ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-870/2023 от 18.01.2024 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

18 января 2024 года

Дело №

А05-870/2023

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Мунтян Л.Б., судей Кудина А.Г., Толкунова ВА.М.,

при участии от акционерного общества «Северодвинский завод строительных материалов» ФИО1 (доверенность от 01.08.2022),

рассмотрев 17.01.2024 в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества «Северодвинский завод строительных материалов» на решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по делу № А05-870/2023,

                                              у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области, адрес: 163069, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением к акционерному обществу «Северодвинский завод строительных материалов», адрес: 164520, <...>, ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество) о расторжении договора аренды лесного участка от 08.06.2021 № 2697.

Решением суда от 26.04.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 22.08.2023, иск Министерства удовлетворен: договор аренды лесного участка от 08.06.2021 № 2697 с Обществом расторгнут.

В кассационной жалобе Общество просит судебные акты отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку судебные акты вынесены с нарушением норм материального права, а выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела.

Представители Министерства, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в суд не явились. Жалоба рассмотрена в их отсутствие (часть 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ).

В судебном заседании представитель Общества доводы жалобы поддержал.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела и установлено судами, между Министерством (арендодатель) и Обществом (арендатор) заключен договор аренды от 08.06.2021 № 2697, по условиям пунктов 1.1 и 1.2 которого арендодатель принял на себя обязательство предоставить, а арендатор - принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, площадью 2,6670 га с кадастровым номером 29:28:402002:115, расположенный по адресу: Архангельская область, Северодвинское лесничество, Северодвинское участковое лесничество (участок Северодвинское), квартал 17ч, с целью строительства объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью при разработке карьера на Участке-2 месторождения Солзенское, на срок по 31.01.2029 (далее - Договор).

В соответствии с пунктом 1.2 и характеристиками лесного участка, приведенными в приложении № 2 к Договору, лесной участок относится к защитным лесам (нерестоохранные полосы лесов), вид разрешенного использования земельного участка: осуществление геологического изучения недр, разведка и добыча полезных ископаемых.

Решением Приморского районного суда Архангельской области от 13.01.2022 по делу № 2а-117/2022 Министерство обязано ввести в действие материалы лесоустройства Северодвинского лесничества, составленные ФГБУ «Рослесинфорг» на основании государственного контракта от 31.05.2018 № 8, и внести их в государственный лесной реестр.

Во исполнение вышеуказанного решения суда Министерство распоряжением от 11.03.2022 № 355р внесло в государственный лесной реестр материалы таксации лесов 2019 года (лесоустроительную документацию) и материалы проектирования мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, разработанные Архангельским филиалом ФГБУ «Рослесинфорг» по государственному контракту от 31.05.2018 № 8 в отношении части Северодвинского лесничества, расположенного в Приморском районе Архангельской области на площади 410 566 га.

Так, согласно выписке из государственного лесного реестра от 22.04.2022 лесной участок площадью 2,6670 га с кадастровым номером 29:28:402002:115 в квартале 17 (части выделов 20, 26, 27) Северодвинского участкового лесничества относится к защитным лесам (ценные леса – запретные полосы лесов, расположенных вдоль водных объектов, леса, расположенные в защитных полосах лесов (в границах полос отвода железных дорог и придорожных автомобильных дорог). Кроме того весь указанный лесной участок выделен и отнесен к особо защитным участкам, как участок лесов, расположенный вокруг населенных пунктов.

В связи с изложенными обстоятельствами, Министерство предложило Обществу заключить к первоначальному Договору аренды дополнительное соглашение № 1 от 04.05.2022, которым внести изменения в пункт 1.2. и Приложение №2 к Договору, изложив характеристики лесного участка в редакции в соответствии с произошедшими изменениями, а также в условия договора о размере арендной платы.

 Общество в письме от 23.05.2022 № 160 отказалось от заключения такого дополнительного соглашения в качестве причины указав, что его заключение приведет к приостановке работ по разработке карьера. При этом, Общество готово рассмотреть поэтапное прекращение использования участка, но только после оформления нового участка для размещения промышленной площадки и карты намыва.

Министерство направило Обществу претензию от 06.07.2022                              № 204-13/7017 в которой со ссылкой на то, что лесной участок отнесен к особо защитным участкам леса и ведение хозяйственной деятельности на нем недопустимо, предложило Обществу в 30-дневный срок с момента получения претензии обратиться в Северодвинское лесничество для расторжения договора в добровольном порядке (по соглашению сторон) и возврата участка по акту приема-передачи.

Поскольку стороны не достигли соглашения о расторжении Договора аренды, Министерство обратилось в суд с настоящим иском.

Суды двух инстанций исследовали и оценили доказательства, представленные участниками спора, их доводы, установили обстоятельства дела и указали на наличие в рассматриваемом случае правовых и фактических оснований для удовлетворения иска.

Выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, отвечают правилам доказывания и оценки доказательств (часть 1 статьи 65, части 1 - 5 статьи 71 АПК РФ), требованиям искового производства.

Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.

Согласно статье 10 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – Лесной кодекс) леса, расположенные на землях лесного фонда, делятся на следующие виды: защитные леса, эксплуатационные леса, резервные леса. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства таких лесов устанавливаются статьями 110 - 119 настоящего Кодекса.

В статье 111 Лесного кодекса определено, что к защитным лесам относятся леса, которые являются природными объектами, имеющими особо ценное значение, и в отношении которых устанавливается особый правовой режим использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов (часть 1); выделяются несколько категорий защитных лесов, в числе которых ценные леса (часть 2); в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).

Частью 4 статьи 12 Лесного кодекса установлено, что защитные леса подлежат освоению в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

В силу статьи 119 Лесного кодекса в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах могут быть выделены особо защитные участки лесов (часть 1); на особо защитных участках лесов запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями (часть 6).

Как установили суды, Обществу выдана лицензия на право пользования недрами серии АРХ № 00595 ТЭ сроком по 31.01.2029 на разведку и добычу песка на участке недр Участок-2 месторождения Солзенское, расположенному в административных границах муниципального образования «Северодвинск». Приложением к лицензии является договор об условиях пользования указанным участком недр, из которого следует, что участок недр расположен в 20 км к западу от г. Северодвинска в приустьевой части реки Солзы, месторождение песка выявлено в 1957 году и разрабатывалось с 1959 года, ориентировочная площадь горного отвода составляет 0,36 кв. км (36 га), остаточные запасы месторождения составляют ориентировочно 1200 тыс. куб. м. Участок недр расположен на землях лесного фонда.

Обществом разработан технический проект разработки и рекультивации Участка-2, который предусматривает согласно его пункту 3.4.3 - для складирования добытого гидромеханизированным методом песка устройство двух карт намыва с размещением на них отвалов высотой 3,5 м с попеременной схемой работы по намыву и отгрузке продукции.

Из генерального плана площадок карт намыва видно, что карта намыва                   № 1 размещается на лесном участке площадью 2,6670 га с кадастровым номером 29:28:402002:115, предоставленном Обществу по спорному Договору аренды и на данной карте намыва предусмотрено размещение распределительного пульпопровода, металлической трубы диаметром 100, длиной 30 м, водосбросного колодца и промплощадки.

Как пояснил представитель Общества, карта намыва № 2 располагается на другом смежном лесном участке, также предоставленном Обществу в аренду, какие-либо требования в отношении этого участка Министерством не заявлены.

Обществом разработан проект освоения лесов на арендованном лесном участке с целью строительства объектов, являющихся неотъемлемой технологической частью при разработке карьера на Участке-2 месторождения Солзенское, получивший положительное заключение государственной экспертизы от 30.07.2021 № 162.

Согласно проекту освоения лесов на лесном участке площадью 2,6670 га проектируются размещение объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, а именно карта намыва и производственная площадка. Планируемый срок строительства и эксплуатации 2021 - 2029 годы.

В соответствии с частью 1 статьи 21.1 Лесного кодекса возведение и эксплуатация некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются в случаях использования лесов в целях, предусмотренных частью 1 статьи 21 Лесного кодекса, в том числе для осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых.

Перечень некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов утверждается Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 21.1 Лесного кодекса). Во исполнение указанной нормы такой перечень утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.04.2022 № 999-р «Об утверждении перечня некапитальных строений, сооружений, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов» (далее - Перечень).

Согласно абзацу 7 подпункта «а» пункта 1 Перечня размещение таких объектов как пульпопровод (абзац 15), карьер (абзац 19), а также сооружений и оборудования, являющихся неотъемлемой технологической частью объектов, указанных в абзацах восьмом - девятнадцатом подпункта «а» пункта 1 настоящего перечня, и предусмотренных в утвержденных в установленном порядке технических проектах разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектах строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектах ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (абзац 20) допускается в лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в запретных полосах лесов, расположенных вдоль водных объектов (леса, примыкающие непосредственно к руслу реки или берегу другого водного объекта, а при безлесной пойме - к пойме реки, выполняющие водорегулирующие функции), нерестоохранных полосах лесов, заисключением особо защитных участков лесов.

Аналогичные положения содержались и в действовавшем на дату заключение спорного Договора Перечне объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов (утвержден распоряжением Правительства РФ от 27.05.2013 № 849-р).

Таким образом, с учетом изложенных норм, эти Перечни исключали и исключают возможность размещения таких объектов на особо защитных участках лесов.

Поскольку спорный лесной участок отнесен к особо защитным участкам леса, суды правомерно сочли, что размещение необходимых Обществу объектов, таких как пульпопровод, карьер и иных технологически связанных с ним сооружений и оборудования на особо защитных участках лесов не допускается.

Суды правомерно отметили следующее: изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским и Земельным (далее - ЗК РФ) кодексами Российской Федерации и Лесного кодекса (часть 4 статьи 71, часть 1 статьи 74.1 Лесного кодекса).

Пунктом 5.3 Договора аренды спорного лесного участка установлено, что договор прекращает действие в случаях, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 450 ГК РФ предусмотрено, что по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных данным кодексом, другими законами или договором.

В силу пункта 2 статьи 452 ГК РФ требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.

Поскольку в рассматриваемом случае Общество после уведомления об изменении целевого назначения лесного участка отказалось от заключения дополнительного соглашения к Договору (т.е. не воспользовалось возможностью изменить Договора по соглашению сторон - пункту 1 статьи 450 ГК РФ) и продолжает его использовать для целей обеспечения деятельности карьера, вопреки законодательному запрету, то следует признать, что Министерство исчерпало досудебные способы урегулирования спора.

При этом, сохранение Договора на прежних условиях невозможно, поскольку это означает использование лесного участка не по целевому назначению. Указанное нарушение является основанием для принудительного прекращения права аренды на основании пункта 2 статьи 45 и пункта 2 статьи 46 ЗК РФ, что и было учтено судами при разрешении спора и принятии решения о расторжении Договора аренды.

Доказательства того, что Обществом оспорены материалы лесоустройства в установленном законом порядке, суду не представлены. Законность установления границ особо защитного участка леса, предметом спора в настоящем деле не является.

В силу изложенного, исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ, представленные в обоснование заявленных требований доказательства, исходя из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора суды двух инстанций сделали правомерный вывод о наличии оснований для удовлетворении иска о расторжении Договора аренды для соблюдения интересов государства в лице арендодателя.

По своей правовой природе расторжение договора, влекущее прекращение правоотношений между сторонами, является крайней мерой, применяемой к контрагенту в случае, когда иные средства воздействия исчерпаны и сохранение договорных отношений становится невозможным в силу закона (в нашем случае в связи с изменениями материалов лесоустройства, повлиявшими на существенные характеристики арендованного лесного участка и отказом Общества подписать дополнительное соглашение к Договору).

Кассационная жалоба Общества не содержит никаких доводов, которые бы опровергали выводы судов, влияли бы на законность и обоснованность судебных актов.

Поскольку выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене судебного акта, не установлено, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется (статьи 286 - 288 АПК РФ).

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

                                                 п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 26.04.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.08.2023 по делу № А05-870/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества «Северодвинский завод строительных материалов» - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Б. Мунтян

Судьи

А.Г. Кудин

В.М. Толкунов