ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-1023/2023 от 13.11.2023 Двенадцатого арбитражного апелляционного суда

ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-1023/2023

20 ноября 2023 года

Резолютивная часть постановления объявлена 13 ноября 2023 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С. А. Жаткиной,

судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,

при участии в судебном заседании:

от Администрации муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» представитель ФИО1, действующая на основании доверенности от 23.01.2023,

от Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области представитель ФИО2, действующая на основании доверенности от 23.12.2022,

от Министерства финансов Астраханской области представитель ФИО3, действующая на основании доверенности от 09.02.2023,

от Администрации муниципального образования «Городское поселение город ФИО5 Наримановского муниципального района Астраханской области» представитель ФИО4, действующая на основании доверенности от 20.04.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2023 года по делу № А06-1023/2023

по исковому заявлению Администрации муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) и Министерству финансов Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Администрация муниципального образования «Городское поселение город ФИО5 Наримановского муниципального района Астраханской области» (ОГРН <***>, ИНН <***>), Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» (ОГРН <***>, ИНН <***>), общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «СКИТ» (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилась Администрация муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» (далее – истец) с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Министерству финансов Астраханской области (далее – ответчики) о взыскании с Астраханской области в лице Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Министерства финансов Астраханской области за счет средств казны Астраханской области в доход муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» в солидарном порядке денежных средств в размере 2 359 190,46 рублей.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2023 года по делу № А06-1023/2023 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.

В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая, что оспариваемый судебный акт принят с соблюдением норм материального и процессуального права.

Муниципальное казенное учреждение «Городское хозяйство» и общество с ограниченной ответственностью «Производственная компания «СКИТ» явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом возражений на неё, исследовав материалы дела, выслушав в судебном заседании полномочных представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, 26.07.2021 между Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области и Администрацией муниципального образования «Наримановский район» заключено соглашение о предоставлении субсидий из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области в 2021 году на строительство (реконструкцию), ремонт (капитальный ремонт) автомобильных работ общего пользования местного значения, в том числе на приобретение (постройку) плавсредств (несамоходных паромов, наплавных мостов, понтонов, буксиров), ремонт (капитальный ремонт) паромных переправ и наплавных мостов, в том числе их причальных сооружений и подвижного состава, находящихся в собственности муниципальных образований Астраханской области, расположенных в местах пересечения водотоков с автомобильными дорогами общего пользования местного значения в рамках государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденной постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 №427-11 (далее - Соглашение от 26.07.2021).

Согласно подпункту 2.2.1 Соглашения от 26.07.2021 общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Астраханской области в бюджет муниципального образования «Наримановский район» в 2021 году, составляет 7 155 433 рубля 69 копеек.

Согласно целям и условиям Соглашения от 26.07.2021 предоставление субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области предусмотрено в 2021 году.

Перечень мероприятий, объектов ремонта (капитального ремонта) автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Наримановский район» определен приложением №5 к Соглашению от 26.07.2021 (далее - Перечень мероприятий).

Дополнительным Соглашением от 15.10.2021 внесены изменения в Соглашение от 26.07.2021, общий объем средств бюджета Астраханской области составил 16 227 775 руб. 88 копеек, в приложение №5 перечень мероприятий, объектов ремонта (капитального ремонта) автомобильных дорог общего пользования местного значения на территории муниципального образования «Наримановский район» включено мероприятие «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения <...> на участке от ул. Школьная до ул. Волгоградская, участок от ул. Астраханская до федеральной трассы Р-22 «Каспий» с объемом финансирования 2 905 263,52 руб., в том числе средства бюджета Астраханской области в размере 2 622 871,90 руб. и 282 391,62 руб. - средства бюджета муниципального образования.

15.09.2021 между Администрацией муниципального образования «Наримановский район» и Администрацией муниципального образования «Город ФИО5» заключено соглашение о предоставлении в 2021 году иных межбюджетных трансфертов, передаваемых муниципальным образованиям поселений Наримановского района на реализацию мероприятий муниципальной программы «Комплексное развитие транспортной инфраструктуры муниципального образования «Наримановский район» на 2019-2023 годы» (далее - Соглашение от 15.09.2021), по условиям которого муниципальный район осуществляет предоставление межбюджетных трансфертов на реализацию мероприятий Программы (развитие дорожного хозяйства) бюджету муниципального образования поселения при условии выполнения им обязательств по настоящему соглашению и Порядку в объеме 1 232 187 рублей 73 копейки.

Дополнительным соглашением от 24.12.2021 внесены изменения в Соглашение от 15.09.2021, общий объем средств составил 4 137 451,25 руб., в пункт 1.2 включено мероприятие «Ремонт автомобильных дорог общего пользования местного значения <...> на участке от ул. Школьная до ул. Волгоградская, участок oт ул. Астраханская до федеральной трассы Р-22 «Каспий» - 2 905 263 рубля 52 копейки.

Во исполнение принятых обязательств Соглашения от 26.07.2021, подведомственным учреждением Администрации муниципального образования «Город ФИО5» - МКУ «Городское хозяйство» 16.12.2021 заключен муниципальный контракт № 08256000013210000090001 с ООО «ПК «СКИТ» на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги местного значения общего пользования по ул. Спортивная на участке от ул. Школьная до ул. Волгоградская г. ФИО5 (далее - муниципальный контракт).

Согласно п. 2.1. муниципального контракта и Локальному сметному расчету цена контракта (стоимость работ) составила 2 613 192,80 рублей. Источником финансирования являются бюджетные средства МО «Наримановский район» в размере 254 002,34 руб. и бюджетные средства Астраханской области в размере 2 359 190, 46 руб.

Обязательства ООО «ПК «СКИТ» исполнило после 31.12.2021, передав по Акту о приемке выполненных работ по форме КС-2 № 1 от 14.02.2022 и Справке о стоимости работ и затрат № 1 от 14.02.2022 результаты работ по контракту на общую сумму 2 613 192,80 рублей.

Согласно пункту 3 Порядка взыскания в доход бюджета Астраханской области неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов, полученных местными бюджетами в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Астраханской области, утвержденного постановлением Министерства финансов Астраханской области от 29.10.2009 № 40-п администраторы межбюджетных трансфертов в срок до 1 апреля текущего финансового года перечисляют в доход бюджета Астраханской области неиспользованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки межбюджетных трансфертов (включая остатки, потребность в которых в текущем финансовом году остается).

В связи с тем, что по состоянию на 01.01.2022 мероприятие по ремонту автомобильной дороги местного значения общего пользования по ул. Спортивная на участке от ул. Школьная до ул. Волгоградская г. ФИО5 муниципальным образованием «Город ФИО5» не реализовано, Администрацией муниципального образования «Город ФИО5» остатки неиспользованных иных межбюджетных трансфертов возвращены в бюджет муниципального образования «Наримановский район» заявкой на возврат от 14.01.2022 № 17, соответственно Администрацией муниципального образования «Наримановский район» неиспользованные остатки субсидий в размере 2 359 190,46 руб. возвращены в бюджет Астраханской области заявкой на возврат от 24.01.2022 № 8.

Ввиду возврата денежных средств в бюджет Астраханской области, обязательства МКУ «Городское хозяйство» по муниципальному контракту № 08256000013210000090001 от 16.12.2021 исполнены не были.

25.01.2022, 04.03.2022 и 06.04.2022 письмами №505, №1810 и №3195 Администрацией муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» в адрес Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области направлены обращения о подтверждении потребности в субсидии и восстановлении неиспользованного остатка, однако требования не исполнены, что подтверждается письмом от 30.06.2022 №103-07-01-55/3087.

В соответствии с решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.12.2022 по делу № А06-7536/2022 с МКУ «Городское хозяйство» в пользу ООО «ПК «Скит» взыскана задолженность в размере 2 613 192 руб. 80 коп., неустойка (пени) за просрочку оплаты работ в сумме 51 610 руб. 54 коп., неустойка в размере 1/300 соответствующей ставки ЦБ РФ от неуплаченной в срок задолженности за каждый день просрочки, начиная с 29.11.2022 года по день фактической уплаты задолженности.

23.12.2022 в адрес Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области направлено обращение о выделении денежных средств в сумме 2 359 190,46 рублей на исполнение судебного акта о взыскании денежных средств в соответствии с пунктом 8.11 Порядка формирования и использования бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области, утвержденного Постановлением Правительства Астраханской области от 27.01.2012 № 21-11, однако ответ на обращение не представлен, требование не исполнено.

04.04.2023 во исполнение протокола по итогам рабочей поездки Губернатора Астраханской области ФИО6 в муниципальное образование «Наримановский муниципальный район Астраханской области» от 13.02.2023 в адрес главы администрации МО «Наримановский муниципальный район» Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области было сообщено о том, что изменение общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда Астраханской области, в том числе, за счет неиспользованных остатков средств субсидий, влечет за собой пропорциональное изменение бюджетных ассигнований по всем муниципальным образованиям. При этом указано на то, что увеличение бюджетных ассигнований по субсидии в части конкретного муниципального образования Порядком предоставления и распределения субсидий и Методикой распределения субсидий между бюджетами муниципальных образований Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области» не предусмотрено. Погашение имеющейся задолженности возможно только за счет средств бюджета муниципального образования «Наримановский муниципальный район Астраханской области» или из регионального бюджета при наличии судебного акта о взыскании денежных средств за счет средств бюджета Астраханской области.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Из положений статей 1, 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации следует, что бюджетные правоотношения, в том числе, по исполнению бюджета и контролю за его исполнением, регулируются бюджетным законодательством.

Согласно статье 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями этого Кодекса.

Статьей 34 БК РФ установлен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Судом первой инстанции установлено, что между Министерством транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области (далее - министерство) и муниципальным образованием «Наримановский район» (далее - муниципальное образование) 26.07.2021 заключено соглашение о предоставлении субсидии из бюджета Астраханской области бюджету муниципального образования «Наримановский район» Астраханской области № 01/ДДХ-11.

Согласно разделу VI соглашения уполномоченным органом муниципального образования, осуществляющим взаимодействие с министерством, на который возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) соглашения и предоставление отчетности, является администрация муниципального образования «Наримановский район».

В соответствии с Законом Астраханской области от 17.09.2021 № 89/2021-03 «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О бюджете Астраханской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» Министерством в адрес финансового управления администрации муниципального образования «Наримановский район» направлено уведомление по расчетам между бюджетами от 20.09.2021 № 8.21/2, в соответствии с которым с начала финансового года утверждено бюджетных назначений на 2021 год в сумме 16 364 367, 52 руб.

Для получения субсидии, в соответствии с Порядком предоставления и распределения субсидий из бюджета Астраханской области муниципальным образованиям Астраханской области в рамках реализации государственной программы «Развитие дорожного хозяйства Астраханской области», утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 07.10.2014 № 427-П (далее - Порядок), муниципальные образования представляют в министерство заявку на предоставление субсидии с пакетом документов. Заявка муниципального образования от 08.10.2021 № 9092 на предоставление субсидии поступила в министерство 11.10.2021.

Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что министерство принимает Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении субсидии в течение 30 рабочих дней со дня регистрации пакета документов. О принятом решении министерство уведомляет муниципальные образования в течение 5 рабочих дней со дня его принятия.

При этом, 15.10.2021 Министерством было принято распоряжение №0132-р «О внесении изменения в распоряжение министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области от 23.07.2021 №0071-Р», которым размер предоставленной субсидии увеличен до 16 227 775 руб. 88 коп. О принятом решении муниципальное образование уведомлено в тот же день письмом от 15.10.2021 №5758.

Согласно пункту 11 Порядка соглашение заключается в течение 30 рабочих дней со дня принятия министерством решения о предоставлении субсидии, однако дополнительное соглашение от 15.10.2022 № 01/ДДХ-11-2 было заключено в день принятия министерством соответствующего решения, соответственно, министерством незамедлительно после поступления заявки были рассмотрены документы муниципального образования и принято решение о предоставлении субсидии, дополнительное соглашение также заключено в кратчайшие сроки.

Вместе с тем, в целях реализации возложенных на органы местного самоуправления полномочий в сфере дорожного хозяйства муниципальный контракт на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги местного значения общего пользования по ул. Спортивная на участке от ул. Школьная до ул. Волгоградская г. ФИО5 был заключен только 16.12.2021, то есть через 2 месяца после принятия решения министерством о предоставлении субсидии и заключения дополнительного соглашения от 15.10.2022 № 01/ДДХ-11-2, как следствие, работы по муниципальному контракту были выполнены лишь 14.02.2022.

В соответствии со статьей 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, за исключением межбюджетных трансфертов, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Президента Российской Федерации, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были ранее предоставлены. Аналогичная норма предусмотрена пунктом 25 Порядка, согласно которому не использованные по состоянию на 1 января текущего финансового года остатки субсидий подлежат возврату из бюджета Муниципального образования в бюджет Астраханской области в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3.3 Соглашения администрация МО «Наримановский район» взяла на себя обязательство по достижению указателей результативности использования иных межбюджетных трансфертов, а именно: в 2021 году было запланировано достижение показателя протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, завершенных ремонтом (капитальным ремонтом), протяженностью 5,293 км.

Во исполнение пункта 4.1.2 соглашения в части исполнения функций по контролю за соблюдением муниципальным образованием условий, целей и порядка, установленных при предоставлении субсидии, рассмотрев отчет о достижении значений показателей результативности по состоянию на 10.01.2022, представленный администрацией, министерство уведомило о допущении администрацией нарушения обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения показателя по протяженности автомобильных дорог общего пользования местного значения, завершенных ремонтом (капитальным ремонтом), протяженностью 5,293 км., который был достигнут не в полном объеме, а именно 3,393 км.

Согласно пункту 18 Порядка, в случае, если муниципальным образованием по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением (в части достижения показателей результативности использования субсидий), и до первой даты представления отчетности о достижении значений показателей результативности использования субсидий в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, объем средств подлежит возврату в размере, установленном Порядком.

Согласно расчету по формуле, утвержденной Порядком, объем средств, подлежащих возврату, составил 582 577, 15 рублей. Администрацией возврат указанных средств произведен в полном объеме.

Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, администрация признала факт нарушения условий заключенного соглашения.

В свою очередь Министерство транспорта и дорожной инфраструктуры Астраханской области в полном объеме исполнило взятые на себя в соответствии с Соглашением обязательства на сумму 16 189 241,45 руб., предоставив их соответствующему муниципальному образованию для реализации конкретной цели - на строительство (реконструкцию), ремонт (капитальный ремонт) автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на приобретение (постройку) плавсредств (несамоходных паромов, наплавных мостов, понтонов, буксиров), ремонт (капитальный ремонт) паромных переправ и наплавных мостов, в том числе их причальных сооружений и подвижного состава, находящихся в собственности муниципальных образований Астраханской области, расположенных в местах пересечения водотоков с автомобильными дорогами общего пользования местного значения.

Апелляционная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, что в данном случае с учетом установления факта нарушения самим истцом (получателем субсидии) обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения показателей результативности использования ранее предоставленной ему субсидии, что впоследствии послужило основанием для возврата денежных средств в бюджет, при отсутствии правового обоснования заявленного требования, оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

По существу доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, изложенным истцом в суде первой инстанции, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела, оснований для которой в данном случае апелляционным судом не установлено.

Несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 30 августа 2023 года по делу № А06-1023/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий С. А. Жаткина

Судьи О. И. Антонова

Т. В. Волкова