ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-828/19 от 19.11.2019 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

25 ноября 2019 года

Дело №

А05-828/2019

Резолютивная часть постановления объявлена 19.11.2019.

Постановление в полном объеме изготовлено 25.11.2019.

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Толкунова В.М.,

рассмотрев 19.11.2019 к открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу № А05-828/2019,

у с т а н о в и л:

Общество с ограниченной ответственности «Новая экологическая компания», адрес: 163069, город Архангельск, улица Попова, дом 14, офис 525, ОГРН 1152901002121, ИНН 2901256065 (далее – Общество), обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, город Архангельск, улица Выучейского, дом 18, ОГРН 1102901001356, ИНН 2901200111 (далее - Министерство), о признании недействительным распоряжения от 29.12.2018 № 2176р «О прекращении права пользования участком недр».

Решением суда первой инстанции от 08.05.2019, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.08.2019, заявление Общества удовлетворено, распоряжение Министерства № 2176р признано недействительным, также суд обязал Министерство устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества.

В кассационной жалобе Министерство, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит решение и постановление отменить.

Участвующие в деле лица о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена без их участия, что не противоречит норме части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ).

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании распоряжения Министерства от 17.06.2015 № 652р Обществу была выдана лицензия № АРХ 00429 ТЭ на право пользования недрами, а именно добычу валунно-гравийно-песчаной смеси на участке недр - Участок 2 Северо-Восточного участка месторождения Няндомское» сроком действия до 25.07.2017 (лицензия зарегистрирована в реестре 18.08.2015 за № 429/АРХ00429ТЭ).

Между Министерством и Обществом было заключено лицензионное соглашение об условиях пользования участком недрами от 25.07.2015, являющееся приложением 2 к лицензии АРХ 00429 ТЭ.

Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору обществу выдан горноотводный акт от 29.11.2016 со сроком действия лицензии - до 25.07.2017.

Согласно изменениям и дополнениям от 20.07.2017, оформленным в виде приложения № 5 к лицензии АРХ 00429 ТЭ, срок действия лицензии и лицензионного соглашения продлен до 25.07.2020.

В адрес Общества Министерством направлено уведомление от 24.08.2018 № 204-13/7005, в котором указано о допущенных Обществом нарушениях существенных условий лицензионного соглашения: непредставление ежеквартальных сведений о выполнении условий пользования недрами (пункт 8.1 статьи 8 лицензионного соглашения); неоформление в установленном порядке горноотводных документов на разрабатываемый Участок-2 Северо-Восточного участка месторождения Няндомское (абзац 1 пункта 6.1 статьи 6 лицензионного соглашения).

Уведомлением Общество предупреждено о том, что в случае неустранения выявленных нарушений в течение 3-х месяцев со дня получения уведомления Министерством может быть принято решение о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АРХ 00429 ТЭ.

Распоряжением от 29.12.2018 № 2176р Министерство прекратило права пользования участком недр.

Общество не согласилось с распоряжением Министерства, в связи с чем обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.

Судебные инстанции, придя к выводу об отсутствии законных оснований для вынесения Министерством оспариваемого распоряжения, требование Общества удовлетворили.

Кассационная инстанция, изучив материалы дела, проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права, приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон № 2395-1) предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона № 2395-1 недропользователь обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

В силу части второй статьи 20 Закона № 2395-1 право пользования недрами может быть досрочно прекращено органом, предоставившим лицензию, в случаях нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2).

В указанных случаях, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть четвертая статьи 21 Закона № 2395-1).

В данном случае судами установлено, что в направленном Обществу уведомлении от 24.08.2018 Министерство требует от Общества представить ежеквартальные сведения о выполнении условий пользования недрами в трехмесячный срок со дня получения настоящего уведомления. Данное уведомление получено Обществом 03.09.2019, в связи с чем суды сочли, что Общество должно было предоставить запрошенные сведения в срок до 03.12.2019.

Также суды указали, что Министерство представило отчетность Общества по форме ОФ-1 за 2 и 3 кварталы 2017 года, 2, 3, 4 кварталы 2018 года, кроме того, Обществом с целью устранения нарушения статьи 8 лицензионного соглашения представлены ежеквартальные сведения о выполнении условий пользования недрами.

Доказательств того, что данная отчетность предоставлена заявителем после истечения срока, указанного в уведомлении от 24.08.2018 судами не установлено.

Оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ, представленные в материалы дела доказательства, пришли к выводу о том, что непредоставление Обществом в установленный уведомлением срок ежеквартальных сведений о выполнении условий пользования недрами не доказано, а потому не может являться законным основанием для досрочного прекращения действия выданной заявителю лицензии.

В силу статьи 12 Закона № 2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в том числе указание границ участка недр, предоставляемого в пользование; условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части (часть 3 статьи 7 Закона № 2395-1).

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен (часть 4 статьи 7 Закона № 2395-1).

Порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, устанавливает Правительство Российской Федерации (часть восьмая статьи 7 Закона № 2395-1).

Правила подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2015 № 770 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 2 которых документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения.

Согласно пункту 5, а также подпункту «а» пункта 17 Правил документация оформляется на срок действия лицензии на пользование недрами и подлежит переоформлению при необходимости внесения изменений в уточненные границы горного отвода в случае переоформления лицензии на пользование недрами.

Судебные инстанции установили, что в связи с выдачей Обществу лицензии со сроком действия до 25.07.2017, был оформлен горноотводный акт от 29.11.2016, в котором установлен срок его действия - до 25.07.2017, то есть на все время действия выданной лицензии, в дальнейшем срок действия лицензии Общества продлен до 25.07.2020, то есть имело место не переоформление лицензии, а продление ее срока. В связи с чем суды констатировали, что продление срока действия лицензии влечет автоматическое продление действия горноотводного акта, который, как указывалось ранее, оформляется на срок действия лицензии.

Судебные инстанции пришли к правильному выводу об отсутствии у Общества обязанности по переоформлению горноотводных документов.

В связи с этим суды, руководствуясь частью 2 статьи 201 АПК РФ, правомерно удовлетворила требование Общества.

Несогласие Министерства с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судами положений законодательства Российской Федерации, подлежащих применению в настоящем деле, не свидетельствует о том, что судами допущены существенные нарушения норм названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.

Арбитражный суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в обжалуемом судебном акте либо были отвергнуты судом, разрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими (часть 2 статьи 287 АПК РФ).

Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 08.05.2019 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.08.2019 по делу № А05-828/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области – без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г. Кудин

Судьи

О.А. Алешкевич

В.М. Толкунов