ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,
http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда апелляционной инстанции
г. Саратов | Дело №А06-10304/2021 |
23 июня 2022 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2022 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем А. Д. Ардабацким,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2022 года по делу № А06-10304/2021
по исковому заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения «Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (ОГРН <***>, ИНН <***>),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (ОГРН <***>, ИНН <***>),
об обязании совершить действия по принятию и изъятию в состав казны Российской Федерации недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Астраханской области обратилось Федеральное государственное бюджетное учреждение «Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» (далее – ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора», учреждение, истец) с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (далее – ТУ Росимущества в Астраханской области, управление, ответчик) об обязании совершить действия по принятию и изъятию в состав казны Российской Федерации следующего недвижимого имущества:
- охотничий домик, кадастровый номер 30:05:000000:1302, площадь 132,8 кв.м, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк пост Никитинский,
- здание сауны, кадастровый номер 30:05:000000:1284, площадь 21,1 кв.м, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк пост Никитинский.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2022 года по делу № А06-10304/2021 суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области в течение тридцати рабочих дней с момента вступления решения в законную силу совершить действия по регистрации прекращения права оперативного управления за Федеральным государственным бюджетным учреждением «Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору» и принять в состав казны Российской Федерации следующего имущества:
- охотничий домик, кадастровый номер 30:05:000000:1302, площадь 132,8 кв.м, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк пост Никитинский,
- здание сауны, кадастровый номер 30:05:000000:1284, площадь 21,1 кв.м, расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк пост Никитинский.
Также суд взыскал с ТУ Росимущества в Астраханской области в пользу ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное по основаниям, изложенным в жалобе.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, с учетом отзыва на неё, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Российской Федерации на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества:
- охотничий домик с кадастровым номером 30:05:000000:1302, площадью 132,8 кв.м (РНФИ: П12610094211), балансовая стоимость 407 619,45 руб., расположенный по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк, пост Никитинский,
- здание сауны с кадастровым номером 30:05:000000:1284, площадью 21,1кв.м (РНФИ: П12320001963), балансовая стоимость 253 001,05 руб., расположенное по адресу: Астраханская область, Камызякский район, Никитинский банк, пост Никитинский.
Данный факт подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.
Распоряжением Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области № 61-545-р от 04.03.2020 по акту о приеме-передаче нефинансовых активов № КА00-000014 от 05.03.2020 указанное имущество было предоставлено в оперативное управление Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ростовский референтный центр Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору». Право оперативного управления зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В связи с отсутствием потребности учреждением было принято решение об отказе от права оперативного управления имуществом и передаче его в казну Российской Федерации.
Письмом № 01-08-ю/2179 от 10.12.2020 учреждение обратилось в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) с просьбой согласования отказа от права оперативного управления и передачи имущества в казну Российской Федерации.
С согласия Россельхознадзора (письмо № ФС-АК-6/3167 от 08.02.2021) учреждение обратилось в ТУ Росимущества в Ростовской области с просьбой прекращения оперативного права на имущество и изъятии его в казну Российской Федерации (письмо № 01-12-ю/313 от 17.02.2021).
В соответствии п. 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области, утвержденным приказом Росимущества № 63 от 05.03.2009, ТУ Росимущества в Ростовской области осуществляет функции по управлению федеральным имуществом в отношении имущества, находящегося на территории Ростовской области. В связи с этим ТУ Росимущества в Ростовской области был направлен запрос в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области (письмо № 61-СВ-10/2536 от 18.03.2021), которое осуществляет функции по управлению федеральным имуществом в отношении имущества, находящегося на территории Астраханской области, согласно п. 4.1. Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Астраханской области, утвержденным приказом Росимущества № 49 от 27.02.2009 (далее - Положение о ТУ Росимущества в Астраханской области).
В связи с длительным непоступлением ответа на направленные запросы, ТУ Росимущества в Ростовской области повторно письмом № 61-СВ-10/6856 от 21.07.2021 направило запрос в адрес ответчика. Кроме того, учреждением также дополнительно был направлен запрос в адрес управления.
Письмом № 30-ШД/2980 от 27.08.2021 ТУ Росимущества в Астраханской области сообщило об отказе в изъятии неиспользуемого учреждением имущества, а так же о том, что вопрос его изъятия без закрепления за другим учреждением не может быть рассмотрен, в связи с чем будут направлены запросы в федеральные учреждения о возможности принятия ими этого имущества в оперативное управление.
Согласно п. 4.10 Положения о ТУ Росимущества в Астраханской области территориальное управление закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за федеральными государственными унитарными предприятиями и федеральными казенными предприятиями, производит в установленном порядке правомерное изъятие.
Согласно п. 4.11 Положения о ТУ Росимущества в Астраханской области территориальное управление закрепляет в установленном порядке находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за указанными учреждениями.
Изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества и закрепление его за другими учреждениями относится к полномочиям ТУ Росимущества в Астраханской области, последовательность совершения этих действий не закреплена и может быть разделена во времени.
Несмотря на принятые меры, указанные объекты недвижимости до настоящего времени ТУ Росимущества в Астраханской области в казну Российской Федерации не приняты.
Бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области послужило основанием для обращения ФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, правомерно исходил из следующего.
В силу абзаца 5 пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Статьей 209 ГК РФ предусмотрено, что право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
По правилам пункта 3 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.
Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.
Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.
В силу пункта 1 статьи 235 ГК РФ право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, с учетом положений пункта 1 статьи 235, статьи 236, пункта 3 статьи 299 ГК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии у истца права на отказ от имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления.
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 № 432 (далее - Положение № 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
Пунктом 4 Положения № 432 предусмотрено, что Росимущество осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пунктам 4.1.2, 4.1.9 приложения № 15 к приказу Росимущества от 29.09.2009 № 278 «О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом» ТУ Росимущества в Астраханской области самостоятельно осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности, в частности осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности, иного федерального имущества, закрепленного в хозяйственном ведении или оперативном управлении федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, а также переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации необходимые меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности; закрепляет находящееся в федеральной собственности имущество на праве оперативного управления с целью размещения территориальных органов федеральных органов государственной власти и подведомственных им федеральных государственных учреждений на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также производит в установленном порядке изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества, закрепленного на праве оперативного управления за территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями, и закрепление данного имущества за иными территориальными органами федеральных органов государственной власти и подведомственными им федеральными государственными учреждениями.
Таким образом, бездействие ТУ Росимущества в Астраханской области, выраженное в непринятии в казну имущества, не используемого истцом, со ссылкой на отсутствие других учреждений, за которыми имущество может быть закреплено на праве оперативного управления, противоречит указанным выше полномочиям в сфере деятельности названного территориального органа.
Аналогичная правовая позиция отражена в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 10.07.2018 № 307-ЭС18-2637 по делу № А13-2776/2017.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая отсутствие у истца необходимости владения спорным имуществом, принимая во внимание, что нахождение федерального имущества во владенииФГБУ «Ростовский референтный центр Россельхознадзора» не обеспечивает его эффективное использование, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о реализации истцом своего права на отказ от права оперативного управления спорным имуществом и наличии правовых оснований для передачи этого имущества в казну Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации могут являться основанием для отмены судебного акта суда первой инстанции в любом случае, судом апелляционной инстанции не установлено.
Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление, выполненное в форме электронного документа, направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа не позднее следующего дня после дня его принятия.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 18 апреля 2022 года по делу № А06-10304/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий С. ФИО1
Судьи О. ФИО2
Т. В. Волкова