ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-8884/16 от 31.08.2018 АС Северо-Западного округа

867/2018-43024(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000
http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе  председательствующего Соколовой С.В., судей Родина Ю.А., Савицкой И.Г., 

при участии от Инспекции Федеральной налоговой службы по

г. Архангельску ФИО1 (доверенность от 08.12.2017 № 2.5-14/40673), 

рассмотрев 28.08.2018 в открытом судебном заседании кассационную  жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая  компания № 2» на решение Арбитражного суда Архангельской области от  25.12.2017 (судья Ипаев С.Г.) и постановление Четырнадцатого арбитражного  апелляционного суда от 07.05.2018 (судьи Мурахина Н.В., Докшина А.Ю.,  Осокина Н.Н.) по делу № А05-8884/2016, 

у с т а н о в и л:

Публичное акционерное общество «Территориальная генерирующая  компания № 2», место нахождения: 150040, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Общество), обратилось в  Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании  недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по 

г. Архангельску, место нахождения: 163000, <...>,  ОГРН <***>, ИНН <***> (далее – Инспекция), от 29.02.2016 

 № 2.14-24/9339.

Решением от 25.12.2017, оставленным без изменения постановлением  апелляционного суда от 07.05.2018, признано недействительным решение  Инспекции в части доначисления за 2014 год налога на имущество организаций  (далее – налог на имущество) по таким объектам, как ограждение ОРУ-220кВ  (инв. № 2100012029) и наружный газопровод высокого давления (инв. 

 № 2300270558); на Инспекцию возложена обязанность устранить допущенные  нарушения прав и законных интересов заявителя; в удовлетворении остальной  части заявленных требований отказано. 

В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное  применение судами норм материального права, неполное выяснение ими  обстоятельств дела, просит вынесенные судебные акты отменить и направить  дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. 

Податель жалобы не согласен с выводами судов в части здания главного  корпуса (инв. № 2100011018), здания главного корпуса Архангельской ТЭЦ в  осях 36 - 39 (инв. № 2100011032), зданий главного корпуса Северодвинской  ТЭЦ-2 (инв. № 2300111017) и Северодвинской ТЭЦ-1 (инв. № 2200011011). 

Как считает податель жалобы, применение пониженной ставки по налогу  на имущество зависит не от балансовой принадлежности, вида деятельности и  расположения объектов на территории ТЭЦ, а от технических характеристик и 


функционального назначения соответствующего имущественного объекта;  представленные в материалы дела доказательства подтверждают, что спорные  здания относятся к зданиям электрических и тепловых сетей, а  располагающееся в них оборудование обеспечивает функции энергосетей. 

Кроме того, Общество указывает, что апелляционный суд фактически  рассмотрел дело в отношении двух объектов – зданий главного корпуса  Северодвинской ТЭЦ-1 (инв. № 2200011011) и ТЭЦ-2 (инв. № 2300111017), в то  время как оно оспаривало решение суда первой инстанции по всем зданиям  спорных главных корпусов Архангельской и Северодвинских ТЭЦ. 

В отзыве на кассационную жалобу Инспекция просит оставить  обжалуемые судебные акты без изменения. 

Представитель Общества, извещенного надлежащим образом о дате и  месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явился, поэтому жалоба  рассмотрена в его отсутствие. 

В судебном заседании представитель Инспекции возражал против  удовлетворения кассационной жалобы. 

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном  порядке. 

Как видно из материалов дела, Общество 08.10.2015 представило в  Инспекцию уточненную (корректировка № 1) налоговую декларацию по налогу  на имущество за 2014 год, в которой применило пониженную ставку по налогу  на имущество - в размере 0,7%, предусмотренную пунктом 3 статьи 380  Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в отношении  следующих объектов: систем контроля управления водогрейным котлом № 1  КВГМ-180 (инв. № 2100271219), котлоагрегатом IE 420-140 ТМ (инв. 

 № 2100262716), котлоагрегатом 2Е 420-140560 (инв. № 2100262725),  котлоагрегатом ЗЕ 420-140560 (инв. № 2100262713), котлоагрегатом 4Е 420- 140560 (инв. № 2100262722), котлоагрегатом № 5 (инв. № 2100271207),  котлоагрегатом № 6 (инв. 2100271216), газорегуляторной системы  газорегуляторных пунктов (инв. № 2100262720 и 2300270567), наружного  газопровода высокого давления (инв. № 2100270586), системы контроля  управления оборудованием в здании газорегуляторного пункта (инв. 

 № 2100262731), здания регуляторного пункта Архангельской ТЭЦ (инв.

 № 2100262737), путепровода развязки (инв. № 2100012019), главного корпуса  (инв. № 2100011018), здания главного корпуса Архангельской ТЭЦ в осях 36 - 39  (инв. № 2100011032), ограждения ОРУ-220 кВ (инв. № 2100012028),  водогрейных котлов КТК-100 ст. 4 (инв. № 2300015056), 3 (инв. № 2300015049),   № 3 (инв. № 2100150187), КВГМ1-180 (инв. № 2100015097), ПТВМ-180 (инв. 

 № 2200001507), котлов КВр 0,6 (инв. № 2400245076, 2400244116, 2400244113,  2400244109), котлоагрегатов 1 Е 420-140 ТМ (инв. № 2100015038), 2 (инв. 

 № 2300001529), 2 Е 420 140560 (инв. № 2100015039), 3 420 140560 (инв.   № 2100015040), 4 (инв. № 2300015071), 4 420 140560 (инв. № 2100015041), 

 № 2300001506), наружного освещения территории (инв. № 2100013037),  газоходов водогрейной котельной ПТВМ-180 (инв. № 2200001202), газоходов  котлов № 5 (инв. № 2200012016), № 6 (инв. № 2200012017), № 7 (инв. 

 № 2200012018), № 8 (инв. № 2200012019), № 9 (инв. № 200012020), 


реконструкции газохода к/а № 4 (инв. № 2200012052), наружного газопровода  высокого давления (инв. № 2300270558), здания газорегуляторного пункта (инв.   № 2300270570), автодороги общей площадью 49377,3 кв. м (инв. 

 № 2300012017), наружных сетей электрического освещения и молниезащиты  (инв. № 2300013019), реконструкции линий ГЗУ № 1,2,3 (инв. № 2200130041),  главного корпуса (инв. № 2300111017 и 2200011011), дымовых труб (инв. 

 № 2100012013, 2100012014, 2300001205, 2200012042 и 2200001204).

По результатам камеральной проверки данной декларации Инспекция  11.01.2016 составила акт № 2.14-24/8886 и 29.02.2016 вынесла решение № 2.1424/9339. 

Указанным решением Обществу доначислено 20 271 516 руб. налога на  имущество, 819 460 руб. 22 коп. пеней и 268 849 руб. 70 коп. штрафа по пункту 1  статьи 122 НК РФ. 

Управление Федеральной налоговой службы по Архангельской области и  Ненецкому автономному округу решением от 18.05.2016 № 07-10/1/05686  оставило без удовлетворения жалобу Общества на решение Инспекции. 

Общество оспорило решение Инспекции в судебном порядке.

Суд первой инстанции признал недействительным решение Инспекции в  части доначисления Обществу налога на имущество за 2014 год по таким  объектам, как ограждение ОРУ-220кВ (инв. № 2100012029) и наружный  газопровод высокого давления (инв. № 2300270558), в удовлетворении  остальной части требований отказал. 

Апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без  изменения. 

Кассационная инстанция, рассмотрев материалы дела и проверив  правильность применения судами норм материального и процессуального  права, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит. 

В силу пункта 1 статьи 373 НК РФ плательщиками налога на имущество  признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом  налогообложения в соответствии со статьей 374 данного Кодекса. 

Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ (в редакции, действовавшей в  спорный период) объектами налогообложения для российских организаций  признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество,  переданное во временное владение, в пользование, распоряжение,  доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или  полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в  качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения  бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2  настоящего Кодекса. 

В соответствии с пунктом 3 статьи 380 НК РФ (в редакции, действовавшей  в спорный период) налоговые ставки, определяемые законами субъектов  Российской Федерации в отношении железнодорожных путей общего  пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также  сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных  объектов, не могут превышать в 2013 году 0,4%, в 2014 году - 0,7%, в 2015 году -  1,0%, в 2016 году - 1,3%, в 2017 году - 1,6%, в 2018 году - 1,9%. 

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден  постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 504  (далее – Перечень № 504). 

Суды установили, что основным видом деятельности Общества является  производство пара и горячей воды (тепловой энергии), дополнительным –  производство электроэнергии тепловыми электростанциями, в том числе 


деятельность по обеспечению работоспособности электростанции. 

Как указывает податель жалобы, в зданиях главных корпусов  расположено оборудование первого оперативного контура, обеспечивающее  соответствующие параметры тепловых сетей: сетевые насосы, деаэраторы,  выводы магистралей (прямой и обратный), задвижка сетей и другие. Благодаря  означенному оборудованию обеспечиваются гидравлические (давление) и  гидродинамические (циркуляция теплоносителя) режимы тепловой сети,  подготовка теплоносителя нормативного качества (химочистка, деаэрация  (удаление вредных газов), управление теплосетями и температурными  режимами в соответствии с требованиями диспетчеризации, передача  электрической энергии потребителям, непосредственно присоединенным к ТЭЦ,  а также в энергосистему, управление линиями электропередачи и выполнение  команд регионального диспетчерского управления по балансу передачи энергии  в энергосистему, межсистемные перетоки. 

Таким образом, по мнению налогоплательщика, поскольку в главных  корпусах расположено тепломеханическое и специальное электросетевое  оборудование, обеспечивающее выполнение функций тепловых и  электрических сетей, то данные здания относятся к зданиям электрических и  тепловых сетей, в отношении которых должна применяться пониженная ставка  налога на имущество. 

Как правильно указали суды, в разделе Перечня № 504 «Имущество,  относящееся к линиям энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их  неотъемлемой технологической частью» поименованы имущество и сооружения  линий энергопередачи, относящиеся в равной мере как к объектам  электроэнергетики, так и к объектам системы теплоснабжения. 

В означенном разделе Перечню № 504 поименованы, в частности, линия  электропередачи воздушная (код ОКОФ 12 4521125); сеть тепловая  магистральная (код ОКОФ 12 4521126); комплексы программно-технические для  автоматизации управления технологическими процессами (код ОКОФ 

Таким образом, применение пониженной налоговой ставки законодатель  связывает с принадлежностью объектов основных средств к линиям  энергопередачи, а также сооружениям, являющимся неотъемлемой  технологической частью указанных объектов. 

Податель жалобы полагает, что суды определили функциональное  назначение спорных объектов исходя из границ эксплуатационной  ответственности и балансовой принадлежности имущества. 

Данный довод Общества ошибочен и не соответствует материалам дела. 

Право на применение пониженной ставки имеют любые субъекты –  собственники оборудования, используемого для передачи электроэнергии,  поименованного в Перечне № 504. 

Из статей 3 и 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об 


электроэнергетике» (далее - Закон № 35-ФЗ) следует, что услуги по передаче  электроэнергии - это комплекс организационно и технологически связанных  действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические  устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических  регламентов. К объектам электросетевого хозяйства отнесены линии  электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные  пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и  осуществления передачи электрической энергии оборудование (абзац  одиннадцатый статьи 3 Закона № 35-ФЗ). 

Суды правомерно сослались на положения ГОСТ 19431-84  «Государственный стандарт Союза ССР. Энергетика и электрификация.  Термины и определения», утвержденного постановлением Госстандарта СССР  от 27.03.1984 № 1029, согласно которому под линией электропередачи (ЛЭП)  понимается электрическая линия, выходящая за пределы электростанции или  подстанции и предназначенная для передачи электрической энергии на  расстояние. 

Согласно пунктам 2.4.2 и 2.5 Правил устройства электроустановок,  утвержденных приказом Министерства энергетики Российской Федерации от  20.05.2003 № 187, воздушной линией электропередачи является устройство для  передачи и распределения электроэнергии по изолированным или  неизолированным проводам, расположенным на открытом воздухе и  прикрепленным линейной арматурой к опорам, изоляторам или кронштейнам, к  стенам зданий и к инженерным сооружениям. За начало и конец воздушной  линии электропередачи принимается место выхода провода из зажима  натяжной гирлянды изоляторов на линейном портале в сторону воздушной  линии у открытого распределительного устройства с линейными порталами. 

Таким образом, суды обоснованно посчитали, что к линиям  энергопередачи, а также сооружениям, являющимся их неотъемлемой  технологической частью, относится имущество, которое именно с учетом его  функционального назначения используется для передачи электроэнергии. 

Материалами дела подтверждается, что здания главного корпуса  расположены на территории Северодвинской ТЭЦ-1 и Северодвинской ТЭЦ-2. 

Теплоэлектроцентраль (ТЭЦ) - это разновидность тепловой  электростанции, которая не только производит электроэнергию, но и является  источником тепловой энергии в централизованных системах теплоснабжения (в  виде пара и горячей воды, в том числе и для обеспечения горячего  водоснабжения и отопления жилых и промышленных объектов). 

Суды установили, что спорные объекты Общества входят в состав  технологических комплексов по производству электрической и тепловой энергии  и по своим функциональным назначениям и характеристикам являются  оборудованием, обеспечивающим производство (выработку) тепловой энергии. 

Доказательств того, что спорное имущество входит в состав линий  электропередач, и является их технологической частью, Общество не  представило. 

Проведенная в ходе проверки экспертиза (заключение от 21.12.2015

 № 7435-1/Ц) подтверждает, что спорные объекты, участвующие в  технологических процессах производства электрической и тепловой энергии, не  входят в состав линий энергопередачи. 

Представленные налогоплательщиком технические описания  оборудования зданий Северодвинской ТЭЦ-1 и Северодвинской ТЭЦ-2,  инвентарные карточки учета объектов основных средств, инструкции по их  эксплуатации и паспорта свидетельствуют лишь об участии спорного 


оборудования в едином цикле производства энергии, то есть об отнесении его к  технологической части производства, а не передачи. 

При изложенных обстоятельствах суды признали правомерной позицию  Инспекции о необоснованном применении Обществом пониженной ставки по  налогу на имущество в отношении рассматриваемых объектов. 

Довод Общества о нарушении апелляционным судом норм  процессуального права, выразившемся в рассмотрении дела только в  отношении двух объектов - зданий главного корпуса Северодвинской ТЭЦ-1  (инв. № 2200011011) и Северодвинской ТЭЦ-2 (инв. № 2300111017), в то время  как в апелляционной жалобе оно указывало на несогласие с выводами суда  первой инстанции по всем зданиям спорных главных корпусов Архангельской и  Северодвинских ТЭЦ, суд кассационной инстанции не принимает, поскольку  апелляционный суд, руководствуясь положениями частей 1 и 5 статьи 268  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК  РФ) правомерно проверил законность и обоснованность решения суда первой  инстанции исходя из доводов апелляционной жалобы. 

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, выводов судов не  опровергают и направлены на переоценку установленных судами обстоятельств  по делу, что в силу статей 286 и 287 АПК РФ не относится к полномочиям суда  кассационной инстанции. 

Несогласие подателя жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств  не свидетельствует о неправильном применении судами норм материального и  процессуального права к конкретным установленным фактическим  обстоятельствам дела и (или) нарушении требований процессуального  законодательства. 

Поскольку нормы материального права, регулирующие спорные  отношения по рассматриваемому эпизоду, применены судами первой и  апелляционной инстанций правильно, процессуальных нарушений не допущено,  суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых  судебных актов в этой части и удовлетворения жалобы. 

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный  суд Северо-Западного округа 

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Архангельской области от 25.12.2017 и  постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от  07.05.2018 по делу № А05-8884/2016 оставить без изменения, а кассационную  жалобу публичного акционерного общества «Территориальная генерирующая  компания № 2» - без удовлетворения. 

Председательствующий С.В. Соколова
Судьи Ю.А. Родин

 И.Г. Савицкая