ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № А06-10511/19 от 25.01.2021 АС Астраханской области

ДВЕНАДЦАТЫЙ  АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

410002, г. Саратов, ул. Лермонтова д. 30 корп. 2 тел: (8452) 74-90-90, 8-800-200-12-77; факс: (8452) 74-90-91,

http://12aas.arbitr.ru; e-mail: info@12aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Саратов

Дело №А06-10511/2019

26 января 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2021 года.

Полный текст постановления изготовлен 26 января 2021 года.

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи С. А. Жаткиной,

судей Т. В. Волковой, Л. Ю. Луевой,

при ведении протокола судебного заседания секретарем А. А. Пугачёвой,

рассмотрев в открытом судебномзаседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Город Астрахань»

на решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2020 года по делу № А06-10511/2019

по исковому заявлению администрации муниципального образования «Город Астрахань» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к обществу с ограниченной ответственностью «АТК-3» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

третье лицо: Волжское межрегиональное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Волжское МУГАДН) (ОГРН <***>, ИНН <***>),

о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок,

УСТАНОВИЛ:

В Арбитражный суд Астраханской области обратилась администрация муниципального образования «Город Астрахань» (далее – администрация города Астрахани, администрация, истец) с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «АТК-3» (далее – ООО «АТК-3», общество, ответчик) о прекращении свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок №62с серии ГА-30 №000041.

Решением Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2020 года по делу № А06-10511/2019 в удовлетворении исковых требований отказано.

Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.

Заявитель апелляционной жалобы полагает, что непредставление ООО «АТК-3» ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок является нарушением статьи 37 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и основанием для прекращения действия выданного свидетельства об осуществлении перевозок.

Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе, публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.

В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Как следует из материалов дела, по результатам проведенного открытого конкурса управлением транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» обществу с ограниченной ответственностью «АТК-3» выдано свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок серии ГА-30 № 000041 сроком действия с 18.11.2016 по 18.11.2021 и карты указанного маршрута.

Согласно реестру муниципальных маршрутов регулярных перевозок в муниципальном образовании «Город Астрахань» по маршруту № 62с перевозки осуществляет ООО «АТК-3». Максимальное количество транспортных средств, используемых для осуществления перевозок на данном маршруте, составляет 15 единиц малого класса.

Как указывает истец, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 62с в течение 2019 года (за I и II кварталы), 2018 года  (за  I-IV кварталы) в Управление транспорта и пассажирских перевозок администрации муниципального образования «Город Астрахань» ответчиком представлены не были.

В администрацию Волжским МУГАДН предоставлена информация от  13.08.2019 о том, что ООО «АТК-З» в 2018 году привлекалось к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление  № 002229 от  09.04.2018), а в 2019 году по части 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление  № 002259  от  27.02.2019).

Администрация города Астрахани, посчитав нарушения общества достаточными для прекращения действия свидетельства, обратилась в арбитражный суд с заявленными исковыми требованиями.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, правомерно исходил из следующего.

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - регулярные перевозки), в том числе отношения, связанные с допуском юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к осуществлению регулярных перевозок, использованием для осуществления регулярных перевозок объектов транспортной инфраструктуры, а также с организацией контроля за осуществлением регулярных перевозок, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 220-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 17 Закона № 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок.

Пунктом 19 части 1 статьи 3 Закона № 220-ФЗ определено, что свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок – это документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок, который согласно части 1 статьи 19 Закона № 220-ФЗ выдается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, установившими данные маршруты. При этом в силу положений части 5 статьи 27 Закона №220-ФЗ расписание указывается в приложении к свидетельству об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и в случае изменения расписания переоформление свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок не требуется.

В силу части 1 статьи 37 Закона № 220-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, с которыми заключен государственный или муниципальный контракт либо которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, обязаны направлять в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный орган местного самоуправления, заключившие данный государственный или муниципальный контракт либо выдавшие данное свидетельство, ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок.

Приказом Минтранса России от 16.12.2015 № 367 утверждена форма ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок и установлен срок направления этих отчетов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации и уполномоченный орган местного самоуправления, в соответствии с которым отчет об осуществлении регулярных перевозок представляется ежеквартально не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.

В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона № 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые заключили государственный или муниципальный контракт или выдали свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Частью 5 статьи 29 Закона № 220-ФЗ определено, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство, обращаются в суд с заявлением о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок при наступлении хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) неоднократное в течение одного года непредставление в сроки, которые предусмотрены частью 2 статьи 37 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества ежеквартальных отчетов об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок;

2) неоднократное в течение одного года привлечение юридического лица, индивидуального предпринимателя, хотя бы одного из участников договора простого товарищества, которым выдано данное свидетельство, к административной ответственности за совершение при осуществлении предусмотренных этим свидетельством перевозок административных правонарушений, указанных в частях 4 и 5 статьи 11.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3) расторжение договора простого товарищества (в случае, если данное свидетельство выдано участникам договора простого товарищества);

4) непредставление в случаях и в сроки, которые предусмотрены частью 15 статьи 4 настоящего Федерального закона, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, уполномоченным участником договора простого товарищества заявления об изменении маршрута регулярных перевозок;

4.1) наличие обоснованной жалобы на выполнение в течение одного месяца двух и более рейсов по межрегиональному маршруту регулярных перевозок с отправлением транспортных средств из остановочных пунктов ранее времени, предусмотренного установленным расписанием;

5) иные обстоятельства, предусмотренные соглашением об организации регулярных перевозок между субъектами Российской Федерации (в отношении смежных межрегиональных маршрутов регулярных перевозок) или законом субъекта Российской Федерации (в отношении межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок и муниципальных маршрутов регулярных перевозок).

Из буквального толкования вышеуказанных норм следует, что они предусматривают не безусловную ответственность перевозчика за указанные нарушения, а устанавливает право уполномоченного органа на обращение в суд с соответствующим требованием.

Введение законодателем судебного порядка разрешения вопроса о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров по маршруту регулярных перевозок означает, что в каждом конкретном случае суд вправе и обязан оценить обстоятельства, являющиеся основанием для прекращения свидетельства с учетом соответствующих доказательств, подтверждающих наличие таких оснований, степени опасности, характера нарушения, его последствий, наличия либо отсутствия фактов устранения таких последствий.

Поскольку прекращение действия свидетельства об осуществлении перевозок ограничивает правоспособность юридического лица, не дает возможности заниматься определенным видом деятельности, данная мера также должна являться необходимой для защиты экономических интересов Российской Федерации, прав и законных интересов потребителей и иных лиц.

Как указывает администрация, ООО «АТК-3» не были представлены ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 62с за I и II кварталы 2019 года, за I-IV кварталы 2018 года.

Оценивая в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соотношение тяжести вменяемого ООО «АТК-З» нарушения и размера истребуемой администрацией ответственности, суд первой инстанции, установил, что в рассматриваемом случае прекращение действия выданного обществу свидетельства повлечет невозможность осуществление им своего основного вида деятельности.

В результате прекращения действий свидетельства об осуществлении перевозок до проведения нового конкурса на право осуществления перевозок и определения победителя граждане-пассажиры будут лишены возможности пользоваться услугами перевозки автомобильным транспортом по указанному маршруту; документы, подтверждающие нарушение перевозчиком перевозочного процесса, кроме несвоевременного представления отчетов, администрацией не представлены, какие-либо жалобы, претензии к непосредственно перевозочной деятельности ответчика отсутствуют; проверочные мероприятия в отношении ООО «АТК-З» не осуществлялись.

Апелляционная коллегия считает правомерным вывод суда первой инстанции, что заявленная администрацией формальная причина (непредставление отчетов об осуществлении перевозочной деятельности), не является достаточным основанием для применения ответственности в виде прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок; фактически применение такой ответственности приводит к невозможности осуществления обществу данного вида деятельности и лишает его источника необходимого дохода.

Кроме того, судом первой инстанции принято во внимание, что ежеквартальные отчеты об осуществлении регулярных перевозок по маршруту регулярных перевозок № 62с за спорные периоды в настоящее время сданы, что не оспаривается  администрацией города Астрахани.

Суд апелляционной инстанции отклоняет ссылку администрации города Астрахани на то, что Волжским МУГАДН предоставлена информация о привлечении ответчика к административной ответственности по части 4 статьи 11.33 КоАП РФ и части 5 статьи 11.33 КоАП РФ, поскольку данные нарушения носят устранимый характер и не свидетельствуют о грубом несоблюдении ответчиком действующего законодательства.

Кроме того, как верно указано в обжалуемом судебном акте, за указанные выше нарушения общество привлечено к ответственности в разные периоды – в апреле 2018 года и в феврале 2019 года, что не свидетельствует об их неоднократности.

При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

Аналогичная позиция отражена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 10.09.2020 по делу № А06-10512/2019, постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2020 по делу № А06-10526/2019.

Доводы апелляционной жалобы, приведенные в их обоснование, не соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, дают иную правовую оценку установленным обстоятельствам и по существу сводятся к переоценке доказательств, положенных в обоснование содержащихся в обжалуемом судебном акте выводов, являются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого законного и обоснованного решения суда первой инстанции.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.       

С учетом изложенного решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Астраханской области от 15 октября 2020 года по делу № А06-10511/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий                                                                         С. ФИО1

Судьи                                                                                                                      Т. ФИО2

                                                                                                             Л. Ю. Луева