражён в акте проверки КСП области от 15.05.2015 (т. 4, л. 10-12).
В течение 2015 года, о чём указано в акте проверки от 11.03.2016, заявитель также не отражал на счёте 101.11 «Основные средства - недвижимое имущество учреждения» квартиры, находящиеся у него на праве оперативного управления и переданные гражданам для проживания по договорам социального найма, чем продолжает нарушать указанные выше требования к ведению бухгалтерского учета. Данное обстоятельство подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счёту 106.11 за 2015 год, согласно которой за период 2015 года у заявителя на счёте 106.11 находилось 115 квартир по адресу: <...>. Согласно столбцу «сальдо на конец периода» на 31.12.2015 у заявителя оставалось 29 квартир на счёте 106.11 (т. 3, л. 151-159).
Заявитель не оспаривал, что объекты принадлежали ему на праве оперативного управления, фактически эксплуатировались.
Таким образом, в апелляционной жалобе учреждения по пунктам 1, 5, 7 представления от 05.05.2016 № 01-02/438 не приведено доводов, которые бы не получили должной оценки в обжалуемом решении суда первой инстанции.
В пункте 8 представления указано, что в нарушение требований пункта 109 Инструкции № 174н сумма установленного ущерба от пожара в административном здании не отражена заявителем на субсчёте 209.71 «Расчёты по ущербу основным средствам».
Согласно пункту 109 Инструкции № 174н (в редакции, действовавшей в момент нарушения) операции по увеличению расчётов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями: суммы выявленных недостач, хищений, потерь имущества, являющегося нефинансовыми активами, отражаются по рыночной стоимости по дебету соответствующих счетов аналитического учёта счёта 020900000 «Расчёты по ущербу имуществу» (020971560 - 020974560) и кредиту счёта 040110172 «Доходы от операций с активами».
Пунктом 110 Инструкции № 174н установлено, что операции по уменьшению расчётов по ущербу имуществу оформляются следующими бухгалтерскими записями: поступление средств от виновных лиц в возмещение причинённого учреждению ущерба отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счёта 020900000 «Расчёты по ущербу имуществу» (020971660 - 020974660, 020981660, 020982660) и дебету счетов 020111510 «Поступления денежных средств учреждения на лицевые счета в органе казначейства», 020134510 «Поступления средств в кассу учреждения»; возмещение ущерба виновными лицами в натуральной форме отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счёта 020900000 «Расчеты по ущербу имуществу» (020971660, 020972660, 020974660, 020982660) и дебету счета 040110172 «Доходы от операций с активами»; возмещение ущерба виновным лицом из заработной платы (иных выплат) на сумму удержаний, произведённых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счёта 020900000 «Расчёты по ущербу имуществу» (020971660 - 020974660, 020981660, 020982660) и дебету счета 030403830 «Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из выплат по оплате труда»; суммы, списанные с баланса в связи с неустановлением виновных лиц, с их уточнениями решениями судов отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учета счёта 020900000 «Расчёты по ущербу имуществу» (020971660 - 020974660, 020981660, 020982660) и дебету счёта 040110172 «Доходы от операций с активами»; суммы, списанные с балансового учёта в связи с приостановлением согласно законодательству Российской Федерации предварительного следствия, уголовного дела или принудительного взыскания, а также в связи с признанием виновного лица неплатежеспособным, отражаются по кредиту соответствующих счетов аналитического учёта счёта 020900000 «Расчёты по ущербу имуществу» (020971660 - 020974660, 020981660, 020982660) и дебету счета 040110173 «Чрезвычайные доходы от операций с активами».
Из анализа приведённых норм следует, что установленная сумма ущерба подлежит отражению на счёте 020900000 «Расчеты по ущербу имуществу» независимо от того, ведётся поиск виновных лиц, в том числе в порядке уголовного производства, или нет, взыскивается в судебном порядке сумма ущерба или нет. Иное приводило бы к игнорированию необходимости установления причин возникновения ущерба и ответственных лиц.
Схожие действия по отражению в учёте необходимо совершить в случае установления «безнадёжности» возмещения ущерба, что подтверждается приостановлением уголовного производства или соответствующим решением суда.
Следовательно, при установлении суммы ущерба рабочей комиссией, заявителю следовало отразить эту сумму на субсчете 209.71 «Расчёты по ущербу основным средствам».
Доводы заявителя об отсутствии оснований для отражения суммы ущерба по счёту 209.71, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Таким образом, в данной части (пункт 8) представление КСП области в оспариваемой части является законным и не нарушает права заявителя, законных оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют представленным доказательствам. Оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Определением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27 января 2017 года по настоящему делу учреждению предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
В соответствии с подпунктами 3, 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции по данной категории составляет 1500 рублей.
Поскольку на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции уплата государственной пошлины учреждением не произведена, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, то в соответствии со статьей 102 АПК РФ с учреждения в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции в размере 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 102, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
п о с т а н о в и л:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 06 декабря 2016 года по делу № А05-8186/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного казённого учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» – без удовлетворения.
Взыскать с государственного казённого учреждения Архангельской области «Главное управление капитального строительства» (ОГРН <***>, ИНН <***>; место нахождения: 163000, <...>) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий | В.И. Смирнов |
Судьи | А.Ю. Докшина Н.В. Мурахина |