АРБИТРАЖНЫЙ СУД
ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
420066, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Красносельская, д. 20, тел. (843) 291-04-15
http://faspo.arbitr.rue-mail: info@faspo.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
Ф06-21095/2022
г. Казань Дело № А06-10270/2020
29 августа 2022 года
Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Хисамова А.Х., Филимонова С.А.,
при участии представителя истца - общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» ФИО1 (доверенность № 150 от 21.12.2021), ответчика - Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области ФИО2 (доверенность от 26.04.2022),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», Министерства финансов Астраханской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022
по делу № А06-10270/2020
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» к Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области при участии в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань», о взыскании,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» (далее - истец, ООО «Астраханские тепловые сети») обратилось в арбитражный суд к Астраханской области в лице Министерства финансов Астраханской области (далее - Министерство финансов) к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области (далее - Министерство строительства и ЖКХ) с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), о взыскании убытков в сумме 21 140 350 руб. 01 коп.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 21.01.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Городская Дума муниципального образования «Город Астрахань».
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 24.02.2022 с учетом определения Арбитражного суда Астраханской области от 11..03.2022 об исправлении опечатки в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 решение суда первой инстанции и определение об исправлении опечатки отменены. По делу принят новый судебный акт, которым с Астраханской области, в лице Министерства финансов Астраханской области за счет средств казны Астраханской области взысканы в пользу ООО «Астраханские тепловые сети» убытки в сумме 21 140 350 руб. 01 коп., судебные расходы по оплате судебной экспертизы в сумме 100 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение искового заявления в сумме 128 702 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб. В удовлетворении исковых требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области - отказано. ООО «Астраханские тепловые сети» возвращена из федерального бюджета государственная пошлина в сумме 27 571 руб., уплаченная по платежному поручению от 30.10.2020 № 4194.
Не согласившись с постановлением суда апелляционной инстанции, ООО «Астраханские тепловые сети», Министерство финансов Астраханской области и Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области обратились в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами.
Общество с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети» просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворить заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Истец не согласен с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции в той части, которая касается разницы в первоначальных и удовлетворенных судом апелляционной инстанции требованиях, полагает, что отменяя решение суда, заявленные в исковом заявлении требования подлежали удовлетворению судом второй инстанции в размере 26 654 600 руб. 01 коп.
Министерство финансов Астраханской области просит оставить в силе решение суда первой инстанции и определение об исправлении опечатки, постановление суда апелляционной инстанции отменить.
По мнению заявителя жалобы, Министерство финансов Астраханской области не является надлежащим ответчиком; суды апелляционной инстанции необоснованно пришли к выводу о доказанности истцом факта бездействия Министерства строительства и ЖКХ, выразившегося в неисполнении обязанности по утверждению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на 2017 год. Также считает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истцом пропущен срок исковой давности по заявленному требованию.
Министерство строительства и ЖКХ также просит оставить в силе решение суда первой инстанции и определение об исправлении опечатки без изменения, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить.
По мнению Министерства строительства и ЖКХ, суды необоснованно пришли к выводу о доказанности истцом факта бездействия Министерства строительства и ЖКХ, выразившегося в неисполнении обязанности по утверждению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на 2017 год; ссылается на пропуск истцом срока исковой давности.
Направленным в суд отзывом ООО «Астраханские тепловые сети» просит кассационные жалобы Министерство строительства и ЖКХ и Министерства финансов Астраханской области оставить без удовлетворения.
Министерство строительства и ЖКХ в отзыве на кассационные жалобы по делу просит оставить в силе решение суда первой инстанции и определение об исправлении опечатки без изменения, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда отменить.
Участвующие в судебном заседании представители ООО «Астраханские тепловые сети» и Министерства строительства и ЖКХ доводы, изложенные в своих кассационных жалобах, поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», явку своих представителей в суд округа не обеспечили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, отзывов на них, заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив в порядке статей 274, 285, 286, 287 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, исходя из доводов заявителей кассационных жалоб, суд округа приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО «Астраханские тепловые сети» осуществляет деятельность по горячему водоснабжению потребителей г. Астрахань с использованием открытой и закрытой систем теплоснабжения (горячего водоснабжения). Данный вид деятельности относится к регулируемым видам деятельности, при осуществлении, которого расчеты осуществляются по ценам (тарифам), подлежащим государственному регулированию.
В зависимости от вида используемой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения) государственное регулирование данной деятельности осуществляется:
а) в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) - законодательством о теплоснабжении (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее - Федеральный закон № 190-ФЗ);
б) в закрытых системах горячего водоснабжения - законодательством о водоснабжении (пункт 1 части 4 статьи 31 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.1 части 1 статьи 8 Федерального закона № 190-ФЗ регулированию подлежат тарифы на горячую воду, поставляемую с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Тарифы на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию (часть 5 статьи 9 Федерального закона № 190-ФЗ).
Согласно пункту 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утв. постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 (далее - Основы ценообразования в сфере теплоснабжения), органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) для теплоснабжающих организаций, поставляющих горячую воду с использованием открытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения). Двухкомпонентный тариф на горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Нормы Федерального закона № 416-ФЗ предусматривают, что к регулируемым видам деятельности в сфере горячего водоснабжения при осуществлении горячего водоснабжения с использованием закрытых систем горячего водоснабжения относится горячее водоснабжение (пункт 1 части 4 статьи 31); в сфере горячего водоснабжения регулированию подлежат тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение).
Тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации (часть 9 статьи 32 Федеральным законом № 416-ФЗ).
Как следует из положения о службе по тарифам Астраханской области, утвержденным постановлением Правительства Астраханской области от 06.04.2005 № 49-П, Служба является исполнительным органом государственной власти Астраханской области, осуществляющим государственное регулирование цен (тарифов), регулирование которых отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации, за исключением регулирования цен (тарифов), относящегося к полномочиям других исполнительных органов государственной власти Астраханской области, и осуществляющим региональный государственный контроль (надзор) по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы, на территории Астраханской области.
Постановлениями Службы по тарифам Астраханской области от 19.12.2012 № 276 и от 05.12.2012 № 244 на 2013 год установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду для потребителей ООО «Лукойл-теплотранспортная компания» (далее – ООО «Лукойл-ТТК») и, начиная с указанного момента для потребителей ООО «Лукойл‑ТТК», а затем и потребителей ООО «Астраханские тепловые сети» устанавливались только двухкомпонентные тарифы на горячую воду.
В силу правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила № 354) количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2015 № 129 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения двухкомпонентных тарифов на горячую воду»:
а) внесены изменения и дополнения в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 306 (далее – Правила № 306), определяющие порядок установления и определения Норматива теплосодержания;
б) органам государственной власти субъектов Российской Федерации поручено утвердить норматив теплосодержания.
В соответствии с пунктом 3 Правил № 306 нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области от 09.06.2018 № 27 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Астрахань» установлен норматив теплосодержания на территории муниципального образования «Город Астрахань» (далее - Постановление № 27).
Данное постановление вступило в силу с 01.07.2018.
Вместе с тем, как указывал истец при обращении в суд, до 01.07.2018 установленный в предусмотренном законодательством порядке норматив теплосодержания на территории г. Астрахань отсутствовал.
Поскольку норматив теплосодержания является необходимым элементом расчета платы за соответствующие коммунальные услуги (коммунальные ресурсы) при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утверждаемых в Астраханской области с 2013 года, ООО «Астраханские тепловые сети» неоднократно обращалось в Министерство строительства и ЖКХ с заявлениями об установлении указанного норматива (письмо от 20.02.2017 № 10-01/345, от 06.07.2017 № 10-01/1575, от 15.01.2018 № 10-01/34, а также письма от 25.12.2012 № 03-01/2724, от 03.03.2015 № 03‑01/424, от 10.11.2015 № 03-01-2076, направленные правопредшественником истца – ООО «Лукойл-ТТК».
В полученных истцом ответах Министерство строительства и ЖКХ сообщало о состоянии дел и проводимой работе, а также о планируемой дате установления норматива теплосодержания (письма от 12.09.2017 № 01-01-03/9960, от 28.08.2017 № 01-01-03/9250).
В связи с неполучением положительных ответов и не установлением норматива теплосодержания ООО «Астраханские тепловые сети» обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском о признании незаконным бездействия Министерства строительства и ЖКХ по делу № А06-2776/2018.
В период рассмотрения арбитражным судом указанного дела Министерством строительства и ЖКХ принято Постановление № 27, в связи с этим истец в рамках дела № А06-2776/2018 отказался от заявленных требований.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 01.10.2018 производство по делу №А06-2776/2018 прекращено.
Обращаясь в суд в рамках настоящего дела, истец указал, что в результате незаконного бездействия Министерства строительства и ЖКХ, выразившегося в несвоевременном установлении и определении норматива теплосодержания, ООО «Лукойл-ТТК» и его правопреемник ООО «Астраханские тепловые сети» были вынуждены определять величину теплосодержания при применении двухкомпонентных тарифов на горячую воду следующим образом:
а) в отношении потребителей в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, - в размере 0,04943 Гкал на 1 куб. м (величина была определена в Экспертном заключении, сформированном Службой по тарифам Астраханской области при утверждении тарифов на горячую воду на 2013 год);
б) в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, - исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета.
В ходе проверки, проведенной Службой жилищного надзора Астраханской области (акт проверки от 26.12.2017 № 3422), установлено несоответствие установленным требованиям указанного порядка определения величины теплосодержания в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета (исходя из показаний таких приборов учета).
По итогам проверки ООО «Астраханские тепловые сети» выдано предписание от 26.12.2017 № 790 об устранении нарушений, которым предписано в срок до 30.01.2018 произвести перерасчет платы за коммунальную услугу «горячая вода» потребителям, проживающим на территории г. Астрахани в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, с момента установки и ввода в эксплуатацию данных приборов учета.
Согласно разъяснению, полученному от Службы жилищного надзора Астраханской области (от 06.02.2018 № 1062), в отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания перерасчет следовало произвести исходя из вышеуказанной величины теплосодержания, применявшейся в отношении потребителей в многоквартирных домах, не оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета (0,04943 Гкал на 1 куб. м).
Истец также указывал, что судебными актами по делу № А06-378/2018 отказано в признании недействительным предписания Службы жилищного надзора Астраханской области от 26.12.2017 № 790, в связи с чем, ООО «Астраханские тепловые сети» в 2019-2020 произведен перерасчет размера платы за горячую воду в отношении потребителей в многоквартирных домах, оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета.
В результате перерасчета, произведенного ООО «Астраханские тепловые сети», итоговый размер платы за горячую воду по всем потребителям рассчитан исходя из величины теплосодержания 0,04943 Гкал на 1 куб. м.
Вместе с тем с 01.07.2018, как указано выше, Постановлением № 27 утверждены нормативы теплосодержания в размерах от 0,05352 Гкал на 1 куб. м до 0,06569 Гкал на 1 куб. м.
Значение теплосодержания по нормативам теплосодержания, утвержденным Постановлением № 27 (0,05352 - 0,06569 Гкал), существенно превышают величину теплосодержания, которую использовал истец при расчете платы за горячую воду до 01.07.2018 (0,04943 Гкал на 1 куб. м).
Тем самым в результате длительного отсутствия утвержденного Министерством строительства и ЖКХ норматива теплосодержания истцу причинены убытки в размере 21 140 350 руб. 01 коп. за период октябрь, ноябрь и декабрь 2017 года в виде разницы между нормативом, установленным Постановлением № 27 и величиной, с применением которой истец производил начисления на тепловую энергию населению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для возложения на ответчика ответственности в порядке статей 15, 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, руководствуясь положениями статьей 12, 15, 16, 1069 ГК РФ, Федерального закона № 190-ФЗ, Федерального закона № 416-ФЗ, Правила № 354, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства финансов Астраханской области убытков в размере 21 140350 руб. 01 коп., право на получение, а также условия для взыскания которых, доказаны истцом в ходе рассмотрения настоящего дела.
Суд округа с выводами суда апелляционной инстанции и их правовым обоснованием соглашается.
В соответствии со статьей 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. При этом отмечено, что вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать наличие вышеперечисленного состава правонарушения, а также размер подлежащих возмещению убытков. Отсутствие одного из вышеназванных условий влечет за собой отказ суда в удовлетворении требований о возмещении вреда.
В предмет доказывания по делу о взыскании убытков входит установление факта причинения убытков и размера понесенных убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца. Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16 и 1069 ГК РФ, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Стороны не оспаривали, что ООО «Астраханские тепловые сети» является преемником ООО «Лукойл-теплотранспортная компания» и осуществляет деятельность по горячему водоснабжению потребителей г. Астрахань с использованием открытой и закрытой систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
Согласно части 9 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения могут быть установлены в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 38 Правил № 354, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).
В случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 42 Правил № 354, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 23 приложения № 2 к данным Правилам, исходя из показаний приборов учета горячей воды, а при их отсутствии - исходя из норматива потребления горячей воды.
Верховный Российской Федерации в Определении от 15.08.2017 по делу № 305-ЭС17-8232 указал, что в силу Правил № 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения МКД.
Таким образом, компонент на тепловую энергию является обязательной величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению при установлении двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
Судами установлено, что, начиная с 2013 года для потребителей ООО «Лукойл-ТТК», а затем потребителей ООО «Астраханские тепловые сети» на территории г. Астрахани были установлены двухкомпонентные тарифы на горячую воду (постановления Службы по тарифам Астраханской области от 29.05.2013 № 33, от 17.12.2013 № 216, от 17.12.2013 № 217, от 16.12.2014 № 211, от 16.12.2014 № 212, от 14.12.2015 № 241, от 19.12.2017 № 202, от 14.12.2016 № 189, от 14.12.2016 № 197, от 19.12.2017 № 201, от 19.12.2018 № 126, от 19.12.2018 № 127).
В связи с этим, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению на территории г. Астрахани поставлен в зависимость от утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания.
Порядок установления нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию определяются Правилами № 306.
Нормативы потребления коммунальных ресурсов утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 3 Правил № 306).
Согласно постановлению Правительства Астраханской области от 31.10.2016 № 381-П «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства» обязанность по утверждению соответствующего норматива на территории Астраханской области возложена на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Судом апелляционной инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что ООО «Астраханские тепловые сети» и его правопредшественник ООО «Лукойл-ТТК» неоднократно обращались в Министерство строительства и ЖКХ с заявлениями об установлении норматива теплосодержания.
Такие обращения имели место 25.12.2012, 03.03.2015, 10.11.2015 письмами № 03-01/2724, № 03-01/424, № 03-01-2076, в которых ООО «Лукойл-ТТК» обращалось к Министру строительства и ЖКХ с просьбой разработать и утвердить норматив потребления тепловой энергии для населения на горячее водоснабжение в закрытой системе в расчете Гкал на куб. м (т. 3, л.д. 13, 16, 20).
Письмом Министерства строительства и ЖКХ от 13.03.2015 № 04-01/0598, направленным в адрес ООО «Лукойл-ТТК», ответчик просил ресурсоснабжающую организацию уточнить метод расчета нормативов (т. 3, л.д. 142).
20 февраля 2017 года ООО «Астраханские тепловые сети» также обратилось в Министерство строительства и ЖКХ с письмом № 10-01/345, в котором указало, что отсутствие утвержденного норматива потребления тепловой энергии для населения осложняет корректное определение объемов тепловой энергии на горячее водоснабжение, приложив к обращению ранее направленные правопредшественником - ООО «Лукойл-ТТК» аналогичные обращения с предварительным расчетом норматива теплосодержания (письма от 25.12.2012 № 03-01/2724, от 03.03.2015 № 03‑01/424, от 10.11.2015 № 03-01-2076) (т. 3, л.д. 18).
06 июля 2017 года и 15 января 2018 года ООО «Астраханские тепловые сети» вновь обращалось в Министерство строительства и ЖКХ с письмами № 10-01/1575 и № 10-01/34, в которых просило установить норматив расхода тепловой энергии на подогрев 1 куб. м для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (т. 3, л.д. 14).
Однако по результатам рассмотрения всех обращений норматив потребления тепловой энергии Министерством строительства и ЖКХ в порядке, установленном Правилами № 306 для населения на горячее водоснабжение, утвержден не был, мотивированный отказ с указанием причин в адрес ресурсоснабжающей организации не направлен, документы и сведения, не позволяющие уполномоченному органу утвердить норматив, не запрошены.
ООО «Астраханские тепловые сети» обращалось в Арбитражный суд Астраханской области с иском о признании незаконным бездействия Министерства строительства и ЖКХ, выразившегося в неисполнении обязанности по установлению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
В период рассмотрения арбитражным судом дела № А06-2776/2018, Министерство строительства и ЖКХ устранило нарушение прав и законных интересов ООО «Астраханские тепловые сети», что послужило основанием для отказа ООО «Астраханские тепловые сети» от заявленных требований и прекращении производства по делу № А06-2776/2018.
09 июня 2018 года Министерство строительства и ЖКХ приняло указанное выше Постановление № 27 «Об утверждении нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на территории муниципального образования «Город Астрахань», которое вступило в силу с 01.07.2018.
Принимая во внимание содержащиеся в материалах дела доказательств и установленные судом апелляционной инстанции обстоятельства, суд округа отклоняет доводы Министерства финансов Астраханской области и Министерства строительства и ЖКХ о недоказанности бездействия уполномоченного органа, выразившегося в неисполнении обязанности по утверждению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги но горячему водоснабжению на 2017 год.
Материалами дела подтверждается, что необходимость утверждения норматива на тепловую энергию обусловлено установлением на территории г. Астрахани с 2013 года для потребителей истца и его правопредшественника двухкомпонентных тарифов на горячую воду, при которых указанный норматив является обязательной величиной, используемой для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению.
Согласно пункту 9 Правил № 306 установление нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме производится по инициативе уполномоченных органов, ресурсоснабжающих организаций, а также управляющих организаций, товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных или иных специализированных потребительских кооперативов либо их объединений.
Срок рассмотрения документов составляет не более 30 дней с даты их поступления. Уполномоченный орган проводит анализ представленных документов в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и при необходимости запрашивает дополнительные сведения у ресурсоснабжающей организации или управляющей организации с обоснованием запроса. При несоответствии представленных документов установленным требованиям уполномоченный орган возвращает ресурсоснабжающей организации или управляющей организации документы без рассмотрения с указанием причин возврата.
Из представленной в материалы дела переписки следует, что на протяжении нескольких лет ООО «Лукойл-ТТК», а также ООО «Астраханские тепловые сети» обращались в уполномоченный орган с инициативой об установлении норматива на тепловую энергию.
Вместе с тем суд округа принимает во внимание, что вопреки требованиям статьи 9, 65 АПК РФ Министерством строительства и ЖКХ не представлено относимых и допустимых доказательств того, что им не могла быть исполнена нормативно возложенная как на уполномоченный орган обязанность по причинам, не зависящим от него, в том числе вследствие отсутствия сведений, необходимых для утверждения соответствующего норматива, не подтвержден факт мотивированного отказа от утверждения норматива или возвращения обращений без рассмотрения по основаниям, предусмотренным законом.
При таких обстоятельствах суд округа соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о доказанности истцом факта бездействия Министерства строительства и ЖКХ, выразившегося в неисполнении обязанности по утверждению норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев холодной воды для предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению на 2017 года, по инициативе ООО «Астраханские тепловые сети», неоднократно поступавшей в адрес уполномоченного органа.
Судом апелляционной инстанции установлено, что отсутствие в установленном порядке утвержденного норматива повлекло невозможность получения ресурсоснабжающей организацией необходимых денежных средств за поставленную тепловую энергию на нужды горячего водоснабжения, а потому истцом доказана причинно-следственная связь между бездействием Министерства строительства и ЖКХ и наступлением у ООО «Астраханские тепловые сети» убытков.
Суд округа также принимает во внимание, что согласно отчету от 20.04.2021, представленного по результатам назначенной судом судебной экспертизы, ООО «Центр-Аудит» определены: объем и стоимость услуги горячее водоснабжение фактически предъявленной к оплате потребителям ООО «Астраханские тепловые сети» за период октябрь - декабрь 2017 года в многоквартирных жилых домах в отсутствие утвержденного в установленном порядке норматива теплосодержания исходя из величины теплосодержания 0,04943 Гкал/куб. м в следующем размере (817 571,00447м3 / 42 474,6311 Гкал / 100 567 837,82 руб.); объем и стоимость услуги горячее водоснабжение (указанной в вопросе № 1) за период октябрь - декабрь 2017 года, поставленной ООО «Астраханские тепловые сети» потребителям исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и ЖКХ от 09.06.2018 г. № 27 в многоквартирных жилых домах в следующем размере (817 571,00447м3 / 54 660,32026 Гкал / 121 708 187,83 руб.); разница между фактически предъявленной к оплате услуге горячее водоснабжение (определена в ответе на вопрос № 1) и расчетной величиной, исходя из нормативов теплосодержания, утвержденных постановлением Министерства строительства и ЖКХ от 09.06.2018 г. № 27 (определена в ответе на вопрос № 2) в размере 21 140 350,01 руб.
При этом экспертом учтен размер произведенного ООО «Астраханские тепловые сети» перерасчета платы за коммунальную услугу «горячая вода» потребителям, проживающим в многоквартирных жилых домах, оборудованных общедомовыми (коллективными) приборами учета, во исполнение предписания № 790 от 26.12.2017, который составил 10 815 798,96 рублей.
Выводы судебной экспертизы ответчиками и третьим лицом в установленном процессуальным законом порядке не оспорены.
Суд округа соглашается с выводом суда апелляционной инстанции о том, что именно следствием неисполнения Министерством строительства и ЖКХ обязанности по утверждению норматива потребления тепловой энергии в исковой период явилось занижение объема (количества) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, повлекшего недополучение ООО «Астраханские тепловые сети» платы за коммунальную услугу «горячая вода» в размере 21 140 350 руб. 01 коп., которая является убытками истца.
При этом суд округа отклоняет довод кассационной жалобы истца о его несогласии с вынесенным постановлением суда апелляционной инстанции в той части, которая касается разницы в первоначальных и удовлетворенных судом апелляционной инстанции требованиях, полагает, что отменяя решение суда, заявленные в исковом заявлении требования подлежали удовлетворению судом второй инстанции в размере 26 654 600 руб. 01 коп.
Материалами дела подтверждается, что первоначально заявленные истцом требования о взыскании 26 654 600 руб. 01 рубля в порядке статьи 49 АПК РФ были уменьшены до 21 140 350 руб. 01 коп., определенной экспертным заключением.
Поскольку суд не вправе выходить за пределы заявленных исковых требований, а истцом заявлено требование, с учетом уточнения о взыскании убытков в сумме 21 140 350 руб. 01 коп., суд правомерно рассмотрел требования в том объеме, в каком они были сформулированы истцом.
Суд округа также не усматривает оснований согласиться с доводами кассационных жалоб Министерства финансов Астраханской области и Министерство строительства и ЖКХ о пропуске истцом срока исковой давности.
В соответствии со статьей 196 ГК РФ установлено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 200 ГК РФ, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Судами установлено, что истцом заявлены требования о взыскании убытков в виде неполученных доходов, образовавшихся из разницы между нормативом, установленным ответчиком, и величиной, по которой истец производил начисления на тепловую энергию населению за период октябрь - декабрь 2017 года.
Положением части 1 статьи 155 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Следовательно, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанции, собственники жилых помещений должны были внести плату за коммунальные услуги, в том числе, за горячую воду, за октябрь 2017 года в срок до 10 ноября 2017 года., за ноябрь 2017 года - до 10 декабря 2017 года и за декабрь - до 10 января 2018 года, а потому у ресурсоснабжающей организация могли возникнуть убытки только после истечения срока на оплату коммунальных услуг, установленных ЖК РФ, то есть не ранее 10.11.2017.
Исковое заявление поступило в арбитражный суд 02.11.2020, в связи с чем суд признает правильным выводы судов о том, что истцом срок исковой давности по заявленным требованиям не пропущен.
Довод заявителей жалобы о необходимости исчисления срока с даты первого обращения ООО «Лукойл-ТТК» за установлением норматива основан на неправильном толковании положений статей 15 и 1069 ГК РФ и характера заявленного к разрешению суда спора, связанного с требованием о взыскании убытков в виде разницы между фактически предъявленной к оплате услуге горячее водоснабжение в спорный период и расчетной величиной, исходя из утвержденного в последующем норматива теплосодержания, срок на предъявление которого начал исчисляться после нормативно определенной даты оплаты населением услуг за октябрь 2017 года в соответствии с требованиями статьи 155 ЖК РФ.
Суд кассационной инстанции также не усматривает оснований согласиться с доводом кассационной жалобы Министерства финансов Астраханской области о том, что оно не является надлежащим ответчиком.
При этом суд округа принимает во внимание, что в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 № 87 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных со взысканием потерь ресурсоснабжающих организаций, вызванных межтарифной разницей» разъяснено, что согласно правовой позиции, высказанной Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 29.03.2011 № 2-П, если применение мер тарифного регулирования предполагает возникновение разницы между утвержденным тарифом для определенной группы потребителей, например, населения, и утвержденным для другой группы потребителей экономически обоснованным тарифом, отражающим реальные затраты ресурсоснабжающей организации на производство соответствующего ресурса (далее - межтарифная разница), то предполагается возмещение в таких случаях этой организации понесенных ею экономических потерь. Возникновение межтарифной разницы служит прямым следствием реализации полномочий по государственному регулированию цен (тарифов), поэтому субъектом, обязанным возместить ресурсоснабжающей организации расходы, обусловленные установлением тарифа в размере ниже экономически обоснованного, должно быть то публично-правовое образование, уполномоченным органом которого было принято соответствующее тарифное решение.
В абзаце 2 пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов.
При этом в соответствии со статьей 1071 ГК РФ в случаях, когда убытки подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» следует, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц (статьи 1069, 1070 ГК РФ), в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, возложено на Минфин России и осуществляется за счет казны Российской Федерации (пункт 1 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно положению о Министерстве финансов Астраханской области, утвержденному Постановлением Правительства Астраханской области от 06.05.2010 № 199-П, Министерство финансов осуществляет функции главного распорядителя средств бюджета области в соответствии с ведомственной структурой расходов бюджета, главного администратора доходов бюджета области и главного администратора источников финансирования дефицита бюджета области.
На основании системного толкования изложенных выше норм права в их единстве с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации приведенными выше, суд округа приходит к выводу, что в обжалуемом постановлении суда апелляционной инстанции сделан верный вывод о том, что надлежащим ответчиком по заявленным истцом требованиям является Министерство финансов Астраханской области, как главный распорядитель средств бюджета Астраханской области.
Ссылка Министерства финансов Астраханской области на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 23.03.2020 по делу №45-КГ20-2 не свидетельствует о необоснованности выводов суда апелляционной инстанции, поскольку указанная в приведенном определении правовая позиция не подлежит применению к спорным правоотношениям, основанным на иных фактических обстоятельствах.
При таком положении суд кассационной инстанции полагает, что судами установлены все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Оснований для переоценки доказательств и сделанных на их основании выводов у суда кассационной инстанции не имеется (статья 286 АПК РФ).
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (статья 288 АПК РФ), судом округа не установлено.
Выводы судов согласуются с материалами дела, описание и анализ доказательств являются подробными, а правовая аргументация соответствует применимым к спорным отношениям нормам права.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалобы удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2022 по делу № А06-10270/2020 оставить без изменения, кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью «Астраханские тепловые сети», Министерства финансов Астраханской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области – без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья Т.Н. Федорова
Судьи А.Х. Хисамов
С.А. Филимонов