ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А05-9044/2022 от 10.08.2023 АС Северо-Западного округа

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ул. Якубовича, д.4, Санкт-Петербург, 190000

http://fasszo.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

10 августа 2023 года

Дело №

А05-9044/2022

Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Родина Ю.А., судей Лущаева С.В., Соколовой С.В.,

при участии от общества с ограниченной ответственностью «Ягры» Скалацкой В.Л. (доверенность от 22.09.2022),

рассмотрев 10.08.2023 в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ягры» и Мурманской таможни на решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу № А05-9044/2022,

у с т а н о в и л:

Мурманская таможня, адрес: 183010, г. Мурманск, ул. Горького, д. 15, ОГРН 1025100864095, ИНН 5192160036 (далее - Таможня), обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Ягры», адрес: 163045, г. Архангельск, Талажское ш., д. 45, ОГРН 1022900532555, ИНН 2901069731 (далее - Общество), 312 391 руб. 20 коп. ввозной таможенной пошлины, 1 423 852 руб. 86 коп. налога на добавленную стоимость (далее – НДС) и 1 253 710 руб. 49 коп. пеней, начисленных за период с 06.02.2018 по 12.01.2023 (с учетом уточнения требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее – АПК РФ).

Решением суда первой инстанции от 17.01.2023, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 04.05.2023, с Общества в доход бюджета соответствующего уровня взыскано 312 391 руб. 20 коп. ввозной пошлины и 161 656 руб. 79 коп. пеней, а также 1 423 852 руб. 86 коп. НДС и 736 818 руб. 14 коп. пеней; в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Таможня, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, просит отменить решение от 17.01.2023 и постановление от 04.05.2023, принять по данному делу новый судебный акт – об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно исключили из суммы пеней, подлежащих взысканию с Общества, пени, начисленные за период с 01.02.2022 по 01.10.2022, мотивируя тем, что в указанный период на территории Российской Федерации действовало постановление Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 № 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» (далее – Постановление № 497). Таможня утверждает, что ни по основному, ни по дополнительному виду деятельности Общество не относится к числу организаций, на которых распространяется действие моратория; действие моратория не распространяется на пени, начисляемые в связи неуплатой таможенных платежей.

В отзыве на кассационную жалобу Общество, считая принятые судами по делу решение и постановление в обжалуемой таможенным органом части законными и обоснованными, просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу Таможни.

В своей кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит отменить решение от 17.01.2023 и постановление от 04.05.2023, принять по данному делу новый судебный акт – об отказе в удовлетворении требований таможенного органа. Податель жалобы заявляет, что уведомление Таможни от 09.08.2021 направлено в адрес заявителя по истечении трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей. Общество указывает, что согласно пункту 4 статьи 56 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС, Союз) сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считает день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен – день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза. В рассматриваемом случае дата перемещения товара известна, соответственно, трехлетний срок направления уведомления и применения мер по взысканию таможенных платежей и пеней исчисляется с 05.02.2018 и истек 05.02.2021. Уведомление является этапом процедуры взыскания таможенных платежей, в силу пункта 1 части 4 статьи 68 ТК ЕАЭС и подпункта 1 пункта 8 статьи 71 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 289-ФЗ) меры по взысканию таможенных платежей не принимаются в случае истечения срока их взыскания. В данном случае уведомление выставлено за пределами, установленного нормами таможенного законодательства, трехгодичного срока для принятия таможенными органами мер по принудительному взысканию с декларанта сумм неуплаченных таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней. Податель жалобы считает, что при рассмотрении спора суды допустили смешение понятий «срок таможенного контроля» и «срок уплаты таможенных платежей», что привело к принятию незаконных судебных актов. Более того, по мнению Общества, суды немотивированно восстановили срок на обращение в суд, поскольку никаких препятствий для обращения в суд за взысканием таможенных платежей у Таможни не имелось.

В отзыве на кассационную жалобу Таможня, считая обжалуемые судебные акты в оспоренной Обществом части законными и обоснованными, просит оставить их без изменения.

В судебном заседании 27.07.2023 рассмотрение кассационных жалоб Общества и Таможни на основании статьи 158 АПК РФ отложено на 10.08.2023.

Определением суда кассационной инстанции от 03.08.2023 в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 18 АПК РФ в связи с нахождением в отпуске судья Васильева Е.С. заменена на судью Соколову С.В.

В силу пункта 5 статьи 18 АПК РФ судебное разбирательство в кассационной инстанции произведено с самого начала.

В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы своей кассационной жалобы, возражая против удовлетворения кассационной жалобы таможенного органа.

От Таможни в суд кассационной инстанции через систему подачи документов «Мой арбитр» 07.08.2023 поступило ходатайство о рассмотрении кассационных жалоб без участия ее представителя.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как установлено суда, Общество 05.02.2018 осуществило обратный ввоз ранее временно вывезенного с таможенной территории ЕАЭС морского судна «Викинг» и представило на таможенный пост Морской порт Таможни генеральную (общую) декларацию, таможенную декларацию транспортного средства № 10207050/050218/100000392 с приложением «Перечень запасных частей и оборудования по судомеханической службе М-0337 «Викинг».

Таможня провела камеральную таможенную проверку Общества по вопросу выпуска товаров и правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении названных запасных частей.

В ходе проверки Таможня установила, что в период нахождения судна на таможенной территории ЕАЭС, в том числе в период стоянки в порту Мурманск с 05.02.2018 по 14.06.2018, был осуществлен ремонта главного двигателя, замена эластичных муфт, работ по техническому обслуживанию ВДГ-2, установлены светильники рыбцеха, фреоновый насос и насосы откачки колодцев рыбфабрики FLYGHT. Указанные ремонтные работы выполнены на основании генерального договора от 09.01.2013 № 1 А-Я и дополнительных соглашений к нему от 30.01.2018 № 31, от 14.05.2018 № 32, заключенных Обществом с обществом с ограниченной ответственностью «Альбатрос» (г. Мурманск), а также судовыми специалистами.

С учетом установленных обстоятельств Таможня посчитала, что ввезенные 05.02.2018 на судне «Викинг» запасные части, исходя из предназначения, подлежали таможенному декларированию не в составе транспортного средства международной перевозки (судна «Викинг») с применением таможенной декларацию транспортного средства, а как отдельные товары в соответствии со статьями 104, 105 ТК ЕАЭС путем помещения под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием декларации на товары и уплатой ввозной таможенной пошлины, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

Сведений о таможенном декларировании Обществом спорных запасных частей с применением декларации на товары, а также об уплате таможенных платежей за ввезенные товары, Таможня не установила.

По результатам проверки таможенный орган составил акт 05.07.2021 № 10207000/210/050721/А000004, в котором отразил (зафиксировал) установленный факт незаконного перемещения (ввоза) запасных частей (товаров), выразившегося в его недекларировании при перемещении через таможенную границу ЕАЭС.

Для расчета подлежащих уплате таможенных платежей Таможней определена таможенная стоимость спорных запасных частей путем применения шестого (резервного) метода при гибком применении метода по стоимости сделки с однородными товарами в соответствии со статьей 45 ТК ЕАЭС с гибким использованием метода определения таможенной стоимости, предусмотренного статьей 39 ТК ЕАЭС.

С учетом установленных обстоятельств решением Таможни от 05.08.2021 № 10207000/210/050821/Т000004/001 спорные запасные части признаны незаконно перемещенным через таможенную границу ЕАЭС; на Общество возложена обязанность по уплате 1 736 244 руб. 06 коп. таможенных пошлин и налогов.

Таможня оформила расчеты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и в порядке статьи 73 Закона № 289-ФЗ направила 09.08.2021 в личный кабинет Общества уведомление от 09.08.2021 № 10207000/У2021/0000086 о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней на сумму 2 123 221 руб. 50 коп., из которых 312 391 руб. 20 коп. - таможенные платежи, 1 423 852 руб. 86 коп. – НДС, 386 977 руб. 44 коп. - пени

Посчитав решение Таможни незаконным, Общество оспорило его в судебном порядке. Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.01.2022 по делу № А42-7536/2021, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.04.2022 и постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2022, в удовлетворении требований Общества отказано.

При этом определением Арбитражного суда Мурманской области от 14.09.2021 по указанному делу по ходатайству Общества было приостановлено действие решения Таможни от 05.08.2021 № 10207000/210/050821/Т000004/001 до вступления в законную силу решения суда. Определением того же суда от 28.06.2022 обеспечительные меры, принятые определением от 14.09.2021, отменены.

В августе 2022 года в связи с неисполнением Обществом уведомления от 09.08.2021 № 10207000/У2021/0000086 в добровольном порядке Таможня обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании 312 391 руб. 20 коп. ввозной таможенной пошлины, 1 423 852 руб. 86 коп. НДС и 1 253 710 руб. 49 коп. пеней, начисленных за период с 06.02.2018 по 12.01.2023, а также заявила ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.

Суд первой инстанции инстанций удовлетворил данное ходатайство и, придя к выводу, что требование о взыскании ввозной пошлины и НДС являются обоснованными и документально подтвержденными, взыскал с Общества спорные суммы. Требование Таможни о взыскании пеней, начисленных за неисполнение обязанности по уплате таможенных платежей, удовлетворено судом частично, в сумме 898 474 руб. 93 коп., поскольку суд пришел к выводу, в соответствии с которым при расчете пени таможенным органом не учтены положения Постановлением № 497 и период действия соответствующего моратория. Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.

Суд кассационной инстанции, ознакомившись с доводами кассационных жалоб, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Судами установлено, что в соответствии с частью 3 статьи 282 Закона № 289-ФЗ днем получения Обществом уведомления следует считать 10.08.2021, следовательно, на основании части 19 статьи 73 Закона № 289-ФЗ срок исполнения уведомления - не позднее 31.08.2021. В указанный срок и до даты рассмотрения настоящего дела по существу Общество уведомление таможенного органа не исполнило. Меры взыскания с Общества задолженности по таможенным платежам в бесспорном порядке Таможней не принимались.

Как разъяснено в пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 № 49 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза», если в течение пятнадцати рабочих дней по истечении срока, указанного в уведомлении, направленном плательщику в соответствии со статьей 73 Закона № 289-ФЗ, таможенным органом не принято и не направлено на исполнение решение о взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке, требование о взыскании соответствующих сумм может быть предъявлено в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока, указанного в уведомлении (части 2 и 3 статьи 75 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона № 289-ФЗ взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей производится в судебном порядке, если в ходе применения таможенными органами мер взыскания, установленных названным Законом, такое взыскание не было произведено.

Пропуск установленных законом сроков обращения в суд влечет утрату таможенным органом права требовать взыскания задолженности.

Вместе с тем на основании части 16 статьи 80 Закона № 289-ФЗ пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.

Суд первой инстанции удовлетворил ходатайство Таможни, признав, с учетом принятых по делу № А42-7536/2021 обеспечительных мер, причины пропуска срока являются уважительными.

В силу частей 1 и 2 статьи 117 АПК РФ процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено этим Кодексом.

Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными и если не истекли предусмотренные статьями 259, 276, 291.2, 308.1 и 312 АПК РФ предельные допустимые сроки для восстановления.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2006 № 308-О указано, что под уважительными должны пониматься любые причины, которые действительно или с большой долей вероятности могли повлиять на возможность лица совершить соответствующее процессуальное действие.

Право установления наличия причин пропуска срока и их оценки в целях восстановления пропущенного для обращения в арбитражный суд срока принадлежит суду.

Изложенные в кассационной жалобе доводы Общества не опровергают правильность сделанных судами выводов относительно наличия у таможенного органа объективных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в арбитражный суд, и уважительных причин для восстановления пропущенного Таможней срока.

Исходя из положений частей 1 и 2 статьи 71 Закона № 289-ФЗ, взыскание таможенных платежей, процентов и пеней производится с плательщиков, с лиц, несущих солидарную обязанность, а также за счет товаров, в отношении которых не уплачены или не полностью уплачены таможенные платежи. Взыскание производится таможенными органами, определяемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, в том числе исходя из принципа налогового учета плательщика (лица, несущего солидарную обязанность).

По общему правилу меры взыскания таможенных платежей, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней (часть 6 статьи 71 Закона № 289-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 73 Закона № 289-ФЗ уведомление (уточнение к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, процентов и пеней (уточнение к уведомлению) представляет собой извещение плательщика и лица, несущего солидарную обязанность, о суммах таможенных платежей, процентов и пеней, не уплаченных в срок, установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

Уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней (часть 15 статьи 73 Закона № 289-ФЗ).

В соответствии с частью 2 статьи 74 Закона № 289-ФЗ днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом: корректировки декларации на товары (пункт 1); корректировки таможенного приходного ордера (пункт 2); расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (пункт 3); расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (пункт 4); изменений в заявление, предусмотренное пунктом 4 статьи 277 ТК ЕАЭС (пункт 5); иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТК ЕАЭС (пункт 6).

Как указано в части 3 статьи 74 Закона № 289-ФЗ, факты нарушения норм международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, влекущие наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, процентов или пеней, фиксируются на основании решения таможенного органа по результатам таможенного контроля.

Если таможенное декларирование товаров не производилось либо производилось с применением иных таможенных документов, то выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, процентов и пеней в установленный Таможенным кодексом и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом путем заполнения расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, корректировки таможенного приходного ордера, корректировки заявления, предусмотренного пунктом 4 статьи 277 ТК ЕАЭС, либо иного таможенного документа, определенного Комиссией в соответствии с пунктом 24 статьи 266 ТКЕЭАС, а в случае, указанном в пункте 26 статьи 266 ТК ЕЭАС, путем расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам (пункт 2 части 1 статьи 74 Закона № 289-ФЗ).

Как установлено судами, решением Таможни от 05.08.2021 зафиксирован факт наличия у Общества обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении запасных частей через таможенную границу ЕАЭС, исчислено 1 736 244 руб. 06 коп. таможенных платежей, подлежащих уплате Обществом при ввозе на морском судне «Викинг» на таможенную территорию ЕАЭС запасных частей. Уведомление о неуплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени оформлено Таможней 09.08.2021 на основании заполненного 09.08.2021 расчета таможенных пошлин, налогов.

В силу пункта 2 статьи 9, пункта 1 статьи 14 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю и находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

Исходя из положений пункта 25 статьи 2 ТК ЕАЭС, перемещение товаров через таможенную границу Союза с недекларированием (в данном случае непомещение запасных частей под таможенную процедуру, предусматривающую их законное использование на таможенной территории ЕАЭС) признается одной из форм их незаконного перемещения через таможенную границу.

Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союз возникает при ввозе товаров на таможенную территорию Союза; при незаконном перемещении товаров через таможенную границу Союза сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы Союза, а если этот день не установлен, - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу Союза (пункты 1 и 4 статьи 56 ТК ЕАЭС).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статья 52 НК РФ при исчислении таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в соответствии со статьей 56 названного Кодекса, они исчисляются таможенным органом.

Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов исполняется путем их уплаты в порядке и сроки, которые установлены статьями 57 - 61 ТК ЕАЭС, в размерах сумм, исчисленных и подлежащих уплате в соответствии с этим Кодексом (пункт 2 статьи 55 ТК ЕАЭС).

В пункте 3 статьи 55 ТК ЕАЭС установлено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 этой статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 5 этой статьи.

На основании пункта 7 статьи 55 ТК ЕАЭС в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в срок, указанный в уведомлении, направленном в соответствии с пунктом 3 данной статьи, таможенный орган, осуществляющий взыскание таможенных пошлин, налогов, принимает меры по взысканию таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 11 названного Кодекса.

К мерам по взысканию таможенных пошлин, налогов относится взыскание таможенных пошлин, налогов за счет денежных средств (денег) и (или) иного имущества плательщика, в том числе за счет сумм таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, подлежащих возврату в соответствии со статьями 67 и 76 ТК ЕАЭС, и (или) сумм авансовых платежей, за счет обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, обеспечения исполнения обязанности по уплате специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обеспечения исполнения обязанностей юридического лица, осуществляющего деятельность в сфере таможенного дела, обеспечения исполнения обязанностей уполномоченного экономического оператора, если иное не установлено названным Кодексом и (или) Договором о Союзе (пункт 2 статьи 68 ТК ЕАЭС).

В подпункте 1 пункта 4 статьи 68 ТК ЕАЭС предусмотрено, что меры по взысканию таможенных пошлин, налогов не принимаются в случае, если срок взыскания неуплаченных таможенных пошлин, налогов, установленный законодательством государства-члена, таможенным органом которого осуществляется взыскание таможенных пошлин, налогов, истек.

В силу части 8 статьи 71 Закона № 289-ФЗ меры взыскания таможенных платежей не применяются, если уведомление (уточнение к уведомлению), предусмотренное статьей 73 названного Закона, не направлено в течение трех лет со дня истечения срока уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, либо со дня обнаружения факта их неуплаты при проведении таможенного контроля после выпуска товаров, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС, либо со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины, проценты и пени в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

Таким образом, как верно указали суды, срок направления уведомления может исчисляться как со дня наступления срока уплаты таможенных платежей, так и со дня наступления обстоятельств, при которых обязанность лиц уплачивать таможенные платежи в соответствии с законодательством Российской Федерации подлежит исполнению.

В данном случае обстоятельством, влекущим наступление срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, налогов, является установление Таможней факта нарушения Обществом таможенного законодательства, зафиксированное в решении от 05.08.2021, на основании которого таможенным органом заполнен расчет таможенных платежей.

Изложенные в кассационной жалобе Общества аргументы не опровергают вывод судов о том, что в рассматриваемом случае обстоятельством, при котором обязанность Общества уплачивать таможенные пошлины, налоги в соответствии с таможенным законодательством подлежит исполнению, явилась не дата ввоза 05.02.2018 на таможенную территорию ЕАЭС на морском судне «Викинг» запасных частей, таможенные операции, связанные с таможенным декларированием, в отношении которых не осуществлялись, а фиксация Таможней в пределах срока таможенного контроля решением от 05.08.2021 нарушения таможенного законодательства, повлекшая в силу части 3 статьи 74 Закона № 289-ФЗ наступление срока исполнения обязанности по уплате доначисленных сумм таможенных платежей.

Таможенным органом соблюден установленный законодательством порядок принятия решений по результатам камеральной таможенной проверки, порядок и срок направления уведомления о неуплаченных в установленный срок таможенных платежах, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлинах, процентах и пенях.

При таком положении суды обоснованно удовлетворили требования таможни о взыскании с Общества 312 391 руб. 20 коп. ввозной пошлины и 1 423 852 руб. 86 коп. НДС.

Приведенные Обществом в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела, не опровергают выводы судов и не подтверждают существенного нарушения норм права, повлиявшего на исход спора.

В рамках настоящего дела таможенным органом начислены и предъявлены к взысканию пени в сумме 1 253 710 руб. 49 коп. за период с 06.02.2018 по 12.01.2023.

На основании пункта 4 статьи 57 ТК ЕАЭС при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный данным Кодексом срок уплачиваются пени.

Согласно части 1 статьи 72 Закона № 289-ФЗ пенями признаются установленные данной статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.

В силу части 2 статьи 72 Закона № 289-ФЗ исполнение обязанности по уплате пеней производится в соответствии со статьей 30 названного Закона.

Как указано в части 1 статьи 30 Закона № 289-ФЗ, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней исполняется плательщиком, лицом, несущим с плательщиком солидарную обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.

При взыскании таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (часть 14 статьи 72 Закона № 289-ФЗ).

Как указано в пункте 1 части 16 статьи 72 Закона № 289-ФЗ, таможенный орган начисляет пени за период, который начинается со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и процентов, по день проведения такого начисления включительно, если на день начисления пеней обязанность по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин не исполнена.

Материалами дела установлено, что предъявленные к взысканию в рамках настоящего спора пени начислены за период с 06.02.2018 по 12.01.2023.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон № 127-ФЗ) для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.

Постановлением № 497 с 01.04.2022 на территории Российской Федерации сроком на 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (за исключением лиц, указанных в пункте 2 данного постановления).

С учетом положений, предусмотренных пунктом 3 статьи 9.1, абзацем десятым пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Как следует из разъяснений, изложенных в пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 № 44 «О некоторых вопросах применения положений статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона № 127-ФЗ).

При этом правила о моратории, установленные Постановлением № 497, распространяют свое действие на всех участников гражданско-правовых отношений (граждане, включая индивидуальных предпринимателей, юридические лица), за исключением лиц, прямо указанных в пункте 2 данного постановления (застройщики многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, включенных в единый реестр проблемных объектов), независимо от того, обладают они признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет.

Таким образом, исходя из приведенного правового регулирования, в период действия моратория (с 01.04.2022 по 01.10.2022) на требования, возникшие до введения моратория, финансовые санкции не начисляются.

Положения о введении моратория судам следует применять в силу закона, независимо от заявления ответчика о его применении.

С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу, что в период действия указанного моратория пени, заявленные таможенным органом в сумме 354 962 руб. 56 коп., начиная с 01.04.2022 по 01.10.2022, начислению не подлежат, с Общества подлежит взысканию 898 474 руб. 93 коп. пеней.

Приведенные таможенным органом в кассационной жалобе возражения относительно позиции судов не принимаются судом кассационной инстанции, поскольку не подтверждают неправильного применения судами норм материального права к конкретным обстоятельствам дела.

Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, поэтому кассационные жалобы Общества и Таможни удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Западного округа

п о с т а н о в и л :

решение Арбитражного суда Архангельской области от 17.01.2023 и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.05.2023 по делу № А05-9044/2022 оставить без изменения, а кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Ягры» и Мурманской таможни – без удовлетворения.

Председательствующий

Ю.А. Родин

Судьи

С.В. Лущаев

С.В. Соколова