ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8267/2021 от 07.11.2022 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

07 ноября 2022 года

Дело №

А05-8267/2021

Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2022 года.

Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2022 года.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бобарыкиной О.А., судей Серовой В.К. и   Старченковой В.В.,

рассмотрев 07.11.2022 в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Белые ночи» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу       № А05-8267/2021,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «Экоинтегратор», адрес: 163046, город Архангельск, Поморская улица, дом 45, помещение 1-Н, ОГРН 1187746816608, ИНН 7743274766 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к ООО «Белые ночи», адрес: 163072, город Архангельск, Комсомольская улица, дом 47, цокольный этаж, ОГРН 1122901000034, ИНН 2901222210 (далее – Компания), о взыскании с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) исковых требований 242 060 руб. 41 коп. задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО), оказанные в январе 2020 – мае 2021 года.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Агентство по тарифам и ценам Архангельской области, адрес: 163000, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1042900033780,                     ИНН 2901128698 (далее – Агентство), ООО «Золотой сад», адрес: 163060, город Архангельск, проспект Обводный канал, дом 6, ОГРН 1162901056130,            ИНН 2901276946; ООО «Ремейк», адрес: 164501, Архангельская область, город Северодвинск, Индустриальная улица, дом 39, ОГРН 1142932001190,            ИНН 2902078538.

Решением Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2022, оставленным без изменения постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022, с Компании в пользу Общества взысканы 242 060 руб. 40 коп.; в удовлетворении иска в остальной части отказано.

В кассационной жалобе Компания, считая, что суды не оценили все представленные в материалы дела доказательства, не изучили в полном объеме обстоятельства дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.

Податель кассационной жалобы указывает следующее: согласно условиям договора от 28.04.2020 субаренды нежилых помещений (далее – Договор от 28.04.2020) плату за вывоз ТКО по нежилому помещению, расположенному по адресу: город Архангельск, Московский проспект, дом 2, корпус 1, должен осуществлять субарендодатель; факт оказания Обществом Компании в спорном периоде услуг по обращению с ТКО не подтвержден; в материалах дела отсутствуют счета, акты выполненных работ, иные документы, подтверждающие факт оказания услуг; Компанией и ООО «Ремейк» заключен договор от 15.05.2015 № 02-10/25/1 на оказание услуг по приему отходов производства (далее – Договор от 15.05.2015), по условиям которого все отходы 5 класса опасности Компания передала, не Обществу, а ООО «Ремейк» для вывоза с территорий объектов Компании.

Стороны и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако представители в судебное заседание не явились, в связи с чем жалоба на основании части 3 статьи 284 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в соответствии со статьей 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области и Общество заключили 29.10.2019 соглашение об организации деятельности регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области, Общество наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО на территории Архангельской области и с 01.01.2020 приступило к выполнению своих обязательств.

В претензии от 26.05.2021 № 11978/05-21 Общество, указав на то, что является региональным оператором по обращению с ТКО, просило Компанию погасить задолженность за услуги по вывозу ТКО, оказанные в январе 2020 года – мае 2021 года.

В связи с оставлением претензии без удовлетворения Общество обратилось в арбитражный суд с иском, уточнив который просило взыскать           242 060 руб. 41 коп. задолженности за услуги по обращению с ТКО, оказанные в январе 2020 – мае 2021 года.

Установив факты оказания Обществом в спорном периоде услуг по обращению с ТКО и их неоплаты Компанией, а также наличие погрешности в представленном Обществом расчете суд первой инстанции удовлетворил иск в части взыскания 242 060 руб. 40 коп.; в удовлетворении иска в остальной части отказал.

Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) ТКО – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

Региональный оператор по обращению с ТКО – оператор по обращению с ТКО - юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственником ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне деятельности регионального оператора.

Региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора (пункт 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора (пункт 2 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила № 1156), обращение с ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями.

Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления (пункт 4 статьи 24.7 Закона  № 89-ФЗ).

Юридические лица, в результате деятельности которых образуются ТКО, вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором в случае наличия в их собственности или на ином законном основании объекта размещения отходов, расположенного в границах земельного участка, на территории которого образуются такие ТКО, или на смежном земельном участке по отношению к земельному участку, на территории которого образуются такие ТКО (пункт 6 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 8(17) Правил № 1156 региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии Законом № 89-ФЗ договора на оказание услуг по обращению с ТКО всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) этих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) этих Правил.

Суды при рассмотрении настоящего спора установили и подателем кассационной жалобы не оспорено, что Общество разместило на условиях публичной оферты форму типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО на официальном сайте Общества в сети «Интернет» www.eco-tko.ru и в средствах массовой информации (в газете «Архангельск» выпуск № 1 (4930)).

В силу пункта 8(12) Правил № 1156 в случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления потребителю от регионального оператора проекта договора на оказание услуг по обращению с ТКО потребитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с ТКО либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора по цене, указанной региональным оператором в указанном проекте договора, направленном в соответствии с пунктом 8(10) этих Правил.

Компания заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с ТКО не направила, следовательно, по условиям пункта 8(12) Правил № 1156 такой договор считается заключенным на условиях типового договора.

Ссылка Компании на Договор от 28.04.2020, заключенный Компанией (субарендатором) и ООО «Золотой сад» (субарендодателем), по условиям которого в стоимость оплачиваемой Компанией арендной платы входит, в том числе стоимость вывоза ТКО, кассационным судом отклоняется, так как в силу пункта 1 статьи 24.7 Закона № 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014               № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» договоры, заключенные собственниками ТКО на сбор и вывоз ТКО, действуют до заключения договора с региональным оператором по обращению с ТКО.

В материалы дела представлен заключенный Компанией (заказчиком) и ООО «Ремейк» (исполнителем) Договор от 15.05.2015, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по приему и транспортировке отходов производства 5 класса опасности с территории объектов заказчика.

ООО «Ремейк» в пояснениях по настоящему делу указало, что вывоз и утилизация именно ТКО в рамках Договора от 15.05.2015 не производились.

Оценив условия Договора от 15.05.2015 и учтя пояснения ООО «Ремейк», суды указали, что Компания не вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, а лица, не обладающие соответствующей лицензией, не вправе оказывать услуги по обращению с ТКО; передача ТКО такому лицу, не наделенному лицензией, не может служить основанием для освобождения от обязанности по оплате услуг регионального оператора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (пункт 1 статьи 781 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 5.1 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО в случае нарушения региональным оператором обязательств по данному договору потребитель с участием представителя регионального оператора составляет акт о нарушении региональным оператором обязательств по договору и вручает его представителю регионального оператора. При неявке представителя регионального оператора потребитель составляет указанный акт в присутствии не менее чем 2-х незаинтересованных лиц или с использованием фото- и (или) видеофиксации и в течение 3-х рабочих дней направляет акт региональному оператору с требованием устранить выявленные нарушения в течение разумного срока, определенного потребителем.

Потребитель направляет копию акта о нарушении региональным оператором обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (пункт 5.5 типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО).

Доказательств неисполнения Обществом обязательств по оказанию услуг по обращению с ТКО Компания не представила.

Стоимость услуг определена Обществом исходя из тарифа, утвержденного постановлением Агентства от 30.09.2020 № 44-в/3 «О внесении изменений в постановление Агентства от 25.12.2019 № 86-в/1», а также исходя из тарифа, утвержденного постановлением Агентства от 24.12.2021 № 85-п/7 «Об установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую Обществом на территории Архангельской области».

Так как в материалы дела не представлено доказательств ненадлежащего оказания Обществом обязательств по Договору и оплаты Компанией оказанных Обществом услуг, суды, установив наличие ошибки в представленном Обществом расчете, обоснованно удовлетворили иск частично.

Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Судами правильно применены нормы материального права, процессуальных нарушений при рассмотрении дела не допущено. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 22.03.2022 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2022 по делу № А05-8267/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Белые ночи» - без удовлетворения.

Председательствующий

О.А. Бобарыкина

Судьи

В.К. Серова

 В.В. Старченкова